Аксёненко С.И. Падение империи инков. Всё было не так! |
|
2008 г. |
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сергей АксененкоПадение империи инковВсё было не так!
Сейчас выясняется, что наши знания о многих реалиях древности не совсем точно соответствуют действительности. И если всяческие шарлатаны, эзотерики, мистики сильно преувеличивают мудрость, умения и возможности древних людей, то учёные, наоборот, преуменьшают. И в этом есть логика. Учёные должны во всём сомневаться. И принимать только те гипотезы, на счёт которых исчезают последние сомнения. Пусть истина восторжествует чуть позже, зато не восторжествует ложь. Да! бывали иногда и недоразумения, способные вызвать сегодня улыбку. Например, учёные не верили в существование утконоса. Им трудно было представить, что где-то живёт зверь с носом утки, телом крота, хвостом бобра, да ещё несущий яйца. И выходило так, что любой обыватель, верящий в утконоса в том КОНКРЕТНОМ случае, был более прав, чем учёные. Но обыватель бы и в химеру, и в чёрта лысого поверил, лишь бы ему занятно об этом рассказали. Поэтому лучше один раз ошибиться с утконосом, чем тысячи раз с химерами. Тем более, что вскоре учёные досконально этих самых утконосов изучили. <1> (Примечания см. в конце статьи.)
Империя инков имела внушительную территорию.
Так было и с живописью первобытных людей. Одно время считалось, что наскальная живопись – подделка. Мол, не могли древние так хорошо рисовать. Оказывается, недооценивали мы древних. Прекрасно они рисовали. Вообще-то мне кажется, что мы <2> не можем преодолеть какой-то психологический барьер перед дописьменным миром. Всё, что было до появления письменности, мы склонны невольно преуменьшать. Хотя безписьменные цивилизации, порой достигали высокой ступени развития. Но если их сооружения строились не из камня, а из дерева, то остатки таких культур сегодня не будут выглядеть внушительно. И мы обязательно преуменьшим их реальный уровень... Впрочем, истина в любом случае даст о себе знать. Пусть и не сразу. Например, в наше время происходит ещё одно уточнение знаний о первобытном мире, которое я сравнил бы по значимости с открытием наскальной живописи.
Кипу – узелковое письмо инков. Я имею в виду наличие широких торговых и прочих горизонтальных связей между довольно отдалёнными народами древности. Например, в горах Восточной Турции был ценный камень обсидиан (вулканическое стекло), из которого первобытные люди, делали ножи, наконечники для копий и стрел. В других местах его не было, но изделия из этого камня находят за тысячи километров от мест добычи. Это говорит о том, что у первобытных людей существовала довольно развитая система обмена различных товаров. То есть торговля. Уже установлены движения многих товаров древности, исходя из их уникального происхождения. <3> Конечно жители отдалённых друг от друга мест, скорей всего не торговали между собой напрямую, товар скорей всего шёл через вторые-третьи руки, может быть довольно долго. Но в любом случае на сегодня можно считать доказанным, что первобытный мир не состоял из отдельных изолированных друг от друга племён. <4> Тезис об обширных горизонтальных связях первобытных людей, приведён здесь не для размышлений о доисторических временах, он нужен для того, чтобы поговорить о более близком времени. О XVI веке нашей эры. О времени великих завоеваний и географических открытий. О первобытных я вспомнил, что бы опровергнуть одну очень расхожую легенду о падении великой социалистической империи инков. Прежде, чем перейти к конкретному разговору, стоит привести короткую справку об основных участниках описываемых ниже событий.
Справочная информацияКортес Эрнан (1485-1547) испанский конкистадор. В 1519-1521 годах возглавил поход в Мексику, где сумел установить испанское господство над державой ацтеков, во главе с Монтесумой и стать там наместником. В 1524 году в поисках морского прохода из Тихого океана в Атлантический, пересёк Центральную Америку.
Писарро Франсиско (родился между 1468 и 1475 годами - убит в 1541) испанский конкистадор. Один из первооткрывателей Южной Америки для Европы. Участвовал в завоевании Панамы и Перу. В 1531-1533 гг. возглавил поход против империи инков.
Франсиско Писарро.
Монтесума (1466-1520) правитель ацтеков с 1503 года. Захвачен в плен Кортесом, призвал покориться испанцам, за что был убит восставшими индейцами.
Уайна Капак (родился между 1471 и 1476 годами - умер в 1527) правитель империи инков с 1493 года. Отец Уаскара и Атауальпы.
Уаскар - правитель инков между 1527-м и 1530-м годами. Свергнут, а позже убит своим сводным братом Атауальпой.
Атауальпа (1500-1533) правитель инков между 1530-м и 1532-м годами. В 1532 взят в плен Писарро и казнен, несмотря на уплату установленного испанцами колоссального выкупа.
Атауальпа.
Ермак Тимофеевич (родился между 1537 и 1540 годами - убит в 1585), российский казачий атаман. Походом в 1581 году начал освоение Сибири Русским государством. Погиб в бою с ханом Кучумом.
Древняя столица империи Инков. Инков по праву можно назвать «римлянами Южной Америки». Только «римлянами» остановленными в самом начале своей экспансии, не пережившими первой гражданской войны. Дело в том, что империя инков – Тауантинсуйу, не просуществовала и сотни лет. Но за это время она смогла завоевать множество древних государств Южной Америки и стать самой могущественной державой Нового Света. <5> К войнам инки готовились тщательно. Войска на марше снабжались либо со складов, расположенных на дорогах, либо из сопровождавших грузовых караванов. Это значит, что в империи имелось учреждение аналогичное тому, что сейчас называют генеральным штабом. Мародерство на захватываемых землях не допускалось и каралось смертью. Ценности реквизировались государством. В отличие от многих других древних завоевателей, инки освобождали пленников. При этом побежденные вожди получали место в администрации. Важное значение в огромном инкском государстве имели транспортные коммуникации. Через всю страну, шла главная дорога, от которой отходили более мелкие. Инкские строители умели возводить мосты с опорами на каменных столбах. На дорогах через определенные расстояния располагались посты с гонцами, которые очень быстро доставляли сообщения в самые удаленные уголки империи… Ну чем не аналог римской державы на американском континенте? Правда, в отличие от римлян, инки стояли на социалистическом пути развития, если этот термин можно применить к столь раннему обществу. Ведь торговля в империи инков, была почти полностью запрещена за исключением прибрежных областей. Перераспределение продуктов и сырья осуществлялось государством централизованно — посредством сбора налогов и доставки товаров туда, где в них испытывалась необходимость. Основной ячейкой общества была соседская община, айлью. Крестьяне-общинники составляли большую часть населения этой удивительной державы. И вот такую могущественную империю завоевали 180 авантюристов, имевшие с собой 37 лошадей… Вы верите, в то, что такое может случиться? Я нет. И ниже расскажу, почему я не верю в общепринятую легенду о падении величайшей державы Америки.
Здания, построенные на фундаментах разрушенных храмов инков. Чем только не объясняли легкость, с какой Писарро покорил империю инков. И тем, что один испанец упал с лошади, <6> а у индейцев это вызвало шок. Лошадей они до того не знали и считали всадника единым существом с конём. Поэтому были поражены, когда этот «кентавр» разделился. Добавьте к этому преимущество конного воина перед пехотинцем, железного века перед бронзовым, пороха перед пращами, а также наличие у испанцев пушек. Добавьте, то, что буквально за год до вторжения Писарро к власти пришёл самозванец Атауальпа, и страна находилась, по сути, в состоянии гражданской войны. А за несколько лет до этого, инков впервые посетила эпидемия оспы, занесённой европейцами, инки раньше не знали этой болезни, поэтому, кроме физических потерь в виде умерших соотечественников, они получили большую психологическую травму. Кроме того, верховный бог инков Илья <7> согласно некоторым легендам уплыл на запад, и обещал вернуться в виде белого бородатого человека. В том, что бог был белым и бородатым, нет ничего удивительного, бог солнца и огня смуглым индейцам должен представляться светлым, а борода – это его лучи. Говорят, что испанцев индейцы приняли за Илью со спутниками, поэтому безропотно покорились, «своему возвратившемуся богу». Также одной из главных причин падения империи инков называют ненависть покорённых инками народов к своим завоевателям. Естественно, что побеждённые инками индейские племена, видели в испанцах своих союзников по борьбе с захватчиками.
Конечно все эти факторы в той или иной мере имели место. Для целей данной статьи особенно важно наличие гражданской войны. Дело в том, что государство инков отличалось стабильностью и твёрдыми правилами в наследовании власти. И вот ВПЕРВЫЕ за всю историю эти правила были нарушены. На трон Верховного Инки сел самозванец Атауальпа, который начал истреблять представителей законной королевской династии. Для инков это был шок. Причём, обратите внимание, – переворот был произведён в 1530-м году. Обратите также внимание и на другую дату – Писарро вышел в поход в 1531-м году. Причём до того он ещё в 1520-е годы дважды отправлялся в походы в направлении империи инков и всякий раз возвращался ни с чем. <8> Биографы Писарро говорят, что он готовил поход под впечатлением успехов, своего товарища Кортеса, <9> который будучи значительно моложе, ещё в начале 1520-х сумел покорить царство ацтеков. О походах Кортеса мы скажем ниже. Сейчас я хочу обратить внимание читателей на одну примечательную вещь. А для этого отвлечёмся ненадолго от инков и их горькой судьбы.
Большинство людей ещё со средней школы помнят историю о падении двух великих индейских держав – ацтеков в начале 1520-х и инков в 1530-х. <10> Но те же люди должны ещё со школьной скамьи помнить, что великих индейских цивилизаций, создавших государственные образования, было не две, а три. К вышеупомянутым ацтекам и инкам, добавляют ещё майя. Так почему же не рассказывают, куда эти майя делись? Почему в учебниках пиарят ТРИ цивилизации и только ДВА завоевания? Куда делась третья? Прочтите небольшую справку, которую я подготовил на базе исторических справочников.
Ко времени появления испанцев на землях майя имелось полтора десятка небольших государств, которые воевали друг с другом с целью захвата добычи и рабов. Первые испанские экспедиции добрались до берегов Юкатана в 1517 и 1518 гг. В 1519 вдоль берегов этого полуострова прошел Кортес. Только после захвата столицы ацтеков Теночтитлана и завоеваний в центральной Мексике испанцы приступили к покорению майя. В 1523-1524 П. де Альварадо с боями дошел до Гватемалы. В 1527 испанцы предприняли безуспешную попытку завоевать Юкатан. Неудачной оказалась и вторая попытка, хотя испанцы временно (1532-33) владели городом Чичен-Ица. Через несколько лет испанцы вновь стали наступать на обитателей Юкатана. Только в 1697, пал город Тайясаль, столица последней из сохранившихся держав майя. Причём майя вряд ли умели обрабатывать металл. Найденные на их территории украшения из золота и сплава золота с медью происходят из Центральной Америки.
Храмы майя. Как видите не очень эффектная для испанцев картинка. Полтора века войн с государственным союзом находящимся ещё в КАМЕННОМ веке, тогда, как инки с ацтеками находились в бронзовом, а сами испанцы, вообще в железном веке. <11> Причём, если верить испанцам, рядом с майя находилась завоёванная Кортесом страна ацтеков, то есть не надо было ходить за три девять земель, как к инкам. Базы были поблизости. И завоёвывать майя начали раньше, чем ацтеков и инков. Надо добавить, что некоторые менее известные индейские народы, например, арауканы, сопротивлялись испанцам и того дольше – три века! Так в чём же дело? Почему самые могущественные в военном отношении индейские державы оказались самыми беспомощными? Я не ставил здесь целью подробно писать о завоевании ацтеков, но если сказать кратко, не было там завоевания в классическом виде. Государство ацтеков, в отличие от империи инков, не имело столь жёсткой централизации. По степени централизации оно находилось где-то посредине между унитарной державой инков и конгломератом из полутора десятков государств майя. Ацтеки были просто сильнейшим племенем в союзе с другими. Кортесом воспользовались государства решившие сбросить власть ацтеков, поэтому отряд Кортеса - примерно шестьсот испанцев, шёл в сопровождении значительных индейских войск, которые выслали ему на помощь вожди государств, восставшие против власти ацтеков. Они же распространяли о легенду о том, что Кортес, это бог-творец мира - Кетцалькоатль - которого изображали в виде бородатого человека в маске. <12> Добавьте преимущества испанского оружия, наличие лошадей. Неудивительно, что царь ацтеков Монтесума решил встретить испанцев мирно, как своих гостей. Он признал себя вассалом короля Испании, который находился очень далеко, что бы сохранить власть над подданными, которые находились рядом. Ацтекам не понравилось такое предательство, и они убили Монтесуму. Согласитесь, реальная картина выглядит не столь впечатляющей, как мифическая. Ведь когда говорят о завоевании Мексики обычно представляют бой горстки испанцев с громадными индейскими полчищами. Не было такого! Наоборот, многие государства ацтекского союза, посчитали себя освобождёнными от власти Монтесумы. Кортес женился на индианке, имел переводчиков, знающих языки того или иного народа, и детальную информацию о состоянии империи Монтесумы. Нельзя забывать, что испанцы к тому времени уже тридцать лет осваивали континент. А это немалый срок. СССР <13> за такое же время успел выиграть гражданскую войну, пережить НЭП, коллективизацию, индустриализацию, 1937-й год, выиграть Великую Отечественную и создать атомную бомбу. Поэтому представление, о том, что завоевание империи Монтесумы, было ВНЕШНИМ шагом испанцев по отношению к индейцам - неверно. За тридцать лет испанцы стали элементом ВНУТРЕННЕЙ политики индейских союзов. И операция Кортеса, планировалась именно исходя из этой психологии! Кортес и индейцы были игроками на одном поле, хотя каждый старался использовать другого в своих целях. Не только испанцы, использовали индейцев, многие индейские народы использовали испанцев не меньше! Призывали, ждали их, получали определённые выгоды, от нового чудесно явившегося игрока американской политической арены. Даже своей индейской женой Кортес как бы говорил аборигенам - "Я такой же, как вы!". Заметьте - те народы, о которых говорится в этой статье, с кем столкнулись испанцы почти 500 лет назад, не истреблены, в отличии от тех индейцев, кто имел дело с анло-американскими поселенцами. Более того - они не только не истреблены, они даже в полной мере не ассимилированы испанцами <14> Для целей же нашей статьи важно, что ко времени похода Писарро против инков было видно, что испанцы не смогли покорить страну майя, где решили провести ЛОБОВУЮ АТАКУ, но зато достигли определённых успехов в ацтекской державе, там, где сумели сыграть на ВНУТРЕННИХ РАЗДОРАХ в среде индейцев. При всех его отрицательных качествах, глупым, Писарро назвать нельзя, поэтому неудивительно, что он не ринулся сломя голову на державу инков, более того, ходил туда, но не рискуя осуществить вторжение, вернулся. Много испанских конкистадоров полегло в индейских землях и Писарро, знал – лобовое вторжение в империю инков, равнозначно гибели! Поэтому я не согласен с теми описаниями падения империи, которые стали общепринятыми в истории. Ведь походы Писарро, описывают, как военные экспедиции, которые проводились одновременно, с открытием новых земель. Мол, до Писарро дошли слухи, что где-то на юге есть богатая золотом страна, а он собрал храбрецов и бросился её искать. Как только нашёл – сразу же завоевал. Не было такого. Я для того начал эту статью с описания горизонтальных связей людей первобытного общества, чтобы показать – такие связи существовали и между державами доколумбовой Америки. В истории, есть данные, зафиксированные даже в учебниках, о том, что инки имели неопределённые знания об ацтеках и майя, а ацтеки и майя, что-то слышали об инках. Мне кажется, что на народном уровне так оно и было – простые люди знали о далёких странах, лишь в общих чертах. Но властьимущие, несомненно, имели более полную информацию, просто не распространялись о ней. Поэтому в истории не осталось сведений о том, что ацтекские и инкские посланники контактировали между собой. Именно поход Писарро, является косвенным доказательством наличия таких связей. Теперь давайте проследим действия испанцев по порядку. Ещё не успев завоевать две ближайшие к местам их дислокации, цивилизации – ацтеков и майя они направляют разведгруппы в сторону третьей, самой богатой. Разведгруппы хорошо оборудованы и вооружены, но не предпринимают никаких действий, кроме сбора данных. Руководитель этих бригад – Писарро, после первых походов отправляется на другой край света – в Испанию, для доклада своему королю о проделанной работе. В то же время к королю Карлу <15> вызывают и Кортеса. О чём совещались конквистадоры с монархом, мы можем только догадываться. Возвратившись от короля Писарро, какое-то время бездействует. И вдруг, как только Атауальпа произвёл государственный переворот, и в империи инков начались раздоры, Писарро срывается с места. Причём так быстро, что не успел толком оснастить экспедицию. С ним было в три раза меньше людей, чем с Кортесом, хотя империя инков, гораздо могущественнее ацтекской. Когда я в детстве изучал историю завоевания инков, я считал, что произошла случайность в том, что раздоры в инкской державе совпали по времени, с вторжением испанцев. Сейчас я понимаю, что такое совпадение очень маловероятно. Поэтому, если рассматривать падение инкской державы, с точки зрения исторической психологии, <16> гораздо правдоподобнее будет предположить, что не было никаких совпадений. Не было никаких случайностей. Всё происходило по чётко-продуманной схеме. Причём участвовали в этой игре не только испанцы, но и инки.
Итак, прежде чем рассмотреть три возможных правдоподобных варианта развития событий, я сразу же отметаю четвёртый, ныне общепринятый. А именно то, что Писарро почти ничего не знал об инках и в поход ринулся на свой страх и риск, не имея представления о внутреннем положении империи и не ведая о перевороте Атауальпы. Я уже говорил, что связи между народами древности были гораздо прочнее, чем принято думать. Тур Хейердал своими плаваниями доказал, что такие контакты ПРАКТИЧЕСКИ осуществимы, при технике тех времён. Да и Колумб знал о народах, по ту сторону Атлантики, хотя ошибочно думал, что это индийцы или японцы. То есть о материке за океаном европейцы хорошо знали и до Колумба, тем более, что викинги несколько веков осваивали американский континент. <17>
Теперь, когда мы уяснили ситуацию с горизонтальными связями народов прошлого, логично предположить, что инки хорошо знали о ситуации в Центральной Америке. Да и сообщение между разными американскими цивилизациями не должно быть особо трудным. Просто у индейцев не было хорошего транспорта и торговать <18> было невыгодно, а где невыгодно торговать, там не выгодно и воевать. Но одно дело предметы торговли, другое дело информация. Необходимую информацию в считанные дни, гонцы могли доставить, по отменным дорогам на самый север империи инков, а оттуда, через редких торговцев, либо через специальных посланцев, можно было без труда передать нужные сведения в государства ацтеков и майя. Так же быстро можно было передавать информацию обратно. А теперь вспомните, что Писарро был мэром города Панамы, ещё с 1519 года, то есть с тех времён, когда Кортес только начал завоёвывать ацтеков. <19> А теперь посмотрите на карту, и вы увидите, что Панама оптимальное место, для обмена информацией между державами ацтеков и майя с одной стороны, и инков с другой. То есть Писарро целых 12 лет мог готовиться к походу, анализируя данные, полученные от Кортеса, учитывая его опыт борьбы с ацтеками, а также данные, полученные от Альварадо, учитывая его опыт борьбы с майя, и одновременно анализировать информацию, полученную из государства инков. За это время, даже при самых медлительных посланцах можно было сотни раз обменяться информацией со своими людьми в державе инков.
Вот как описывает посещение Писарро города Тумбес в империи инков известный чешский американист Милослав Стингл в своей знаменитой книге "Индейцы без томагавков". Я прошу обратить внимание читателя, что это посещение Писарро произвёл ещё ДО своего завоевательного похода. "Когда жители заметили в заливе огромный удивительный корабль, они послали к нему бальсу с воинами. Но переводчики Писарро убедили их, что белые люди пришли к ним сюда "как друзья". Тогда к Писарро явился местный курака со множеством даров. Как раз в это время в Тумбесе находился один из рода Больших ушей, принадлежавший к семье инки. Он тоже посетил конкистадора. Писарро дружески потчевал его вином, которое очень понравилось, и подарил ему железный топор... Испанцы увозили не только золото и драгоценные камни, но и запасы провизии, и даже... живых лам. Писарро прихватил на корабль также нескольких индейцев, чтобы сделать из них переводчиков. Один из этих индейцев, Фелипильо, позднее особо способствовал успеху предприятия Писарро." Далее утверждается, что именно этот Фелипильо работал переводчиком при встрече испанцев с Атауальпой. Но обратите внимание на слова вначале цитаты - "переводчики Писарро". То есть переводчики у него были и до того. Может не слишком высокого уровня, но были. А вот для того, что бы переводить богословскую беседу с Атауальпой, которую вёл испанский священник перед пленением императора, необходим очень хороший переводчик. Переводчик такого уровня (пусть даже это был Фелипильо), не мог появиться внезапно, его надо готовить долго, составив вначале словарь простых понятий, постепенно переходя к более сложным. Известно, что в своих походах Писарро специально искал инков, для такой работы. Значит у испанцев была уже целая школа переводчиков. Это лишний раз подтверждает, что вторжение готовилось тщательно и очень кропотливо.
Но не только испанцы интересовались инками. Мы можем с большой долей вероятности предположить, что руководители инков, тоже внимательно следили за пришельцами. Ведь появление испанцев, стало важным фактором международной политики на американском континенте. Тем более, что испанцы с их бородами, белым цветом кожи, лошадьми, огнестрельным оружием, кораблями, были столь необычны для индейцев, что их приход имел СЕНСАЦИОННЫЙ характер. А значит, такая информация за несколько десятилетий ОБЯЗАТЕЛЬНО должна была дойти к повелителям инков. Ведь не то что информация – даже оспа, занесённая испанцами, успела дойти к инкам. Именно от оспы умер в 1527 году император Уайна Капак, отец Атауальпы и Уаскара. Приведённых выше доводов, на мой взгляд, вполне достаточно, что бы опровергнуть господствующую ныне гипотезу о том, что испанцы и инки практически не знали друг о друге… А теперь я хочу рассмотреть три, как мне кажется, правдоподобные версии развития событий.
Первая версия. Писарро двенадцать лет анализировал информацию, поступавшую ему из империи инков, на основе этой информации, сделал две попытки вторжения. Но каждый раз видел, что империю ему не одолеть, что она ещё не созрела для захвата, поэтому отступал и ограничивался сбором разведданных. Потом получил информацию о перевороте Атауальпы, <20> который произошёл НЕЗАВИСИМО от испанцев, понял, что момент удачный и срочно двинулся в поход с теми людьми, которые на тот момент у него были под рукой. Эта срочность подтверждается тем, что во многие другие походы, даже против небольших государств, испанцы отправлялись с гораздо большими силами. Почему же против величайшей империи Америки они смогли выслать так мало людей? Потому, что Писарро знал из опыта Кортеса, что победить индейцев, можно было только в союзе с другими индейцами, а переворот Атауальпы означал, что очень многие инки, не говоря уже о других народах, увидят в испанцах помощников в борьбе с кровавым супостатом. И даже самый маленький отряд захватчиков вскоре обрастёт крупными силами. То есть, выступать надо было срочно, пока Атауальпе не удалось стабилизировать ситуацию. <21> Уж не такой ли сценарий обсуждали Писарро и Кортес у короля Испании ещё в 1528 году, за три года, до вторжения Писарро? Мне кажется, что именно такой. А при обсуждении плана действий у них должна была родиться мысль, о том, что неплохо было бы не дожидаться, пока в стабильной империи инков начнутся раздоры – надо САМИМ приблизить эти раздоры… В те времена государства вступали в полосу нестабильности обычно после смерти правителя, когда возникали междоусобицы. Поэтому переходим ко второй версии.
Вторая версия. Испанцы поддерживали негласный контакт с законным правителем инков Уаскаром. Они спровоцировали его на войну с Атауальпой, который вначале выявил полную лояльность по отношению к брату. Испанцы обещали Уаскару поддержку в этой войне. Причём приглашавшая испанцев верхушка, вполне могла рассчитывать, на шок, в который впадут их рядовые соотечественники, из числа политических противников, при встрече с белыми. Потому они распространяли в народе легенду о возвращении древнего белого бога. Возможно делали это по просьбе Писарро. В то время, как сами правители уже знали об испанцах очень много, они, как известно, даже планировали забрать у пришельцев лошадей, для того, чтобы разводить этих животных. Тех самых лошадей, которые так испугали простых воинов. Известно, что помимо участия в двух крупных экспедициях, Писарро проводил разведку и с небольшим отрядом численностью в несколько человек. Такая поездка <22> вполне могла быть использована для закрепления лично, результатов переговоров, ведущихся через посланцев. Тем более, что когда испанцы судили Атауальпу, его обвиняли в числе прочего и в убийстве Уаскара, который, якобы СОГЛАСИЛСЯ ПРИНЯТЬ ХРИСТИАНСТВО. Не исключено, что Уаскар, мог пообещать такое, в обмен на помощь. Ведь обещать и выполнять – это разные вещи. Обратите внимание ещё на один момент – Писарро поехал на совещание к своему королю в Испанию сразу после смерти старого императора инков Уайна Капака.
Чак-моль. Третья версия. Испанцы спровоцировали Атауальпу, что бы он выступил против брата, пообещав ему поддержку. Косвенным доказательством того, что такие переговоры велись служит то, что всегда осторожный и взвешенный Атауальпа совершил внешне очень неразумный поступок. На виду у своей огромной армии, <23> он с небольшой свитой пришёл на переговоры к испанцам, в результате чего был захвачен в плен. Если мы примем версию, что Атауальпа ещё до того, имел определённые договорённости с Писарро, его поступок станет понятен. Ведь одно дело пойти в стан вторгнувшейся армии захватчиков, другое дело – на переговоры с союзниками, с которыми имел дело раньше. А то, что союзники оказались предателями – это уже другой разговор. Ещё одним косвенным доказательством того, что Атауальпа имел контакты с испанцами до их вторжения, было то, что в плену он менее чем за месяц научился говорить по-испански и даже немного писать. А ведь язык кечуа отстоит от испанского гораздо дальше, чем, скажем, испанский от русского, а письменность инки вообще запретили ещё задолго до рассматриваемых событий. <24> У них было только узелковое письмо. Они завязывали узелки на память, и так хранили информацию. Добавьте, что Атауальпа и в плену мало контактировал с испанцами, ведь в заточение к нему доставили жён и слуг. В свете вышесказанного, можно с большой долей вероятности, предположить, что учиться испанскому, император начал гораздо раньше, чем попал в плен. Как известно, надеясь выйти на свободу, Атауальпа предложил Писарро заполнить до потолка золотом помещение, в котором его держали. <25> Понадобилось более 34 дней, чтобы переплавить все драгоценные изделия. Атауальпу отпустили, но тут же задержали и судили по вновь открывшимся обстоятельствам. И в чём же его обвиняли? Если не принимать во внимание обвинения в идолопоклонстве и многожёнстве, которые ревностные католики испанцы, просто не могли не предъявить, что бы не быть сожженными собственной инквизицией, Атауальпу обвиняли в преступлениях против государства инков. Так, как будто испанцы настолько свыклись с ним, что чувствовали себя частью этого государства, которое надеялись привести в вассальную зависимость от короля Испании. Атауальпу обвинили в незаконном захвате трона, в убийстве легитимного императора, в разворовывании казны. Более того, после казни Атауальпы <26> престол занял законный наследник престола, очередной сын Уайна Капака. То есть испанцы в данном случае выступили, лишь как союзники в борьбе с узурпатором. Неудивительно, что многие инки их поддержали. Всё это доказывает, что испанцы ко времени захвата хорошо знали инкские законы и скорей всего имели чёткий план действий. А значит, вступили в борьбу вокруг императорского трона инков, ещё задолго до того, как начали своё завоевание.
Испанцы ведут пленного Тупака Амару – последнего правителя инков. Естественно возможен и комбинированный вариант, второй и третьей версий. Ведь не исключено, что Писарро имел своих людей при дворах обоих инкских владык. Испанцы работали и с Уаскаром и с Атауальпой, натравливая братьев друг на друга. Если это и вправду так, понятно почему захватчики не побоялись явиться в империю инков с такими незначительными силами. В случае чего, они могли заявить любому из победителей, что пришли, как его союзники. После того, как я назвал три варианта развития событий, хочу обратить внимание читателей на то, что было сразу после испанского вторжения. Ибо традиционное изложение истории покорения Америки показывает совершенно искажённую картину. Получается, будто маленький испанский отряд разгромил огромную армию инков и завоевал страну. Ничего подобного! Конечно, были стычки испанцев с превосходящими их войсками инков, во время которых захватчики продемонстрировали преимущество своего огнестрельного оружия. Но такие стычки носили локальный характер. Когда испанцы привели на престол законного наследника, инки отнеслись к ним, как к союзникам и оставили в своей стране. Постепенно, за много лет испанцы укрепились там и установили свою власть. Но погубили они империю инков не как молниеносный удар кинжала, а как медленно разрастающаяся опухоль. Правление законных инкских императоров продолжалось до тех пор пока оставался на троне Тупак Амару, последний император. Он пытался оказать сопротивление испанцам, которое было сломлено аж в 1572 году, когда испанцы захватили основную базу императора в Вилькабамбе. <27> Постепенно большинство инков научились уживаться с испанцами, и на сегодня потомки инков - кечуа <28> - являются крупнейшим из современных индейских народов, их около 15 миллионов человек. Современные инки сохранили язык своих предков, тот самый который был официальным языком империи до прихода испанцев. К тому, что я сказал, надо добавить, что в борьбе с государством инков испанцы опирались на те племена, которые были покорены инками. Эти люди видели в пришельцах своих освободителей, и охотно помогали им в войне с империей. То есть возникла примерно такая же ситуация, как и в державе ацтеков. Так, что миф о разгроме инков крошечным отрядом Писарро не имеет ничего общего с правдой. Так же, кстати, как и миф о мгновенном покорении ацтеков. Успехи испанцев в покорении индейских народов базировались на принципе "разделяй и властвуй". Поэтому их победы надо приписывать не столько мощному оружию, сколько искусной дипломатии. А теперь я предлагаю читателям вспомнить ещё об одном завоевании, состоявшемся примерно в то время, когда испанцы покоряли индейские государства. Это завоевание очень похоже на испанские, хотя гораздо менее раскручено в работах историков. Я имею в виду покорение отрядом Ермака Тимофеевича громадного Сибирского ханства. А ведь, если вдуматься – поход Ермака выглядит более впечатляющим, чем походы испанцев, хотя бы потому, что о русских и об огнестрельном оружии татары хана Кучума, знали очень давно. С Ермаком было примерно столько же воинов, сколько и с Кортесом, около 600-800 человек. Им также пришлось выступать против многотысячных полчищ. Завоевание Сибири так же длилось несколько лет и завершилось после смерти Ермака. Так же как и многие испанцы, русские пришельцы смогли ужиться с покорёнными народами, которые сохранили свою самобытность. Причём православные русские оказались значительно гуманнее католиков испанцев. <29> А те в свою очередь оказались гуманнее англоязычных протестантов, которые истребляли завоёванные народы поголовно. Я ведь недаром приводил примеры современной численности народов сражавшихся с испанцами. Их сотни тысяч и миллионы, а вот индейцев в США осталось всего полмиллиона, но это не одно племя, а остатки ВСЕХ племён, многих и многих народов живших на той территории. Некоторые из них истреблены практически полностью. Неудивительно, что латиноамериканцы, как индейцы, так и потомки испанцев, с недоверием относятся к США.
В фильме М. Гибсона «Апокалипсис» приплывшие испанцы выглядят чуть ли не Божьей карой для садистов-ацтеков. И в заключение, как краткое резюме вышесказанному. Я не ставлю целью этой статьи создание каких-либо сенсаций. Её цель другая. Опровергнуть, с научной, как мне кажется, точки зрения ряд сложившихся стереотипов. Во-первых. Неверно показывать испанских завоевателей, как авантюристов. Конечно, это были смелые и отчаянные люди, но отнюдь не авантюристы. Их завоевания планировались очень тщательно. Во-вторых. Неверно думать, что испанцы, отправляясь в завоевательные походы против крупных государств, ничего о них не знали. Напротив! Походам предшествовали глубокие исследования вполне научного характера. Кстати, зарождение современной науки пришлось примерно на то время. В-третьих. Я хочу показать, что не было никакого случайного совпадения в том, что вторжение испанцев пришлось аккуратно, на тот год, когда в империи инков возникла отчаянная борьба за трон, по сути гражданская война, причём впервые за всю её столетнюю историю. Вовсе нет! Вторжение испанцев было вызвано этим конфликтом, более того, вполне возможно, что именно испанцы этот конфликт и спровоцировали. В-четвёртых. Неверно думать, что испанцы разгромили государственные образования индейцев сразу после своего появления на их территории. Отнюдь нет! Вторжения испанцев были лишь началом длительной войны, войны двух цивилизационных подходов – индейского и европейского. <30> Причём война эта кое-где продолжается и по сей день. Она одна из причин нынешней вспышки политической активности в Латинской Америке, с её резкой антиштатовской направленностью, с полевением населения, с появлением многочисленных радикальных группировок, существующих на базе тех или иных индейских племён и контролирующих значительную часть территории. Автор: Аксёненко Сергей Иванович e-mail: ksemich@mail.ru ksem1@yandex.ru
Франсиско Писарро.
ПРИМЕЧАНИЯ:1 - Другой раскрученный в СМИ пример - это метеориты, существование которых наука поначалу отрицала.
2 - Под словом "мы" я имею в виду людей, придерживающихся научных взглядов.
3 - Логично предположить, что реальная торговля была значительно шире, ведь не всё мы можем подтвердить документально, так как большинство товаров не имеют уникального происхождения. Например мамонтовая кость могла добываться во всём обширном ареале обитания мамонтов.
4 - Более того, мне кажется, что современные изолированные в джунглях племена, которых на сегодня считают эталоном первобытности, нетипичны для первобытного мира. Изоляция большинства из них носит вторичный характер, и началась сравнительно недавно. Племена изолированные много столетий подряд неизбежно бы вымерли от генетического вырождения.
5 - Государство инков протянулось с севера на юг на расстояние около 4 тысяч километров, площадь его составляла около миллиона квадратных километров. Численность населения оценивается в 10 миллионов человек.
6 - Хотя такую легенду могут распространять только те, кто никогда не видел многотысячной армии. Не видел, так сказать, "вживую". Армия Атауальпы должна была занимать большую площадь, поэтому большинство индейских солдат ФИЗИЧЕСКИ не смогли бы увидеть испанца с его лошадью.
7 - Полное имя - Илья-Кон-тикси-Виракоча. Кстати, Тур Хейердал в 1947 году пересёк Тихий океан на плоту, названном в честь этого бога - "Кон-Тики".
8 - Хотя те экспедиции были организованы куда более тщательно, чем последняя, тем более, что начинал готовиться к захвату империи инков Писарро, ещё когда был мэром города в Панаме, и имел большие возможности для хорошей подготовки, но почему-то медлил с походом. А когда всё-таки предпринимал вылазку, то возвращался, так и не рискнув напасть на империю.
9 - Писарро и Кортес вошли в историю вместе, хотя это были совершенно разные люди. Кортес учился в университете, был прекрасным оратором, имел изящный стиль письма. Писарро, начинал карьеру свинопасом, потом стал солдатом, участвовал в походе в Италию и во многих экспедициях Нового Света. Некоторые его биографы, отталкиваясь, от "свинопаского" прошлого, изображают Франциско неотёсанным солдафоном, авантюристом, который по какой-то нелепой прихоти судьбы стал покорителем громадной страны. Обычно такие биографы, только вскользь упоминают о том, что он был мэром города, ведь не вяжется как-то будничная работа градоначальника с образом авантюриста. Забывают о том, что задолго до вторжения, Писарро, стал ключевой фигурой в разработке планов покорения континента, что именно ему король доверил взять главный приз колонизации - империю инков. А зря забывают! Наверное он был не только прекрасным солдатом этот бывший свинопас, наверное было в нём, что то особое, что заставляло людей следовать за ним.
10 - То что я не назвал конкретного года, а ограничился десятилетиями, неслучайно. В истории испанского завоевания ацтеков и инков нельзя назвать конкретной даты, как например 1453 год - завоевание турками Византийской империи. Испанцы просачивались постепенно. И поначалу они ограничивались тем, что вынуждали индейских правителей признать себя вассалами испанского короля, при том, что на тронах оставались старые владыки.
11 - Несмотря на то, что металл майя не обрабатывали, по уровню развития культуры они значительно превзошли как ацтеков, так и инков.
12 - Всё же помогло испанцам, то, что в XVI веке они носили бороды. А у индейцев, бороды растут редко, зато НЕКОТОРЫХ своих богов они наделили этим качеством. Что касается, белого цвета кожи, вряд ли испанцы выглядели сильно белыми, загорая на тропическом солнце, разве, что немного светлее самих индейцев. Возможно легенды о белых бородатых людях, которые обучали индейцев кое-каким новым ремёслам и очень хорошо к ним относились, являются отголосками доколумбового контакта цивилизаций. Фактом остаётся то, что индейцы, поначалу встретили испанцев очень радушно, а те использовали их доброту, для нанесения подлых ударов исподтишка. Что касается верхушки индейского общества, то правду об истинной природе испанцев, она несомненно, знала. Более того, я думаю, что властьимущие сами сочиняли и расспространяли мифы об испанцах, рассчитывая использовать пришельцев в личных целях. Я уже привёл примеры инков и ацтеков, у майя тоже была подобная легенда - пророчество Балама. Есть мнение, что её сочинили жрецы майя сразу же когда узнали о высадке Колумба.
13 - До 1922 страна называлась по другому.
14 - Вот выписка из справочника: "Ацтеки - индейский народ, живут в Мексике, 1,2 млн. человек, язык ацтекский. Майя - индейский народ живут в Мексике, Гватемале (п-ов Юкатан) и Белизе, 700 тыс. человек, в т. ч. в Мексике 670 тыс. человек, язык ветви майя семьи майя-киче." По другим данным майя сейчас больше миллиона человек. Примерно столько же арауканов, живущих в Чили.
15 - Между прочим, этот король один из величайших монархов в мировой истории. Он побеждал Османскую империю и Францию, причём сумел захватить в плен французского короля. А когда, на старости лет, потерпел поражение от протестантов в Германии, то ДОБРОВОЛЬНО отрёкся от престола и ушёл в монастырь. Редчайший случай в мировой истории. В связи с этим, мне почему-то вспоминается добровольное отречение великого императора римлян, Диоклетиана.
16 - Одним из важных методов исторической психологии, является замена ложной логики исторических событий, которая родилась в головах хронистов, историков и писателей, подлинной логикой. То есть именно той логикой которая определяла действия исторических лиц. Надо суметь понять психологию, как исторических персонажей, так и тех, кто описывал их действия. Если это удастся, мы сможем узнать, что же происходило на самом деле в той или иной ситуации. Другим важным приёмом, является "очищение" истории от эффектных вещей, от преувеличений (так называемый "взгляд журналиста"), от всяческих "красивостей", от неимоверных совпадений, от феноменов последнего момента (об этом феномене см. мою статью "Загадка смерти Петра Первого" журнал "Время Z" №3/2006 http://ytime.com.ua/ru/17/2007/43/271 ). Конечно и такие вещи должны быть. Но в описательной истории их не может быть больше, чем в реальной жизни. Всё лишнее - плод фантазии историков.
17 - Другое дело, что в их время европейцам Америка не была особо нужна, поэтому её тогдашнее открытие не имело для Европы какого-то бы то ни было практического значения.
18 - В доколумбовой Америки не использовали колесо, хотя знали об этом изобретении. А лама гораздо слабее лошади, она не может переносить большие тяжести. Поэтому грузы индейцы зачастую переносили на себе, а с такой системой трудно было вести торговлю на больших расстояниях.
19 - Такое совпадение в датах лишний раз доказывает, что поход против всех трёх государственных образований индейцев, против ацтеков, майя и инков, готовился ОДНОВРЕМЕННО, что был единый план захвата. Скорей всего координацию действий осуществлял особый штаб при дворе испанского короля. За три десятилетия сбора информации об Америке, идея создания такого штаба несомненно должна была явиться в головах испанских руководителей. В то время это были на редкость трезвомыслящие люди. В эту схему вписывается и первое кругосветное плавание Магеллана, которое, как и плаванье Колумба, в 1492 году, напрямую финансировалось испанской короной. Обратите внимание на год отплытия эскадры Магеллана, это 1519 год. То есть именно тот год, когда Кортес разведал обстановку в государствах майя и начал завоевание державы ацтеков, а Писарро начал подготовку к покорению инков. Важно подчеркнуть, что помимо раскрученных в СМИ экспедиций Кортеса и Писарро, испанцы проводили очень много других. Зачастую более многолюдных. Военно-исследовательские экспедиции следовали буквально одна за другой. Причём, если где-то удавалось закрепиться одному отряду, за ним немедленно приходили другие. Поэтому не надо верить мифам о конквистадорах, как безграмотных джентльменах удачи. Всё это враньё. Ничего спонтанного в их действиях не было. Их походы были тщательно организованными предприятиями ГОСУДАРСТВА. Причём проводились они на базе исследований, носивших МЕТОДИЧНЫЙ и КОМПЛЕКСНЫЙ характер. А для того, что бы конквистадоры проявляли больше рвения, государство подписывало с ними договора, по которым обещало участникам походов часть прибыли с завоёванных для короны земель. Видать именно эти договора сбили с толку историков и породили миф, о том, что завоевание крупнейших государств Америки, было чуть ли ни делом частной инициативы Кортеса и Писарро.
20 - В свете вышесказанного понятно, почему я с недоверием отношусь к легенде, согласно которой Писарро узнал о бунте Атауальпы уже во время похода. Вместе с тем, ясно, что обстановка в державе инков ухудшалась ПОСТЕПЕННО, и поэтому гражданскую войну между наследниками, можно было спрогнозировать сразу после смерти старого императора. Но такой прогноз мог сделать только человек ДЕТАЛЬНО знакомый с внутриполитической ситуацией в империи.
21 - Надо добавить, что сразу же вслед за первым отрядом были высланы, другие, которые вскоре присоединились к Писарро.
22 - Подчёркиваю будничное слово "поездка"! Не поход, не вылазка, не рейд, а именно поездка. Этим словом я хочу показать, что контакты испанцев с инками не носили экстремального характера, как это принято показывать в исторических трудах. Вожди инков воспринимали испанцев, как ОДНОГО из политических игроков. Пусть несколько необычного, но уже привычного. Тем более это верно, по отношению к испанцам, которые уже много лет кропотливо исследовали Америку. Добавлю, что о возможном конфликте между Уаскаром и Атауальпой, знали ещё при жизни их отца. Атауальпа был великим и отважным воином, был превосходным полководцем и отец любил его, гораздо больше, чем другого сына - законного наследника престола. Уайна Капак сам спровоцировал конфликт, завещав Атауальпе ОТДЕЛЬНОЕ царство в империи брата. Поговаривали даже, что Уайна Капак хотел разделить империю между двумя сыновьями. Но это скорей всего - ложь.
23 - Всего в армии инков было наверное более 100 тысяч воинов. При Атауальпе в то время находилось 30 тысяч, хотя в непосредственной близости от испанцев было всего несколько тысяч человек. Именно с ними, а не с большим войском, как принято думать, сражались испанцы.
24 - Это касается только инков. Ацтеки и майя имели свою оригинальную письменность.
25 - Когда Писарро от удивления замешкался, Атауальпа пообещал, что вдобавок заполнит соседнее помещение серебром. А когда Писарро наконец пришёл в себя, он возразил, что второе помещение меньше, чем первое, но Атауальпа пообещал заполнить второе дважды. На протяжении более чем трёх месяцев инки собирали драгоценные металлы и приносили их испанцам.
26 - Надо сказать, что часть испанских судей выступила против казни. Но испанцы боялись, что Атауальпа, выйдя на свободу, уничтожит их. Судя по всему их опасения не были безосновательными.
27 - Но и после того борьба продолжалась, например имя Тупака Амару принял уже в 1780-е руководитель восстания индейцев Х. Кондорканки, это же имя носит радикальная террористическая организация, состоящая в основном из индейцев. Она продолжает борьбу инков уже в наши дни.
28 - Точнее будет сказать, что инки одно из племён народа кечуа.
29 - В некоторых районах испанцы проводили очень жёсткую политику, по отношению к индейцам, что привело к вымиранию коренного населения. Где это происходило индейцев заменяли неграми, которых вывозили из Африки, в качестве рабов. В фильме М. Гибсона "Апокалипсис" приплывшие испанцы выглядят чуть ли не Божьей карой для садистов-ацтеков. Этот фильм хорошо отображает отношение колонизаторов не только к ацтекам, но и ко всем остальным индейцам. Жаль только, что режиссер не показал, что будет дальше. Убийство во имя Бога путем сожжения на костре вряд ли более гуманно, чем убийства во имя Бога с помощью кремниевого ножа. Надо сказать, что у других индейских народов (в том числе у инков) человеческие жертвоприношения практически не встречались.
30 - Во многих районах испанцы, в конце концов, смогли мирно поладить с индейцами, там появилось единое смешанное население. В других - противоречия существуют до сих пор. Хотя на внешнеполитической арене, индейцы обычно выступают вместе с потомками испанцев (и португальцев). Статья предоставлена для публикации в ХРОНОСе автором. Далее читайте:Сергей Аксененко (авторская страница). Писарро (Pizarro) Франсиско (между 1470 и 1475-1541), испанский конкистадор.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |