SEMA.RU > XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 7'03

Лидия СЫЧЕВА

"ОТ ПОЭТА И ДО ГЕРОЯ РАССТОЯНИЕ В ПОЛШАГА..."

НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова
История науки
История России
Сайт истфака МГУ
Слово о полку Игореве
ГЕОСИНХРОНИЯ

 

И я поехала на Урал. На родину поэта Валентина Сорокина. Где-то в старых, слоистых, раздумчивых скалах бродила ускользающая от меня истина, показывалась краешком и пропадала, звала, обещала и обманывала. Что-то важное я должна была понять в стихах, во времени и в себе. То, для чего мало одних книг, даже если книг много. Ура Уралу! Я ехала в Зилаирский район Башкирии. «О, - напутствовали меня в Уфе, - счастливая! Ты увидишь русскую Швейцарию».

Горы, горы, голубые горы Зилаира! Вечная синяя дымка над вами, в солнце и в хмарь, в радость и в горе. Не от их ли суровой задумчивости не могу я сдержать беспричинных слез?! Разве можно пережить самые старые горы на планете? Разве можно забыть их косматые, поросшие лесом, пологие спины? Бегут, теряются в камнях прозрачные реки с мягкой, спасительной водой. Одна из них - Чувашленок. А по склонам гор стонут искореженные, избитые зимними буранами березы, тянут страшные руки к небу. Вот что жизнь делает с деревом...

Сколько я видела женщин по русским деревням, избитых до срока непосильным трудом, горем, безрадостностью. Только бы помнить эти березы!

Урал - мужской характер. Вечная дымка над сопками, вечное прощение и нежность. Урал - ответственность. Урал - бескрайность. Тает в сини первая гряда, а за ней - вторая, а дальше уже и не разобрать, что пропадает в сини - облака или горы. Торжество, возвышенность, тайна - все здесь и все есть. Все - в поэте. В стихах Блока - строгость петербургских колонн, тревожное небо Европы. Пахучие, сенокосные строки Есенина; «с иными именами встает иная степь» - у поэта, родившегося на Урале, мнимая доступность самых старых и самых золотых гор. Ура Уралу!

А впрочем, чему же я радуюсь? До хутора Ивашлы - сорокинского родового гнезда - мне вовек не дойти: сгинул он, растворился в советском времени.

Там, где рыси и орлиный клекот,
Где медведь малину ест с утра,
Затерялись в мареве далеком
И в горах пропали хутора.
Отцвели гармошки на коленках.
Ленты отшумели у невест.
Ивашла,
Успенка
и Павленка -
На холме обуглившийся крест.
Словно дед сутулый ищет внука,
Или бабка с посохом бредет.
«Мир усопшим!» - вот и вся наука,
Жаль ее не знал я наперед.
Я не знал, что вечен запах ила,
Что скала, как мать моя, грустит.
Я не знал, что ни одна могила
Сорок лет разлуки не простит.
Я не знал, что не сулил успеха
Мне, мальчишке, звездный сеновал:
Жизнь проехал, шар земной объехал,
Ну, а этот крест не миновал.
В Индии другие реют птицы,
В Риме - серебрятся родники,
А у ваших речек, зилаирцы,
Завздыхали те же тальники...
И не зря с любого перевала
Вновь я слышу: в дорогом краю
Седина гранитного Урала
Овевает голову мою!

Мне говорили: великое предчувствие народа рождает великого поэта. Это ли не трагедия - поколения шли на восток и север, строили дома и города, били зверя, пахали землю, утверждали веру, рожали детей, превозмогая лишения, поднимали головы к звездам и - сходили в небытие еще при жизни своих певцов. У птицы есть гнездо... В степи же несчетно было тюльпанов, в горах - каменьев, в роду - умельцев.

В Зилаир меня вез шофер Гена, мосаль. Дорога от Уфы долгая, шесть часов при умелом вождении, так что переговорено было много. Мосали - удивительное, почти сказочное племя, «русские высшей пробы». Я слушала разинув рот. Они и умельцы, и гармонисты, и танцоры первые. И дома у них самые высокие, чистые. И дети не чванистые. И чулки с вышивкой, и рубашки свежайшие. И если скажут - отрубят. Вот так-то. А уж чтоб мосаль семью порушил - не было такого. Терпеливые. Непьющие. Верные. Но очень воинственные, буйные, за то и были переселены царем из Мосальского княжества на Урал - границы держать. «Сорокин? Да-да, мосаль номер один. Тут родни их много. Я и племянника, Сашку, знаю, у него вся выходка дядина...» Заповедный остров русской жизни. Скалы. Ладно пристроившиеся дома, березовые поленницы. Синяя гладь зилаирского пруда. Грустные сосны, точно отраженные в воде. Дымчатое небо, воздух ключевой. Представлялось много раз, а все же оказалось совсем другим, ни на что не похожим. «Было бы время, - говорит Гена, - можно проехать туда, где Ивашла была. Недалеко. Но не на такой машине, конечно...» Где-то я рядом, совсем рядом...

* * *

Так что же есть поэт? Как, в каких пределах он рождается, расправляет плечи и становится свободней ветра, сильней уральского бурана? Что позволило ивашлинскому мальчишке, «ивашленку», вырасти под стать героям своих поэм - князю из «Дмитрия Донского», полководцу из «Бессмертного маршала», ученому из «Прощания»? Где истоки вселенской, непостижимой нежности поэм «Золотая», «Две совы»? Откуда взялась в нашем гнутом времени эта испепеляющая сила честности, перед которой меркнут все ухищрения искусственности?

Я честен, как якорь, как смертная клятва матроса.
Судьба моя, жизнь моя - ветры, шторма и торосы...

Что значит быть честным в слове? Быть очень образованным, собранным, знающим; служить красоте, родине, народу. Быть беспощадным к себе, постоянно прощая и мучаясь чужим бессилием и ложью. Поэзия - смертельная опасность. Один твой нечестный, малодушный, спасающий шаг - и ты погиб, слово твое мертво. И тогда миллионные тиражи, популярность, благосклонность критики лишь средства мумификации, сохранения тела. Грех разминуться с призванием, но непростительный грех - встретясь, предать и продать его ложью, хитростью, малодушием. «Думаю, я был хороший моряк», - повторил вслед за Бернаром Мопассана Бунин. «Чистоту на яхте он соблюдал до того, что не терпел даже капли воды на какой-нибудь медной части»...

А я в мосальском доме гостюю, у сестры поэта Марии Васильевны, Маруси. И на этой ладье такой уют и ухоженность, такая вечно новая, неустающая чистота, будто жизни конца не будет, и вся она - праздник. А тете Марусе - далеко за шестьдесят. А в доме, кроме нее, только два мужика: сын Саша, у которого «вся выходка дядина» и внучок Вася, румяный школьник. А жизнь - у кого она легкая?

- Я в 4-м классе училась, в школе. Сумочка у меня, из фанерки сбитая. Подхожу к дому - мама плачет: папу на фронт забирают. Папа - кормилец... И я пошла на ферму - двадцатидневных телят от доярок принимать. Всех сберегла, выкормила. Мне премию за это - на выбор домой можно любого телка забрать. Потом, зимой, назначили лес рубить - Кана-Никольский. Три месяца рубили с девчатами. Дали за труды материалу на платье. Шли с подругой и всю дорогу на него глядели - неужели правда домой несем... А с леса поехали на сплав. Снег идет, лед плывет, а мы по шею в воде бревна пихаем...

Ребят на фронт провожали, женихи уже были. Они оттуда пришлют треугольники, а у нас соображения нету как ответить, сказать посложнее. Валентин тогда еще в школе не учился. Мы ему: «Валь, ты диктуй как складнее, а мы с черновика спишем». Он нам тут же выдавал.

- А вы дождались своего жениха?

- Не, убили. Потом те, каких не убили, пишут нам. Вроде как «заочники». Валентин опять им сочиняет. А они: только б остаться в живых, фронт кончается, мы придем, вас позабираем. И никакой не пришел...

...Не ходи, моя милая,
Крутым бережком одна.
Ведь ты смеряешь, милая,
Сине морюшко до дна.

- Это папина частушка, он гармонист был, сам их сочинял. А дом у нас в Ивашле лиственный, здоровый, его потом в Оренбург купили. Все свадьбы проходили в нашем дому - люди просились. Папа пойдет, бывало, на конный двор, а там жеребец здоровый, Серый, папа верхи на него - и в дом, на свадьбу заезжает.

Родители наши очень друг дружку любили. С гулянки идут - мама поет, папа играет. А семья у нас большая - десять душ. Мама наша шестерых детей вырастила, всю жизнь со свекром и свекровкой прожила и тридцать лет колхозного стажу заработала. Утром коров доит, а хлеб у нее уже в печи сидит. Папа один класс кончил, лесником работал, а все ревизии по грамотным люди ему доверяли делать. Его очень уважали. Соседи к нему, помню, подходили, удивлялись: «Василий Александрович, ну как ты своих детей воспитываешь, ни шуму, ни ругачки, а они у тебя послушные!» И вот сколько мы не работали, нигде люди не скажут, что мы плохие...

- А игрушки у вас были в детстве какие-нибудь?

- Лапти плели, вот и все игрушки, - смеется Маруся. - А летом - цветки, - Маруся говорит по-мосальски, мягко - «цвятки».

Мы сидим за столом, и на клеенчатой скатерке - полевые цветки, а на них чашки глубокие, деревенские, с капустой квашеной, с тугими солеными помидорами, с картошкой уральской, особого, сытного вкуса, с розовым посередине пласта салом, с белотелыми, вальяжными грибами. Почему, откуда такое простодушие, нежность, доброта, искренняя радость незнакомому, ни разу не виданному ими человеку? Неужели одной распахнутости сердца довольно? Урал, Урал, затерянный мир!

- А Валентин тоже на гармошке здорово играл, сначала на двухрядке, а потом ему хромку купили. А девчата за ним бегали... Он сразу какой-то был... Ну, не умею объяснить!

- Красивый, что ли? - прихожу я на выручку.

- Че хороший, то хороший, - охотно соглашается Маруся.

С веранды несут «альбом» - заведенные в рамку под стекло фотокарточки. «Смотри!» - гордится братом Маруся. Я ахаю - Ромео! Юношеская, возвышенная, совершенная чистота линий, неотразимая, роковая красота! Молодой бог любви.

- Сюда гляди, - призывает меня Маруся, - тыча пальцем в желтую, расплывшуюся во времени фотографию, на которой застыли одетые по-зимнему разноростые мальчишки. - Вот из всех только два в люди вышли, остальные пропали. Наш Валентин да Колька, по-уличному Шакал. Прокурором в Оренбурге работает.

- А вашего брата как на улице звали? - осторожно интересуюсь я.

- У нас в деревне кто жил, все хотели его дождаться, посмотреть, кем станет. Дедушка так и говорил папе: «Береги его, это великий человек будет!» Валентин сразу, с детства, ото всех отличался. А на улице его звали - Вышибала; думали: вот выбьется так выбьется... И сейчас, если Валентин в Зилаир приезжает, и старый и малый бегут его смотреть. Нашу семью все в деревне уважали. А его-то тем более... А вот скажи, - вдруг обращается ко мне Маруся, - как в Москве к нему относются? Ты не видала, не знаешь?

На мгновение я теряюсь. Как объяснить лучше? Стихами?

Все мы ослепли душою
И когда нежданно попадется
нам в пути
Очень светлое, большое, -
Мы, как встречное солнце,
стараемся его обойти.

Или, может, рассказать про случай, приключившийся со мной в московском автобусе? На одной из остановок в просторный салон вошла огромная лохматая собака, ростом с хорошего теленка; вошла без хозяина, ошейника и намордника. И хотя собака была явно благородных кровей и приличного воспитания, хотя в глазах ее не горели никакие звериные намерения, хотя вся она, казалось, была погружена в глубокую, известную только ей, природную думу, - салон замер. И каждое подрагивание сильного, упружистого хвоста, чутких, первобытного слуха ушей, и даже сладкий, зевающий, вовсе не кровожадный оскал домашнего зверя воспринимался одними пассажирами с тихой паникой, другими - с тщательно скрываемой равнодушием тревогой. И когда собака воспитанно покинула транспорт на следующей остановке, мягко прыгнув на одинокий тротуар, автобус испустил общий вздох облегчения...

- Поэт всегда отличается от всех, - сказала я вслух, и, видя в глазах длящееся ожидание, легко добавила: - Ваш брат - прекрасный поэт. И относятся к нему по заслугам. - А себя я мысленно пытала: неужели поэты никогда не ошибаются в своих пророчествах? Неужели никогда?

Кого о счастье ни спроси я,
Судьбой заласканного нет,
Зачем мне кажется, Россия,
Что я последний твой поэт?

* * *

В один день он стал взрослым, в один день. Этот сентябрьский день 1945-го четко разделил жизнь на «до» и «после». «До» - счастливое детство, пусть военное, голодное; «после» - горькая юность, беда, тяжелая ноша.

«Был у меня брат - старший. Волосы золотистые. Глаза голубые. Статью - прямой. Походкой - ровный. Вырос он, как все деревенские ребята, быстро. Да и война помогла: мужики на фронте, а ему уж пятнадцать лет. Хозяин».

А звали брата - Анатолий. Мастеровой парень - как и все мосали. И - поэтичный: стихи сочинял. На липовой дощечке, фуганком продернутой, напишет невесте, Малаше, четыре строки:

Бедна деревня наша,
Налоги вновь и вновь,
Не плачь, моя Малаша,
Судьбе не прекословь.

Наивные стихи, зато гармонист Анатолий - хоть куда! И парень хоть куда - золотокудрый. И брату, Вальке, опора и отрада: «Глубокой ночью в мою макушку нежно дышал брат. Я спал и никого и ничего не боялся. Анатолий, умный и грамотный, рядом. Жених. И невеста у него красивая».

Погиб он в карьере, откуда ивашлинцы добывали глину для хозяйственных нужд. Погиб на глазах у младшего брата, заваленный глыбистой глиной.

Кто не терял единственного брата, старшего, тот горе это трудно поймет. Я - теряла... Эта боль, которую даже спустя годы трудно ворошить, даже спустя годы трудно о ней говорить.

Помню, как получив роковую телеграмму, мы с родителями, не веря, но уже обреченно одетые в траурное, шли от автомобильной трассы к дому брата. Был август, вечерело, и нужно было пересечь огромный зеленый луг. И я, помимо своей воли, вдруг отметила отстраненную от нашего горя, никак не связанную с ним красоту этого луга-чаши: уже легла роса, и он был серебристый, торжественный... И в эту секунду мне кинжально-больно вдруг открылся весь ужас случившегося, все будущие мои мытарства, все горе... И какими лишними были мы, крошечные траурные фигурки на этом огромном и бесстрастном лугу!..

А девятилетний Валька, на лошади, через ночную тайгу гнал к доктору, гнал, презрев страх к тайге, к дикому зверю, к опасной дороге, гнал, крича и плача о брате. Поздно - не помог доктор Шокуров. И не мог помочь.

«Брат мой на скамейке лежит. Высокий. В синем костюмчике. Если бы встал сейчас - очень высокий... Руки в кистях перетянуты шнурочком. Зачесан. Золотоволосый, нежный, спокойный, очень красивый и бледный. А на висках - раны. Глыбы его стиснули там, под землею, стиснули и виски ему сдавили».

А мой брат был - агроном. Землю он любил. А еще - книги. Сколько помню его, в свободную минуту он всегда с книгой. И с котом на животе - тот, довольный, мурлычет... Сестры звали брата Кошачьим богом. А ребята в сельхозтехникуме - Профессором. А я с ним никогда по душам не поговорила. Сначала - маленькая. Потом - стеснялась. Потом - некогда. Не успела...

А Вальку Сорокина ивашлинцы величали бобылем... Один рос, один мужал. Отцу особо не пожалуешься: инвалидом с войны пришел. «Кто не терял брата - не знает брата. Брат - ежеминутная опора для младшего. А у меня - четыре сестры и ни одного брата».

Мой брат покинул нашу семью в тяжелое время. Это было время, когда Ельцин начал падать с моста, когда зашаталась твердь СССР, когда Божье землетрясение отвалило от основы куски Казахстана, Украины, Прибалтики, Средней Азии; когда в ходу были талоны, очереди, безденежье, общее народное страдание. Это было время чернушной сыворотки, которая лилась с экранов и со страниц газет, время, когда сбились с привычного хода времена года, когда зима перестала быть зимой, а осень приходила всегда, когда хотела...

Это было время тяжелых испытаний для всех русских людей. Россию убивали, а убивая, грабили, а грабя, оскорбляли, так что немногие, немногие из русских поэтов пережили это время...

* * *

Много я прочитала книг и много я передумала о своей жизни, и о жизни тех, кого знаю. А поняла мало. Простой вопрос: зачем живет человек, но заслонить его не могут ни мировые катастрофы, ни ежедневная суета выживания, ни беда, ни счастье.

Всегда, с детства, уживаются во мне два мира - один явный, видимый, плоский, другой - тайный, волшебный, сокрытый. И я думаю, что людям, в большинстве своем, не нужна правда первого мира - она им и так известна. Но вот передать красоту второго - задача почти непосильная. Иногда мне кажется: я умру - скоро или не скоро - тело мое растворится в земле, и могильный крест поглотит вечность, и совсем, совсем ничего от меня не останется, и внешняя жизнь изменится в соответствии с предсказаниями фантастов, а серебряный ветер все будет лететь в бескрайнем небе, и другая, еще не рожденная девочка навсегда очаруется невысокими зелеными холмами и шатровым, купольным небом, по которому плывут бесконечные облака... Странное чувство грустной свободы испытываю я сейчас. Я знаю, что я пришла в мир восхищаться и любить. Да, любить и восхищаться. И говорить об этом много не надо. Но человек - река. Течет ли он, закованный в бетонную трубу, под землей, или мчится ледяным горным потоком, или струится деревенским ручьем у последней избы,- везде у него свой пейзаж, свои окрестности. Природа молчалива. На родине моей плохо растут леса: сосны, насаженные человеком, вытягивают кривенькие, несильные стволы. Кто возьмется воспевать некрасивые деревья?! А ведь они ни в чем не виноваты... И люди тоже во многом не виноваты. Я росла, взрослела, ошибалась, и меня всегда мучила немота - не моя даже, а тех, кто страдал и умирал рядом. Две даты - и прочерк на могильном камне. И все! Серебристый ветер разбрасывает серебристые листья по округе. От серебристого тополя, что у моего дома растет. И куда бы я не поехала - дальний, близкий мне путь, - нет-нет да и увижу или подниму серебряный лист.

Но сейчас я дома, и сердцу моему легко, печально. Родители постарели, но держатся. Газета «За изобилие» придет завтра, а предыдущий номер, увы, ушел на неотложные нужды... В ажурной тени старой яблони сидим, отдыхаючи, трое - мама, папа и я. Новости местные перебрали. Переходим к темам политическим.

- Что ж, - спрашивает папа, - астрологи в Москве предсказывают: будет реформа денег или нет?

Я честно пожимаю плечами: не знаю.

- А София Ротару, она вроде слепая?

- С чего бы? - изумляюсь я.

- Передавали по телевизору, что она в канаву упала...

- Ельцин тоже с моста падал, - трезво замечает мама, - не слепой же...

Родители идут в дом. Я мешкаю: мне хочется несколько минут побыть одной. Я вернулась в простую, объяснимую жизнь, в ней нет никакой многомыслицы, но сколько значения! Это ведь родная мне жизнь, почему же невозможно в ней раствориться?! Тополь качает серебряной головой; легкий ветер перебирает седые листья. Я люблю мир, но в эти минуты мир, со всей его необъятной красотой, кажется мне намного хуже моего чувства. Мир подчиняется мне: знаю, настанет ночь, и я буду командовать звездами без всякой гордыни. Мне и сейчас, взрослой уже, снятся полетные сны. Душе трудно расти - много было потерь и ошибок. Но как вечная Жар-птица, она все рвется в небо, заманивает в чужие, тридевятые земли, нехоженые и опасные. Что будет? Судьбы не угадать.

И вот я уже иду по Москве, нынешней, знаменитой, чопорной, и она, банковская, чужая, бизнесовая Москва-столица, кажется мне по колено. Я иду по Гоголевскому бульвару. Иду, твержу. Иду, пою. Иду, зову:

Просиял закат небесным пылом,
Ночь темна, а впереди светло.
Я свободен от всего, что было:
Удивляло, мучило, вело.
Где-то ветром новый флаг полощет,
Предвещая бурю кораблю...
Ну а я люблю, как в белой роще
Белую снежину я ловлю.
Медленно скользит она и вьется
И, не замечая никого,
Жжением томительным коснется
Вздрогнувшего сердца моего.
Белая снежина, я ль не с нею
Прохожу по вихрям стрежневым, -
Только эта капля не тускнеет,
Посланная зорями живым.
Не огни мелькают - годы, годы,
Если за туманами весны
Кроме снов мучительных природы
Есть еще божественные сны...

* * *

Но как красивы стихи Валентина Сорокина! Поэтический мир его населен журавлями, орлами, оленями, медведями; буйные реки, балуясь, сбегают с каменистых гор; белая снежина медленно скользит и вьется у самого сердца; прячутся в молодой зелени молодые соловьи, притаились в лесу иволги и кукушки, засмотрелись лебеди в зеркальную гладь озера - какой красивый и какой освоенный мир! Мир природы. Лесники и пчеловоды Сорокины на Урале. И поэт Сорокин - лесник: каждый зверь в его лесу ухожен, обласкан; каждое дерево заботливо обережено, каждая птица внимательно выслушана - даже самая бестолковая... Нет без природы поэзии. А мы живем в окружении бетонных коробок, на сером асфальте, ложимся спать под вой самолетов, просыпаемся в ночи от унылых звуков автосигнализации... Мы еще затоскуем по лесной многозначной тишине; мы еще заскучаем по елкам и березам; по чистому воздуху, ключевой воде... В рассказе «Дедушка мой» поэт напишет: «А часто мы слышим иволгу? Помню, дедушка говорил мне: «У, серых-то птиц не сосчитать!.. А иволга - зеленая. Вот как ее природа любит!..» А медведь в зоопарке, как мы в городе, скучный. Одиноко ему. Да, в Москве не только зеленую, и серую-то иволгу не увидишь».

Да, мы еще затоскуем по иволгам, может, не очень-то и понимая истока своей тоски... Если, конечно, останутся люди, способные на какие-то другие чувства, кроме телерекламных улыбок, ужимок и вскриков.

* * *

Какого поэта Бог послал русским! Какого красивого, страдающего человека! Если бы Валентин Сорокин был космическим пришельцем, непобедимым и неуязвимым в земных сражениях, то сила его поступка и слова все равно бы вызывала восхищение и уважение. Но ведь Сорокин - наш, земной, живой, русский, страдающий, чувствующий все гораздо острее и больнее, чем человек обычный.

Быть поэтом - это значит тоже,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

Но каким «националистом» был Есенин! А Пушкин - «иной истории не желаю»?! А Лермонтов: «Москва, Москва, люблю тебя как сын...»? А Блок с его хрестоматийной «Россией»? А громадина Маяковский?! А Павел Васильев - Лермонтов ХХ века - уж он не только «националист», но и «антисемит»! Но быть ныне русским и не быть «антисемитом» - возможно ли это? А все же родина - дороже ярлыков, которые клеит «демократическая общественность».

Самые непознаваемые понятия - самые простые. Мать, отец, семья, родина, звезды, природа. Их простота и непознаваемость требуют от нас постоянного к ним возвращения, упрочения. Вероятно, мир стоит на очень простых основах, и поколения, которые жили сто, тысячу, две тысячи лет назад, были, конечно, намного ближе к истине, чем мы. Истина рождается вместе с человеком. Суть любой жизни - не потерять эту истину, удержать ее. Но обретение истины взрослым, зрелым человеком происходит уже на ином, рассудочно-интуитивном уровне, в отличие от первоначального - чувственно-любящего, принимающего мир, действительность. Познание - один из ярчайших видов счастья.

Никто не знает, почему родина дает безотчетное ощущение силы. Эта сила есть и в Валентине Сорокине. В основе творчества любого писателя не только знание материала, темы, но и - состояние. И главное - состояние удивления перед миром, постоянное, ежедневное разгадывание тайны; и это состояние, оно «накрывает» мир, вещи, предметы, живет во всем, и потому описываемое - живое. Это состояние неведомым образом связано с родиной. Родина - родит все.

В поздний час я молчалив и светел,
Звездных дум никто не запретит.
По равнине белой белый ветер,
Белый ветер стонет и летит.

В поздний час мне пришли на ум эти строки, и я даже вздрогнула. Вот именно, одинок, «молчалив и светел»! И никто, ни один человек не отвлечет, не запретит «звездных дум». Но почему же стонет этот ветер? И так ли уж счастлив человек в светлый свой час звездных дум?! Какая трагичная жизнь - жизнь без беды, жизнь даже в покое! А ветер у дома шумит. От него серебрится тополь у моего двора. Это моя родина - я у себя дома. А по равнине - ветер. Ветер - летит и стонет, стонет и летит... Серебряный, седой, искрящийся ветер...

* * *

С тринадцати лет, еще в школе-семилетке, он начал печататься в районной газете. А первая серьезная публикация была не в стихотворном, а в прозаическом жанре - рассказ «Поэт»...

Дома жилось тяжело - голодно и бедно. Большая семья, больной отец, старшие сестры - на выданье, старики - бабушка и дедушка... Мама - он ее очень любил, жалел - выбивалась из сил. «В пределах отчих я окончил 7 классов. Мать моя - Анна Ефимовна Сорокина и отец мой - Василий Александрович Сорокин проводили меня за речку. Мать поплакала и перекрестила в путь. А отец отвернулся. Воин».*

В четырнадцать лет он ушел из дома. Гонял сплав. В ледяной воде, с багром - мозоли не сходили с рук. Чуть подошли года - пошел в «ремесло», в челябинское фабрично-заводское училище № 5 (теперь 32-е ГПТУ). Учился на оператора электрокрана. В этом же ФЗО получал профессию и тамбовский мальчишка Славка Богданов, попавший на Урал по вербовке. Дружили. Позже вместе работали - Сорокин в 1-м мартене Челябинского металлургического завода, Богданов - в коксохиме ЧМЗ...

Он вовсю печатался в челябинских газетах. Пополнял образование в вечерней школе и Горно-металлургическом техникуме. Общался со студентами пединститута, много читал (позже, когда он будет работать в мартене, у него, единственного из рабочих, будет два шкафчика - один для одежды, другой для книг. Эту «черную» - от мартеновской гари и копоти - библиотеку Сорокин, уезжая в Москву на Высшие Литературные курсы, подарит товарищу...). В 1953-м году, в Челябинске, он впервые увидит книжку Есенина. «Я знал его по рассказам, и вдруг увидел его на обложке книги и... разлюбил». Есенин оказался франтом - белое кашне, шляпа, галстук... Но потрясение от внешности пройдет быстро, зато потрясение от стихов будет таким сильным, что он решит: больше писать не буду... Зачем, раз такой поэт уже есть?.. А потом наступит период бурного подражания. Молодой поэт, конечно, «переболеет» Есениным, но благодарность рязанскому гению в его сердце останется навсегда. «По его стихам я учился отношению к прошлому, к своей истории. Так появились у меня поэмы о Евпатии Коловрате, о Дмитрии Донском».

Любовь его к Есенину в то время будет столь сильной, что Сорокин, увидев тоненький сборничек есенинских стихов в читальном зале, откажется вернуть книгу библиотекарю. Разгорелся скандал. Завели уголовное дело. Замаячило исключение из комсомола... После обстоятельного разговора в обкоме ВЛКСМ дело замяли... Вообще же, будущего Лауреата Государственной премии имени Ленинского комсомола собирались исключать из этой орденоносной организации шесть или семь раз - «функционером», «паинькой» он не был никогда...

В 1954 году, в красном уголке большого прокатного цеха ЧМЗ, Валентин Сорокин впервые увидит поэтессу Людмилу Константиновну Татьяничеву. Она рассказывала собравшимся о книжных новинках тех лет, о поэзии. После читала свои стихи. Молодому рабочему очень хотелось подойти к Татьяничевой, признаться, что он тоже очень любит стихи, пытается писать сам, но что-то удержало его от этого шага...

Уже брезжили «оттепельные годы», и бурные волны литературного моря заволновались, загуляли от берега до берега, из Москвы долетали строфы «трибунов», в чем-то неестественные, часто помпезные, и почти всегда с какой-то особенной нервозностью, такой, что будоражила молодое воображение, но и не разрешала полностью принять и слово, и чувство, высказанное в стихотворении.

Границы мне мешают...
Мне неловко
не знать Буэнос-Айреса,
Нью-Йорка,
Хочу шататься, сколько надо, Лондоном,
со всеми говорить -
пускай на ломаном.

Это из популярного Евгения Евтушенко, 1955 год, звезда его уже начинала восходить... А каким был в то время Валентин Сорокин? Писатель Николай Воронов, уралец, вспоминает:

- Я жил в Магнитогорске, а Валентин Сорокин - в Челябинске. Меня назначили редактором альманаха «Южный Урал», который никто не читал и не покупал. Я принял альманах, изменил название - альманах стал именоваться «Уральской новью» - и приехал в Челябинск, чтобы найти авторов. Мне дали папку с рукописями, я читаю стихи и вдруг вижу: большой талант! Редкий талант. Спрашиваю у руководителя писательской организации: что это за парень, Валентин Сорокин? А это, говорит, человек, который работает на мартене. Сегодня как раз у него ночная смена, он носит сталь, чугун в огненных ковшах на своем кране. А работа эта страшная была, страшная... Я говорю, можно ли его повидать? Руководитель писательской организации звонит начальнику цеха и говорит: пусть Валентин Сорокин придет после работы.

И вот входит молодой человек. Лицо у него, как у всех металлургов, людей, имеющих дело с огнем, цвета перекаленной меди - с нездоровой краснотой. Ведь помимо того, что эта была опасная работа - он в любой момент мог погибнуть, в любой момент, эта работа еще и очень вредная для здоровья. И я вижу, как у него в бровях блестят порошинки графита...

...Примерно в это же время в руки Валентина Сорокина попала небольшая книжечка стихов Василия Федорова. Первое чувство - удивление: новое, незнакомое имя, а сколько родного, близкого и дорогого в стихах!

Скрипят натруженные снасти,
В корму волна сердито бьет...
Купец Никитин Афанасий
Из дальней Индии плывет.

Плывет Афанасий Никитин домой, возвращается. И молодой поэт, Валентин Сорокин, сквозь лязг могучих кранов, гул раскаленных печей мартена возвращается к себе. Хорошо, что есть Есенин, - там, вдали. Но еще лучше, когда в современнике, ныне живущем, ты почувствуешь то, чем и сам маешься, что долго не решаешься высказать, а высказывая, почти плачешь... Это - материнский язык наш. А еще - чувство. Которому и название трудно подобрать: что-то такое святое, доброе, сильное, неодолимое!..

Книги Василия Федорова в конце 50-х - начале 60-х выходили редко и маленькими тиражами. Сорокин выменивал их у тех, кто копил на полках популярные сборники «оттепельных» поэтов. Он удивлялся: почему Василия Федорова нет на радио и телевидении, почему о поэте молчит литературная критика, почему его поэмы не печатают тиражные газеты... Много позже, в книге «Благодарение» Валентин Васильевич напишет: «Немного у каждого из нас, пишущих, есть любимых учителей, кто когда-то подал нам руку. У меня таким учителем был Василий Федоров. Я с благодарной радостью говорю об этом. Ведь уважать идущего впереди - ясная и благодарная радость!»

Десять лет Валентин Сорокин - с 1953 по 1963 год - проработает в 1-м мартене. Десять очень тяжелых, опасных, мучительных, счастливых - есть молодость и много силы - лет. В 1954-м, тоскуя, напишет:

Деревенский, вдумчивый и скромный,
Я в душе нетронутой принес
Площадям и улицам гудронным
Запахи малины и берез.
В резвую гармонику влюбленный,
Я не раз украдкой тосковал
Во дворцах, где люстры и колонны,
Где звенел оркестром карнавал.
И ничьей рукой не избалован,
Видел я за сталью и огнем -
Мой подсолнух
золотоголовый

Наклонился дома над плетнем...

Но где же ты, родина, где? Как до тебя дойти-доехать, как не растратить тебя в сердце своем, тебя, такую большую, такую добрую, единственную и родную...

* * *

Кто не был на Урале - не знает России... Не знает, что Россия подпоясана каменным поясом-оберегом; прочно он держит Европу и Азию, две наши таинственные, непознаваемые сущности. Уральские города - Златоуст, Касли, Миасс, Чебаркуль, Магнитогорск - даже имена их вызывают уважение. И Челябинск. Город-завод. Куда ни пойдешь, ни поедешь - везде завод. Металлургический район, Тракторозаводской, Курчатовский. Улицы Горняков, Силикатная, Энергетиков, Трубников, Сталеваров, Машиностроителей, Стахановцев... Разве можно не любить этот прокопченный рабочий город, в котором кое-где лежит черный снег и свисают с крыш зеленые сосульки?! Урал невозможно не любить. Урал любишь как мужика-кормильца, честного труженика, не чурающегося тяжелой работы. И человека здесь ценят за дела. Есть дело - хорошо, нет - с тобой и разговаривать никто не станет. О чем говорить-то с пустым человеком?! А что значит человек дельный? Это значит, по-уральски, человек со стержнем внутри. А стержень, я думаю, такой: в мужчине - мужское, а в женщине - женское. Ну какой мужчина не засмотрится на женское лицо, о котором так замечательно сказала уральская поэтесса Людмила Татьяничева (есть в Челябинске среди рабочих улиц и улица ее имени):

У русских женщин есть такие лица:
К ним надо приглядеться не спеша,
Чтоб в их чертах могла тебе открыться
Красивая и гордая душа.
Такая в них естественность, свобода,
Так строг и ясен росчерк их бровей...
Они, как наша русская природа, -
Чем дольше смотришь, тем еще милей.

Засмотрится и вспомнит - сестру, любимую женщину, маму... Велика, все еще велика наша грустная Россия. Но нет Ивашлы на Южном Урале, нет Успенки и Павленки, и многих, многих русских деревень, в какую сторону от Москвы не двинешься. Погост и пустые дома. Кладбище и кресты потемнелые. Могилы. Вымерло все. Зато дороги - замечательные. И по тем дорогам везут все, что можно еще вывезти от нас. А что везут? Ядерные отходы, клетчатые сумки с китайским ширпотребом, потом самих китайцев - да им что, их и везти не надо: только ослабни, сами поползут, побегут, поедут, сметая на своем пути кузнечиков и стрекоз - четкие, устремленные, деловитые...

Значит, вот как получается: для созидательной власти нужно право, а для разорительной? Неужто лишь отверженность - от земли родной, от человеческой сущности, от природных основ?!

...Тот не знает России, кто не видел ее погибающих деревень, ее остывающих заводов, ее мальчишек, воюющих в Чечне. Еду в поезде из Москвы в Челябинск. В купе - молоденький военный. Звание не по возрасту - майор. «С войны звездочка?» - «Да. С первой чеченской». Военный прокурор, он вместе с медэкспертом устанавливал личности погибших. Пятьсот человек. Потому у молоденького майора старческая тоска в глазах: «Я такое видел...» И он машет рукой, отворачивается.

А другая моя попутчица, немолодая уже, рассказывала: «Муж у меня завод любил - больше семьи. Четыре ордена у него за ударный труд, за изобретения. И когда пошла вся эта катавасия, когда завод стал, а потом за гроши был продан иностранцам, он не перенес этого. Умер. Десятилетия завод строился, на нашей крови поднимался, и все отняли. Чубайс от нас не вылезал, когда шла приватизация. Его у нас все, весь город ненавидит. Встреться он мне, я бы его задушила собственными руками. Понимаете?»

И вот меня понесло на завод. Нет, не на тот, где работал муж моей попутчицы. Их много, таких заводов. Я приехала на металлургический комбинат. Тот самый, вокруг которого вырос целый городской район. Гигантское предприятие - тридцать две тысячи человек работало на нем до перестройки. Это завод, где молоденький поэт Валентин Сорокин работал в мартене:

...Я прошел через его науки,
Молодость доверивши ему,
И мои отмашистые руки
Не уступят в силе никому!

Беседа моя с председателем совета директоров Владимиром Прокудиным длилась трудными вопросами:

- Сильно упало производство?

- Наша основная продукция - прокат. Объем произведенного в прошлом году к максимально достигнутому на комбинате составляет 40 процентов.

- И что дальше?

- Это вопрос философский. Потребление металлопроката с пиковых времен (1989-90 гг.) снизилось в России больше чем в четыре раза. Наш комбинат - флагман по производству высококачественных легированных сталей. Примерно 12 предприятий в России производят такую сталь. Половина из общего объема приходится на ЧМК... В прошлом году мы наконец-то сработали не в убыток. Деньги появились. На празднования, посвященные 55-летию Победы выделили 7 миллионов 200 тысяч рублей. У нас ведь среди бывших работников комбината 6200 ветеранов труда и участников войны. Каждому - материальная помощь, подарок...

- А комбинат ушел...

- Да, на свободном рынке иностранцы купили акции. У них контрольный пакет. Я думаю, что они довольны...

Пауза.

- Но как же так?

- Многое зависит от того, как настроено население. Когда в 1991 году начали все ломать, я был тогда заместителем генерального директора по производству, на площади собрался митинг, и толпа кричала: долой все, даешь свободу, долой социализм, будем жить как буржуи. Я попытался влезть на этот «броневичок» и сказать: ребята, так не бывает! Но меня за штаны оттуда стащили! Эйфория! Свобода.

Дальше. Мы акционировались, и государство нам оставило 56 процентов акций. Капиталисты купили контрольный пакет. А мы ведь просили через СМИ: ребята, ну не отдавайте иностранцам, отдайте нашим, в доверительное управление, тем, которых вы знаете, которые здесь выросли. И пусть они от вашего имени порулят заводом. Нет, ничего не вышло. Так теперь мы же и виноваты - плохо просили.

- У меня к вам просьба: я хочу побывать в первом мартене, где работал крановщиком поэт Валентин Сорокин.

- Ничем не могу вам помочь - мартен стоит. Еще с перестройки...

...Я уходила с комбината подавленная. Ивашлы нет - кресты. Да и в Башкирии, в Зилаире, «истаяла русская речь». Комбината - нет. То есть он есть, но он - не наш. Канадский, кажется. А что у нас есть? «Цинковое» кладбище, густо усеянное крестами тех, кто поднимал здешние предприятия, трудился на вредных производствах. Мы должны, наконец, понять: почему рухнула Российская Империя в 1917-м, почему так легко развалился СССР? Это самые главные вопросы сегодня. Без ответов на них ни у народа, ни у русской литературы нет будущего.

Лидия Сычева

 

 

Написать отзыв

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

Русское поле

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2003

WEB-редактор Вячеслав Румянцев