|
Л.В.Дараган *
Как сохранить у ребенка крылья мечты
Ни одно живое существо, кроме человека, не обладает фантазией, это
исключительно человеческое свойство. «Поэтому и пролегла такая резкая
граница между исключительно предметным, конкретным мышлением животных и
абстрагирующим, создающим идеи сознанием человека» А.Б.Коган (1988). Только
человеку дана возможность соучастия в движении духовной жизни, в сотворении
и развитии мира. Открыть в себе божественную сущность, значит, осознать путь
к Творцу. Поэтому процесс творчества для человека не только признак высокого
психо-эмоционального здоровья, но и универсальный механизм духовной
самореализации. Творческие способности должны проявляться в деятельности,
как ребенка, так и взрослого, как художника, так и ученного. Ими должен
обладать как мыслитель, так и пахарь. Они должны проявляться как у лидеров
современной цивилизации, так и в неповторимых отношениях матери и ребенка.
Сутью творчества, как удачно определяет словарь Уэбстена, является процесс
созидания («вызывания к существованию»).
Основой для созидания в структуре деятельности человека ключевую роль
играет воображение. Благодаря данному духовному феномену человек
способен мысленно преодолевать любые расстояния, быстро «перемещаться» во
времени и пространстве. Согласно К. Юнгу, автономная активность «псише» есть
постоянный творческий процесс: «Душа творит реальность каждый день. Каждый
психический процесс есть образ и воображение». По мнению К. Юнга воображение
лежит в основе всех когнитивных процессов.
Д. Хилман (последователь К. Юнга) определят душу как «способность нашей
натуры к воображению». Он рассматривает становление ее через воображение и
метафоры, а образ есть базис психической жизни и главный способ доступа к
знаниям о душе.
По мнению Ролло Мэй (2001) «воображение является продолжением интеллекта,
способностью индивида принять своим сознательным мышлением лавину мыслей,
побуждений, образов и других психических явлений, которые извергаются из
предсознания. Это способность «мечтать и создавать новые образы».
Как же наша современная школа способствует развитию творческого
воображения - базовой характеристики духовного развития человека?
Исследования различных ученных за последние 50 лет отмечают катастрофическое
угасание художественного воображения у детей за период школьного обучения.
(Л.Машар,1955; проф. Иттен (1955); Мадлен Вельц Погано (1955) и др.)
Механизм же такого угасания в определенной степени раскрыт в работах В.
Базарного (1991-2006), М. Ненашевой (1998). Это
информационно-ориентированная, «безрукая», «седалищная» основа строительства
учебного процесса. «Творческое воображение и творческий ум не развиваются с
помощью тех методических приемов, на основе которых работает современная
школа и которые сориентированы на принудительно-инструктивную информатизацию
ребенка в условиях телесной несвободы (сидяче-обездвиженный режим)… Научные
сведения указывают, что восприятие времени настоящего, прошедшего и будущего
у человека и животных имеет различия. Животные фактически взаимодействуют с
настоящим модусом времени. Восприятие последовательности временных событий
включает в себя процесс осознания временной последовательности и
имеет место только у человека. В основе творческой работы ума лежит
способность людей к духовному переживанию будущего. Эта способность
формируется на этапах раннего детства и возвышает человека над миром
животных. Таким образом, угасание воображения и потеря устремленности в
будущее ведут к потере человеческого облика - «расчеловечиванию»
(В.Базарный, 2001).
Известно, что фундаментальной характеристикой целостной здоровой психики
человека является ее пространственно-временная организация. Чувство
пространства и времени – те параметры, на которых выстраивается и держится
вся духовная сфера человека (сознание). В своих работах И.М.Сеченов уделял
значительное место «мышечному чувству в формировании элементов мысли». По
его мнению, из этого чувства рождается представление о скорости движения, об
отношениях предметов в пространстве и времени. Однако на данный момент
механизм формирования пространственно-временного чувства остается мало
изученным. Особую сложность в этом вопросе представляют способы изучения
вышеуказанной проблемы: практически отсутствуют комплексные методы изучения
чувства пространства и времени, а также основы, принципы и модели
целенаправленного формирования у детей пространственно-временного чувства.
Известно, что традиционный учебный процесс строится на основе
телесно-мышечной обездвиженности в положении систематического сидения (сидяче-обездвиженный
режим - СОР), при котором происходит выключение телесно-мышечной
активности. В то же время, нормальным детям свойственна природная моторная
активность, направленная на освоение пространства. «Как земные существа, мы
связаны с землей ногами и стопами. Недостаточно просто знать, что наши стопы
прикасаются к земле. Необходим энергетический процесс, в котором волна
возбуждения движется вниз по телу к ногам и стопам. Необходим энергетический
процесс, в котором волна возбуждения достигает земли, изменяясь после чего
движется вверх, как если бы земля возвращала силу вверх для того, чтобы
поддержать нас» (А.Лоуэн).
В настоящее время создана модель организации учебного процесса в режиме
телесной вертикали и активизации телесно-мышечной активности
(строительство уроков на основе поддержания телесно-моторной активности -
АКТ) в учебном процессе на фоне сенсорного обогащения (расширение
зрительно-ориентировочной активности в трехмерном пространстве). Такой
подход позволил расширить плотность двигательной активности на академическом
уроке до 80-85%. (В. Базарный, 1979-2005; Л. Алифанова, 2004). Это дает
возможность проанализировать и сравнить формирование чувства пространства и
времени при различных режимах активации телесно-мышечной активности в 3-х
мерном пространстве (АКТ) и СОР (сидяче-обездвиженный режим).
На базе нашей лаборатории были разработаны методики по диагностике
восприятия и отражения пространственно-временного чувства учащихся (Базарный
В.Ф. «Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома», 2005).
Особый интерес представляют исследования, проводимые по методике –
продолжить сочинение рассказа по заданному сюжету: «Солнце садилось за гору.
В лесу становилось темнее и холоднее. Под кустом завернутый в одеяло лежал
младенец…»
В исследовании принимали участие дети с 4-го по 9-й класс (всего 676
учеников), занимающихся при различных моторных режимах обучения:
сидяче-обездвиженный режим (СОР) - школы №19 и №24 Сергиева Посада и режим
активации телесно-моторной активности (АКТ) - школа № 1332 г. Москва земская
гимназии г. Балашихи.
Задачей исследования был анализ духовных характеристик
пространственно-временного чувства базирующегося на воображении.
Предметом исследования и дальнейшего обсуждения явились следующие параметры
пространственно-временного чувства:
1.Переживание времени в сочиненном рассказе:
а) сочинение предыстории заданного рассказа – ориентация чувств на
прошлое;
б) сюжет сочинения ограничивается пространственно-временными пределами
заданного текста (сюжет в лесу) – ориентация чувств на проживание
настоящего;
в) сочинение, отражающее устремленность чувств на будущее.
2.Продолжительность сюжета сочиненного рассказа. Жизнь и
деятельность персонажей рассказа развертывается, упорядочивается и
реализуется в определенном отрезке времени. По этому параметру
анализировались следующие формулировки, встречающиеся в сочиненных
рассказах:
а) «стали жить» (младенец с «приемными родителями»);
б) младенец «вырос», «жили долго и счастливо»;
в) «женился (вышла замуж)», появились «дети» (построение своей семьи,
выросшим младенцем).
3.Образно-событийная емкость сочиненного рассказа (наполненность и
последовательность сюжетно-событийного ряда в сочинениях учащихся).
Анализ по этому параметру производился по следующим критериям:
а) количество персонажей, введенных в события сочиненного рассказа (ни
одного, один, два, три, четыре, пять и более);
б) количество сюжетных сцен в сочиненном рассказе (одна, две, три-четыре,
пять-шесть, более шести).
Анализ полученных результатов исследования
Дети экспериментальной группы №1 (г. Балашиха, земская гимназия, директор
Кравченко Г.В), обучающиеся в режиме АКТ, в 100% показали установку чувств
на будущее (т.е. у всех исследуемых учащихся сюжет сочиненного рассказа
развивается: ребенок тем или иным способом выходит за пределы событийного
«круга»). Здесь чаще благоприятные исходы рассказа: младенца находят добрые
люди, берут в семью, где он вырастает в любви и заботе; учится ремеслу или
получает образование; помогает приемным родителям; встречает девушку (если
это парень) или прекрасного юношу (если это девушка), создает семью, у них
рождаются дети. По продолжительности сюжета («жили долго и счастливо») в
этой группе «вырастает» младенец в сочиненном рассказе у 85.7% учащихся.
Во второй экспериментальной группе (школа №1332 г. Москва, директор Струве
М.Г.) перспективное развитие сюжета отмечено у 86.9% (4 класс), в 100% (5,6,
7 и 9 классы) и 74.4% (8 класс). Продолжительность сюжета («вырос») в этой
группе в среднем 56.2%.
Тревожная картина выявлена в школах, обучающихся в режиме СОР. Процент
развития сюжетов в этой группе рассказов значительно ниже. Удельный вес
таких детей встречаются среди учащихся 5-х классов школы № 19 (г. Сергиев
Посад) был в 47.1%, среди учащихся 6-х классов в 62.5%, 7-х классов в 60.8%.
Результаты по этому параметру у старшеклассников еще ниже. В частности,
таких учащихся среди восьмиклассников встречалось 28%, девятиклассников –
36%. Временная характеристика развития сюжетов с формулировкой «вырос» среди
учащихся 5-х классов встречалась в 11.7%, 6-х классов в 12.5%, 8-х классов в
16% и 9-х в 10.5%. Предвидение будущих семей у таких детей вообще не
наблюдается. В сочиненных рассказах этой группы учащихся сквозит уныние,
пассивность, подавленность, а главное, отсутствие будущего. Вот примеры
некоторых рассказов, которые не имеют развития: «Он сел под кустом и начал
плакать…». «Он лежал никому ненужный и плакал…». «Становилось все страшнее и
страшнее. А бедный маленький ребенок все плакал и плакал среди этого ужаса и
страха. Безобидное живое существо, которое не может постоять за себя».
«Лежал под кустом, плакал и скучал». «Малыш кричал и кричал без утешения. Он
громко плакал и рыдал. Он так громко плакал, что даже лесные звери убежали».
«…Сердце младенца не удалось спасти. Младенец умер». «Он жил среди леса и
волков». «Он лежал, плакал, а потом умер».
В своем воображении многие дети не видят выхода из ситуации, не видят
будущего для младенца, у него нет даже воображаемого шанса на счастливую
жизнь. В этих условиях возникает естественный вопрос: «А есть ли шанс у
самих детей?»
Все отмеченное выше указывает на угасание у детей, обучающихся в
традиционном моторно-закрепощенном режиме, базовой духовной человеческой
сущности - устремленного в будущее воображения.
Результаты этого исследования подтверждают ранее полученные данные о
«чувстве ритма и времени» учащихся образовательных школ, обучающихся при
различных режимах обучения (АКТ и СОР): «При обучении в режиме СОР точность
восприятия и отражения времени ниже в 2,4 раза, чем в режиме АКТ. И смещение
отклонений идет в сторону замедления течения времени в восприятии учащихся»
(Л.В. Дараган,2004 г.).
Следующей важной характеристикой творческого воображения является
образно-событийная емкость сочинения (наполненность и последовательность
сюжетно-событийного ряда в сочинениях учащихся), которая определялась суммой
количества персонажей и количества сюжетных сцен в сочиненном рассказе. Для
удобства анализа полученные результаты разбиты на три группы: низкая
образно-событийная емкость, средняя и высокая.
Полученные данные показывают следующее. Образно-событийная емкость
сочиненного рассказа в экспериментальных классах (режим АКТ) значительно
выше (в среднем от 30 до 85%) по сравнению с контрольными (СОР). Среднее
значение по показателю высокая образно-событийная емкость сочиненного
рассказа в классах с режимом обучения АКТ 36,2%, а СОР – 4,3%.
Хочется особо выделить результаты исследований в земской гимназии г.
Балашихи, где получены следующие результаты: высокая образно-событийная
емкость сочиненного рассказа у 89.5% учащихся, средняя у 10.5% и низкая - 0%
(на примере учащихся 7-х классов).
В контрольных школах по показателю низкая образно-событийная емкость
выявлена противоположная тенденция: в 90.4% (9 класс - школа № 24), в 73.6%
(9 класс школа №19), 82.7% и в 84% (8 класс - школа № 24 и школа № 19
соответственно); 76.5% (5класс, школа № 19). Среднее значение по этому
показателю в контрольных классах (режим СОР) - 74.2% (в экспериментальных
значительно ниже -24.3%). Это говорит о том, что более 70% учащихся
традиционной школы не могут в своем воображении сотворить новые образы,
ввести их в логический рассказ, дать им жизнь. Такие дети не способны
«мечтать и создавать новые образы».
Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать следующее
заключение.
Учебные занятия при различных режимах телесно-моторной активности (АКТ и
СОР) в значительной степени определяют формирование различных параметров
воображения учащихся.
Режим телесно-моторной свободы способствует более эффективному формированию
чувства пространственно-временной перспективы учащихся; При обучении в
режиме АКТ эмоционально значимыми переживаниями для учащихся является как
настоящее, так и будущее время. Устремленность в будущее 85-100%.
При обучении в режиме СОР, устремленность в будущее среди учащихся
наблюдается в 2.5 раза реже (47-69%).Для этой группы характерна ориентация
на прошлое и «неопределенное» настоящее.
Занятия в режиме АКТ значительно повышают (в 4.5раза) «временную»
продолжительность сюжетно-событийного ряда сочинений учащихся по сравнению с
обучением в режиме СОР. Образно-событийная емкость сочинений учащихся,
постоянно занимающихся в режиме «АКТ», в 6-10 раз выше по сравнению с
учащимися, занимающимися в режиме «СОР».
Таким образом, учащиеся, занимающиеся в режиме телесно-моторной свободы
(режим АКТ) в своих сочинениях и рисунках показали, что в их воображении
доминирует устремленность в будущее, заполненное значимыми событиями. И это
надежда, что это будущее осуществимо.
Постоянные занятия, в условиях моторно-закрепощенном состоянии, ведут к
угасанию фундаментальных параметров сознания человека:
пространственно-временного чувства; лишают учащихся творческого
(художественного) воображения («базовой видовой духовно-строительной основы
психической конституции» В. Базарный (2004), а значит и будущего. Это –
одиночество, тревожность, депрессия.
Полученные данные подтверждают гениальное положения учения основоположника
отечественной психофизиологии И.М.Сеченова о том, что становление духовной
сферы ребенка базируется не на информации (знаниях), а на мышечном чувстве и
активных движениях тела. Полученные данные подтверждают концептуальную
формулу д.м.н. В. Базарного (1995г.), указывающую на то, что прогностическое
мироотражение («мыслеобразная энергия») прямо пропорциональна общей моторной
и зрительной активности тела в трехмерном пространстве.
* Л.В.Дараган, Научно-внедренческая лаборатория
физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской
области.
Здесь читайте:
Материалы сайта Владимира
Базарного
|