Андрей Тесля |
|
2008 г. |
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Андрей ТесляИстория непониманияРецензия на кн.: Кардини Ф. Европа и ислам: история непонимания: [пер. с ит. Е. Смагиной, А. Карловой, А. Митрофанова] / Ф. Кардани. – СПб.: Alexandria, 2007. – 332 с. Опубликован русский перевод работы известного итальянского история, профессора Флорентийского университета Франко Кардани (знакомого отечественному читателю как автор вышедшей в изд-ве «Прогресс» в 1987 г. монографии «Истоки средневекового рыцарства»). Интонацию и направленность работы во многом задает тот факт, что издана она была в серии «Становление Европы»: редактируемым Жаком Ле Гоффом проектом пяти национальных издательств[1], призванным: «…Рассказать о становлении Европы и о неоспоримых достижениях на пройденном пути, не скрывая проблем, унаследованных от прошлого. На пути к объединению наш континент пережил периоды разобщенности, конфликтов и внутренних противоречий. Мы задумали эту серию потому, что, по нашему мнению, всем, кто участвует в строительстве Европы, необходимо как можно полнее знать прошлое и представлять себе перспективы будущего. […] Мы стремимся приблизиться к ответу на глобальные вопросы, которые волнуют сегодняшних и будущих творцов Европы, равно как и всех людей в мире, кому небезразлична ее судьба: “Кто мы такие? Откуда пришли? Куда идем?”»[2]. Идеологический смысл серии прямо задан – нацеленность на понимание Европы как единого целого, формирование европейского самосознания через прошлое и одновременно в ориентировке на современные проблемы и задачи. Стоит отметить, что перед авторами изначально стояла почти нерешаемая задача – формирование самосознания, что предполагает противопоставление «Другому»/«Иному»/«Чужому», и, одновременно, реализация принципов европейской толерантности, отказа от евроцентризма. Если подобная задача и решаема в принципе, то данная конкретная работа выглядит явной неудачей. Программные заявления пришлись на первые и последние страницы работы. Открывая исследование, Кардини пишет: «Сегодня уже невозможно всерьез воспринимать выражение Новалиса “Христианский мир, или Европа” (“Christenheit oder Europa”), – это всего лишь риторическая фигура. Процесс секуляризации – неотъемлемая черта жизни современного Запада – более не позволяет отождествлять Европу ни с христианством вообще, ни с какой-то из его разновидностей»[3]. Подводя же итог работы, отмечает: «…Исламскому миру следует прийти к соглашению с Европой, которая сейчас занимается трудным поиском самой себя – с Европой сильной, но неустойчивой в социально-экономическом плане, испытывающей проблемы с собственной культурной идентичностью. “Ислам будет таким, каким сделают его мусульмане”, – сказал в свое время египтянин Фуад Закария. Но и Европа тоже будет такой, какой сделают ее европейцы – Европа, где число тех, кто следует закону Пророка, неуклонно растет»[4]. Проблема становится фундаментально нерешаемой, поскольку сама Европа – тот субъект, перед которым стоит задача налаживать взаимодействие с исламом и выбирать формы такового взаимодействия – утратила осознание собственной идентичности. Европейская идентичность стала феноменом, явлением фактического порядка – самоотнесением к некоей группы, границы и принципы которой более непонятны для самих участников, а привычные критерии идентификации («христианская Европа») более не работают или неприемлемы. Подобная ситуация отразилась на все работе – которую, к сожалению, приходиться признать одной из самых неудачных публикаций замечательного историка. История отношений Европы и ислама оказалась неконцептуализированной – образовав почти произвольное сцепление в хронологическом порядке тех или иных контактов европейского общества с исламским регионом (преимущественно средиземноморским). Оторваться от простой хронологической последовательности Ф. Кардини не смог или, скорее, не пожелал – поскольку это вынудило бы его определиться по отношению к самому понятию «Европы», прояснить его в культурном плане, т.е. “опредéлить” – и тем самым, вынужденно или добровольно (не суть важно) противопоставить исламу. Нежелание идти на противопоставление, стремление избегать даже обсуждения тезиса о возможности глубинных культурных противоречий между европейским и исламским миром (поскольку выводом из этого тезиса было бы хотя бы гипотетическое предположение о невозможности включить мусульманскую составляющую в европейскую культуру в качестве равноправного, а не подчиненного/маргинального участника), вынудило Кардини, как ни странно, вернуться к просветительской модели, интерпретируя, как заявлено в заголовке, историю взаимоотношений Европы и ислама как «историю непонимания». Примечания[1] Gius. Laterza & Figli (Рим), Basil Blackwell (Оксфорд), C.H. Beck (Мюнхен), Editions de Seuil (Париж), Editorial Critica (Барселона) и литературное агентство Eulama (Рим). [2] Ле Гофф Ж. Становление Европы // Кардини Ф. Европа и ислам: история непонимания. – СПб.: Alexandria, 2007. С. 5 – 6. [3] Кардини Ф. Европа и ислам… С. 9. [4] Там же. С. 286. Статья предоставлена автором для публикации в ХРОНОСе. Далее читайте:Андрей Тесля (авторская страница). Обсудить этот материал можно в ЖЖ автора - http://mestr81.livejournal.com/
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |