Андраник СУЛЕЙМАНЯН |
|
ФУТБОЛ В СЕРДЦЕ СЕЛЬВЫ |
|
О проекте
XPOHOCРусское полеНОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАМОЛОКОБЕЛЬСКПОДЪЕМЖУРНАЛ СЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАРОССИЯМГУСЛОВОГЕОСИНХРОНИЯ |
В начале мая этого года со старым университетским товарищем Игорем мы проехали на автомобиле чуть ли не половину Перу. Деревни и небольшие городки, попадавшиеся нам по пути, спланированы одинаково: на главной площади католический собор, а на окраине - футбольное поле. Символическую встречу этих двух "центров притяжения" можно видеть каждое воскресенье: после утреннего богослужения все направляются на стадион (на меня самое большое впечатление произвел стадион на острове Амантани: на высоте около четырех тысяч метров, на самом высокогорном озере мира, в небольшой деревушке есть настоящие трибуны из четырех рядов!?). Молодежь - игроки команд - облачаются в красивую и отглаженную настоящую футбольную форму; должен заметить, что провинция живет небогато и большинство одето в потрепанную одежду. Футбол - это праздник, и для него делается исключение. Поэтому, в отличие от наших городов и деревень, я почти не видел пьющих пиво подростков, которые, к сожалению, благодаря усилиям рекламы, стали своего рода "визитной карточкой" российских улиц и площадей. Кстати, не могу не привести любопытный факт: в разговоре с одним из парней, я сказал, что в 1970 году у них была прекрасная сборная и что я, тогда мальчишка, восхищался игрой Теофилло Кубилласа. Глаза его заблестели, и он стал перечислять имена игроков, сумевших достойно и красиво проиграть 2:4 прекрасной сборной Бразилии. Может ли наш обычный нынешний молодой болельщик (которых, к сожалению, почти не осталось на наших трибунах - благодаря, в том числе, и усилиям недалеких журналистов, например из "Спорт - экспресса", насаждающих "фанатский" стиль поведения; "фанат" от болельщика отличается так же, как канал от канализации) назвать, не задумываясь, игроков сборной СССР - чемпионов Европы 1960 г? Ведь без преемственности и памяти о "делах минувших дней" в принципе невозможно созидание. Перу - очень красивая страна; не могу избежать банальности и скажу, что из творений рукотворных самое выдающееся - Мачу-Пикчу. Что же касается красот природы, то на меня самое большое впечатление произвел национальный парк Ману, расположенный в сердце девственной сельвы. Здесь нет сухопутных дорог, и мы поднимаемся вверх по реке на большом каноэ с мотором. Жизнь кишмя кишит в этом нетронутом краю: разноцветные попугаи, кайманы, неторопливо уходящие от нас с сознанием собственной неуязвимости; многочисленные обезьяны, резвящиеся в кронах; цапли, аисты, утки, семейство капибары - самого большого в мире грызуна (представьте себе крысу длиной в 1 м!); огромные бабочки, перламутровые крылья которых сверкают на солнце сапфирным блеском! Перуанская сельва В последний день наш гид Ясмин предложила нам посетить деревню индейцев Matsiguenga (мачикенга). Это настоящая, а не "туристическая деревня", хотя и здесь уже видны следы цивилизации: умилительно было видеть одного из индейцев, одетого в футболку с портретом Д. Леннона и надписью "Imagine"!? Другие заимствования носят полезный характер: у стрел и гарпунов теперь не деревянные, а железные наконечники; живут аборигены растительными дарами сельвы, а также охотой и рыбной ловлей. Их жилища - это дома, сооруженные на платформах, а на утоптанной глиняной площадке длиной около 20 метров и шириной около 10, вокруг которой дома и расположены, я, вдруг, увидел двое небольших ворот, величиной с хоккейные, сделанные из толстых сучьев, с перекладиной, но без сетки. Ясмин передала просьбу индейцев: они хотели бы сыграть в футбол с нами, своего рода международный матч. Я с радостью согласился, однако играть пришлось двое на двое: в нашей небольшой группе, кроме меня, было еще только двое "легионеров" - Игорь и Гаэтан из Бельгии; Игорю нездоровилось, а Гаэтан накануне подвернул ногу. Поэтому в пару мне поставили перуанца, индейца кечуа - Марио, матроса с нашего каноэ. По этой причине формат встречи не был выдержан до конца, но, по-моему, это не особенно расстроило мачикенга. Игра началась, и я в очередной раз укрепился в своих давних выводах, что, во-первых, стиль игры в футбол - отражение национального характера; психологической закономерности: стиль игры в футбол, во-первых, отражение национального характера; во-вторых, по тому, как та или иная сборная играет в футбол, можно судить о положении дел в обществе. Мачикенга и в игре демонстрируют качества необходимые для жизни в сельве: они ловки, быстры, выносливы и - интересная подробность - м о л ч а л и в ы: трудно представить, но за полчаса встречи ни игроки, ни немногочисленные зрители не произнесли ни единого слова. Привычка соблюдать полную тишину обязательная для успешной охоты, по-видимому, культивируется с детства. К их недостаткам следует отнести отсутствие импровизации в игре, в частности, они предпочитают не применять обводку, а действовать просто, используя, как я упомянул выше, преимущество в скорости, выносливость и ловкость. Мы же с Марио играли в классическом латиноамериканском стиле - неторопливо, демонстрируя финты и долгий розыгрыш. Вначале это принесло плоды: мы открыли счет, вели 3:1,расслабились, и соперник сравнял счет; затем мы снова вышли вперед - 5:3 и уже предвкушали окончательную победу. Однако хозяева и не думали сдаваться; ближе к концу встречи они, используя свои лучшие качества - скорость передвижения по полю и выносливость, - сумели сравнять счет. Матч завершился со счетом, который, по-моему, устроил всех - 5:5. Какая же это удивительная игра - футбол! Единственная, в которую играют все и везде: и в непроходимых лесах, с большими трудностями расчищая для этого площадку, и высоко в горах, отыскивая любые пригодные клочки земли (я видел, как в горах Кунь-Луня на высоте 3500 м на границе Китая и Афганистана мальчишки играют на зеленых "островках" в пойме реки), и на арктических льдинах. В чем причина особенной притягательности этой простой игры, правила которой можно объяснить за пять минут? Я думаю, что "на заре времен" футбол был частью какого-то забытого ритуала, где мяч был символом солнца, а ворота - символом переходом в иной, лучший мир; и забитый гол был знаком обретения подлинного ощущения Жизни! И в футболе, на мой взгляд, находит выражение невыразимая радость бытия! В подтверждение этой мысли приведу один эпизод из нашей перуанской экспедиции. На озере Титикака есть уникальные тростниковые острова Урос, на которых уже около трехсот лет живут индейцы аймара. Острова эти в буквальном смысле слова сделаны людьми из местного тростника - тоторы; на каждом живет не более трех семей. "Земля" колышется у вас под ногами, бегать здесь трудно, все пространство занято хозяйственными постройками, для футбольного поля места нет. И даже здесь одинокий мальчишка носился со старым мячом. Увы, не повезло ему: на его острове рождаются одни девочки и играть не с кем, - но какая искренняя радость светилась в его глазах, когда он показывал нам свое искусство обращения с мячом! Индейская девочка Автор благодарит ОАО "Арти" и лично Игоря Константиновича С. за финансирование путешествия.
|
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ |
|
Гл. редактор журнала "МОЛОКО"Лидия СычеваWEB-редактор Вячеслав Румянцев |