![]() |
Е.А. Тесля |
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
|
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Е.А. Тесля,ДВГУПС, г. Хабаровск Философия А. Кожева и ее влияние на современную французскую философиюАлександр Кожев (Кожевников) является, по общему признанию, одной из ключевых фигур в философском процессе во Франции 30-х – 60-х годов. Целью нашей небольшой работы является попытка отчетливо сформулировать место и значение идей Кожева в развитии французской философии 2-й трети XX в., отметить как непосредственное и близкое, так и опосредованное и долгосрочное влияние его ключевых идей.
Говоря о первом периоде философского творчества Кожева следует также отметить рано проявившийся интерес философа к буддийской философии, воспринимавшейся Кожевым как «альтернатива», «иное» по отношению к философии западной, позволяющей проблематизировать, взглянуть извне на априорные посылки, принимаемые последней. При этом Кожев полагал, что наличие противоположностей на уровне фундаментальных положений не исключает диалога, поскольку сохраняется исходная предпосылка коммуникации – рациональное мышление, составляющее непременное условие философствования; всякая же прочая посылка правомерно может быть поставлена под вопрос. Смысл последней процедуры состоит не в (присущей, например, картезианству) убежденности в возможности прийти к неким бесспорным и самоочевидным положениям, а в выяснении условий действительности самой посылки. Иными словами, хотя «об очевидностях не спорят» (Фома Аквинский), но это не отменяет возможности и правомерности задаваться вопросом о статусе и непременных условиях очевидности очевидного. Поскольку ряд важных элементов названной позиции был сформулирован еще в 1920 г. [3, 45 – 49], то ясно, что в немецкий период эмигрантской жизни Кожев был внутренне подготовлен к активному включению в проблематику феноменологических исследований. В то же время краткий обзор «немецких» работ Кожева показывает, что уже на этом этапе он не принимает феноменологию как «единственную» философию, снимающую предшествующую философскую проблематику – напротив, классическое направление европейского философия остается для него основополагающим. Парижский период (1926 – 1968), составляющий большую часть жизни философа, можно подразделить на два этапа – до окончания 2-й мировой войны Кожев остается погруженным преимущественно в философские проблемы, тогда как с конца 40-х и вплоть до самой смерти он поступает на государственную службу и в скором времени становится одним из ключевых лиц во французской внешнеторговой политике, а отчасти – и в европейской дипломатии Франции[2]. Лишенный внешнего честолюбия, Кожев не стремился ни публиковаться, ни становится профессором. Только благодаря стечению обстоятельств (его друг, А. Койре был вынужден прервать чтение курса по философии религии Гегеля и искал заместителя), Кожев был приглашен вести свой знаменитый семинар в Сорбонне (1933 – 1939). Здесь он – впервые и с большим успехом – выступает в роли медиатора, на первый взгляд посредствующего между философией французской и немецкой, почти в то время неизвестной во Франции. Однако внимательное изучение его работ, в первую очередь ставшего классическим «Введения в чтение Гегеля», показывает, что в названном диалоге двух философских традиций наличествовал неназванным и третий участник – а именно, русская философия. Так, кожевская интерпретация «Феноменологии духа», непосредственно отсылающая к экзистенциализму Ясперса и, в куда большей степени, Хайдеггера, содержит в подоснове опыт интерпретации Гегеля, осуществленный в 1918 г. И.А. Ильиным [3, 15]. И тем не менее основным для слушателей Кожева[3] было знакомство с двумя равно новыми для Франции мирами философской мысли – современной феноменологией и экзистенциализмом, с одной стороны, с философией Гегеля – с другой. Значение курса уже с первых лекций далеко вышло за пределы популяризации немецкой философии – Кожев с самого начала заявил себя как мастер интерпретации, выстраивающий цельную, необычную, интеллектуально завораживающую концепцию. В центре концепции Кожева оказалась «диалектика раба и господина», а гегелевская феноменология истолковывалась как антропология, опыт философского самопрояснения человека, возможного через предельность, «пограничность» человеческого бытия. Классическая философия утрачивала прежнюю академическую замкнутость и беспроблемность, представая одновременно как суждение о судьбах человека и смысле истории, которая одновременно и антропологизировалась и становилась надчеловеческой силой. Другими словами, Кожев ввел в философское поле те вопросы, которые стандартно пребывали за ее пределами – тему смерти, выбора, решимости. Само по себе это было продолжением экзистенциальной философии Ясперса и Хайдеггера, однако, продолжая логику последнего, заявленную в «Бытии и времени», и свивая ее с гегелевской философией, Кожев восстанавливал на новом уровне единство феноменологического самопостижения человека и истории. «Смертность», «бытие к смерти» обретало у Кожева значение не только фундаментальной временности, но и фундаментальной историчности человеческого бытия. Кожев смог предложить уникальное – экзистенциальную философию истории, проект целостного видения человеческого бытия, сочетающий строгий философский анализ с профетизмом и пророческим духом, тем более сильным, что выражался последний без пафоса, как спокойное утверждение, требующее единственного - понимания. Непосредственных ни учеников, ни продолжателей своей философии Кожев не имел и не желал – более того, по его собственному утверждению, у него и не было «своей» философии: он был лишь тем, кто верно понял Гегеля, верно понявшего время. Эпоха философов, на взгляд Кожева, завершилась – началось время мудрецов и толкователей. Как уже отмечалось, Кожев не претендовал на роль «властителя дум»; он считал себя «мудрецом», целью которого является понимание, а не действие, или, точнее, понимание которого и является подлинным действием (по Гегелю – тем мудрецом, в котором история осмысляет себя и тем самым приходит к своему концу). Однако его мысль была одним из первых проявлений, а во многом и генератором философского творчества, столь яркого во Франции 2-й половины XX в. Обозначим наиболее значимые результаты воздействия философии А. Кожева на французскую философию: - во-первых, обновление и расширение проблемного поля - оригинальное философствование Кожева, наложившись на иные влияния, проникавшие из Германии, благоприятствовала включению целого ряда новых проблем в область философского анализа. В первую очередь имеется в виду собственно экзистенциальная проблематика, но важно также учесть и опыт интерпретативного чтения, привнесенный Кожевым; - во-вторых, создание оригинальной дуалистической онтологии. Наиболее известна сартровская версия дуалистической онтологии, однако первый и вполне ясный очерк онтологии, покоящейся на диалектике «бытия» и «ничто», принадлежит именно Кожеву. Сартр, не присутствовавший на лекциях Кожева, но хорошо знакомый с ними [3, 16], в «Бытии и ничто» истолковал хайдеггеровскую проблематику сквозь призму этой диалектики [см.: 1]; - в-третьих, создание целостной концепции внебиологичности собственно человеческого. Кожев полагал вслед за Гегелем, что началом человеческого в человеке является готовность идти на смертельный риск, подвергать себя угрозе ради небиологических целей – рисковать жизнью не ради выживания. В дальнейшем французский экзистенциализм в лице Сартра вернулся к изначальной экзистенциальной трактовке человеческого как внебиологического, видя суть человеческого в свободе, понимаемой как ничто. В определенном смысле можно сказать, что это – своего рода обеднение кожевской трактовки человеческого, радикализация, совмещаемая с долей упрощения. Наиболее ценным достижением Кожева, пожалуй, стало обновление проблемы смысла человеческой истории, увиденной сквозь призму экзистенциализма. Закат классических философских концепций привел к краху масштабных историософских построений, вызванному их неизбежной метафизической нагруженностью. Изменение перспективы, спровоцированное Лукачем и Хайдеггером, было воспринято и диалогически, в рамках гегелевской философии, переосмыслено Кожевым. История вновь вернулась в сферу философских проблем, однако, изменив свой статус – из безличной, надчеловеческой силы времени она обратилась в условие человеческого существования, в пространство смысла, обретаемого только историчностью самого человека и, следовательно, через его конечность (в двух смыслах – смертности и конечности человека как такового, имеющего свой предел, совпадающий с пределам смысла). Следующее поколение французских философов отказалось от реализации этого проекта в том виде, как он был предложен Кожевым – гегельянское видение, лежащее в его основе, оказалось неприемлемым. Но сама проблема истории осталась ключевой для экзистенциальной философии – и с 40-х по 60-е годы Ж.-П. Сартр и М. Мерло-Понти неоднократно предпринимали попытки ее решить. Попытки завершились, так и не найдя решения, вместе с завершением творческого этапа французского экзистенциализма. Впрочем, сомнительно, чтобы экзистенциализм, оставаясь самим собой, способен реально осмыслить историю, а не историчность. Библиографический список1. Везен Ф. Философия французская и философия немецкая; Федье Ф. Воображаемое. Власть / Пер. с фр., общ. ред. и послесл. В.В. Бибихин. – М.: УРСС, 2002. 2. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2 т. / И.А. Ильин. – М.: Русская книга, 2002. 3. Кожев А. Атеизм и другие работы / Пер. с фр. А.М. Руткевича и др. – М.: Праксис, 2007. 4. Кожев А. Введение в философию Гегеля / Подборка и публ. Р. Кено, пер. с фр. А.Г. Погоняйло. – СПб.: Наука, 2004. 5. Кожев А. Понятие власти / Пер. с фр. А.М. Руткевича. – М.: Праксис, 2007. 6. Штраус Л. О тирании /Пер. с англ. и древнегреч. А.А. Россиуса, пер. с фр. А.М. Руткевича. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. Примечания[1] А. Кожев выдвигает и стремится хорошо проаргументировать новаторский тезис, согласно которому большое влияние на содержание философии Соловьева оказал не только Шеллинг, но в некоторых – особо значимых с точки зрения философского обоснования христианской веры – Гегель. Стоит отметить, что данный тезис не получил с тех пор обстоятельного рассмотрения. [2] Ради справедливости следует отметить, что период государственной деятельности для Кожева не становится временем прекращения его философских размышлений. В 50-е, будучи вынужден на несколько лет отойти от активной работы из-за туберкулеза, он создает цикл историко-философских исследований (в частности, крупную работу, посвященную анализу кантовской философии), которые были опубликованы по рукописям только в 90-е годы прошедшего века. [3] В числе слушателей лекций Кожева в 1934 – 1939 гг. оказались как тогдашние, так и будущие ведущие мыслители Франции – Р. Арон, Ж. Батай, А. Бретон, Ж. Валь, Ж. Ипполит, П. Клоссовски, Ж. Лакан, М. Мерло-Понти и др. Здесь читайте:Руткевич А.М. Pax europeana (К столетию со дня рождения Александра Кожева) . - 25.08.2008 Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900), "религиозный философ". Ясперс (Jaspers) Карл (1883-1969), немецкий философ-экзистенциалист и психиатр.
|
|
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|