> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 09'04

Михаил ЧВАНОВ

НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

МИНАРЕТ ИМЕНИ ИИСУСА ХРИСТА

Непредвзятые впечатления о стране, по мнению господина Буша, «представляющей угрозу всему миру»

Наша республика, по общему признанию, является примером межнационального и межконфессионалъного согласия. Немалую лепту в это вносит Аксаковский фонд, возглавляемый вице-президентом Международного фонда славянской письменности и культуры, секретарем Союза писателей России, директором объединенного Аксаковского музея Республики Башкортостан писателем Михаилом Чвановым. Не столь давно он совершил одну за другой две служебные командировки: одну в Болгарию по приглашению общества «Болгария — Башкортостан», а вторую — в Сирию — по приглашению Всеарабского союза писателей во главе делегации Союза писателей России.

Мы обратились к Михаилу Андреевичу с просьбой поделиться с нашими читателями впечатлениями об этих поездках.

— Прежде всего давайте проясним, связаны ли как-нибудь между собой эти командировки?

— Связаны. И Болгария, и Сирия — страны, где, как и в России, основными вероисповеданиями являются православие и ислам. На искусственно создаваемом противоречии между этими двумя мировыми религиями пытаются расслоить не только Россию, но и весь мир. И от того, как будут складываться взаимоотношения православия и ислама, зависит будущее всего мира. Чтобы сбить людей с толку, идет подмена понятий. Например, фундаменталистским исламом называется не истинный Ислам, а специально созданная для разложения ислама английскими спецслужбами террористическая секта ваххабитов. Силами мирового зла, глобалистами провоцируется тотальное столкновение христианского и мусульманского миров вплоть до полного и окончательного взаимоуничтожения во славу доллара. Турецко-греческий конфликт на Кипре, братоубийство в Ливане, трагедия Югославии и Чечни — все это проба сил перед грядущими испытаниями, все это инсценировано «ястребами» США, Израиля и их марионетками в мусульманском мире. Я не сторонник идеи создания «новой религии» на основе православия и ислама, но знание мусульманского мира и православной цивилизации, как не противоречащих друг другу, не только открывает нам пути для взаимодействия, плодотворного для всех, но и не дает стать марионетками в руках претендентов на мировое господство. Может, не каждый над этим задумывался, но православно-мусульманское взаимодействие — животрепещущая проблема, касающаяся каждого из нас.

Одним из тех, кто обостренно чувствовал эту проблему, был известный философ и политолог Эдуард Федорович Володин, с которым нас связывала глубокая дружба. Мы не во всем сходились с ним во взглядах, например на трагедию Югославии, но именно благодаря ему у меня в свое время на многое открылись глаза. Незадолго до смерти он писал: «Драматические события осени 2002 года в Нью-Йорке и Вашингтоне, кровопролитие в Палестине, спровоцированное циничной выходкой А. Шарона у Мечети Скалы, тотальные варварские бомбардировки Афганистана американской военщиной — все, кажется, было сделано для развязывания цивилизационного конфликта между христианами и мусульманами. И все делалось для того, чтобы ввергнуть в это противоестественное кровопролитие во имя интересов творцов «нового мирового порядка». Слава Богу, у российского руководства хватило политической воли, чтобы не поддаться давлению западных доброхотов. Более того, и российское общество распознало в борцах с «исламским фундаментализмом» все тех же глобалистов, которые готовы ради процветания «золотого миллиарда» превратить в рабов или уничтожить остальное человечество. Такая позиция руководства страны и народа во многом определена нашей историей, когда православные и мусульмане вместе строили великую державу, вместе защищали ее от внешних врагов, вместе готовы возрождать наше Отечество. И сам мусульманский мир мы, русские, православные, воспринимаем как нашего естественного союзника в борьбе со всемирным бесовством, скрывающим под «общечеловеческими ценностями» свое сатанинское обличье. Нет и никогда не было коренного противостояния между православием и истинным исламом. Более того, в монастыре Святого Георгия в Сирии хранится грамота праведного халифа Омара, составленная в VII веке, в ней строго наказывается, что мусульмане должны жить в мире с христианами, что местные правители должны с уважением относиться к православному монастырю и освобождать его от налогов. Ислам «исламу» рознь. Это когда Сирия оказалась частью Османской империи, начались религиозные преследования православных, такие, что потребовалось вмешательство России.

— Ну а какое отношение к этому имеет Аксаковский фонд, общественная организация, с самого начала заявившая о своей отстраненности от политики?

— Но не отстраненности от духовной жизни человека. Когда же в религию внедряется политика, она перестает быть религией, люди берутся за автоматы. Дело в том, что великая русская православная семья Аксаковых, выражающая собой национально-религиозную суть России не иначе как по промыслу Божьему, самым счастливым образом соединила в себе славянскую и тюркскую кровь, более того, сыновья С. Т. Аксакова, великие славянофилы Константин и Иван, по матери полутурчанке являются прямыми потомками пророка Мухаммада. И опять-таки глубоко символично, что освободил болгар и сербов от многовекового турецкого ига полутурок Иван Аксаков, который подвигнул правительство и общественность России на этот подвиг. Имя Ивана Аксакова свято в Болгарии, и потому в год его 180-летия, накануне ХШ Международного Аксаковского праздника, посвященного этой дате, в 125-ю годовщину великого сражения на Шипке нас с Рифом Гильмутдиновичем Газизовым, главой города Белебея и Белебеевского района, где родился И. С. Аксаков, пригласили в Болгарию. Риф Гильмутдинович очень много сделал для увековечения памяти Аксаковых, для создания Аксаковского историко-культурного центра «Надеждино», созданного по инициативе Аксаковского фонда, поддержанной Указом Президента РБ М. Г. Рахимова.

— Вы не первый раз в Болгарии, а какое впечатление поездка оставила у Р. Г. Газизова?

Мы в России в силу определенных причин больше знаем Сергея Тимофеевича Аксакова. Риф Гильмутдинович был потрясен отношением болгар к его сыну Ивану Сергеевичу. Все публикации о нашей поездке в болгарских газетах назывались или начинались не иначе как «Гости с родины Ивана Аксакова». Мы побывали в Софии на улице Ивана Аксакова, несмотря на обрушившийся на Балканы снегопад — на легендарной Шипке, разумеется, в гимназии И. С Аксакова в г. Пазарджик.

— Но, как известно, Шипка и Пазарджик все-таки были не главной целью вашей поездки.

— Да, главной целью нашей поездки была граничащая с Турцией и Грецией область Кырджали, где примерно в соотношении 50 на 50 процентов живут православные и мусульмане и где несколько лет назад в результате происков иностранных спецслужб чуть не полыхнуло болгарской Чечней. Но в болгарском обществе хватило благоразумия остановиться у опасной черты. И потому в этом регионе Болгарии было интересно познакомиться, а может и побрататься, с регионом России, где православные и мусульмане живут в мире и согласии. Нас принял глава области Кирилл Примов, кмет (глава) города Кырджали Румен Димитров, с огромным радушием мы были приняты общественностью области и города, где накануне нашего приезда было создано региональное отделение общества «Башкортостан — Болгария», которое назвали именем И. С. Аксакова. (К сожалению, должен сказать, что вернувшись на родину, мы не обнаружили практических следов общества «Башкортостан — Болгария», оно существует только на бумаге.) Для упрочения связей на ХIII Международный Аксаковский праздник прилетел председатель общества «Болгария—Башкортостан» Иван Стоименов. Вперед забегая, скажу, что годом раньше на Аксаковский праздник специально приезжала делегация Всеарабского союза писателей, чтобы познакомиться с регионом России, где православные и мусульмане живут в мире и согласии.

— И вас пригласили с ответным визитом?

— Да... «Наши» прозападные СМИ по заказу или от невежества создали образ Ближнего Востока, будь то Сирия, Ирак, Ливан или Палестина, — как нашего потенциального врага, анклава воинственного ислама и терроризма. Повторяю, это отчасти от невежества, но в большей степени — от политического заказа. Потому как если говорить об исламском экстремизме и терроризме, о том же Бен Ладене, то все это продукт западных, прежде всего американских, спецслужб.

Сирия — в отличие от Америки, созданной сбежавшимися на североамериканский континент со всего света искателями удачи и уничтожившими существовавшую там цивилизацию (этими принципами она руководствуется и по сей день в стремлении захватить весь мир), — действительно великая страна. Сирию без преувеличения можно считать прародиной не одного десятка цивилизаций. Сирия — родина православия и ислама. Здесь происходили события, восходящие к самому началу человеческой истории. Близ столицы Сирии Дамаска на горе находится могила Авеля, по легенде, растущая вширь и в длину, — пока есть на земле зло братоубийства.

Сирия во многих смыслах великая и особенная страна. Далеко не все знают, что в этой мусульманской стране находятся и бережно охраняются многие древние христианские святыни. И православие и ислам здесь не сосуществуют, а живут в естественном согласии. Когда я в Сирии начинал разговор на эту больную для нас тему, там удивлялись: «Нам даже не приходит в голову обсуждать эту тему. Мы много веков живем этим согласием и не представляем, что можем жить иначе. Если мы начнем обсуждать эту проблему, она непременно появится».

Действительно, достаточно сказать, что одна из величайших мусульманских святынь главной мечети Дамаска, воздвигнутой к 100-летию со дня смерти пророка Мухаммада, — саркофаг с главой... Иоанна Крестителя, а один из минаретов ее носит имя ... Иисуса Христа. По преданию сирийских мусульман именно по этому минарету Иисус Христос спустится на землю в день Страшного Суда, и потому служители мечети каждый день стелят в минарете новый ковер, на который должна ступить нога Спасителя.

Сирия — удивительная страна и в другом смысле. Не будучи богатой, в 1915 году во время геноцида она первой приняла десятки тысяч армян. Во время другой беды она приняла 100 тысяч иранцев, 100 тысяч иракцев, 100 тысяч ливанцев, десятки тысяч палестинцев.

— Что Вас больше всего поразило в Сирии?

— Поражает все, начиная с Хамедийи — главного базара Дамаска. Высокая железная кровля, изрешеченная в начале XX века пулеметами французских самолетов, — словно вечное звездное небо. Потрясает движение на улицах Дамаска. Как водитель, я не мог понять принципов автомобильного движения: тысячи машин несутся в разных направлениях, не включая поворотников, не обращая внимания на светофоры; действует только язык сигналов и жестов, в результате оглушительный рев стоит над городом, но за две недели я не видел ни одной аварии. Все это уму непостижимо, у меня сложилось впечатление, что какой-то единый гигантский компьютер управляет всем этим. Любопытно, что на этот вопрос: «Что больше всего поразило в Сирии?» — по окончании визита попросил письменно ответить председатель иностранной комиссии Союза писателей России Олег Бавыкин. Больше всего баллов набрали развалины древней Пальмиры (именно но этому городу потом Северной Пальмирой назовут Санкт-Петербург), потом шли древнеримский амфитеатр в Басре на 20 тысяч зрителей, крепость крестоносцев Крах де Шевалье. Меня все это тоже поразило, но если говорить о потрясении, то это было не творение рук человеческих, а Великая Сирийская пустыня. Я могу сравнить это только с великой Арктической пустыней, которая меня потрясла в свое время. Тот же неохватный простор, та же звенящая тишина Пустыни рождают великие мысли. В пустыне рождается истина, потому что уму не за что зацепиться за сиюминутное. На сорок дней уходил в пустыню Иисус Христос.

В Великую Сирийскую пустыню мы въехали в 9. 00 утра, термометр в тени у палатки бедуинов показывал + 47. Все вокруг раскалено, раскалены камни, раскален воздух, слегка звенит голова. На твоих глазах зарождается желтый смерч и медленно идет, пересекая перед тобой или за тобой дорогу. За ним — следующий. В один момент я насчитал восемь одновременно идущих друг за другом смерчей. Они не смертельно опасны, по крайней мере, не могут поднять в воздух машину, но забить ее песком могут, потому приходилось то бросать машину вперед, то, наоборот, останавливаться... Потрясли развалины некогда величественного храма Симеона Столпника, воздвигнутого после его кончины, последователем которого был наш великий святой Серафим Саровский, икону которого из Дивеевского монастыря мне посчастливилось встречать на Уфимском железнодорожном вокзале, а потом в мемориальном доме-музее С. Т. Аксакова. В тот день, когда ее провожали, я был уже в Сирии, в развалинах некогда величественного храма Симеона Столпника, где на мощном каменном основании округлым останком лежит все, что осталось от 16-метровой колонны, воздвигнутой самим Симеоном Столпником, вершившим на ее строительстве без малого 50-летний подвиг отшельничества и молитвенного стояния за веру. За более чем полторы тысячи лет паломники обтесали камень Симеонова столпа до формы яйцеобразного валуна.

Потрясли христианские монастыри и святыни первых веков. Это прежде всего монастырь Святой Феклы первого века, построенный в скалах Каламона на высоте 1650 метров над уровнем моря около деревни Маалюли, единственного места в мире, где все еще говорят на древнем арамейском языке, на котором говорил сам Иисус Христос... Нас встретила матушка Пелагея: «Собиралась поехать в Москву, но началась война в Ираке, осталась молиться, чтобы она не пришла к нам, в благословенную Сирию...» Поразительно было слушать православную службу на арамейском языке. Свод пещеры точит влагу, которая наполняет выемку в камне. Это и есть источник Святой Феклы. В глубине пещеры — алтарь, за ним в скале покоятся нетленные мощи Святой Феклы, ученицы апостола Павла. Склоны вокруг монастыря и деревни Маалюли изрыты пещерами отшельников и склепами...

Рядом с монастырем Святой Феклы еще одна святыня — монастырь святых Сергия и Вакха, римских воинов, мученически пострадавших за веру. Тринадцать веков спустя, пожалуй, в самую трагическую пору для Руси, на ней в честь святого Сергия назовут будущего игумена всея Руси и Чудотворца преподобного Сергия Радонежского. Вспомним, что несколькими веками позже по завету деда назовут в честь его будущего великого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Монастырь святых Сергия и Вакха — один из древнейших в мире. Кстати, рядом с монастырем Святой Феклы, в деревне Маалюли, произошел любопытный случай. Олег Бавыкин, раньше работавший в Сирии, предложил заглянуть в один дом:

— Тут раньше жил один мой знакомый, некто Жорж Майяль. Может, еще живет.

Мы осторожно по крутой лестнице взошли на высокую веранду, с которой как на ладони была видна горная долина с притулившимся к ее скалам монастырем, и застали такую картину: на неком подобии раскладушки возлежал солидный араб и на выдающемся горой животе перед ним, словно на пюпитре, стоял томик А. П. Чехова. Он радостно вскочил на ноги: «А я думаю, что это меня вдруг потянуло на Чехова? А это дорогие гости из России».

Потрясает православный монастырь Седнайской Божией Матери, венчающий вершину скалы в 22 километрах от Дамаска. Основал его еще император Юстиниан во время персидского похода 547 года. По преданию, во время охоты — погони за газелью — его остановила, явившись перед ним, Пресвятая Богородица и приказала на этом месте построить церковь и монастырь. По этому же преданию, хранящаяся в храме Чудотворная икона Божией Матери написана самим апостолом Лукой Евангелистом. Была попытка ее украсть. С тех пор икона хранится в маленькой часовенке в серебряном ларце в нише за металлической решеткой. Ее никому не показывают. Часовня увешана изображениями частей тела, исцеленных Богородицей (икона прежде всего помогает от бесплодия, глазных заболеваний и паралича), другими иконами, золотыми и серебряными лампадами. Все это — дары верующих. Одна из «русских икон», то есть подаренных Русской Православной Церковью (справа от ниши, где хранится Седнайская), по утверждению монахинь, временами плачет кровавыми слезами, как правило предвещая времена бедствий и катастроф. В последний раз это было в начале июля 1967 года накануне арабо-израильской войны.

По количеству паломников монастырь стоит первым на Ближнем Востоке. Путь наверх, к святыне, идет по мраморным ступеням, в 1985 году на одной из них проявилось радужное изображение Богородицы.

В Седнае мы попали на обряд крещения. Первоначально непривычно было слушать православную службу на арабском языке…

Многие наши недоразумения и противостояния происходят от нашего элементарного невежества. Начнем с того, что Иисус Христос родился на земле одной из крупнейших провинций Римской империи — Римской Сирии. Потому Слово Божие изначально проповедовалось его учениками именно в сирийских пределах и первые христианские общины создавались именно здесь. И потому весть об обретении царицей Еленой древа Честнаго Животворящего Креста, на котором был распят Иисус, молниеносно распространилась прежде всего по всей Сирии. На вершинах гор и холмов, где существовали христианские общины и монастыри, разжигались костры, разносившие весть о Чуде Воскресения. И по сей день ежегодно 26 сентября по новому стилю верующие, принадлежавшие к Антиохийской Православной Церкви, возжигают на высших точках гор святые костры.

Не где-нибудь, а именно в Сирии, в Дамаске, произошло чудесное превращение неистового гонителя христиан Савла в великого апостола Павла. Почему Савл отправился именно в Дамаск? Потому что христианская община Дамаска первой на всем Востоке открыто объявила о своем вероисповедании. И Савл был послан из Иерусалима, чтобы огнем и мечом выжечь опасное учение. Сохранился дом в стороне от Прямой улицы, где один из его учеников, Анания, в Иудином доме Тарсянина нашел ослепшего волей Господа Савла. На той же Прямой улице в Дамаске можно увидеть место, где чудесным образом апостол Павел спасался. Именно в Дамаске апостол Павел начинает проповедовать принципы Единой, Святой, Соборной и Апостольской церкви. Именно в Сирии процвели такие проповедники православия, как Исаак и Ефрем Сирины, Симеон Столпник и Иоанн Дамаскин, которые своим личным подвигом и богословскими сочинениями создавали и утверждали Традицию, делая Предание осуществленным Писанием. Покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего...» равноапостольные братья Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык и до сих пор она ежегодно озаряет собой Великий пост. А Богородичный акафист, написанный выходцем из Сирии Романом Сладкопевцем! А каноны, стихири и тропари святого Иоанна Дамаскина, учредившего священный музыкальный лад «Осьмогласия», — разве нынешняя праздничная православная служба может состояться без них?

С Дамаском связана великая тайна первоучителей славянских равноапостольных Кирилла и Мефодия. Нет прямых данных о пребывании их в Дамаске, но среди биографических данных, посвященных философу (Константину) есть документ, в исследовательском обиходе именуемый «Солунской легендой». Он начинается так: «Беше житие мое в Кападокии и учение мое в Дамасце, и в един день стах в церкви великой патриархии в Александрии и бысть глас мне из алтаря глаголе: Кырьме, Кырьме, иди в землю пространну и в езыки Словинскые...» Если бы даже не был Константин-философ в Дамаске, то это его изречение можно понимать так, что его духовные корни нужно искать в Дамаске. А его непосредственный ученик черноризец Храбр в своем трактате «О письменах» писал о сакральной значимости сирийского языка: «Ибо Бог не сотворил сначала ни жидовского языка, ни римского, ни эллинского, но сирийский, им ведь Адам говорил, и от Адама до потопа говорили, и от потопа, пока Бог не разделил языки при столпотворении, как писано».

В ста километрах севернее Дамаска древняя Эмесса, нынешний Хомс. Здесь в старовосточных кварталах проживает более 30 тысяч христиан. Храм Пояса Богородицы в Хомсе хранит одну их уникальнейших реликвий христианства. Пояс Пречистой Матери в свое время принес в Эмессу апостол Фома. Во время гонений Пояс бережно спрятали в кружку и укрыли под одной их могильных плит. Его следы были потеряны, казалось, навсегда. В 1953 году по найденному манускрипту, написанному на арамейском диалекте, Пояс Богородицы отыскали и поместили в отдельном приделе храма.

Согласно источникам, распространение христианства по восточным границам Византии почти всегда велось сирийцами. Будущие духовные подвиги монашеских общин святой горы Афон, Киевско-Печерской лавры, Валаама восходят к опыту великого самоотвержения, пришедшего из Сирии.

Современная Сирия являет собой уникальный пример веротерпимости и социально-религиозной гармонии. Где бы то ни было, войны и междоусобицы на религиозной почве имеют политическую основу и подогреваются, как правило, силами, далекими от нравственности и благочестия. Потому стабильная власть, не допускающая прямой внешней, в том числе информационной, интервенции, без каких-либо усилий способна поддерживать межобщинный мир. В Сирии отсутствуют даже предпосылки к враждебности между конфессиями. Даже немногочисленная община иудеев чувствует себя вполне благополучно, хотя сирийцы, по понятным причинам, испытывают не самые нежные чувства к Израилю, до сих пор оккупирующему часть сирийской территории.

Взаимоотношения же двух основных конфессий — мусульман-суннитов и православных — носят характер партнерства и взаимопонимания. Православная община Сирии сумела сохранить свою яркую самобытность, никаких претензий на бытовой почве, в области свободы отправления религиозных обрядов, участия в экономической жизни страны. В то же время не наблюдается активности всевозможных оккультных сект, они, видимо, понимают, что любая попытка внедрения инородного тела будет пресекаться на корню, в том числе государством.

Во главе мусульманского суннитского духовенства в Сирии стоит Главный муфтий Республики (это государственная должность) Шейх Ахмед Кыфтар. Я прилетел в Сирию с приветом от муфтия-хазрата Талгата Таджутдина.

Вместо приветствия первое, что в ответ я услышал, впрочем, как и раньше от председателя Союза писателей Сирии Али Арслана: «Только тот мусульманин, кто верит во второе пришествие Иисуса Христа». Это, оказывается, своеобразная уважительная форма обращения мусульманина к уважаемому гостю-православному. И только потом он поблагодарил за привет от муфтия Талгата Таджутдина, спросил о его здоровье. Сказал, что его слово и дело ценят в мусульманском мире Ближнего Востока, независимо от того, суннит он или шиит. В свое время Эдуард Володин при встрече с ним осторожно спросил его: «Начало третьего тысячелетия, кажется, избавило человечество от прекраснодушия, а ощущение близости Второго Пришествия и Страшного Суда все сильнее охватывает людей. Не кажется ли вам, что время пришествия Иисуса Христа близко?» На что тот ответил: «Вопрос не в том, когда Он придет, а в том, готовимся ли мы к Его приходу. Вот что сейчас главное для всех нас».

— А каково Ваше отношение к неосторожному, если хотите, заявлению муфтия Талгата Таджутдина по поводу объявления джихада Америке?

— Муфтий-хазрат сказал то, что думает простой человек, независимо от того, мусульманин он или православный. В отличие от наших политиков, подобострастно заглядывающих в рот Америке и иерархов церкви, которые невнятно жевали во рту мякину, муфтий-хазрат, кажется, единственный, кто сказал правду и об американской трагедии 11 сентября: «Американское зло бумерангом вернулось обратно». Я в тот день был в Риме и наблюдал по телевизору, как весь так называемый цивилизованный мир упрекал муфтия-хазрата за эту правду. С той же прямотой он сказал и правду об агрессии Америки и Англии против Ирака.

— А каковы отношения Антиохийской Православной Церкви с Русской Православной Церковью?

— Именно в Антиохии последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами. На территории Сирии находится большинство из 18 епархий Антиохийской Православной Церкви (остальные в Ливане и Ираке), а Антиохийская церковь, по преданию, была основана в 37 году апостолами Петром и Павлом и является одной из колыбелей христианства. Братские взаимосвязи Антиохийской и Русской Православных Церквей установились со времен крещения Руси: первый митрополит Киевский Михаил был учеником Антиохийского патриарха Иоанна. В XV веке Антиохийский патриарх Иоаким первым из восточных патриархов посетил Русскую Православную Церковь. После этого главы Антиохийской церкви не раз приезжали в Россию. В свою очередь, главы нашей церкви посещали Антиохийскую церковь: в 1945, 1960, 1972 и 1991 годах. В 1958 году в Дамаске было открыто представительство Московского патриархата, а еще с 1948 года существует Антиохийское подворье в Москве. Ныне Антиохийская церковь, центр которой в Дамаске, возглавляется 166-ым Патриархом Великой Антиохии и всего Востока Игнатием IV (Хазимом).

— А каковы в Сирии правовые взаимоотношения православия с государством?

— Принцип межрелигиозных отношений определен в Конституции Сирийской Арабской Республики. Десять процентов христианского населения Сирии защищены законом в той же мере и в том же объеме, что и мусульмане. В соответствии с мусульманской традицией выходной день в Сирии — пятница, но для христиан — воскресенье; праздничными днями являются Маулид-ан-Набуи (день рождения Пророка), Рас-ас-Сана хиджрия (Новый год), Иль-аль-Адха (Праздник жертвоприношения), Ид-аль-фишер (Праздник разговения). Но для всей Сирии такие же праздничные дни православная и католическая Пасха и католический день Рождества Христова. Земля, коммунальные услуги, электричество, вода, школы, в которых преподают основы Ислама или Закон Божий, бесплатны или освобождаются от налога, что позволяет священнослужителям не быть в экономической зависимости от внешних внецерковных сил. Кстати, эти льготы для православной церкви существуют только в Сирии и Ливане. Наши же власти в период так называемой «перестройки», на словах поддерживая церковь и мечеть, на деле обложили их налогами наравне с заводами и коммерческими структурами, зато предоставили льготы всевозможным зарубежным, в том числе сатанинским и террористическим, сектам, начиная с «АУМ Сенрике».

Кое-кого за рубежом не устраивает атмосфера межконфессионального согласия в Сирии. Были попытки внедрения религиозного экстремизма в мусульманскую общину. Но покойный президент Хавез Асад радикальными средствами пресек попытки «братьев мусульман» навязать сирийскому обществу религиозно-политический экстремизм. И в этом отношении опыт Сирии поучителен для России и ее политиков, продолжающих разглагольствовать об «исламском фундаментализме».

— Ощущается ли в Сирии близость иракской войны?

— Не только иракской. Сирия постоянно живет под угрозой агрессии. Уже 20 лет она в состоянии войны с Израилем, под оккупацией которого до сих пор находится часть ее территории. Мы были на Голанских высотах в зоне разграничения сирийских и израильских войск в уничтоженном городе Уль-Кунейтра: жителей изгнали, а дома их взорвали.

Что касается иракской войны: в Сирии сейчас совершенно нет иностранных туристов, они боятся ехать в Дамаск. Мы жили в гостиницах, в которых, кроме нас, никто не жил. Нас безошибочно узнавали на улицах: «Русия». «Как вы узнали?» — на первых порах удивлялись мы. «А никто, кроме вас, сейчас в Сирию не едет, западные туристы опасаются нападения американских войск».

— Каково отношение сирийцев к России?

— О вере мы уже говорили. Вообще в истории Сирии и России много общего. Сирия тоже пережила опустошительные набеги татаро-монголов и того же Тимура, отражала нашествие крестоносцев. Первое свое поражение Наполеон Бонапарт потерпел в Сирии в 1799—1800 годах. Тогда он, столкнувшись с арабской конницей, бежал, бросив свои войска на погибель. И тевтонские рыцари тоже ведь ходили на Россию. И нападение Гитлера на нас — тоже своего рода крестовый поход, ведь неслучайно, что оно, планируемое как молниеносная операция, было названо «Планом Барбаросса» — в честь одного из трех вождей Третьего Крестового похода. Хотя очень странно это, видимо, Гитлер и его генералы плохо знали историю — ведь Фридрих Барбаросса, как известно, бесславно окончил свой военный и даже жизненный путь в самом начале похода. Двигаясь со своим огромным войском в сторону Сирии, он утонул во время переправы через мелкую речушку: упав с лошади, не смог подняться в тяжелых доспехах и захлебнулся.

Что касается современности. Благодаря Советскому Союзу Сирия отстояла свою независимость. Перевооруженная «мигами», танками Т-62 и Т-64, БМП-1, БТР, артсистемами «Град», зенитными установками «Шилка», зенитными комплексами С-125 и ракетными катерами, она дала мощный отпор израильским захватчикам. Недавно мы отмечали юбилей великого танкового Прохоровского сражения, в котором участвовало более 1200 танков. Так вот во время Октябрьской войны, которая была для сирийцев что для нас Великая Отечественная, в районе города Уль-Кунейтра во встречном бою встретились более 2000 танков. Но Советский Союз помог не только техникой. В страну прибыли многочисленные военные специалисты. Сейчас уже нет секрета в том, что на Арабском Востоке была развернута авиационная группировка героя Великой Отечественной войны генерала Дольникова, а боевые расчеты многих средств ПВО были русскими. В Сирии до сих пор помнят старшего советника командующего сирийских ВВС генерала Рябова, советников авиабригад Капустина, Нездорова, Ромазина, инструкторов Замышляева, Федюкина, Денисова, полковника Кузнецова.

— Вы сказали, что были в зоне разграничения сирийских и израильских войск и что Сирия по сей день находится в состоянии войны с Израилем. До каких пор это, по-вашему, может продолжаться?

— Пока Израиль не уйдет с оккупированных территорий. Мы были в зоне бывших боев, кроме города Уль-Кунейтра еще двадцать с лишним поселений оккупантами буквально были стерты с лица земли. Порушены как мусульманские, так и православные святыни. Теперь Дамаск удален от израильских позиций всего на 65 километров. В буферной зоне провинции Уль-Кунейтра сирийская администрация, непосредственно же в зоне разграничения войск шириной 2—6 километров разместились войска ООН. Мы передвигались по Голанским высотам, пристроившись в хвост патрулям войск ООН. Октябрьская война еще больше сплотила сирийских христиан и мусульман, когда те увидели свои разрушенные мечети и оскверненные храмы. Но мир в зоне разграничения войск зыбок. Наученная горьким опытом Сирия с 10-миллионным населением вынуждена выделять огромные средства на содержание армии. Это одна из сильнейших армий Ближнего Востока, на вооружении которой 4650 танков, около 5000 БМП и БТР, около 3000 артсистем; сирийское небо охраняют 25 ракетных бригад и 2 полка ПВО, 590 боевых самолетов, в том числе МИГ-29; береговую оборону держат 3 подводные лодки, 2 фрегата и 10 ракетных катеров. 300 тысяч регулярных войск и 400 тысяч резервистов в любую минуту готовы встать на защиту Родины. Понятия дедовщины в сирийской армии нет, потому как командует ею министр обороны, генштаб, а не комитет солдатских матерей. Меня всегда умиляет возмущение этих «матерей» дедовщиной, словно «деды» — какие-нибудь инопланетяне, а не тоже их сыны. И еще меня буквально потряс физический норматив, действующий в сирийской армии для рядового солдата, младших и средних офицеров. Люди, имеющие отношение к спорту, могут представить, что значит пробегать с полной боевой выкладкой 3 километра за 13 минут, и это в условиях знойной сирийской пустыни У нас, я думаю, на это способен даже не каждый спецназовец.

Отношение к России? Слово «Русия» в Сирии произносят по-прежнему с приветливой улыбкой и надеждой. Правда, один старик на узкой дамаской улочке, напоив меня чаем, на прощание сказал: «Хочешь узнать правду? Улыбаемся мы, чтобы не обидеть. Мы перестали вас любить и даже уважать после того, как вы начали лизать задницу Америке. К простому народу России это, конечно, не относится».

Десятки тысяч сирийцев закончили вузы, другие учебные заведения в Советском Союзе, в России, многие говорят по-русски, любят нашу культуру. По некоторым сведениям в Сирии 8 тысяч русских жен. Красивые смешанные пары мы видели в дороге туда и обратно.

Сирия — прекрасная страна. Красивые, добрые, отзывчивые люди живут в ней. Если у нас в России на улице, поймав твой взгляд, торопливо и порой раздраженно отводят глаза, то в Сирии, поймав твой взгляд, доброжелательно улыбаются и говорят: «Салям!» А то и спросят, не нуждаешься ли ты в помощи. А вот господина Буша, как и господина Блэра, в Сирии не любят. И этим сирийцы мне тоже близки.

Маленькая Сирия никому не угрожает. За ее многовековую историю по ней прокатилось столько войн, что нет, наверное, ни одного метра, который не был бы памятником войны. Но еще больше в ней памятников духа, древних и нынешних христианских и мусульманских святынь. Величие страны определяется не количеством «томагавков» и «макдональдсов», величие страны определяется душой народа. Оставьте в покое эту маленькую, но великую страну, где в крупнейшей мечети мира главной святыней является глава Иоанна Крестителя, а один из минаретов не просто носит имя Иисуса Христа, а потому, что этот добрый народ живет с непоколебимой верой, что именно с этого минарета спустится Спаситель в день Страшного Суда. Может, этим опасна Сирия? Может, этого боится господин Буш?

Господину Бушу не нравится ни покойный, ни нынешний президент Сирии. Сирийцам не нравится господин Буш, но не идут они по этому поводу войной на Америку, справедливо полагая, что если Америка хоть чуточку великая страна, то она сама разберется со своим президентом.

— Спасибо, Михаил Андреевич, за беседу. Желаю Вам новых интересных дорог и встреч.

 

 

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле