> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 07'04

Равиль БИКБАЕВ

XPOHOC

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Год исторических испытаний

В октябре минувшего года мне посчастливилось принять участие в поэтическом фестивале тюркских народов мира, который состоялся в городе Страсбурге. Фестиваль проходил в течение четырех дней, и мы, поэты разных стран, читали свои стихи, участвовали в диспутах и дискуссиях, продолжавшихся иногда до полуночи. В Страсбурге, ставшем в последние годы центром защиты прав народов, мы, конечно, проводили свои дни не только в дискуссиях о литературе. Нам интересно было познакомиться со знаменитым французским городом, его историческими и культурными памятниками.

В один из вечеров национальный ансамбль из Турции дал очень интересный концерт. Выступление этих певцов и исполнителей на восточных музыкальных инструментах я впервые увидел в апреле 2003 года на Днях литературы тюркского мира в Стамбуле, организованных мэрией Стамбула. Тогда они очень трогательно и выразительно исполняли песни и мелодии разных народов. И в Страсбурге их выступления сопровождались бурными аплодисментами. После исполнения нашей песни «Уралым» зрители вызывали группу на «бис». Кто бы мог подумать, что через Стамбул я совершу поездку в Страсбург и в этом древнем городе с чувством гордости послушаю башкирскую песню, что в этих величественных залах буду читать башкирские стихи!

Спустя неделю после этой поездки мы отправились в Москву, где в знаменитом Центральном Доме литераторов состоялась презентация наших журналов «Агидель» и «Бельские просторы». Москвичи очень удивились, что эта встреча собрала полный зал людей. Обсуждение шло очень оживленно. В обстоятельном выступлении известного критика Вадима Дементьева я особенно запомнил слова о том, что даже центральные московские журналы не смогли бы собрать такую аудиторию. Я считаю очень высокой оценкой мнение нашего земляка, талантливого прозаика Талхи Гиниятуллина о том, что «без «Агидели» и «Бельских просторов» российская культура будет неполной». Наши земляки Ахияр Хакимов, Валентин Сорокин, Ямиль Мустафин и другие раскрыли художественные достоинства отдельных произведений, опубликованных на страницах журналов, говорили об их высоком художественном уровне. Многие выступившие с доброй завистью отметили, что в то время как центральные журналы, в свое время издававшиеся миллионными тиражами, сегодня оказались в тяжелейшем положении, в Башкортостане издают такие прекрасные журналы. А ведь в Москве не часто обсуждают то, что издается в республиках. Во всяком случае, я не помню подобного обсуждения. Такая высокая оценка заставляет еще серьезнее задумываться о нашей ответственности, о предстоящих делах и заботах.

На этом мероприятии мне подарили очень содержательную книгу «Башкиры», изданную в Москве. Составленный нашими известными учеными Зиннуром Ураксиным и Фирдаус Хисаметдиновой, этот сборник включает в себя интересные сведения о нашем народе, образцы нашей литературы. Издание в столице страны таких книг — примечательное событие. Они развивают наши связи с миром.

В этом отношении можно отметить и такое приятное событие. Завоевавший большой авторитет среди читателей нескольких поколений журнал «Дружба народов» свой одиннадцатый номер 2003 года посвятил башкирской литературе. Публикация наших произведений в таком авторитетном журнале — большая честь, в то же время это накладывает на нас большую ответственность. И, по-моему, писатели Башкортостана этот ответственный экзамен выдержали с честью.

Когда мы говорим о нашей литературной жизни в 2003 году, то следует особо отметить и проведение Дней чувашской литературы в Башкортостане, которые прошли в ноябре месяце. В семидесятые—восьмидесятые годы и у нас, и в других республиках подобные дни различных национальных литератур и культур проходили регулярно. В последние годы эта добрая традиция почти исчезла. Но не следует забывать, что Башкортостан в этом отношении многим отличается от других регионов. Даже в самые сложные времена наши творческие связи никогда не прерывались, получая новые формы. Ежегодно проводимые Аксаковские дни, поэтический фестиваль «Родники вдохновения» в Белебее — совершенно новые традиции, рожденные в девяностых годах. В них постоянно участвуют поэты и прозаики из Москвы, Татарстана, Чувашии и других республик и областей. Но дни литературы отдельно взятой республики ни у нас, ни в других регионах не проводились давно. Программа Дней чувашской литературы в Республике Башкортостан оказалась богатой и широкой, делегация писателей Чувашии была многочисленной. Встречи чувашских писателей со своими читателями в Уфе, в городах и районах превращались в незабываемые праздники. В те дни мы сверяли корни древнего братства, обновляли историческую память, совместно обсуждали планы на будущее. Плодотворное влияние таких контактов каждая литература испытывает в своих судьбах.

Наверное, понятно, что я не случайно так подробно рассказываю о событиях за пределами республики, а также о наших творческих связях. Если наше поэтическое слово, наши песни доходят за три моря, если авторитетный центральный журнал специальный номер посвящает нашей литературе, если наши журналы получают высокую оценку в Москве, если, пригласив большую делегацию писателей, мы проводим литературный праздник братской литературы, значит, современная духовная жизнь в республике, в том числе литературная, крепка, здорова, видит свое будущее.

Следует подчеркнуть, что в 2003 году наши читатели смогли познакомиться со многими новыми произведениями различных жанров. Тансулпан Гарипова, например, завершила работу над романом «Буйракай», первую часть которого мы уже успели полюбить. Зиннур Ураксин своим романом «Карат» успешно дебютировал в крупном жанре. Если судить по развитию событий, то у этого произведения, видимо, тоже будет продолжение. Роман Галима Хисамова «Девятнадцатый», ставший новым явлением в башкирском детективе, был опубликован в журнале «Агидель», издан отдельной книгой.

Если взглянем пристально, то новых произведений немало. Например, в прошлом году только на страницах журнала «Агидель» было опубликовано шесть повестей, свыше десяти рассказов, две поэмы, свыше тридцати подборок стихов. Завоевавший авторитет среди читателей журнал «Ватандаш» из года в год все больше внимания уделяет литературе, печатает не только стихи, рассказы, но и романы.

Сейчас авторы не ограничены, как прежде, единственным литературным журналом «Агидель». Если написал достойное произведение, его готовы печатать и «Ватандаш», и «Бельские просторы», и «Шонкар», и «Тулпар», и другие издания. Сегодня у нас нет причин жаловаться на сложности с публикацией своих новых произведений, и это отрадно.

К сожалению, о нынешнем положении издательства «Китап» говорить с такой же радостью мы не можем. Возможности его, единственного книжного издательства, поддерживаемого государством, с каждым годом ограничиваются. Так, например, в прошлом году издано лишь около десяти книг поэзии, а прозы чуть побольше этого. К тому же по объему почти половину их составляют избранные произведения.

В этих условиях трудно пробиться молодым. Среди авторов прошлого года нет ни одного молодого, пережившего радость издания своей первой книги. Это очень тревожное положение.

Когда речь заходит о первой книге, то невольно вспоминается такой поучительный факт из истории русской литературы.

Когда-то Горчаков обратился к великому лирику Ф. Тютчеву с такими словами:

— Есть поэты, которые после своей первой книги пишут все лучше и лучше. А есть поэты, которые после своей первой книги пишут все хуже и хуже.

— Вы меня к каким поэтам относите?

— К первым, разумеется.

— Вот и ошибаетесь.

— Почему?

— Потому что ни к первым, ни ко вторым меня отнести нельзя.

— Почему же?

— Потому что никаких книг до сих пор, хотя мне пошел уже шестой десяток, я не издавал.

Оказывается, первая книга Тютчева была издана лишь в 1854 году, когда ему пошел пятьдесят первый год. Действительно, очень поучительный разговор. Еще до издания своей книги Федор Иванович получил признание как великий поэт. Еще в 1836 году Пушкин в своем журнале «Современник» опубликовал стихи Федора Тютчева, не указывая фамилии автора. Обратите внимание, автор скрыл свое имя. Его стихи были опубликованы под заголовком «Стихи, присланные из Германии». Только через восемнадцать лет (!) поэт взял в руки свою первую книгу.

Вспомнив этот очень поучительный эпизод из истории русской литературы, я не намерен кого-то из молодых литераторов успокаивать, мол, хотя и ваши первые поэтические сборники изданы поздно, но поэзия ваша никогда не потеряет свою ценность и значимость. Своевременное издание хорошего произведения крайне необходимо. Рашит Назаров своими первыми стихами, опубликованными в 1962 году в журнале «Агидель», засверкал молнией на литературном небосклоне. Но если бы не были изданы и последующие сборники, то яркое сияние этой молнии не дошло бы до новых поколений.

В литературе есть таланты. Но есть и случайные авторы, что годами обивают пороги редакций, пытаются любыми способами попасть в орбиту литературы. Бывают и такие случаи: вчера только принятый в Союз писателей литератор сегодня почти со скандалом начинает добиваться проведения своего пятидесятилетия. Что делать, юбилей проводится. И на том творческая биография этого литератора завершается. Вступление в Союз писателей и проведение юбилея становится высшей точкой его творческого роста. Именно в такие моменты невольно вспоминаешь Тютчева, в пятьдесят один год издавшего свою первую книгу и навеки оставшегося яркой звездой в мировой литературе.

Давайте снова вернемся к нашим издательским делам. Об этом мы говорим почти на всех собраниях, требуя уделить больше внимания изданию художественных книг, защищая государственную систему в книжной торговле, пишем коллективные письма в самые высокие инстанции. Но сдвигов в лучшую сторону пока мало.

Но вот один приятный момент. Сегодня в работе издательства «Китап» зарождается очень хорошая акция. Создается совершенно новая серия — «Голоса молодых». В этой серии только в 2004 году будет издано девять отдельных книг молодых авторов. В последнее время такого явления в нашем издательстве не было. От всего сердца радуемся этому почину и желаем его осуществления.

Если речь зашла о первых книгах авторов, то следует сказать несколько слов и о так называемом самиздате. До этого я в основном отрицательно относился к таким изданиям, потому что среди них полно всякой чернухи и непотребства. Некоторые графоманы умудрились таким способом выпустить по десятку книг! Но в жизни все постепенно меняется. Сейчас в мутном потоке самиздата стали появляться и содержательные книги. Я уже писал о маленьких сборниках Азамата Юлдашбаева и Бахтияра Халитова. Недавно в Союзе писателей состоялась презентация поэтического сборника Ларисы Абдуллиной «Не прошло еще нежное мгновение». В издании этой книги начинающей поэтессе помогла администрация города Давлеканова и Давлекановского района, а также районная типография. В Стерлитамаке, Сибае, Хайбуллинском районе, используя местные возможности, были изданы коллективные сборники детей, а также книги отдельных авторов.

В городе Кумертау в этом отношении также делается много добрых дел. В Белебее при поддержке администрации района и города ежегодно издается книга «Радуга» на башкирском, русском, татарском и чувашском языках, приуроченная к межрегиональному поэтическому фестивалю «Родники вдохновения». Значит, сегодня, в условиях тотального господства рынка, следует использовать и такую возможность. И это касается не только молодых, а всех нас. Что и говорить, непростое это дело: сначала нужно найти людей, которые могут оказать тебе финансовую помощь, а если выпустил книгу, то и продажу ее приходится организовывать самому. Таким образом в 2001 и 2003 годах я издал первую и вторую части «Сто и одного хадиса», а также на русском языке книгу «Год человека», поэтому хорошо знаю эту технологию. Да, хлопотно, обидно, унизительно, но на что только не пойдешь ради творчества, ради литературы!

В 2003 году вместе со всем народом нашей республики башкирская литература предстала перед большим, без преувеличения можно сказать, историческим испытанием. Я говорю о событиях, связанных с выборами Президента Республики Башкортостан.

В третий раз выбирали мы главу своей республики. В ходе развития событий наши граждане научились распознавать, кто есть кто. Во время этих судьбоносных лет наши писатели тоже четко определили свои гражданские позиции, защищая сегодняшний день и будущее нового Башкортостана, с первых выборов выступали за Муртазу Губайдулловича Рахимова. В такие переломные для республики дни достойным примером для нас была героическая деятельность З. Валиди и Ш. Бабича, которые в сложных исторических условиях создавали Республику Башкортостан. С конца восьмидесятых — начала девяностых годов прошлого века на пути этой борьбы было немало сложных ситуаций, ставших испытанием на сплоченность, мудрость, прозорливость народа Башкортостана, в том числе и нашей литературы.

Но, оказывается, самые суровые испытания еще были впереди. Всякого рода очернение и клевета в адрес Башкортостана, где, в отличие от многих других субъектов РФ, еще строят и созидают, продолжаются все последние годы. Но в ходе прошлой предвыборной кампании те, кто до сих пор пытался скрывать свои корыстные намерения и нездоровые амбиции, перешли в открытое наступление. Башкортостан пережил самую оголтелую пиар-кампанию в России.

Вы когда-нибудь обращали внимание: лес со стороны кажется зеленым миром, островом красоты. Но, углубляясь, замечаешь, что и там, оказывается, есть кривые и поломанные деревья, валежник, а то и гнилые пни.

Глядя со стороны, я столько раз восхищался зеленым бархатом озимых. Но, подходя ближе, удивлялся: бархат этот тоже не совершенен, там имеются и сорняки, и пожелтевшие ростки.

Мы привыкли восхищаться своим народом, так сказать, со стороны. Конечно, он достоин восхищения. Но во время предвыборной работы, объезжая города и села, обходя почти каждый дом, встречали мы разных людей. Порой даже очень разных…

Ни для кого не секрет, что за пиар-кампанией против Башкортостана и Рахимова прослеживалась конкретная цель ее организаторов: прибрать к рукам ресурсы республики. Для достижения этой цели они не жалели средств: миллионными тиражами издавали и распространяли свои бесплатные газеты, через всевозможные электронные средства информации обливали клеветой и грязью руководство Башкортостана, которое встало поперек их дороги.

В дни предвыборных политических и не совсем политических баталий, по сути, решалась судьба будущего Башкортостана, вопрос стоял по-гамлетовски четко: «Быть или не быть?». Так наши соотечественники оказались перед историческим выбором. Его никто не мог обойти, никто не мог не выразить своего отношения, своего мнения. Даже если ты равнодушен, то и это проявляет твой взгляд на происходящее, раскрывает твое гражданское лицо.

У Бисмарка есть выражение: «Если ты не будешь заниматься политикой, то политика займется тобой». Как будто он говорил о наших сегодняшних днях. Сегодня политика никого не обходит стороной, и никто не может жить скрываясь, сторонясь ее. Разве не отравляет душу простому крестьянину грязная газета, дошедшая до самой отдаленной глухой деревушки? Когда твоей родине объявляется информационная война, быть равнодушным нельзя. Тем более, если ты писатель.

И в решающие дни судьбы Башкортостана наши писатели с честью выполнили свой гражданский долг. По ходу выборной кампании с каждым днем все возрастало значение писательского слова. Мы выступали в печати, по радио, ездили по городам и селам республики. Некоторые из наших товарищей в эти дни, можно сказать, «жили на колесах».

В самые ответственные часы мудрые обращения Мустая Карима к народу республики стали решающей силой. Наш великий современник, отмечающий в этом году свой 85-летний юбилей, еще раз доказал, что он поистине народный поэт. Разменявший девятый десяток своей жизни Нажип Асанбаев тоже по-прежнему в строю, и в эти ответственные дни соотечественники не раз слышали его слово. Катиба Киньябулатова, Фаик Мухамедьянов, им уже за восемьдесят, наши старшие коллеги Азат Магазов, Нугуман Мусин, Абдулхак Игебаев своими страстными выступлениями укрепляли веру избирателей.

В прошлом году радостным событием в нашей литературной жизни было присвоение звания «Народный поэт Республики Башкортостан» Марату Каримову и Тимеру Юсупову. Они не раз обращались к своим землякам через средства массовой информации. Гайса Хусаинов, Факиха Тугузбаева, Кадим Аралбай, Газим Шафиков, Сафуан Алибай, Гульфия Юнусова, Марсель Салимов, Ирек Киньябулатов, Диля Булгакова, Расих Ханнанов, Мукарама Садыкова — не перечислить всех наших писателей, участвовавших в этой нелегкой кампании. А редактор газеты «Истоки» Александр Филиппов в эти дни проделал поистине титанический труд.

То, что решающий выбор остался на второй тур, еще более обострило обстановку. Может, это было велением судьбы, чтобы граждане Башкортостана задумались о своей ответственности перед будущим, чтобы они более трезво, более мудро оценили происходящие события. Не будет преувеличением, если скажу, что итоги первого тура потрясли наше общество, так как мы на прошлых выборах привыкли побеждать без всякого сомнения. В любом случае это историческое испытание послужило хорошим уроком и нам, и нашему президенту.

Вывод, напрашивающийся после этого урока: дело не только в разрушительном давлении извне, причины надо искать и в нас самих. Чего греха таить, в выборах участвовали и те, кто позарился на деньги олигархов, кто поверил их клевете. Среди них были и молодые, и зрелые. Ладно, если бы обманулись политически малограмотные. Но трудно понять и поверить, что среди них оказались и некоторые журналисты, представители искусства, деятели науки, учителя и студенты. Да, были и такие, что придавало некоторую силу олигархам. Некоторая часть электората их усилиями разделилась на башкир, татар, русских, чего прежде не бывало...

Конечно, роль деструктивных сил в обострении ситуации велика, но главная причина тем не менее кроется в нас самих. Наше общество не смогло достойно и сплоченно противостоять потокам грязи, лжи, обмана. В недостаточном единстве нельзя обвинять весь народ. Большинство защищало Президентскую программу, оно же, несмотря на все оголтелые происки, осталось верным курсу строительства нового Башкортостана. Вместе с тем есть и повод задуматься.

Мирная жизнь, созидательный труд, дружба народов — надежная основа государственного строя Башкортостана. Но дружба народов не ограничивается праздниками песни и пляски, фестивалями поэзии. В последние годы возросло национальное самосознание, усилилось внимание к родным языкам этносов, проживающих в республике. Несколько лет назад был даже принят специальный закон о языках.

Все это отрадно. Но не только в последние годы, а вообще когда-нибудь в истории республики поднимался ли вопрос о гражданском самосознании? А ведь гражданское самосознание — это логическое продолжение, проявление самосознания национального. Часто ли мы об этом задумываемся?

В конце прошлого года мне довелось выступать на торжественном собрании, посвященном десятилетию Конституции РБ. Башкирский народ по своей природе конституционный народ. Еще в XVI веке свои отношения с Россией он урегулировал на основе взаимного договора, то есть на основе конституционных порядков. А живут ли сегодня наши граждане, всецело основываясь на Конституции?

В Конституции есть специальный раздел о правах и обязанностях граждан. К сожалению, о правах мы говорим много, но о своих обязанностях задумываемся редко. В последние годы многие привыкли ставить вопрос таким образом: «Что мне дал суверенный Башкортостан?» Но ведь сначала каждый должен спросить у себя: «А что я и моя нация дали Башкортостану, что мы сделали для процветания своей республики?» Если каждая нация будет заботиться только о себе, ничуть не задумываясь о других, будет добиваться прав за счет и в ущерб другим — остается ждать только беды. Слава богу, народы наши проживают в мире и согласии. Правда, можно спать в одной постели и видеть разные сны, можно ехать в одной телеге и петь разные песни. В жизни случается всякое. Но во время исторических испытаний, когда решается судьба родины, забота об общем будущем должна превратиться в общую задачу и заботу каждой нации. С начала девяностых годов в республике под руководством президента столько сделано для духовного развития каждой нации, разве честно будет забывать об этом? Тем, кто упорно не хочет видеть это, я бы посоветовал лучше приглядеться к соседним регионам — в каких условиях остались их соплеменники?

Долгие годы многое решалось административным путем. Дальше так управлять страной будет труднее. Воспитание граждан, верных интересам своей республики, — может, эти слова звучат для кого-то слишком пафосно, — но это жесткое веление сегодняшней действительности. Слово «башкортостанцы» до сих пор почему-то не воспринималось некоторыми. Но это чувство — быть башкортостанцем — должно объединять все народы республики. В свое время Мустай Карим произнес свои крылатые слова: «Не русский я, но россиянин...» Это не просто благозвучные слова, они отражают нашу суть. Конечно, найдутся желающие не согласиться с этим, но убежать от действительности невозможно.

Вот таким же образом, если утверждение «я не башкир, но башкортостанец» станет гордостью, осознанной реальностью каждой проживающей в Башкортостане нации, то наше единство и дружбу не разрушить никаким силам. Как выражение «не русский я, но россиянин» ничуть не оскорбляло чувств русского народа, так и слово «башкортостанец» нисколько не унизит башкирский народ.

Когда чуваш или мариец, русский или татарин помимо признания своей нации духовно осознает, что он еще и «башкортостанец», только тогда образуется нерушимое сообщество граждан Башкортостана. Пока не образуется такое сообщество, будущее наше в нынешних условиях тревожно. Одним башкирам не сохранить Башкортостана.

Есть такие духовные ценности, как историческая память и чувство благодарности. В трудные моменты истории благожелательный Башкортостан приютил мирных представителей многих народов, и те среди добродушных башкир не только не потеряли своих национальных черт, языка, культуры, традиций и обычаев, но иногда сохранили их лучше, чем соплеменники, оставшиеся на исторической родине. И теперь они просто обязаны проявить внимание к духовной жизни и судьбе башкир, по ряду причин оставшихся в меньшинстве на своей родной земле, совместно укреплять нашу общую родину — Башкортостан.

По-моему, самое главное, приоритетное направление духовного развития Республики Башкортостан сегодня именно в этом. Воспитания башкортостанцев — людей, живущих общей целью, достижения единства гражданского и национального самосознания можно добиться только в том случае, если эта работа будет вестись многопланово, целенаправленно и постоянно — в семье, в детских садах, школах, вузах, в трудовой сфере. Задачи и ответственность литературы тут особенно возрастают.

Вот к каким непростым мыслям приводят воспоминания о прошлых выборах. А через пять лет следующие могут оказаться еще сложнее, если все мы не проникнемся ими во всей их актуальности и глубине.

 

Написать отзыв

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле