|
ПЕРЕЧИТАЕМ
«СЛОВО»
(или еще раз о том,
«откуда пошла есть Руская земля»)
1.
Се бо Готския красныя девы
въспеша на брезе синему морю,
звоня Рускым златом,
поют время Бусово,
лелеют месть Шароканю.
«Слово о плъку Игореве»
Все мы в школе учили историю своего
государства — России-Руси. Более двухсот лет на
уроках истории внушают, что история государства
Российского начиналась с Рюрика, с IX века нашей
эры, то есть двенадцать веков назад.
Но все мы также на уроках литературы
«проходили» жемчужину древнерусской поэзии
«Слово о полку Игореве». И удивительно, что мало
кто обращал внимание на то, что автор «Слова»
обращался к событиям русской истории,
происходившим намного ранее IX века.
Вот как об этом пишет академик Б.А.
Рыбаков2 : «В «Слове о полку Игореве» три
хронологических слоя. Самый глубокий относится к
тем отдаленным временам, когда впервые в южных
степях появились тюркоязычные кочевники-гунны,
когда века благоденствия славян, названные
«Трояновыми веками» (II—IV века н.э. по римскому
императору Траяну, при котором завязалась
оживленная торговля славян с Римом), сменились
тяжелыми войнами с готами. Наступило, как говорит
поэт, «время Бусово», время славянского князя
Буса, плененного и убитого готами. Это далекая
старина — отстоявшая от эпохи автора «Слова» на
800 лет, как сама поэма отстоит от нас на такой же
отрезок времени».
Автор «Слова» обращается ко «времени
Бусову», как к событию русской истории. В истории
остготского государства, написанной летописцем
Иорданом, приводится точная дата этого события —
375 год нашей эры, то есть шестнадцать веков назад.
«Слово о полку Игореве» читают и
перечитывают двести лет. И все это время внимание
к нему не ослабевает. Изучением «Слова»
занимались и занимаются тысячи исследователей
во многих странах мира. Результаты исследований
обсуждали на съездах и конференциях. К.И.
Чуковский в 1968 году насчитал 45 переводов «Слова»
только на современный русский язык, «и всякий раз
по-другому»3 . На украинский язык «Слово»
переводили более 20 раз.
Чем вызвано такое внимание к «Слову»?
Если «Евгения Онегина» называют энциклопедией
русской жизни начала XIX века, то «Слово о полку
Игореве», даже при гораздо более скромном его
объеме, можно назвать энциклопедией
древнерусской жизни и истории 12 века.
Автор «Слова» обладал редким
поэтическим даром мгновенно мысленно
переноситься по родной русской земле во всех
четырех измерениях — в длину, ширину, ввысь и во
времени.
В длину и ширину — от Новгорода на
севере до Тьмутороканя на юге, от Дуная и гор
Угорских (Карпат) на западе, до Волги на востоке.
Хорошо знал соседние «многи страны: Хинова,
Литва, Ятвязи, Деремела и Половци», соседние
народы — «ту Немци и Венедици, ту Греци и Морава».
Ввысь — от одухотворенной природы
родной земли («Днепре словутицю», «ветри —
Стрибожи внуци») к заселенным славянскими богами
и мифологическими существами небесам. И в самой
выси — к Богу, Христу и заступнице и
покровительнице Руси — Пресвятой Богородице.
Автор «Слова» провозглашает: «Здрави
князи и дружина, поборая за христьяны на поганыя
пльки». Со страниц поэмы звучат колокола «Святыя
Софеи» в Киеве и Полоцке. «Игореви князю Бог путь
кажет из земли Половецкой на землю Рускую»...» И,
возвращаясь из плена, князь Игорь прежде всего
направляется в Киев «по Боричеву к Пресвятой
Богородице Пирогощей», чтобы возблагодарить ее
за удачный побег.
С легкой руки первых исследователей
«Слова» автора записали чуть ли не в язычники. Но
ведь никому не пришло в голову назвать язычником
Ф.И. Тютчева за строки «Ты скажешь: ветреная Геба,
кормя Зевесова орла». Не вина, а беда наших
замечательных поэтов серебряного века, что они
воспитывались на образах не родной славянской
мифологии, а чужой, хотя не менее прекрасной и
поэтической греко-римской.
«В античной поэзии языческий миф,
утративший религиозную суггестивность, стал
неисчерпаемым источником поэтического
вдохновения... Упоминания языческих богов в
«Слове» не являются случайными. Эти упоминания
имеют смысл не мифологический, а
поэтический»4 . К этому нужно добавить, что
кроме функций поэтической метафоры, они несут и
чуть замаскированный очень важный политический
смысл, хорошо понятный современникам, то, что
автор «Слова» не мог высказать другим способом.
Почти сорок раз обращается он к драматическим и
славным событиям истории Руси, сопоставляя их с
походом Игоря и его последствиями, усиливая тем
эмоциональное воздействие на слушателей и
читателей. Академик Б.А. Рыбаков в упомянутой
выше статье трижды подчеркивает, что автор
«Слова» хороший историк:
«Исторический раздел «Слова о полку
Игореве» убедил нас в другом. Автор поэмы был не
только поэтом, но и глубоким историком,
превосходно знающим летописи».
«Он выступает прежде всего как поэт, но
не нужно забывать, что он одновременно является
историком. Самый замысел поэмы объявлен им как
исторический и полемический».
«Автор «Слова» проявил себя более
историком, чем современные ему летописцы».
Автор «Слова» обращается только к
истории родной земли, которую прекрасно знал. Со
временем оказались несостоятельными попытки
иных исследователей объяснить некоторые места
«Слова» обращениями к истории других стран и
народов. «Се у Рим кричат под саблями
половецкими» оказалось, не имеет никакого
отношения к вечному городу, топоним Римов до сих
пор присутствует на карте Украины.
Прилагательное «троянь» не имеет никакого
отношения ни к римскому императору Траяну, ни к
южно-славянскому богу Трояну, ни к певцу Бояну (по
теории А. Югова, сделавшего очень много для
объяснения «темных» мест «Слова»). Троянской
несколько веков до прихода «вещего» Олега
называлась русская земля.
Исследователи «Слова» неоднократно
обращались к историкам за сведениями о событиях,
описанных в «Слове», историки также неоднократно
обращались к «Слову» за подтверждением
результатов своих исследований. Историческая
составляющая «Слова о полку Игореве» до сих пор
сохраняет свою актуальность, подтверждением
чему служит эта статья.
Так куда же исчезли четыре века русской
(а также украинской и белорусской) истории? Ведь
существовали же летописи.
2.
Уже снесеся хула на хвалу.
Летописи были, но дошли до нашего
времени только в списках ХIII—ХVIII веков. Строения
на Руси в те времена были в основном деревянными.
Частые пожары и войны, а иногда и умысел,
уничтожили большинство первичных документов. От
XI века не сохранилось ни одного документа на
пергаменте, от ХII века дошло только два.
Основным дошедшим до нас историческим
источником является летописный свод, называемый
«Повестью временных лет», составленный в Киеве
«черноризцем Феодосиева монастыря Печерскаго»
Нестором в 1111 году. Дошел он в списках, тексты
которых отличаются друг от друга. Для Нестора
главным источником был Киевопечерский свод,
составленный во второй половине XI века и который
называют Начальным сводом. Нестор пользовался
также другими документами и более ранними
летописями, восходящими ко временам Аскольда.
Можно ли во всем доверять летописцам?
При упоминании слова «летописец» в памяти сразу
возникает созданный гением А.С. Пушкина образ
седовласого Пимена, который в уединении своей
кельи при свете лампады неторопливо «пыль веков
от хартий отряхнув, правдивые страницы
перепишет», на которых описаны «война и мир,
управа государей, угодников святые чудеса,
пророчества и знаменья небесны».
Но ученые-историки были о летописцах
другого мнения. Вот мнение академика А.А.
Шахматова5 : «рукой летописца управляли в
большинстве случаев не высокий идеал, далекого
от жизни и мирской суеты благочестивого
отшельника, умеющего давать правдивую оценку
событиям, разворачивающимся вокруг него... рукой
летописца управляли политические страсти и
мирские интересы... Нестор мог сознательно
повторить то, чему сам не верил...»
А вот мнение другого историка XIX века —
Н.И. Костомарова6 : «...(летописные) источники по
разным причинам являются лживыми, даже без
умышленного обмана».
Летописи переписывались и
«исправлялись» много раз. Многие ученые считают,
что «Повесть временных лет», на которую
опираются все учебники истории, была написана
(вернее переписана) по «социальному» заказу двух
могучих сил XI века — правящей Варяжской династии
и еще не отметившей свое первое столетие русской
христианской церкви. История не знает
сослагательного наклонения. И Варяжская
династия и христианская церковь внесли свой
вклад в создание и укрепление Руси. Варяжская
династия создала Русскую державу, крупнейшую в
Европе, объединив в нее все русские «земли» —
предшествовавшие ей государства и небольшие
государственные образования, которых было более
десятка. Православная христианская церковь
принесла на Русь более гуманную религию,
способствовала развитию просвещения,
письменности, образования, культуры,
летописания, высокой морали.
Но, стремясь самоутвердиться, церковные
летописцы могли показать всю предшествующую их
появлению историю Руси в самом неприглядном
свете. Русь представлена сборищем полудиких,
неорганизованных племен, поклонявшихся
языческим «бесовским» богам. До появления Рюрика
в летописях практически не приводится ни одной
даты, ни одного имени славянских князей и
государств, никаких событий многовековой
истории. Было зачеркнуто целое тысячелетие
истории русского государства.
О древлянах, государство которых
существовало до Рюрика почти тысячелетие, у
которых городов было больше, чем во многих
странах Западной Европы, в летописи написано: «А
древляне живяху звериньским образом, живущие
скотьски: убиваху друг друга, ядеху все нечисто, и
брака у них не бываши, но умыкиваху у воды
девиця».
Часть историков XIX века вторила
летописи. Например, Н.И. Костомаров7 , который о
доваряжском периоде Руси писал: «Признаков
государственной жизни мы не замечаем». Хотя о
населении Руси был более объективного мнения,
чем летопись: «Они умели строить себе деревянные
жилища, укреплять их деревянными стенами, рвами и
насыпями, делать ладьи и рыболовные снасти,
возделывать землю, водить домашних животных,
прясть, ткать, шить, приготовить кушанья и
напитки — пиво, мед, брагу, — ковать металлы,
обжигать глину на домашнюю посуду; знали
употребление веса, меры, монеты, имели свои
музыкальные инструменты».
Над восстановлением действительной
истории доваряжской Руси работали исследователи
разных отраслей исторической науки. Много фактов
дали археологические исследования. Есть
письменные документы у соседних с Русью народов,
относящиеся к тем временам. Многое смогли
рассказать былины и предания, которые часто
расходятся с летописями в описании одних и тех же
событий. Интересную информацию может дать
ономастика и, в частности, топонимика — наука о
географических названиях.
Фрагменты добытых знаний можно
разложить так, как раскладывают мозаику. Картина
получается не совсем полная, некоторых
фрагментов не хватает, их можно дорисовать. Так
получается законченное изображение. Для
подтверждения достоверности его можно сравнить
с историческими фрагментами «Слова о полку
Игореве». Насколько соответствует полученная
картина тому, что было в действительности, судить
читателям и специалистам.
Попробуем еще раз пересеять
тысячекратно просеянный песок в поисках золотых
крупинок истины.
3.
О Руская земле! Уже за шеломенем еси.
...О Руская земле! Уже не шеломенем еси.
Эти восклицания переводили по-разному.
Первые издатели повторили «за
шеломенем».
У В. Жуковского — «за горами».
У Янки Купалы — «перешли рубеж».
У Максима Рыльского — «за могилой», то
есть за могильным курганом.
У Н. Заболоцкого, В. Стеллецкого, И.
Шкляревского, А. Югова и многих других — «за
холмом».
Большинство переводчиков заворожила
родственность слов «шелом» и «шеломя». Хотя при
таком переводе трудно было объяснить, почему
границей русской земли и половецкой степи был
одинокий холм, под которым подразумевался
курган, так как холмов на границе не было. Слова
«шелом» и «шеломя» действительно родственные, но
не по геометрической форме описываемых
предметов, а по смыслу, означающему «защита».
«Шелом» защищает голову, «шеломя» (шоломя) —
крепость, город, землю, так как является
названием защитного вала. На это указал А.И.
Робинсон8 , приведя в подтверждение цитату из
летописи, описывавшей близкую по времени к
походу Игоря стычку других русских князей с
половцами в 1184 году: «Мстислав и Владимир,
перейдя Хорол, взошли «на шоломя», стараясь
увидеть его. Кончак же стоял «у лузи» (в низине),
его же едущие «по шоломени» миновали, иных же
увидав, ударили на них. Кончак же, то видев
«утече».
Действительно, по валу проехать можно,
по кургану — нет. Становится понятной разница в
оттенках первого и второго восклицаний. Когда
войско Игоря только миновало защитный
вал-границу — «О Руская земле! Уже за шеломенем
еси». Когда, после нескольких дней пути, «Ольгово
хороброе гнездо далече залетело» — «О русская
земле! Уже не шеломенем еси», то есть уже далека.
Ближе всех к оригиналу перевод Янки Купалы
(шеломя — рубеж). В некоторых изданиях текст
второго восклицания «исправлен» заменой частицы
«не» на предлог «за», что искажает смысловую
ткань поэмы. И в большинстве переводов оба
восклицания идентичны.
Так что же, получается, что и по «Слову» и
по летописи русскую землю от половецкой отделял
защитный вал? Да, это так. Остатки гигантского
защитного земляного вала сохранились до сих пор.
Он протянулся на сотни километров по Левобережью
вдоль Хорола до Днепра и в Правобережье от Днепра
вдоль Роси мимо Белой Церкови почти до предгорий
Карпат. Сохранились также остатки нескольких
линий валов в Правобережье вдоль рек Здвиж,
Стугна и других, известные под названием Змиевых
валов. Кто, когда и с какой целью их соорудил?
Много лет изучением валов занимался
киевский исследователь А.С. Бугай9 . В
музее-заповеднике «Киево-Печерская лавра» есть
экспозиция, посвященная валам, с картами-схемами.
При сооружении каждый вал имел толщину в
основании до 20 метров и высоту до 8-9 метров,
которую увеличивал обращенный к югу ров. Из рва
брали землю для вала. Для укрепления валов
использовались обугленные стволы деревьев, что
позволило применить радиоуглеродный анализ для
определения времени сооружения валов.
Результаты оказались ошеломляющими. Первые,
самые северные валы в Правобережье Днепра вдоль
южной окраины лесов были сооружены во II веке до
нашей эры, когда в причерноморские степи пришли
сарматы, изгнав оттуда скифов.
Каждые последующие два-три столетия по
«коридору народов» — степному Северному
Причерноморью — прокатывалась очередная волна
пришельцев. И с началом каждого нашествия
появлялась новая линия валов, южнее предыдущей.
Со II века до нашей эры до VII века нашей эры валы
«прошагали» на юг двести километров. Их общая
длина составила почти тысячу километров, что
соизмеримо с длиной Великой китайской стены,
которая была построена примерно в то же время и с
той же целью — защиты от конницы завоевателей.
Валы были непроходимы для конницы и кибиток,
чтобы пройти через них, всадники должны были
спешиваться. А за каждой линией валов на
небольших расстояниях находились
заставы-городища, от которых на опасный участок
стены легко можно было перебросить подкрепления.
Исследования показали, что большинство валов в
Правобережье были сооружены одними и теми же
приемами. Строительство таких грандиозных
сооружений было под силу только государству и
все девятьсот лет их строило одно и то же
государство, несмотря на то, что южнее валов
периодически проходили все новые и новые волны
завоевателей.
Сармат изгнали из Причерноморья готы.
Готы одержали победу над войсками Буса, взяли его
в плен и казнили. Но государство не покорили, так
как в списке покоренных готами земель,
приведенном в летописи Иордана, славянских —
нет. Готов разгромили гунны, но валов не перешли,
а пошли дальше на запад. К ним присоединились
славянские подразделения. Из исторических
источников известно, что одного военоначальника
Атиллы звали Тарас. А на погребальном пиру
Аттилы, «страве», пили «мед». Это дало некоторым
историкам основание считать гуннов славянами.
Валы были надстроены, когда в Степи
появились авары. Так же, как гунны, они пошли
дальше на запад мимо валов. Русские летописи
описывают унижения, которым авары подвергали
живших западнее славян-дулебов, но ни словом не
обмолвились об их пребывании в Приднепровье.
Хотя другие источники сообщают о жестоких
сражениях.
Мадьяры в IX веке прошли с Дона на запад
через Русь мирно. Когда после авар появились
хазары, затем печенеги, а за ними половцы, валы,
вследствие развития военного дела и изменения
политической обстановки, отчасти потеряли свое
значение. Но самая южная линия валов стала
границей Руси и Степи, печенежской, а затем
половецкой. И продолжала выполнять свою защитную
роль уже в сочетании с несколькими поясами
крепостей, построенных князем Владимиром I. «И
сказал Владимир: «Плохо, что мало крепостей
вокруг Киева». И стал ставить крепости по Десне, и
по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне». Так
сказано в летописи за 988 год. Все пять поясов
крепостей вдоль пяти рек, впадающих в Днепр,
находятся севернее южного вала.
Оборонительные Змиевы валы убедительно
свидетельствуют о том, что история
древнерусского государства начинается с
сооружения первой линии валов, то есть не позже II
века до нашей эры.
6-7 тысячелетий назад в северной части
Восточной Европы до берегов Северного
Ледовитого океана было сравнительно тепло, и там
возникла цивилизация, названная
индоевропейской. Древние греки называли ее
гиперборейской. Несколько раз в периоды
похолоданий волны гиперборейцев прокатывались с
Севера на Юг, доходя до Индийского океана и
оседая по пути. К ним относят протошумеров и
ариев. Индоевропейцы заселили Центральную и
Восточную Европу, Малую и Центральную Азию и
более южные районы. Цивилизацию, которую
археологи датируют 4-5 тысячелетиями до нашей эры
и достигшую высокой степени развития (вплоть до
появления начатков письменности), считают
праславянской (хотя некоторые ученые
располагают ее в других местах, как, например, в
Малой Азии).
Наука установила, что дольше всего во
времени сохраняются названия рек, затем гор. Если
посмотреть на современные физические карты
Северной Румынии, Венгрии, Буковины, Западной
Украины, среднего Правобережья Днепра, можно
найти много славянских названий рек — Красна,
Быстра, Черна, Суха, Матка, Яблоница, Тетерев,
Горынь и т.д. Глубокой древностью веют названия
гор Брда, Вда, Вкра, Попрад, Гор10 . Хотя во
многих из этих мест более двух тысячелетий живет
неславянское население, эти названия
сохранились до сих пор. Славяне остались жить
только в лесистой части правобережной Украины,
создав там свое государство — «землю». Его ядро
лежит на Правобережной Украине южнее Припяти и
севернее Роси.
Создатель первого русского курса
исторической географии С.М. Середонин11
отметил, что в этой земле названия рек и других
водных объектов все славянские. «Это была
прародина славянских племен, на этом
пространстве мы не могли подметить присутствия
какого-либо иного народа... Славяне, жившие к
западу от Днепра, от Киева не знали над собой
чуждой власти, у них были свои князья… свои
лучшие мужи и города...»
Античные историки в начале I тысячелетия
н.э. располагали славян севернее Дуная от
верховьев Лабы (Эльбы) и Одры (Одера) до Днепра и
называли: западных — венедами, срединных —
склавинами, восточных — антами. А в IV веке н.э.
началось «великое переселение народов»,
длившееся два века. Подавляющая часть племен и
народов переселились на новые места. Многие
некогда многочисленные племена исчезли вообще,
рассеявшись и растворившись в других народах.
Некоторые малочисленные народы передали свое
имя более многочисленным, хотя переняли их язык и
обычаи (как, например, болгары на Балканах).
Быстро воздвигались и рушились королевства, и
часто новое поколение устраивалось на новых
местах.
К концу VI — началу VII веков просторы всей
Европы покрыли новые государства. Создалась
картина, совершенно не похожая на ту, которая
была двумя столетиями раньше. На восточной
окраине Европы на Волге образовались
мусульманская Булгария и исповедовавший
иудейскую религию Хазарский Каганат. Западнее их
располагалось около десятка славянских
«земель», еще западнее — восточно-славянские
королевства: Чехия, Польша и другие. Не могло
тогда быть в Европе территории, на которой
оставались бы жить первобытные племена. Хотя у
всех государств были разные религии, их
правители назывались по-разному, и они часто
воевали между собой, возникли одинаковые
признаваемые всеми династическое право и этика
межгосударственных отношений. Каждая династия
гордилась своей родословной. В практику вошли
междинастические браки по политическим
соображениям. На всей территории между
Атлантическим, Индийским и Тихим океанами шла
оживленная торговля.
Славянские племена за это время из
первоначального ареала своего пребывания
расселились на больших пространствах южной,
центральной и восточной Европы. Пути переселения
на территорию будущей Руси проследил В.П.
Кобычев12 . Племена приходили не на пустое
место. Местное население либо вытеснялось, либо
ассимилировалось пришельцами.
Пришедшие с Запада на среднее
Приднепровье славянские племена застали
славянские государство, жители которого жили там
издревле и стали для пришельцев «древлянами». По
летописной версии «древлянами» их стали
называть потому, что они жили в лесах. Оба слова —
древо и древний — происходят от общего корня. К
приходу других племен древляне занимали большую
территорию на Левобережной Украине и южнее Киева
в Правобережье. Чернигов и Киев были
первоначально древлянскими. 600 километров
Змиевых валов были сооружены древлянами.
Древлянское Левобережье захватило
славянское племя «севери» и земля стала
называться Северской. Южнее северян и древлян на
обоих берегах Днепра обосновались поляне,
образовав Полянскую землю. По летописной версии
полян назвали так, потому что они жили в полях. У
ученых это вызывает сомнения. Вот мнение С.М.
Середонина: «...Поляне жили в лесу на высоком
берегу Днепра... Откуда у них название полян и
могли ли они называться тогда полянами? Конечно,
нет». Подобные сомнения высказывали также И.Е.
Забелин, М.С. Грушевский и Б.А. Рыбаков. В.П.
Кобычев считает, что это название является
принесенным из прежнего места обитания, с
территории Польши, так как по пути переселения от
истоков Вислы до Киева насчитывается 15
гидронимов типа Кия и Киянка.
Юго-западнее Полянской до Черного моря
образуется Уличская земля, а западнее нее —
Тиверская, южная граница которой проходила по
Дунаю. Южные славянские земли объединились для
защиты от нашествий кочевников. Они вели войны с
Византией, доходя до Царь-града-Константинополя.
По мнению академика Б.А. Рыбакова это произошло
на рубеже VIII и IX веков. Южное объединение
славянских земель некоторое время входило в
Хазарский Каганат. Правителей земель называли и
князьями и каганами. «Рече Боян и Ходына
Святъславля песнотворца стараго времени
Ярославля Ольгова Когана хоти»...
Академик В.Л. Янин установил13 , что
возникло два центра доваряжской славянской
государственности — Северо-Западная с центром в
Великом Новгороде и Южная с центром в Киеве. У
каждого государственного образования были свои
весовые и денежные системы. Между системами были
простейшие способы пересчета. Северо-Западный
регион был ориентирован на торговлю с
прибалтийскими странами, Южный — на торговлю с
Византией и другими соседями. И, конечно, была
торговля между Севером и Югом, стержнем которой
стал путь — «из варяг в греки».
Итак, русская земля «за шеломенем еси».
Первое «шеломя» воздвигли древляне во II веке до
нашей эры для защиты от сармат. От этой даты до
«времени Бусова» шесть веков истории первого
древнерусского Древлянского
государства-«земли». Карамзин отмечал, что
князья у древлян были до Рюрика. Самый южный
восьмидесятиверстовый оборонительный вал,
построенный уже полянами, местные жители
называют «троянским». Почему?
4.
Были вечи трояни,
Минула лета Ярославля,
Были пльци Олговы, Ольга Святъславличя.
Автор «Слова» делит историю русского
государства на три этапа. Сначала троянская
часть — период развития и роста. Затем правление
Ярослава Мудрого — наивысший расцвет державы.
Затем — войны Олега Святославича, в другом месте
названного Олегом Гориславичем — начало
междоусобных войн.
Слово «троянь» упоминается в «Слове»
четыре раза и только как прилагательное —
«троянская тропа», «троянские «вечи», «троянская
земля», «на седьмом веке троянском». Частота
упоминания уступает только прилагательному
«русская» и соответствует отношениям объемов
текста, относящихся к современным автору
событиям и событиям далекого прошлого.
«Троянская земля» — была названием государства
на определенном этапе его истории. Только в этом
значении становятся понятными все четыре случая
его упоминания.
«Вечи трояни» могут иметь три значения.
Первое — «троянские съезды, вече» — это перевод
первых издателей. Второе — «троянские века» —
так переводят сейчас. Н.М. Карамзин, читавший
оригинал «Слова», считал, что слово прочтено
неправильно, что в оригинале написано «сечи», то
есть «троянские битвы»14 . Ни одно из
приведенных значений не противоречит другому. В
истории троянской земли могли быть и века, и вече,
и битвы.
Как возникло название «Троянская»?
Приведем две возможные версии, не исключающие
одна другую. Прежде всего отметим, что слово
«троя» — славянское, означающее объединение
трех объектов или понятий. Ему соответствует
современное слово «триада». Название
«троянская», «троя» могли возникнуть в
древнерусском и даже праславянском языке по
законам словообразования на словесной основе
того времени.
Итак, версия первая. Выше упоминалось,
что некоторые ученые прародиной славян считали
Малую Азию. К ним относился М.В. Ломоносов, считая
праславянским государством Пафлагонию, которую
населяли венеты (энеты). Во время мятежа часть
изгнанных из нее жителей во главе с царем
Пилеменом нашли приют в Илионе, который затем
осадили греки-ахейцы. По мнению некоторых ученых
Троей называли совокупность города Илиона,
морского порта и крепости, и это могли сделать
венеты.
Какая связь может существовать между
гомеровской Троей и Киевской Русью? Как ни
удивительно, такую связь можно проследить. М.В.
Ломоносов писал15 : «Древнейшее всех
переселение славян... из Азии в Европу... двумя
путями происходило. Венеты от Трои с Антенором
плыли Архипелагом, Посредиземным и
Адриатическим морем. Другой путь из Мидии
севером».
За продолжением этой истории обратимся
к древнеримскому историку Титу Ливию16 :
«Прежде всего достаточно хорошо известно, что по
взятии Трои ахейцы жестоко расправились с
троянцами; лишь с двоими, Энеем и Антенором, не
поступили они по законам войны — в силу
старинного гостеприимства и потому, что те
всегда советовали предпочесть мир и выдать
Елену. Обстоятельства сложились так, что Антенор
с немалым числом энетов, изгнанных мятежом из
Пафлагонии и искавших нового места и вождя,
взамен погибшего под Троей царя Пилемена, прибыл
в отдаленнейший залив Адриатического моря, и по
изгнанию эвганеев, которые жили меж морем и
Альпами, энеты с троянцами владели этой землей.
Место, где они высадились впервые, зовется Троей,
по этой же причине и округа получила имя
Троянской, а весь народ называется венеты».
Итак, к началу нашей эры от
Адриатического моря до Альп и истоков Дуная жило
славянское племя венетов-венедов, которые
называли свою землю Троянской. До сих пор
существует основанный венедами город Венеция.
Основная масса славян «сидяху на Дунаеви». Затем
появились «Волхом бо нашедшем на словени на
Дунайския, и шедшем в них и насилящем им». Под их
давлением славяне переселились на северо-восток
в горные лесные районы в верховья Лабы (Эльбы),
Одры (Одера) и Вислы. «Влохи» по мнению одних
ученых были римлянами (в польском языке Италию до
сих пор называют «Влох»), по мнению других —
кельтами (от которых по легенде Рим спасли гуси).
В эпоху великого переселения народов
«словене же они пришедше седоша на Висле, и
прозваша ляхове, а от тех ляхов прозвашася
поляне...». «Тако же и ти словене пришедше и седоша
по Днепру и нарекошася поляне...».
Археологические раскопки показывают, что и
днепровские поляне и современные поляки, потомки
летописных полян — это две разошедшиеся ветви
одного народа, его западной ветви, известной под
именем венедов. Как их далекие предки принесли на
берега Адриатики название прародины «Троянская
земля», так и их потомки могли перенести его на
новое место проживания.
Вторая версия. Украинский писатель
Валерий Шевчук в романе-эссе о Киеве «Мысленное
дерево»17 рассказал о результатах своих
исследований литературы XVI — начала XVII веков,
времен, когда Киев еще входил в состав Речи
Посполитой.
Он обнаружил, что еще в то время у Киева
было сохранившееся от глубокой старины второе
название — Троя. В произведениях того времени
пытаются установить или опровергнуть связь
этого названия с гомеровской Троей, а в некоторых
даже отождествляют с нею Киев.
Польско-украинский поэт Себастьян
Кленович в поэме, напечатанной в 1584 году писал о
Киеве: «Есть тут много таких, что Трои руины здесь
ищут», хотя по его мнению «сказка, однако, эта
пустая».
Украинский поэт Иван Домбровский в
поэме «Камни Днепра» (на латыни) около 1619 года
писал:
«Но не роскошные здания в Киеве
встретишь, а убогие.
Люд в них поныне давней фригийской Трои
Грезит снами, так на их жизнь непохожими».
Путешественник Мартин Груневег,
побывавший в Киеве в 1584-85 годах, в 1601-1605 гг.
опубликовал воспоминания о своем путешествии, в
которых пишет, что слышал разговор, что Киев
построен на месте Трои, но полагает, что
настоящая Троя находится в Малой Азии.
В книге «Florus Polonicus», изданной в Нюрнберге
в 1666 году, автор отождествляет античную Трою с
Киевом и пишет, что «в пещерах Киевских можно
осмотреть тела Гектора, Приама, Ахилла и других
троянских и греческих героев, оставшихся
нетленными все прошедшее время».
Название Троя возникло раньше Киева.
Место, где расположен Киев, первоначально
входило в состав Древлянской земли. Киевские
горы, единственные в среднем течении Днепра,
расположенные на границе лесного края и
лесостепи, имели очень важное стратегическое
значение. За их обладание развернулась борьба
между пришельцами полянами и древлянами. На трех
киевских горах — Замковой, Детинке и
Воздыхальнице — древлянами были построены для
защиты от полян крепости. По законам
словообразования древнерусского языка они могли
быть названы Троей. Троей так же могли назвать
три крепости-поселения, воздвигнутые позже уже
полянами –легендарными братьями Кием, Щеком и
Хоривом для защиты уже от древлян.
Важное стратегическое положение Трои
привело как к быстрому росту окружающих ее
поселений, так и к главенствующему положению ее в
Полянской земле и самой Полянской земли. Когда
перед угрозой со стороны кочевников, славянские
земли были вынуждены объединиться, центром стала
Троя. Объединенная земля стала называться
Троянской при сохранении названий всех входящих
в нее земель. Живший в XI веке князь Полоцкий
Всеслав попытался захватить Киевский престол
«на седьмом веце трояни». Если «седьмой»
означает число (есть другие толкования), начало
троянской эпохи Руси можно отнести к V веку н.э.
после «времени Бусова».
Топоним Киев возник позже. Большая часть
Полянской земли находилась в Левобережье Днепра.
Когда у древлян были захвачены Киевские горы и на
них построены новые крепости, вблизи них для
связи князем Кием был организован перевоз,
названный «Киевым перевозом». Около перевоза
возник поселок, переросший в город, который стал
называться просто Киевом. Рост города со
временем привел к тому, что крепости Трои
оказались в городской черте Киева. Это могло
случиться в VII—VIII веках. Но название «Троя»
сохранялось в устном общении до XVI века, будоража
умы ученых, поэтов и путешественников и вызывая
появление самых невероятных теорий и домыслов.
Куда же исчезло название «Троянская
земля»? Почему его нет в летописях? Если бы в
летописи было записано, что «вещий» Олег
завоевал Троянскую землю, это было бы признанием
того, что до него существовала такая держава. А
это противоречило бы легенде о «заслугах»
варяжской династии по созданию Русской державы.
Поэтому появилась легенда о полудиких племенах
древлян и других славянских народов.
Имя земли «Троянская» было заменено
именем «Русская», которое, по мнению ученых,
возникло довольно внезапно (по историческим
меркам, конечно). Этим можно объяснить такое
множество вариантов естественного
возникновения слова «русский», ни один из
которых до сих пор не стал общепринятым.
Только благодаря «Слову» сохранилась
прямая память о Троянской эпохе Русского
государства. Память о Троянской земле до сих пор
сохранилась в топонимике Украины. Под Житомиром
есть местечко Троянов. Самые южные
оборонительные валы, сооруженные уже на
Троянской земле, местные жители до сих пор
называют «Троянскими».
Своеобразная память сохранилась в
некоторых письменных документах. События с
названием «троянский» стали приписывать
римскому императору Траяну, жившему во II веке н.э.
Точно так, как вначале это делали исследователи
«Слова» (см. первую главу). Еще Н.М. Карамзин
предположил18 , что «тропа троянская» в «Слове»
— это упомянутая Кантемиром в «Описании
Молдавии» «Via Traiani» — «дорога Траяна». Это
действительно так, с той оговоркой, что к
императору Траяну она не имеет никакого
отношения, так как римские легионы до нее не
доходили. По Кантемиру «дорога Траяна» шла с
низовьев Дуная через Прут на Украину. В
действительности это был торговый путь. Он шел из
Троянской Руси «через поля на горы» теперешней
Молдавии, а тогда Тиверской и Уличской земель, к
южным и западным соседям. Он возник задолго до
появления пути «из варяг в греки». Это
подтверждается лежащими на этом пути многими
топонимами с корнем «торг», в молдавском языке
превратившимся в «тырг» — Домнешти-тырг, Ясский
тырг, Тыргу-окна и т.п. Н.М. Карамзин также
писал19 : «...в русских сказках ХII столетия
упоминается о счастливых войнах Траяновых в
Дакии, и что славяне Российские начинали,
кажется, свое летоисчисление от времен этого
императора». Очень вероятно, что речь идет о
Троянской Руси, так как между Траяном и
появлением полян прошло несколько веков.
Дальнейшее рассмотрение исторических
фрагментов «Слова о полку Игореве» сделано в
соответствии с предложенной А.М. Членовым
реконструкцией древнерусской истории,
изложенной в нескольких публикациях и
подытожившей все сделанное им в книге «По следам
Добрыни»20 .
5.
Почнем же, братие, повесть сию
от стараго Владимира до нынешняго Игоря.
В действительности автор «Слова»
обращается к истории не от «старого» Владимира I,
а от жившего гораздо позже его внука Олега
«Гориславича». Что же имел в виду автор,
очерчивая исторический отрезок времени от
«старого» Владимира?
Первая версия, что это время от начала
крещеной Руси.
Но возможна и вторая версия, что это тот
момент истории, когда Русью вновь стали править
князья славянской династии. Ибо с 862 года до 980
года Киевской Русью правили князья иноземной
узурпаторской варяжской династии.
Коротко рассмотрим, что произошло за
промежуток истории с 862 по 980 годы. В Новгородской
земле произошла междоусобица между двумя
претендующими на власть группировками. Одна из
них в 862 году призвала на помощь варяжскую
наемную дружину. Её главарь Рюрик быстро
разобрался в обстановке, силой захватил власть и
провозгласил себя князем. К летописной легенде, в
которой рассказывается о приглашении варягов на
княжение, большинство ученых относится очень
скептически. Например, еще в XIX веке историк Д.Ф.
Щеглов высказался так21 : «Наша летопись, или
точнее наша сага о начале Русского государства,
внесенная в последующую летопись, знает то, чего
не было, и не знает того, что было».
Новгородцы пытались свергнуть
самозваного князя, но восстание Вадима, воспетое
К. Рылеевым, было разгромлено.
В 882 году, после смерти Рюрика, его
родственник «вещий» Олег (Хельги), ставший
регентом при малолетнем сыне Рюрика Игоре
(Ингваре), пошел походом на Юг. Подчинив по пути
несколько мелких княжеств-земель, он дошел до
Киева. Княжившие в нем славянские князья Аскодьд
и Дир были убиты. С их смертью оборвалась
славянская династия Полянской земли,
основателем которой был живший в VII веке
легендарный Кий, чье имя носит Киев. Академик Б.А.
Рыбаков называет захват Киева
«разбойническим»22 . «При этом он подчеркивает,
что Олег захватил Киев не как столицу Полянской
земли, а уже как столицу Русской державы23 ,
сложение которой он датирует рубежом VIII и IX
веков. Олег сделал Киев столицей Русской державы.
После смерти Олега стал княжить сын
Рюрика Игорь. В самом начале правления им было
подавлено антиваряжское восстание древлян. В 945
году, при вторичном сборе дани в Древлянской
земле, он был убит вновь восставшими древлянами.
Решение о восстании было принято на Древлянской
земельной думе (слово «дума» впервые появляется
в летописи по этому поводу). Обоснование решения
о восстании звучит так: «Если волк повадится к
овцам, надо его убить, а не то погубит все стадо».
Прибывшие в Киев древляне говорят вдове Игоря
Ольге, что Игорь убит за то, что, подобно волку,
только хищничал и грабил, а вот древлянские
князья «распасли» землю. Сделано
противопоставление князей-волков, губящих народ,
и князей-пастухов, «распасших», берегущих народ.
«Это была попытка восстания славян против
варягов, которое следовало подавить, иначе за
древлянами последовали бы другие покоренные
варягами племена»24 . В 946 году Ольга подавила
восстание древлян, но смогла извлечь из него
уроки.
После гибели Игоря князем был
провозглашен пятилетний сын Игоря — Святослав.
Регентшей при нем стала его мать — княгиня Ольга.
Случай уникальный, чтобы в то время управлять
государством стала женщина. Роль Ольги в истории
Киевской Руси еще не оценена полностью. Она
проявила себя как умный, трезвый и дальновидный
политик как во внутренних, так и во внешних делах
государства и сделать успела очень много.
«Великие князья до времен Ольгиных воевали; она
правила Государством». «Предание нарекло Ольгу
Хитрою, Церковь Святою, История Мудрою»25 .
Во внешней политике Ольга
активизировала связи с соседними и более
отдаленными странами, во многие впервые были
отправлены посольские миссии. В 957 году «иде
Ольга въ Греки». Вместе с юным Святославом она
направилась в Константинополь — столицу южной
соседки Киевской Руси Византийской Империи.
Сейчас это назвали бы «встречей на высшем
уровне». Муж Ольги Игорь неоднократно воевал с
Византией. Визит занял 5 месяцев — с конца июня по
октябрь. Во время визита Ольга только два раза —
в сентябре и октябре — была официально принята
императором Константином VII. Остальное время
заняли напряженные переговоры о протоколе и
намерениях. Ольга была официально принята
императором с невиданными там доселе почестями.
Византия надеялась на многое: не только на
прочный мир с Русью, но и на ее военную помощь в
борьбе с Арабским Халифатом на южных рубежах и на
сдерживание авар, печенегов и хазар с севера и
востока.
В Константинополе Ольга приняла
христианскую веру, ее крестным отцом при
крещении был сам император Константин. Она стала
«дщерью» византийского императора, что
значительно подняло международный престиж Руси.
Однако в династическом браке юного
Святослава с дочерью императора Феодорой Ольге
было отказано. Отказ уязвил самолюбие
Святослава, и значительная часть его последующей
княжеской жизни была направлена на борьбу с
Византией. Это также отодвинуло на более поздние
сроки крещение Руси. Святослав об этом и слышать
не хотел, хотя в Киеве уже было немало христиан,
включая варягов, и церковь св. Ильи.
Ольга понимала, что, хотя в 946 году ей
удалось подавить Древлянское антиваряжское
восстание, оно было не последним, если династия
не сменит своей внутренней антиславянской
политики князей-волков. Для узурпаторов-варягов
маячила участь «погибоша аки обре». И она взяла
курс на смену княжеского правления с варяжского
на славянское — от князей-волков к
князьям-пастухам. Своему сыну она впервые в
династии дает славянское имя Святослав, что
обещало проведение славянской политики.
Варяжские князья собирали в русских землях дань,
как с покоренных народов. Ольга, проехав в 946—947
годах все земли с юга на север, учредила
«погосты» или волости, везде ввела «уставы и
уроки», то есть вместо сбора дани уплату податей
и налогов.
Вождь антиваряжского Древлянского
восстания князь Мал в 946 году был взят в плен
вместе с малолетними детьми — сыном Добрыней и
дочерью Малушей — и им была сохранена жизнь. Мал
был на время заточен в Любечский замок, а дети
взяты в услужение ко двору Ольги: Добрыня —
конюшим, а Малуша — «милостницей» Ольги
(равносильной более позднему «фрейлина»), а,
когда выросла, ключницей. Князья Руси, исходя из
государственных интересов, заключали по
нескольку династических браков с принцессами
правящих династий соседних стран. Первой женой
Святослава стала печенежская княжна, от которой
родилось двое сыновей — Ярополк и Олег. А второй
династической женой Святослава по решению Ольги
стала Малуша — дочь древлянского князя Мала и,
как предполагают, дочери чешского короля. Таким
образом, сын Святослава и Малуши Владимир был
князем варяжской династии по отцу и славянской
древлянской — по матери. Дальнейшее зависело от
той политики, которую он выберет — князя-волка
или князя-пастуха.
Малолетнего Владимира Ольга назначила
наместником в Новгород, а регентом при нем —
Добрыню, брата его матери, наследного княжича
славянской древлянской династии. Тем самым
городу, в котором власть была узурпирована
варягами, было дано понять, что внутренняя
княжеская политика меняется с варяжской на
славянскую. И новгородцы это признали.
Но варяжская знать не захотела перемен,
которые вводила Ольга. В 971 году Святослав,
возвращаясь из неудачного похода против
Византии, попал в засаду к печенегам на
Днепровских порогах и после долгой осады погиб в
сражении. «Мертвые сраму не имут». По одной
версии, печенегов, которые много лет были
союзниками Святослава, подкупили византийцы,
чтобы избавиться от опасного врага. По другой
версии, состоялся сговор варяжского окружения
Святослава с печенегами. В пользу этой версии
говорит то, что к окруженному в 300 километрах от
Киева Святославу можно было прийти на помощь, но
варяжские воеводы и его сын Ярополк этого не
сделали. Печенеги, воспользовавшись гибелью
Святослава, разгромили Уличскую и Тиверскую
славянские земли, и их названия навсегда
исчезают из летописей.
Ярополк с варяжской дружиной попытался
восстановить власть князя-волка. Началась
гражданская война, продлившаяся 9 лет. Войска
Ярополка в союзе с печенегами огнем и мечом
прошли по Древлянской земле. Погиб в сражении
княживший там второй сын Святослава Олег,
проводивший славянскую политику князя-пастуха.
Затем армия Ярополка пошла на север на Новгород.
Видя неравенство сил, Владимир и Добрыня с
дружиной ушли в Швецию. Казалось, варяжская
династия взяла верх.
Однако возмужавший Владимир и Добрыня
во главе усиленной дружины в 980 году вернулись на
Русь. Новгородцы восстали против Ярополка и
признали Владимира. На пути на юг лежали Полоцкая
и Смоленские земли. Армия Ярополка стояла в
Смоленске. Сам Ярополк в это время сватался к
Рогнеде, дочери полоцкого князя-варяга
Рогволода. Владимир также посватался к Рогнеде, и
она ответила ему оскорбительным отказом. Тогда
Новгородские войска штурмом взяли Полоцк, и
Рогнеда, прозванная Гориславой, насильно стала
женой Владимира.
Армия Владимира прошла через
Дреговическую и Древлянскую земли, встретившие
ее как освободителя, и овладела Киевом.
Оставшаяся в стороне Смоленская земля также
примкнула к Владимиру. Ярополк попытался бежать
к печенегам за помощью, но был настигнут и убит,
что позволило избежать печенежской интервенции.
С 11 июня 980 года в Киеве стал княжить
Владимир, признанный народом как князь
восстановленной после варяжского ига славянской
династии, князь-пастух, герой былин. И от него
начинает отсчет нового периода истории русской
земли автор «Слова». Подтверждением чему служат
другие исторические фрагменты «Слова».
6.
Тогда при Олзе Гориславличи
сеяшется
и растяшет усобицами, погибашет жизнь
Даждь-Божа внука, в княжих крамолах
веци человеком скратишась...
Вьстала Обида в силах Дажь-Божа внука.
Многие исследователи пытались
объяснить, что означает «Даждь-Божий внук» —
красивую поэтическую метафору или нечто большее.
А.К. Югов26 , например, считал, что «Даждь-Божий
внук у широкой массы современных читателей
никакого поэтического отзвука в душе вызвать не
может и без пояснений непонятен». И поэтому в
своем поэтическом переводе в одном месте его
пропустил.
А вот мнение академика Б.А. Рыбакова27 :
«Под Даждь-Божим внуком в «Слове о полку Игореве»
мы должны понимать не русских людей вообще... а
одного человека во всей Руси. Оба упоминания
Даждь-Божего внука ставят его в единственном
числе; от усобиц распадается на части его
владение («жизнь»), его домен. Обида — богиня
смерти и несчастий — появилась среди его войск...
«Даждь-Божий внук» — очевидно властитель Руси,
князь». Но почему внук именно Даждь-Божий?
Приведем объяснение А.М. Членова.
Во многих языческих и античных странах
правители носили титулы потомков богов.
Например, в Египте фараоны были «сыновьями» бога
Ра. На Руси пантеон языческих богов был не менее
древним и разработанным, чем в других религиях.
Н.М. Карамзин насчитал около 50 славянских богов. У
южных, западных и восточных славян по мере их
разделения пантеоны богов начали отличаться
один от другого. Различия были даже в разных
землях восточных славян, в зависимости от путей
их миграции. Так богами солнца у разных русских
земель были Ярило, Хорс и Даждь-Бог.
Но у каждой русской земли был свой
бог-покровитель, небесный князь, опекавший свой
народ и каравший за прегрешения. В столице каждой
земли стоял главный храм бога-покровителя.
Одновременно с войнами на земле происходили
войны на небе между покровителями воюющих
(вспомним «Илиаду»). От их имени заключались
договоры. Им приносили жертвы и дары. Роль
небесных князей в политической жизни того
времени была очень значительной.
В I тысячелетии до н.э. на север
Восточно-европейской равнины, где жили потомки
индоевропейцев, из-за Урала прошла волна
монголоидных финно-угорских племен. Двигаясь на
восток, они оседали в некоторых местах
компактными массивами. Где преобладали
пришельцы (эсты-чудь, финны-емь и т.п.), там они
передавали местному населению язык и религию. Но
в тех местах, где коренное индоевропейское
население было преобладающим, оно сохранило свои
язык и религию. В начале I тысячелетия н.э. туда
пришли славянские племена. Они ассимилировали
говорившее на похожем языке местное население,
но в некоторых местных диалектах сохранилось
сильное влияние языка местных жителей. В одной
центральной газете была напечатана статья, в
которой, в качестве курьеза, говорилось о том, как
на научном съезде в Вологде профессор из Индии
отказался от услуг переводчика. Отказ он
мотивировал тем, что понимает местных жителей
без переводчика, хотя они и говорят на сильно
испорченном санскрите.
Пришедшие на север славянские племена
«словене» признали своим небесного покровителя
местного населения — бога солнца Хорса. На
санскрите слова «хари», «харас» означают
«огонь», «пламя». На современном языке хинди,
потомке санскрита, слова «хара», «хару» имеют
значение «Бог». Хорс стал небесным
князем-покровителем Новгородской земли. След его
имени находят в слове «хорошо».
У Полянской земли небесным
князем-покровителем был бог-громовержец Перун.
Производные от его имени в польском языке еще раз
подтверждают общность происхождения поляков и
полян. Перун стал «старшим» богом всей Киевской
Руси, хотя в каждой входившей в нее земле имелись
свои небесные князья. Именем Перуна князь Игорь
заключал договоры с Византией. Перуну он
приносил жертвы и богатые дары перед походами и
после них. «Заутра призва Игорь слы, и приде на
холм, кде стояше Перун, покладаша оружье свое и
щиты и золото».
У древлян небесным покровителем был
солнечный Даждь-Бог, и князья этой земли
титуловались «Даждь-Божими внуками». Почему
внуками, а не сыновьями? Возможно, потому, что у
богов-отцов уже были боги-сыновья. Например, у
Сварога, бога неба, был сын Сварожич — бог
земного огня (домашнего очага, костров и т.п.).
Титул Бояна — «Велесов внуче» соответствует
современному «король поэтов».
Владимир, став Великим князем Киевским,
получил по отцу титул «внук Перуна», а по матери
— «Даждь-Божа внука». Эти титулы унаследовали
все его потомки, в том числе Великий князь
Киевский Святослав, изронивший «злато слово со
слезами смешано», когда «въстала Обида в силах
Дажь-Божа внука». Автор «Слова», применяя этот
эпитет к Великому князю Киевскому, подчеркивал
его принадлежность к многовековой славянской
княжеской династии.
А почему нигде не был употреблен эпитет
«Перунов внук»? Потому, что в X веке накал
политической борьбы не уступал современному и
боги-покровители земель были активными
участниками этой борьбы и несли ответственность
за свои деяния.
7.
Чръныя туча с моря идут,
хотят прикрыти четыре солнца;
а в них трепещут синии млънии,
быти грому великому...
Се ветри, Стрибожи внуци,
веют с моря стрелами
на храбры плъкы Игоревы!
Прекрасная поэтическая картина
бури-битвы, но чего-то в ней не хватает. Ветры —
это «Стрибожи внуци». А черные тучи, синие молнии
и гром великий были в ведении Перуна-громовержца.
Почему же его имени нет в поэтическом описании
бури? Потому, что Перун в то время был низринутым
и отверженным. И низринут он был за предательство
другими языческими славянскими богами, а не
христианским Богом. Наоборот, низвержение Перуна
привело к необходимости появления на Руси
христианского Бога.
Гражданская война закончилась в 980 году
победой князя славянской династии, «Даждь-Божа
внука», князя-пастуха Владимира. Победа была
одержана благодаря тому, что Владимира
поддержали шесть славянских земель:
Новгородская, чья дружина сыграла решающую роль,
Полянская, Древлянская, Дреговическая и
Смоленская. После победы в Киеве на горе, на
которой стоял храм Перуна и его идол,
устанавливаются изваяния еще пяти славянских
богов. Начинается краткий период так называемого
Шестибожия, о смысле которого спорят до сих пор. А
смысл был не религиозный; а политический. Первым
был небесный князь первой земли Руси Полянской —
Перун. Вторым был бог-покровитель Новгородский
земли — Хорс. Третьим был Древлянский Даждь-Бог,
чей «внук» стал князем всей Руси. Четвертым был
Стрибог Полоцкий, чьи дружины первыми примкнули
к новгородским, пятым — Стримагл Дреговический,
а шестой — Мокошь (Макошь) Смоленская, чья армия
не участвовала в войне, но присягнула Владимиру.
Шесть земель образовали федерацию, и Шестибожие
было своеобразным небесным Советом Федерации.
Каждый бог представлял свою землю в лице князя
или наместника и жрецов. И Перун стал не главным,
а уравненным в правах с остальными богами, хотя и
стоял на первом месте.
Внутренняя обстановка на Руси
стабилизировалась, но оставалась угроза со
стороны проваряжской знати и ущемленного
жречества Перуна. И вот в 985 году пять богов в лице
своих жрецов судили Перуна за предательство
своего «внука» Святослава и за гибель двух
русских земель под печенежскими саблями. Именем
своих «коллег» Перун был признан виновным и
низвергнут из небесных «князей». Его деревянный
идол привязали к хвосту коня и, пока волокли до
Днепра, 12 человек, по одному от каждой русской
земли, колотили железом. Эти же 12 человек
сопровождали идола вниз по течению Днепра, не
давая прибиться к берегу, пока его не выбросило
течением на отмель находящегося в глубине
печенежских земель острова, на котором погиб
преданный, им Святослав. И остров этот назвали в
честь «живущего» далеко на севере победителя
Перуна «великого» Хорса — Хортицей. С принятием
христианства «обязанности» Перуна перешли к
христианскому святому Илье-пророку. Автор
«Слова», вероятно, хорошо знал эту историю, и
поэтому в поэме Перун ни разу не упомянут.
Наступившее вслед за низвержением
Перуна Пятибожие создало парадоксальную
обстановку. Полянская земля и вся Русь остались
без небесного князя. Остальные боги могли
«посещать» Совет Федерации, но «переехать» со
своих земель в Киев не могли. Признание главным
богом Руси Даждь-Бога или Хорса автоматически
означало перенос столицы из Киева в Коростень
или Новгород. Владимиру нужен был небесный князь,
который был бы выше всех остальных земельных
богов, и поэтому имел бы власть над всеми землями
Руси. Нужна была вера, понятная народу, священные
книги и богослужение должны были вестись на
славянском языке. И что еще было очень важно,
принятие новой веры должно было полностью
сохранить политическую независимость Руси.
Католический Рим и православная
Византия боролись за право крещения
«варварских» государств, преследуя цели их
религиозного и политического подчинения.
Византия охотно крестила соседние народы при
условии обязательности для всех христиан, где бы
они ни жили, византийских законов. Епископы и
митрополиты, назначаемые константинопольским
патриархом, стремились проводить политику
Византийской Империи, ограничивая власть
правителей крещеных стран. Попытки крещения Руси
предпринимались Византией несколько раз, первый
раз — еще во времена Аскольда и Дира.
Католическая церковь также
предпринимала попытки крещения Руси. В 961 году в
Киев прибыл от германского короля Оттона I
рукоположенный епископом «ругов» брат
Адальберт. Но его слишком настойчивые попытки
крещения населения вызвали возмущение
языческого духовенства, и он был вынужден бежать
из Киева. В Чехии одновременно некоторое время
сосуществовали православный приход со
славянским богослужением и католический епископ
с латинским богослужением. Позже католичество
победило.
Владимир принял мудрое политическое
решение — пригласить Бога со стороны, хотя,
возможно, уже имел это в виду, вводя Шестибожие. У
Чехии и Руси тогда была общая граница.
Государства были в дружеских отношениях,
заключались династические браки. Одной из жен
Владимира была чешская принцесса. Для крещения
Руси Владимир, вероятно, пригласил православных
священников со славянским богослужением из
Чехии. Произошло это в 986 году, как записано в XI
веке биографом Владимира монахом Иаковом. А
затем было обращение к константинопольскому
православному патриарху. И патриарх был вынужден
принять новообращенных христиан под свою опеку и
назначил в Киев епископа-грека. Но уже без
политических условий и с признанием славянского
богослужения. Произошла это в 988 году и в
летописях описано как крещение Руси греческими
священнослужителями из Константинополя. С
добавлением легенды о выборе Владимиром веры.
Об этой летописной версии крещения Руси
академик Е.Е. Голубинский писал28 : «Кто любит
занимательные и замысловатые повести, не
заботясь ни о чем другом, для кого сказка
предпочтительней всякой действительной истории,
лишь бы имела указанные качества, того... повесть
о крещении Владимира должна удовлетворить
вполне, ибо достоинство замысловатости ей
принадлежит бесспорно. Но немного критики,
немного просто некоторой меры в вере — и с
пространной повестью тотчас же должно случиться
такое чудо, что от нее останется только голый
остов и от этого голого остова останется только
одна половина».
Вероятно, потому, что крещение Руси было
проведено по политическим соображениям, при
Владимире наряду с христианством продолжало
существовать и почитание языческих богов, кроме
Перуна. Некоторое время существовало двоеверие:
христианский Бог стал высшим в небесной
иерархии, а земельные остались, но стали рангом
ниже. При Владимире не было открыто ни одного
монастыря. Он сохранил всех династических жен —
полоцкую, чешскую, булгарскую и византийскую.
В Новгороде в 989 году была заложена, а в 990
году освящена дубовая церковь Святой Софии.
Выстроена она была русскими мастерами и имела 13
глав, что не соответствует византийским
образцам, а указывает на преемственность с
языческими традициями. Высокий главный купол,
символизирующий Христа, окружали 12 глав,
символизирующих 12 небесных «князей» двенадцати
русских земель, и лишь впоследствии связанные с 12
апостолами.
В Киеве в том же 989 году закладывается
деревянная Десятинная церковь, посвященная
Богородице. Закончена и освящена она была в 996
году и имела 25 глав, то есть 12х2+1. Каменный собор
Святой Софии в Киеве, упоминаемый впервые в
1017—1018 годах, также имеет 13 глав. Больше церквей с
таким «странным» количеством глав на Руси не
строили.
В последовавшей за смертью Владимира
двенадцатилетней смуте религиозные вопросы
претендентами на власть не поднимались,
двоеверие всех устраивало.
8.
На седьмом веце трояни
врьже Всеслав о девицю себе любу.
Тьй клюками подпръся о кони,
и скочи къ граду Кыеву,
и дотчеся стружием
злата стола Киевскаго.
Всеслав князь людем судяше,
Князем грады рядаше...
Владимир учредил школы для обучения
детей знати грамоте. При Ярославе Мудром
строятся церкви и соборы во многих городах,
открываются монастыри и церковные школы.
Константинопольский патриарх учреждает в Киеве
митрополию и назначает грека-митрополита. В 1051
году собором русских епископов поставлен
русский митрополит Иларион, патриот своей земли,
автор знаменитого сочинения «Слово о законе и
благодати».
Подходит к концу период двоеверия.
Построены церкви, соборы, монастыри,
подготовлено поколение грамотных людей. Но, как
пишет летописец: «Мы именуемся христианами, а
живем как язычники: храмы пусты, а на игрищах
толпятся люди, в храмах безмолвие, а в домах
трубы, гусли и скоморохи». И церковь переходит в
решительное наступление на язычество. В этой
борьбе много драматических эпизодов, например,
«спор» князя Глеба с волхвом. Происходит ряд
восстаний под руководством волхвов. Княжеская
власть на стороне церкви.
В 1054 году умирает Ярослав Мудрый. Он
раздал в уделы своим сыновьям все земли Руси.
Особняком стоит Полоцкая земля, в которой княжат
потомки Изяслава — первого сына Владимира от его
первой жены Рогнеды-Гориславы. Когда умирает
Ярослав, там княжит Всеслав. По династическому
праву он первым имеет право на княжеский престол
Руси. Но великим князем Киевским становится сын
Ярослава Изяслав — сторонник варяжской политики
князей-волков и христианства. В глазах народа он
узурпатор.
Всеслав сторонник двоеверия. В Полоцке,
столице Полоцкой земли, воздвигнут храм Святой
Софии (третий на Руси?). О нем упоминается в
«Слове». Всеслав, с одной стороны, христианин —
«Тому в Полотске позвониша заутреннюю рано у
Святыя Софеи в колоколы: а он в Кыеве звон слыша».
Но, с другой стороны, слышать звон полоцких
колоколов в Киеве может только кудесник, волхв,
который у народа имеет репутацию
колдуна-оборотня.
Автор «Слова» поддерживает эту
репутацию, показывая как Всеслав то «обесися
сине мьгле» (повиснув на синем облаке) за ночь
перенесся от Белгорода (под Киевом) до Новгорода,
то за ночь добегая от Киева до Тьмутороканя
«великому Хрьсови влъком путь прерыскаше».
Симпатии автора «Слова» к князю-двоеверцу
очевидны.
И в период, когда церковь развертывает
борьбу с глубоко укоренившимся в народе
язычеством, симпатии народа переходят к
Всеславу, как защитнику чтимых народом богов.
Подтверждением чему служат былины. Известны два
цикла южно-русских былин. Героем большого цикла
был Владимир Красно Солнышко — прозрачный
синоним «Даждь-Божего внука». Героем второго —
является Волхв Всеславич, в котором все
исследователи признают Всеслава Полоцкого.
Возникло противостояние варяга-узурпатора,
князя-волка, искоренявшего язычество огнем и
мечом, и потомка Владимира, князя-пастуха,
защищавшего языческую веру в виде двоеверия.
Более подробное описание последующих
событий сделано в статье Д.С. Лихачева29 .
Всеслав, опираясь на народную поддержку, делает
попытку сесть на киевский престол — «връже
Всеслав о девицю себе любу». В 1067 году он
захватывает близлежащий Новгород. Изяслав с
братьями, Святославом и Всеволодом, с войском
выступают против него на север. Разоряют по пути
находящийся в Полоцкой земле Минск, убив в нем
всех мужчин. На реке Немиге происходит сражение,
описанное в «Слове»:
«На Немизе снопы стелют головами,
молотят чепи харалужными,
на тоце живот кладут, веют душу от тела.
Немизе кровави брезе не вологом бяхуть посеяни,
посеяни костьми руских сынов».
«Русскими сынами», очевидно, были
дружинники Всеслава, выступившие против
варягов-узурпаторов. Всеслав это сражение
проигрывает и бежит в Полоцк. Изяслав, Святослав
и Всеволод, поцеловав крест, предлагают ему:
«Приходи к нам, не сделаем тебе зла». Но, нарушив
крестоцелование, они схватили поверившего им
Всеслава. В Киеве его посадили в «поруб», который
строили из бревен без дверей вокруг
заключенного. В стенах были только малые окошки
для подачи воды и пищи. Боялись, что в двери
князь-оборотень уйдет.
В 1068 году на Русь напали половцы. На реке
Альте войска Изяслава потерпели поражение.
Возникла угроза похода половцев на Киев.
Киевляне требовали для защиты города коней и
оружие. Изяслав отказал. 15 сентября 1068 года
киевляне восстали, разобрали поруб и освободили
Всеслава.
На вече Всеслава избирают великим
князем Киевским. Возведение на престол совершено
старым языческим обрядом — величанием, пением
князю славы. При христианстве «постановление на
стол» совершалось в церкви, князя торжественно
вводили в главную церковь державы и сажали на
специальный престол. Семь месяцев Всеслав был
Великим князем Киевским, князем-пастухом.
«Всеслав князь людем судяше, князем грады
рядаше». Но он только «дотчеся стружием злата
стола Киевскаго».
Изяслав бежал в Польшу. Он обращается за
помощью к западным государям и даже к папе
Римскому, обещая ему заменить на Руси
православие католичеством. Весной 1069 года
Изяслав с войском польского короля Болеслава
возвращается и захватывает Киев, учинив кровавую
расправу с киевлянами. Всеслав бежит в Полоцк, и
еще несколько лет продолжается его борьба с
Ярославичами.
Безуспешную попытку Всеслава
восстановить двоеверие автор «Слова» считает
концом троянского периода языческой Руси,
произошедшим «на седьмом веце трояни». В этом
случае «седьмой» имеет, вероятно, значение
«последний». Но язычество сохранялось в народе
еще несколько столетий. Некоторые обычаи,
потеряв свою религиозную основу, дожили до
нашего времени, например, день Купала и колядки.
В последующие годы правления Изяслава и
его братьев, годы искоренения язычества и
возврата к политике князей-волков варяжской
династии, и была проведена та «корректировка»
летописей, которая вычеркнула из истории Руси
целое тысячелетие. Были уничтожены все
предшествующие летописи, восходящие к Аскольду,
изъяты все упоминания о Троянской Руси, сочинены
легенды о диких племенах, которых просветили и
объединили в государство варяги, и представлены
в нужном свете правление всех варяжских князей и
деяния церкви.
9.
Академик Б.Д. Греков писал, что об
истории Киевской Руси «спорили всегда, спорят
сейчас, и едва ли полная ясность придет на смену
более или менее обоснованным гипотезам». И
все-таки постепенно вырисовываются контуры
древней истории русского (а также украинского и
белорусского) государства, которое возникло на
тысячелетие раньше, чем пока считают официальная
наука и школьные учебники. Пусть первое русское
государство-земля было меньше Киевской Руси
настолько же, насколько Киевская Русь была
меньше Российской Империи начала XX века. Все
великие реки берут начало из ручьев и родников.
Фрагменты истории Древней Руси
восстановлены усилиями многих русских ученых XIX
века (в скобках даны даты публикаций) — Д.И.
Прозоровского (1864), И.И. Срезневского (1860-е), Ф.И.
Буслаева (1871), Д.Ф. Щеглова (1876), И.Е. Забелина (1879),
начала XX века — М.С. Грушевского (1911), С.Н.
Сыромятникова (1912), С.М. Середонина (1916),
академиков Е.Е. Голубинского (1901) и А.А. Шахматова
(1908, 1916), середины и конца XX века — академиков Б.Д.
Грекова, Б.А. Рыбакова, Д.С. Лихачева, В.Л. Янина,
ученых А. Сахарова, А. Кузьмина, В.П. Кобычева, А.М.
Членова, украинских исследователей А.С. Бугая,
П.П. Толочко, М.П. Цапенко, Н.И. Кресального, В.А.
Шевчука и ученых других славянских стран. Список
можно продолжать. Их усилиями доказано
существование со второго века до нашей эры
Древлянского государства-земли, существование
предшественниц Киевской Руси — Южной, Троянской
земли и Северо-Западной Руси, существование
многовековой славянской княжеской династии
«Даждь-Божих внуков», борьба Славянской и
Варяжской династий, истинная история крещения
Руси, фальсификация летописей, зачеркнувшая
целое тысячелетие истории Древней Руси. Но эти
сведения изложены в научных трудах,
малодоступных широкому читателю. Хотя изредка
появляются статьи с кратким изложением их в
газетах и научно-популярных журналах.
Воссоздавали историю Древней Руси в
художественно-публицистических произведениях
писатели Валентин Иванов, Владимир Чивилихин,
Валерий Шевчук, Анатолий Членов и другие. В этой
статье сделана попытка очень кратко изложить
реставрированную учеными и исследователями
историю Древней Руси, постоянно сверяя ее со
«Словом о полку Игореве». Кое-где автор «Слова»
помог прояснить пробелы в понимании истории,
кое-где стали в ином свете восприниматься
некоторые исторические фрагменты «Слова».
Добытые исторической наукой знания по
истории Древней Руси пока не доходят до
составителей школьных программ и учебников. И
школьники на уроках истории третье столетие
продолжают учить усеченную, искаженную историю
Древней Руси по программам и учебникам,
составленным во многом на основании сказок и
легенд фальсифицированных летописей. Хотя
следом на уроках литературы они слушают о
«времени Бусовом» и «шеломени», сооружение
которого их предки начали во втором веке до нашей
эры.
Ванга, очень многие пророчества которой
сбылись, однажды сказала, что Россию ждет великое
будущее, если только она не будет топтать свою
историю. Захотим ли прислушаться к этому
пророчеству?
Написать
отзыв
Здесь читайте:
«Слово о плъку Игореве»
|