№ 06'04 |
Раиса БАШИРОВА |
XPOHOC
Русское поле:Бельские просторыМОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬПОДЪЕМСЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ"ПОДВИГСИБИРСКИЕ ОГНИОбщество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима Кожинова
|
Запах Родины, он особенный…Слово «символ» с греческого языка переводится как «условный знак» — образ, являющийся представителем других образов, содержаний. Чем более многозначен символ, тем более он содержателен. Символы живут долго, когда в них вкладывают физиологический смысл. У русского поэта Аполлона Майкова есть стихотворение, пересказ половецкой легенды, очень точно отражающее физиологическое значение символов. Суть его сводится к следующему. Спасаясь от Мономаха, хан Отрок со своими людьми скрылся на Кавказе. Проходят годы, Мономах умирает, опасности для половецкого хана и его соратников нет, но все их попытки вернуться на родные земли оказываются безуспешными. Не могли заставить их предводителя — половецкого хана вернуться в благоухающие степи ни уговоры, ни напевы родных песен. Тогда мудрый старый хан Сырчан дает задание посланцу: «Свяжи в пучок емшан степной и дай ему — и он вернется» И взял пучок травы степной певец, и подал хану. Взрыв сильнейших чувств вызвал пучок травы: хан, «пред которым все дрожат, — пучок травы целуя, плачет!» Аромат пучка степной травы заставил хана Отрока покинуть богатство и покой, обретенные в чужой стране, и вернуться в родной край. Запах полыни для грозного хана — символ Родины. Зонтик курая на флаге и гербе нашей республики у основной части населения вызывает лишь исторические ассоциации. Цветок курая — символ дружбы, семь его лепестков символизируют семь племен, положивших начало консолидации и единению народов древнего Башкортостана. Надо сказать, что кураем называли у нас несколько видов зонтичных растений. «Для души» использовали сухой полый стебель зонтичного растения, известного под названием реброплодник уральский, изготавливая из него национальный музыкальный инструмент своеобразного тембра и звучания. Звуки курая очень органично сливаются со звуками природы — шелестом травы, шумом воды на перекате и т.д. Другой вид курая, известный как медвежья дудка, или «айыу курайы» («шума курайы»), использовали в качестве лакомства — молодые побеги его очищали от кожицы и ели в свежем виде. Многие помнят, как старики обучали науке правильного употребления дудника: очищенные побеги надкусывать надо так, чтобы сок не попадал на губы. Иначе на месте попадания сока будет ожог. Любили наши предки курай за аромат и его оригинальные вкусовые качества. Дудник дягилевый, или Angelica archangelica, таково научное название растения, использовали для варки супов, изготовления обсахаренных корней и различных напитков. Корень дудника как пряность запекали в хлеб. Из свежих корней и семян получали через брожение и перегонку водку. Изготавливали довольно вкусные конфеты, благотворно влияющие на пищеварение. Молодые стебли и черешки листьев использовали как приправу к салату и для варки из них варенья и цукатов. В старину при неурожае его рвали к столу с весны, зачастую им в течение всего лета заменяли овощи. Молодые стебли и черешки, сваренные с сахаром, и теперь служат оригинальной начинкой к мучным изделиям. Траву использовали как противоглистное средство, а плоды — для приготовления «ангеликовой воды», применявшейся как противосудорожное и желудочное средство. Листья употребляли вместо табака, а из семян добывали пахучее масло. Фактически растение использовали круглый год. Давно перестал быть дефицитом перец. При современном изобилии заморских пряностей мы как-то быстро забыли о нашем курае. И напрасно. В Западной Европе это растение пользуется большой популярностью в медицине. Собственно происхождение латинского названия медвежьего курая — Angelica archangelica связано с легендой, согласно которой архангел Михаил спас людей больных чумой, даровав им это растение. Славившиеся искусством исцеления бенедиктинские монахи использовали дудник как противоядие при отравлениях. Отсюда и пошло название знаменитого ликера «Бенедиктин». В современной восточной медицине по популярности дудник уступает только женьшеню. Из него изготавливают средства для лечения заболеваний половой сферы, невралгии, артрита и грибковых заболеваний. Его используют при нарушении мозгового кровообращения и даже при инсультах. Из корней дудника изготавливают всем известные препараты «Болюсы Хуато». Но более популярен дудник как источник веществ, нормализующих гормональный баланс у женщин, не случайно в Китае курай известен под названием «женский женьшень». В старину особой популярностью дудник пользовался при лечении болезненных менструаций, климактерических расстройств и других «женских немочей». Сто—сто пятьдесят граммов зелени растения восполняют суточную потребность нашего организма в железе! Съев на природе одну ароматную дудку курая, мы нормализуем процессы кроветворения. Как оказалось, курай является прекрасным противоанемическим средством, так как содержит не только железо, но и витамин B12. Фармакологи выделили из дудника вещества, нормализующие кровообращение в коре головного мозга и улучшающие память. Вещества, которые вызывают ожог губ, привлекают внимание ученых в связи с тем, что у них обнаружена противоопухолевая активность. Их используют в настоящее время для лечения кожных заболеваний, в частности витилиго и псориаза. Препараты из корней дудника повышают желчеотделение, секрецию желудочного и панкреатического сока, а также увеличивают образование слизи в верхних дыхательных путях, поэтому очень эффективны для лечения заболеваний дыхательных путей.. А теперь подумайте: не карает ли нас природа за то, что мы с такой легкостью заменили наш родной курай иноземными яствами? Не забвение ли национальных традиций питания вызывает необходимость обращаться к врачам и принимать дорогостоящие таблетки? За рубежом сохраняют традиции использования курая, более того — активно занимаются селекцией. С одного гектара получают до 1,2—2,2 тонны сырой массы корней Angelica archangelica. Дудник выращивают в Нидерландах, Польше, Италии, Чехии, во всех странах Юго-Восточной Азии. В крохотной Бельгии дудник выращивают на площади 157 га! В Японии дудник — популярная овощная культура. Не в этом ли секрет рекордсменов в долгожительстве японцев — бережном сохранении национальных традиций питания? Курай — это всего лишь мизерная часть забытых традиций. Специалисты из института экологии провели исследования активности национального напитка буза и установили, что он является отличным средством для лечения дисбактериозов и профилактики желчнокаменной болезни. Систематическое применение бузы предупреждает развитие молочницы, которой так часто страдают современные женщины. Если наши бабушки раньше очень просто расправлялись с легкими расстройствами пищеварения, давая детям муку из черемухи, смешанную с медом, то теперь молодые мамы бегут в аптеку за сильнодействующими антибиотиками, последствия от применения которых непредсказуемы. Примеров много. Ясно одно: утрачен огромный пласт национальной культуры питания, определяющий в немалой степени состояние здоровья населения. Не результат ли это того, что мы слишком узко воспринимаем понятие «культура Башкортостана», сводя его в основном к языковой проблеме. Забвение своих физиологических корней представляет не менее важную проблему. Необходима ревизия содержания курса «Культура Башкортостана». Зонтик курая на гербе нашей республики — это не только символ единства, но и символ богатства и неистощимости наших растительных ресурсов, которые мы до сих пор очень нерационально используем. Курай для нового поколения должен стать символом такого же содержания, как пучок травы степной для грозного хана! Нельзя признать нормальным, что для наших детей «тархун» это всего лишь зеленая водичка, ароматизированная привезенными из-за рубежа добавками. Кто знает, что «тархун» — это полынь-эстрагон, в изобилии произрастающая в нашей республике? В старину полынью окуривали избы во время эпидемий чумы и холеры, траву полыни стелили на пол для отпугивания насекомых и ароматизации, обеззараживания воздуха в помещении. Знаете ли вы башкирское название чабреца? Кейэу улэне — жениховская трава. Идя свататься, жених вдевал в петлицу букетик этого ароматного растения, придававшего ему уверенность в своих силах. Надо сказать, что современные исследования подтверждают влияние эфирных масел растения на нервную систему. Пока кукует кукушка, цветет растение, называемое кэкук емеше, или первоцвет курупночащечковый, ярко-желтые цветочки его напоминают связку ключей, поэтому в Европе его называют «ключи от неба». Сладкие цветочные стрелки этого растения очень любят дети. Свежие листья первоцвета ели в качестве салата. Многим известно, что это растение используют в качестве отхаркивающего и потогонного средства. Но вот что удивительно, японские фармакологи показали, что первоцвет содержит вещества, нормализующие структуру печени при отравлениях. Зная целебные свойства первоцвета, британские садоводы выращивают его на грядках. Но попробуйте найти грядки первоцвета в нашей республике, где патология печени остается острейшей проблемой населения крупных городов. Один из наиболее таинственных обычаев в духовной культуре древнего населения Центральной Азии — культ таволги, выступающей в роли посредника при переходе человека из одного мира в другой. Таволжаный прут вставляли в руку покойного. Первое упоминание о таволге находят в древнетюркской, шаманистской по своему содержанию «Книге гаданий» («Ирк битиг»), относящейся к ХV веку. Таволга, или спирея, — растение семейства розоцветных, часто встречается в фольклоре. Под таволгой рождается герой шорского эпоса бобренок («Когутей»), таволга сопровождает погребения чувашей, захоронение выкидыша у тувинцев. Цветки, листья и кору ее использовали при всех воспалительных заболеваниях. Из прутьев таволги изготавливали колотушки шаманских бубнов. Основное средство борьбы с «нечистой силой» в сказочных вариантах «Алпамыша» — таволжаный лук. Киргизские врачевательные заговоры содержат призыв к духу болезни оставить больного и переселиться в таволгу. Исследования фармакологов показали наличие в таволге-спирее веществ, оказывающих противовоспалительное действие, наиболее известное из них — аспирин, производное от двух слов — acidi spirici, что означает кислота, выделенная из спиреи. В истории человечества еще не было препарата более популярного и эффективного, чем аспирин. Исследования японских фармакологов продемонстрировали высокую эффективность препаратов спиреи для лечения последствий инсультов. Систематическое применение чая из таволги улучшает память. Кстати, до войны жители лесных районов вместо чайной заварки использовали цветки близкого растения лабазника (спиреи) вязолистного Filipendula ulmaria (Spiraea ulmaria) — ароматного растения, произрастающего по сырым местам. Современная медицина рекомендует использовать это растение для лечения злокачественных заболеваний. Давнюю историю имеет применение можжевельника в народной медицине и в магических обрядах. В старину считалось, что артыш — таково башкирское название растения — отпугивает нечистую силу. Поэтому при входе в дом подвешивали веточку можжевельника. Если инфекцию считать нечистой силой, то обычай действительно очень разумный. Можжевеловые фитонциды лучшие антисептики. Благодаря эфирным маслам, плоды можжевельника обладают мочегонным, желчегонным, жаропонижающим свойством, стимулируют пищеварение. В современной медицине препараты можжевельника применяют при заболеваниях легких, сопровождающихся отделением гнойной мокроты, а также при воспалительных заболеваниях носоглотки в виде полосканий. Для улучшения пищеварения препараты можжевельника назначают больным с недостаточной секреторной и моторной деятельностью желудка и кишечника, метеоризмом, желчнокаменной болезнью и холециститом. Хвою используют для лечебных ванн больных, страдающих бессонницей, неврозами, радикулитом. Почему бы не возродить традицию использования артыша и расширить его применение в озеленении городов. Не менее интересна история зверобоя. В глухих деревнях отвар этого растения давали ребенку, когда он болел корью или ветрянкой, и при этом занавешивали окна красными занавесками. Казалось бы, зачем нужен красный свет? Однако исследования последних лет показали, что красный свет увеличивает противовирусную и антибактериальную активность этого растения. В европейских странах предпринимаются попытки лечить вирусный гепатит с помощью действующего начала зверобоя — гиперицина. Сложилось новое направление в медицине, получившее название фотодинамическая терапия. Самое непонятное в этой истории, как наши предки пришли к системе лечения, научное обоснование которой получено совсем недавно. Кто вложил в них эти знания? Читающие эти строки могут сказать, что проблема насыщения отечественного рынка препаратами из растений — проблема медиков. Это не совсем верно. Формирование новой отрасли требует подключения к ее решению специалистов всех профилей, начиная от педагогов, агрономов и кончая фармацевтами. Особенно когда речь идет о растениях, которые использовались населением в пищу. Чаще всего пищевые растения не обладают столь высокой активностью, чтобы заинтересовать фармакологов и послужить основой для производства лекарственных средств. Но систематическое применение их в пищу в рамках национальных традиций оказывает благотворное влияние на состояние здоровья населения. Не случайно японцы так внимательно изучают влияние на организм свербиги (коке) или борщевика (балтэрган). Показано, что полисахариды свербиги облегчают течение болезни у онкологических больных. Свербига содержит также вещества, стимулирующие работу сердца. Располагая поистине неограниченными ресурсами лекарственных растений, тем не менее основную массу препаратов мы везем из-за рубежа. А ведь приобретая иностранную коробочку, мы тем самым финансируем зарубежного производителя. Одна из проблем — нестыковка специалистов-производителей и потребителей. Нередко слышишь от технологов, что они бы взялись за производство тех или иных продуктов, да сырье отсутствует. Аграрии же в свою очередь заявляют, что вырастить то или иное растение несложно, но как быть со сбытом. Одна из серьезнейших экономических задач — воспитание кадров, способных грамотно использовать природный потенциал. Обеспечить перелом в отношении к ресурсам республики можно при условии введения в содержание предмета «Культура Башкортостана» разделов национальной культуры использования растений. Полвека назад эту информацию юные жители деревни впитывали, как говорится, с молоком матери, воспитанием бережного отношения к национальным традициям занимались бабушки и дедушки. Урбанизация населения, изменение семейного уклада привели к утрате знаний, необходимых для процветания нации. Ребенок должен знать, какие растения его окружают, как их вырастить, как их использовать и как сделать из них деньги. Прекрасно, если у нас появятся маленькие коммерсанты, умеющие просчитывать стоимость пучка травы. Только тогда из них вырастут здоровые предприниматели, способные организовать плантации и фармацевтические предприятия, наладить производство препаратов, способных вытеснить импортную продукцию. Может, появятся производители новых кондитерских изделий с национальной символикой из наших трав. Новое тысячелетие диктует необходимость расширения трактовки курая. Имеются все предпосылки для того, чтобы курай стал символом процветания Башкортостана не за счет истощающихся нефтяных ресурсов, а за счет рационального использования зеленых богатств. Причем не просто знаком родины, а руководством к действию, созданию новой для нас отрасли экономики. И тогда для жителей нашей республики запах родины будет ассоциироваться не с «ароматами» нефтехимии, а с запахами степных трав и луговых цветов.
|
|
© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004Главный редактор: Юрий Андрианов Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru WEB-редактор Вячеслав Румянцев |