Виктор Бирюков
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ > СТАТЬИ 2009 ГОДА >

ссылка на XPOHOC

Виктор Бирюков

2009 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Виктор Бирюков

Казак? Значит, старообрядец!

Часть 1

Виктор БирюковВ ночь с 10 на 11 октября 1812 года, подорвав Кремль, французы покинули Москву. Далее произошло то, о чем сказано в «Краткой истории древлеправославной (старообрядческой) церкви» Федора Мельникова (1877­1960): «По изгнании Наполеона столицу заняли донские казаки, состоявшие преимущественно из старообрядцев, и их полководец, знаменитый герой Отечественной войны граф Платов (из донских казаков), был тоже старообрядец».

Невольно возникает вопрос: «Разве в реальности такое могло случиться? Кто позволил профессиональным и потомственным воинам, составлявшим элиту царской армии, исповедовать православие негосударственного образца?» Что ж, попробуем разобраться.

Кто Мамая побил

Вглядимся в первые века существования казачества, рождению которого в Золотой Орде посвящена наша статья Источник вдохновения «новых хронологов». Опорой названной статьи послужил блистательный труд «Золотая Орда и зарождение казачества» (Москва, 1991) донского белоказака-эмигранта Андрея Гордеева. Мы и в дальнейшем будем учитывать его компетентное мнение, хотя непосредственно по теме староверия Гордеев совершенно не высказывается.

Деградацию Золотой Орды пытался остановить татарский темник Мамай, фактически захвативший ханскую власть в столице – Сарай-Берке. Далеко не все высшие казачьи предводители из числа монголо-татар признали узурпатора. Многие приняли сторону московского князя и в будущем ассимилировались с русским казачеством.

Ну, а уж донские казаки во главе с днепровским атаманом Дмитрием Боброком, ближайшим боярином Дмитрия Донского, и вовсе предопределили победу в Куликовской битве. Кстати, Боброк приходился внуком тому самому литовскому великому князю Гедимину (около 1275–1341), который полувеком ранее впервые сманил к себе с монгольской службы часть днепровских казаков.

Разумеется, одни только «посошные люди», т.е. оторванные от своих наделов земледельцы, не могли одолеть профессиональное татаро-казачье войско. Даже Илью Муромца, чей образ зародился еще до Батыева нашествия, былинники с годами стали величать «казаком», да вдобавок «молодым» или «славным». Ловко сражаться умеет? Значит, казак!

«Русские князья в течение двухсот лет были лише­ны права иметь свои вооруженные силы, и естест­венно, в стране не могло быть и опытных военачаль­ников, Русь не имела средств для выделки вооруже­ния, – напоминает А.А. Гордеев. – Войска, начавшиеся собираться со времени Дмитрия Донского, состояли из народа, совершенно не обученного военному делу, вооруженные средства­ми домашнего производства: пиками, луком, топора­ми и другими существовавшими в до­машнем быту... Большинство владетельных князей и бояр, обязанных выставлять установленное количе­ство вооруженных сил для нужд государства, часто выводили на сборные пункты части, плохо снабжен­ные и вооруженные и не всегда в полном составе».

Тридцатью годами позже 37 тысяч днепровских казаков из Литвы внесли вклад в разгром Тевтонского ордена на равнине между селами Танненберг, Людвигсдорф и Грюнвальд. А вскоре после Грюнвальдской битвы днепровцы великого князя Витовта (1350–1430) совершили первый в своей истории набег на татаро-ногайский Крым, подвергнув его полному разорению.

При этом были рассеяны русские казаки Приазовья, которые продолжали хранить верность Золотой Орде – разгромленной в 1395 году Тамерланом и потихоньку разваливающейся на враждебные ханства.

Казаки становятся стрельцами

Остающиеся не у дел ордынские казаки, прежде всего с Дона, десятками тысяч хлынули в русские города, особенно в быстро набиравшую силу Москву. Русские увлекли и часть своих татарских командиров, и отдельные отряды казаков тюркского происхождения (булгар, половцев, башкир). Да и потрепанные в междоусобицах татарские мурзы нередко переходили к князьям во главе своих отрядов, и на русских улицах широко зазвучал татарский язык.

Дошло до того, что беглым ханам в границах Московии «вернули» земли Мещёрского ханства, которое создал и хорошо обеспечил казачьим населением еще Мамай. Так на стыке нынешних Владимирской и Рязанской областей возникло Касимовское царство, просуществовавшее свыше двух веков (1452–1681).

То был поворотный пункт в отечественной истории: выбиравшаяся из-под гнета Русь получила шанс обзавестись постоянным («нарочитым») войском. Князья оценили шанс по достоинству – казаки недолго пребывали на положении «бездом­ного люда». Повсеместно из них формировались охранные, городо­вые (полицейские) и дозорные части. За службу казаки получали земли, жалованье и льготы, причем от пограничников даже не требовалась присяга на верность князю. Как и прежде в Орде, казаки взяли под контроль пути сообщения, проложили ямские линии.

(Любопытное историческое сальто-мортале произошло в 1445 году, когда золотоордынский хан Улу-Мухаммад разбил на речке Нерле – под Суздалем – московское войско и пленил служивших великому князю Василию II Темному казаков. Всех их казанский правитель «идентифицировал» как своих, простил и поселил в качестве пограничной стражи на берегах Суры. Лишь спустя сто с лишним потомки этих казаков вновь станут служить Москве.)

Вооружались «нарочитые» руч­ными пищалями, вследствие чего в городах стали называться пищальниками, а затем с легкой руки Иоанна Грозного – стрельцами. Как сказано в летописи, в 1550 году «учинил у себя царь и великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей 3000 человек, а велел им жиги в Воробьевской слободе, а головы у них учинил детей боярских... Да и жалованье стрельцом велел давати по 4 рубля на год».

Иными словами, над казаками вместо татарских командиров, как это практиковалось в Орде, были поставлены бояре (от сотника и выше). Отныне стрелецкие полки, не уступавшие в огневой мощи европейским армиям, стали главной ратью Московии. Отдельные стрелецкие части занимались полицейской и охранной деятельностью.

Правда, их слабым местом были полки из неказаков – «детей боярских» да слуг княже­ского двора (дворян). Тем и другим приходилось тянуть стрелецкую лямку вынужденно, по причине бедности и безземелья. В отличие от казачат, никто не готовил их сызмальства к воинской службе, да и соответствующих традиций попросту не бывало в их семьях.

Данный фактор десятилетиями продолжали учитывать военачальники, не доверявшие серьезных дел частям из боярских детей и дворян. Например, Вадим Магидович отмечает, что после спутавшей многие планы смерти Иоанна Грозного (а это уже 1584 год) именно «стрельцы-казаки добрались до Ермака лишь осенью в разгар восстания, поднятого... высшим советником Кучума» (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия). Стрельцы казачьего происхождения были грозной и надежной силой!

Впрочем, боярские головы также порой оказывались неважными полководцами, и на их позиции стрельцы избирали казаков, которые именовались атаманами. Правда, в конце концов стрельцы все-таки утратили название «казаков», хотя и продолжали подчиняться атаманам, с годами даже песня появилась «Стрелецкий атаман и царь Петр».

Название же «казаки» сохранилось лишь за теми, кто проживали на территориях казачьих Войск – примерно там, где некогда расселили их предков золотоордынские ханы, начиная с Батыя (за исключением сибирского казачества, которое создавалось уже без участия монголов). Этими казаками, которых позднее нарекут «иррегулярными войсками», ведал Посольский приказ. А прочее постоянное войско находилось в ведении Стрелецкого приказа.

Иммунная система Отечества

Столетиями в кавалерии считались «высшим пилотажем» ведение войны «по-казачьи» (так действовал Тамерлан) и верховая езда «по-казачьи» (так описывали кавалерийские навыки Наполеона). Неожиданное появление собственного сословия потомственных военных распахнуло перед Московией завораживающие перспективы объединения соседних княжеств в централизованное государство, возвращения Западной Руси (захваченной Литвой и Польшей), покорения Астраханского, Казанского, Крымского, Сибирского ханств.

Судьба Руси круто изменилась – беззащитная, тяжело больная страна с зыбкими границами обрела новую иммунную систему. Однако в эту гармонию с самого начала закралась червоточина. В то время как казаки бравировали своей вольницей, у московского царя имелась на нее убойная аллергия, поскольку вольница грозила возвращением разрушительных междоусобиц – вплоть до краха державы.

Профилактика зла осуществлялась «по-царски»: у всех сословий настойчиво отщипывались кусочки свободы, в том числе, естественно, в экономике. Когда гайки в очередной раз оказывались перетянуты в отношении казачества, оно восставало – больше бунтовать в крепостной державе было некому. Неудивительно, что церковная реформа, начатая патриархом Никоном, лишь углубила противоречия между монархией и казачеством.

Вольница нововведений не то что бы не приняла – даже не обязана была принимать. В ту пору царская администрация рассматривала казачьи окраины в качестве суверенных зарубежных областей, но и позднее казачество пользовалось фантастически широкими правами по сравнению с прочим населением.

Например, присоединившейся к Московии Запорожской Сечи царь Алексей Михайлович 27 марта 1654 года пожаловал грамоту «О сохранении прав и вольностей», в которой сохранил в ведении казаков даже иностранные дела: «А буде ис которых пограничных государств учнут приходить в Войско Запорожское к гетману к Богдану Хмельницкому послы о добрых делех, и мы, великий государь, тех послов гетману принимать и отпускать поволили».

Так формировалась дуалистическая сущность русского четвертого колена – казачества (разумеется, другие три колена – великороссы, малороссы, белороссы). С одной стороны, то была «контрактная армия» самодержавия, верная его опора (а мы сейчас, 350 лет спустя, восстанавливаем контрактные войска – с нуля). С другой стороны, казаки по-староверчески молились «вразрез» с официальной церковью и защищали от самодержавия свою свободу.

Проявлялся этот дуализм следующим образом. Когда к новообрядческой России подступали враги, старообрядческая вольница обеспечивала вполне эффективную оборону. Степан Разин в самые тяжелые месяцы русско-польской войны 1654–1667 годов ездил к калмыкам и горячо призывал их на царскую службу, дабы совместно с донцами противостоять союзнику Речи Посполитой – Крымскому ханству.

«Уже в юности [Разин] занимал видное место среди донских старшин, – сообщает исследователь казачества Виктор Безотосный в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия. – Зная татарский и калмыцкий языки, неоднократно успешно участвовал в переговорах с калмыцкими предводителями (тайшами). В 1663 году, возглавляя казачий отряд, совершил совместно с запорожцами и калмыками поход под Перекоп против крымских татар. Благодаря своей удачливости и личным качествам, получил широкую известность на Дону...»

Но вот война окончилась, и стало слышно, как самодержавие с казачеством точат друг на друга зубы. Большой московский Собор 1667 года перечеркнул надежды стаpообpядцев: хотя Никон был лишен сана и сослан на север, «двуперстных» окончательно отнесли к еретикам и предали анафеме.

А годом позже староверы подняли первое свое восстание – в Соловецком монастыре.

Для казачества то был сигнал, и Разин услышал его.

(Продолжение следует)

Статья для публикации в ХРОНОСе предоставлена автором.


Далее читайте:

Виктор Бирюков (авторская страница).

Старообрядчество - религиозно-общественное движение.

Казаки гребенские (справочная статья).

Казаки донские  (справочная статья).

Шамбаров В. Е. Казачество: История вольной Руси. ― М.: Изд-во Алгоритм, 2007.―с.688 ― (Тихий Дон). Глава 10. Запорожцы и уния.

Рассоха И.Н. Народы, опередившие свое время, и общества, выпавшие из истории Исторические стадиальные флуктуации в развитии общества. Харьков. 1994-2004. Глава III. «Боковые» стадиальные флуктуации и их роль в истории Украины. 3.2. Украинское казачество как пример «боковой» стадиальной флуктуации. и 3.3. Казацкое наследие в социальной и культурной истории Украины.

Запорожская Сечь (справочная статья).

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС