> XPOHOC > СТАТЬ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
ссылка на XPOHOC

С.В.Фоменко

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

XPOHOC
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

К вопросу о роли государства в процессе организации английской молодежи

С.В. Фоменко
Омск, госуниверситет

Ослабление на индустриальной стадии развития общества социального контроля над молодёжью, связанное преимущественно с изменением роли семьи в процессе социализации личности; прогресс трудового законодательства, сопровождаемый увеличением количества свободного времени у трудящихся подростков - эти и другие факторы способствовали тому, что с конца XIX в. параллельно с введением всеобщего обязательного обучения в Великобритании предпринимается целая серия мероприятий, направленная на подкрепление воспитательной функции системы образования активной внешкольной работой с молодёжью и повышением, по возможности, степени её организации.

С объединением молодёжи в разного рода союзы, заинтересованные в сохранении статус-кво силы связывали в классово неоднородном обществе очень большие надежды - и не только потому, что организации воспитывали. Считалось: пробуждая чувство групповой идентификации, молодёжные объединения помогут молодым людям "возвыситься над идентификацией с рабочим классом", а лояльность молодёжи по отношению к "своей" организации будет перенесена на общественные институты.

Первоначально в соответствии с либеральной традицией XIX в. решением проблемы организации молодёжи по-прежнему продолжали заниматься лишь негосударственные структуры. Но с 1914 г. ситуация стала меняться.

Первая мировая война нарушила сложившийся процесс социализации молодого поколения, породив, по выражению психоаналитика П. Федерна, "общество без отцов"(1). (Родившиеся в 1900-1910 гг. почти все в годы войны кого-либо потеряли: отца, старшего брата... Если одни потеряли их временно, то другие - навсегда). В результате в подростковой среде стала расти преступность. Наблюдалось также распространение крайне тревожной для общества философии гедонизма, суть которой можно выразить в фразе: "Ешь, пей и веселись. О завтрашнем дне не думай, ибо его может и не быть"(2). Ряды же добровольных молодёжных организаций(3), способных - вместе со школой - ослабить эти негативные явления, сокращались: частично из-за вызванной армейскими мобилизациями нехватки кадров. В 1915-1919 гг. впервые с 1883 г. уменьшилась численность Бригады мальчиков, являвшейся до 1908 г. самой крупной молодёжной организацией страны. В 1917-1918 гг. несколько поредели ряды даже "флагмана" добровольного молодёжного движения страны - Ассоциации скаутов.

В этих условиях в самый разгар войны власти начинают заниматься несвойственной им ранее деятельностью. В 1916 г. министр внутренних дел основал постоянный Комитет молодёжных организаций - Juvenile Organisations Committee(4) , а Совет (министерство) образования попросил местные органы просвещения (ЛЭК) заняться созданием условий для разумного использования молодыми людьми их свободного времени и порекомендовал образовать местные Комитеты молодёжных организаций (ДОК). Эти комитеты в составе представителей самих молодёжных объединений, органов образования, учителей и других сил, занятых "религиозной, социальной и образовательной" работой среди молодёжи, призваны были в конечном итоге "пощрять и координировать на добровольной основе всю работу с молодёжью, ведущуюся общественностью и государством"(5).

Первый послевоенный закон об образовании - Акт Фишера 1918 г. - наделил местные органы просвещения рядом новых полномочий, в том числе правом создавать условия для "социальной и физической подготовки" школьников, а также всех лиц, занимающихся в образовательных учреждениях. После конкретизации этого положения новым законом об образовании 1921 г. ЛЭК получили возможность брать на себя до 50% расходов молодёжных клубов и предоставлять в распоряжение клубов классные комнаты, школьные спортплощадки - бесплатно либо за небольшую плату.

Определённый вклад в решение проблемы организации молодёжи стал вносить Национальный совет социальной службы, созданный в 1919 г. для координации усилий общенациональных организаций из числа занимающихся повышением благосостояния общества. Поощряя "обновлённую коммунальную жизнь", совет поддержал движение за образование коммунальных ассоциаций и общественных центров в городах, клубов в сельской местности. Поскольку для молодёжи мероприятия - в силу специфики юношеского возраста - стремились организовывать отдельно, при ряде общественных центров и клубов возникли особые "молодёжные крылья". Кроме того, реализуя программы помощи приходящим в упадок угледобывающим районам, власти приступили после войны к созданию горняцких Ассоциаций благосостояния и, субсидируя их, вместе с ними стали финансировать и их подростковые клубы. (Это были первые случаи получения молодёжными клубами правительственных дотаций).

Тем не менее, несмотря на прогресс, произошедший в деле подключения государства к работе с молодёжью, комитеты подростковых организаций существовали к 1936 г. только при 36 из 146 местных органов власти, а число их штатных работников равнялось всего 6 (!)(6). Подавляющая часть имевшихся очень слабых(7) ДОК ограничивала свою деятельность разовыми мероприятиями, такими, как проведение Дней спорта, организация ежегодного празднования Дня империи...

Мириться с тем, что положения законодательства, касавшиеся внешкольной работы с молодёжью, оставались на бумаге, становилось всё труднее, ибо успех фашизма в ряде европейских стран наглядно убеждал, какую огромную роль в возникающем "массовом" обществе играет умение организовать массы, особенно молодёжь. (Говоря о "массовом" обществе, одни имели в виду выход на арену общественно-политической борьбы трудящихся, другие - процесс социальной нивелировки ("омассовления"), но и в первом, и во втором случае это сопровождалось признанием необходимости для правящих кругов усилить борьбу за низы общества, в том числе и с помощью организации).

Стремление повысить степень организованности масс особенно отчётливо проявилось в ходе многочисленных дискуссий предвоенного десятилетия, посвящённых проблеме сохранения в обществе стабильности.

Несмотря на то, что значительная часть различного рода промежуточных (вторичных) групп в Великобритании являлась рабочими, а значит, изначально несла в себе определённый заряд альтернативности системе, английские интеллектуалы вслед за Э. Дюркгеймом чрезвычайно высоко оценивали роль этих групп, справедливо полагая, что те защищают индивидуум от "тяжёлой машины" государства, являются носителями хотя и партикулярных, но вполне определённых моральных кодексов и выполняют ряд других позитивных функций. Психологи и социологи указывали, например, что к группе личность подталкивает "главным образом испытываемое ею чувство слабости и изолированности во враждебном окружении". Принадлежность же к группе ослабляет эти чувства и тем самым оказывает стабилизирующее воздействие на социально-психологическую ситуацию в обществе. Ещё большую пользу учёные усматривали в "способности группы убедить индивидуум: пожертвовав некоторыми из своих личных интересов, он в конечном счёте выиграет от возросшей групповой силы", что является, мол, лучшим способом доказать человеку возможность примирения его личных и общественных интересов(8).

Кроме того, опыт работы с молодёжными группировками убеждал учёных и практических работников "в невозможности изменить молодого парня, члена банды, с помощью просвещения и увещевания" и, наоборот, в возможности "добиться некоторого успеха в случае подхода к нему именно как к члену группировки при одновременном вдохновлении всей банды новой, социально-полезной целью"(9).

Положительную роль "группового взаимодействия", организации в жизни личности известный учёный-эллинист и теоретик образования Р. Ливингстон словно специально иллюстрировал на примере далеко не самой лучшей, с точки зрения властей, вторичной группы - профсоюза. Обращая внимание на то, что члены тред-юнионов "учатся подчинять частные желания и мнения общей политике, а это превращает массу индивидуумов в дисциплинированную армию", Ливингстон обнаруживал положительное даже в профсоюзной забастовке. Последняя, писал он, "может быть неудобной и даже неоправданной. Но люди, приносящие в жертву общему делу (возможно, даже против собственного желания) свою работу и свои средства ... усваивают по крайней мере один урок социального образования: как действовать в качестве сообщества"(10). Это-то и давало учёному основание называть профсоюзы наряду с различного рода молодёжными и т. п. организациями " институтами ... гражданственности"(11).

Таким образом, вопреки распространённому одно время среди отечественных обществоведов мнению, будто бы буржуазные идеологи боятся роста организованности трудящихся, в Британии те, напротив (по крайней мере с 30-х годов), стремились к тому, чтобы "объединить бессловесные массы и толпы в разного типа группы". С точки зрения английских учёных и общественных деятелей предвоенного десятилетия простому человеку лучше было являться членом даже оппозиционного (в рамках закона, конечно) объединения, нежели не принадлежать ни к какому вообще. Но идеальным вариантом, конечно же, считалась организация масс вокруг правящей элиты, вокруг властных структур.

Возражая тем, кто не верил в возможность реализации этой идеи, Коуэн с Трэверсом писали: нужно "расстаться с предрассудком, будто групповое взаимодействие в состоянии вызывать только массовый психоз, а группы и массы не могут быть просвещены, поскольку способны становиться лишь жертвой идеологии"(12). Учёные обращали внимание на необходимость "научиться использовать силу группового взаимодействия в позитивном, сатарсистском направлении", поскольку демократия обязана выработать альтернативу "эксплуатации групповых эмоций фашистами"(13).

Решение проблемы организации масс означало организацию прежде всего молодёжи - и не только потому, что большинство её не входило ещё ни в какие организации. В стране росло осознание идеи, которую эмигрировавший в Англию известный немецкий социолог выразил так: "... если Великобритания хочет преобразовать свою традиционную модель демократии в динамическое общество, ей придётся использовать молодёжь в качестве передового отряда"; чтобы статичное общество (а его симптомы в Англии преобладали) стало обществом динамичным, требуется мобилизация молодёжи(14). И здесь, конечно же, шли ссылки на молодёжную политику тоталитарных государств, ибо в условиях 30-х годов стало привычным сравнивать "состояние работы с молодёжью в нацистской Германии, коммунистической России и демократической Англии"(15). "...Тот факт, - писал К. Мангейм, - что тоталитарные государства попытались организовать всю молодёжь нации и направить её скрытые возможности на благо общества, не имеет ничего общего с их особой жизненной философией, а объясняется скорее динамичностью общества. Молодёжное движение, понимание того, что молодёжь должна быть одним из важнейших факторов строительства нового мира, выражают динамичный характер современного общества, мобилизующего все свои ресурсы..."(16).

Остроту проблемы организации британской молодёжи в 30-е годы усугубляло, наконец, ещё и то, что в стране - без какой-либо поддержки и поощрения со стороны официальных групп и институтов, управляющих страной, - возникло мощное молодёжное движение(17). Самым ярким выражением его стало образование Мирной ассамблеи британской молодёжи - структуры, которая, будучи создана в 1936 г. для проведения совместных акций по вопросам мира, практически сразу же обратилась к проблеме положения молодёжи в обществе. Обнародованную ассамблеей в августе 1937 г. "Хартию молодёжи во имя мира и социальной справедливости" предваряли слова: "Молодёжь нуждается в мире, но мире, который делают полным и устойчивым социальная справедливость, возможность для каждого вырасти счастливым и полезным гражданином"(18). Это было ничем иным, как требованием превратить Англию действительно в образец демократии. И его адресовало объединение, насчитывавшее в своих рядах в 1937 г. 37 организаций общей численностью около 2 млн. человек.

В условиях, когда рядом с добровольными буржуазными молодёжными организациями поднималось мощное молодёжное движение леворадикальной окраски, государство просто не могло не активизировать своей организаторской работы в молодёжной среде.

В 1935 г. Совет образования принимает решение об открытии муниципальных молодёжных клубов, стремясь таким образом вовлечь как можно больше молодых людей в своего рода искусственно создаваемые "малые группы" (peer groups), выполняющие исключительно позитивные функции(19). В том же 1935 г. исключительно с целью финансирования работы среди молодёжи создаётся новый Юбилейный фонд короля Георга, занимающийся в наши дни "попечительством" над лицами в возрасте от 8 до 25 лет(20).

Особого развития до второй мировой войны государственные молодёжные клубы получить не успели. Имевшиеся клубы и молодёжные организации по-прежнему держались в основном на энтузиазме добровольцев, а содержались - за счёт благотворительных организаций. (До 1935 г. особую роль здесь играли фонд Карнеги и фонд Пилгрима, образованные соответственно в 1913 и 1930 гг.). И всё же начавшийся процесс создания государственных (муниципальных) молодёжных клубов заметно улучшал ситуацию в сфере досуга молодёжи и повышал уровень её организации.

Созданный властями г. Слау (предместье Лондона) для подростков и молодёжи 13-18-летнего возраста молодёжный центр(21) посещало накануне второй мировой войны 650 человек. Уплачивая 5-пенсовые в неделю членские взносы, молодые люди занимались в центре спортом, танцами, учились печатать на машинке, выполнять другие аналогичные работы - в целом проводили своё свободное время "конструктивно"(22).

Комитет образования Ноттингемшира в преддверии войны открыл около 50 городских молодёжных клубов(23). Кроме того, что ЛЭК графства приступил к финансированию собственных клубов, он разрешил бесплатно пользоваться школьными помещениями тем молодёжным группам, что попали в число признанных (approved) властями. Власти даже начали выделять для таких групп друзей-сверстников инструкторов по различным предметам, особенно по физкультуре. (Это был, по-видимому, один из первых случаев работы государственных органов с уличными кампаниями мальчишек, многие из которых имели маргинальный характер).

В 1936 г. - возможно, не без воздействия факта создания Мирной ассамблеи британской молодёжи - по инициативе Национального совета социальной службы была создана постоянно действующая конференция национальных добровольных молодёжных организаций (Standing Conference of National Voluntary Youth Organisations) - СКНВЮО, объединившая 11 крупнейших неполитических объединений страны из числа работающих с лицами в возрасте от 11 до 20 лет / 21 года(24). (Со временем к этому условию членства в СКНВЮО - определённым возрастным рамкам - прибавится ещё одно: организация должна будет объединять в Англии и Уэльсе не менее 10 тыс. молодых людей). На местах - в графствах и городах-графствах - к 1948 г. будет образовано около 50 местных "конференций", а в Шотландии с Уэльсом ещё и региональные "конференции", выполняющие по отношению к членским организациям такие же консультативные функции, что и сама СКНВЮО.

Таким образом, фактически впервые в стране возникло официальное молодёжное объединение, поскольку образованная ранее, ещё в 1925 г., при участии государственных органов Британская федерация молодёжи себя никак не проявила, несмотря на то, что в 1926-1929 гг. издавала даже свой собственный журнал ("Молодёжь"), причём огромным тиражом - около 700 тыс. экземпляров(25).

Почти одновременно с созданием СКНВЮО рождается ещё одна идея. На молодёжном слёте, организованном в начале 1937 г. во время коронации Георга VI в столичном Альберт-холле, был оглашён проект учреждения Имперского молодёжного движения (Imperial Youth Movement) и строительства в Лондоне на месте сгоревшего в 1936 г. огромного выставочного павильона - Хрустального дворца - специально предназначенного для движения "Города молодёжи" (Youth Сity)(26).

"Город молодёжи" (идея которого, по одной из версий, родилась в недрах "Ротари интернэшнл"(27)) должен был стать местопребыванием представительств молодёжных движений империи, "усиливая в них чувства единения". По словам главы комитета, созданного для реализации проекта, бывшего генерал-губернатора Канады лорда Безбрэ, "Город молодёжи, олицетворяющий дух единства молодых членов семьи свободных народов, что составляют более четверти человечества, будет одновременно выражать веру Империи в те качества, которыми обладает молодое поколение". Он станет центром, из которого будут расходиться молодёжные движения Империи, - центром, "дающим молодёжи возможность сыграть свою роль в построении нового мира, в котором резкое требование прав может быть уравновешано пониманием долга службы (курсив мой. - С. Ф.)"(28). Иными словами, из "Города молодёжи",с его помощью планировалось оказывать умиротворяющее воздействие на молодёжное движение метрополии и всей империи, называемой всё чаще просто Содружеством наций. Кроме того, "Город молодёжи" должен был стать "важным центром образования, предоставляющим специально рекомендованным учащимся короткую заключительную подготовку в конце периода их школьного обучения (курсив мой. - С.Ф.)". Наконец, давая приют для молодых туристов "неимперских" территорий (главным образом для школьников континентальной Европы, прибывающих в Лондон "для учёбы или просто на каникулы") "Город" призван был усилить приток в страну зарубежных туристов.

В начале 1937 г. идея создания "Города молодёжи" была одобрена рядом общенациональных организаций типа Объединённой ассоциации директоров школ. Группа молодых архитекторов разработала проект размещения на площади бывшего Хрустального дворца одновременно 2 тыс. молодых людей. Созданный для основания "Города молодёжи" комитет добился решения, что на возведение центрального здания "Города" и аналогичных зданий в 10 доминионах и колониях Великобритании властями и добровольными организациями на паритетной основе будет ассигнован 1 млн. ф. ст.

Пропаганда проекта возведения "Города молодёжи" особенно широко развернулась в мае 1938 г., когда в Британии впервые было организовано празднование Дня молодёжи - точнее "Воскресенья молодёжи" (Youth Sunday). Однако резкое ухудшение обстановки в Европе не оставит шансов на реализацию проекта. Вместо лондонского "Города молодёжи" в сельской местности силами специальной Национальной корпорации лагерей станут возводиться лагеря на случай войны и эвакуации городского населения.

Но это будет позже. Пока же рост осознания того, что от позиции молодёжи зависит сама жизнеспособность общества, рождал стремление мобилизовать молодое поколение на стороне "западной демократии" - мобилизовать разными способами, в том числе и с помощью введения для молодёжи обязательной "национальной службы".

Идея "службы" оформилась под влиянием зарубежного опыта - и не только фашистских государств, но и доминионов, США, где силами молодёжи были развёрнуты "полезные для общества" работы на заброшенных землях, на побережье, в трущобах и т. д. Но идея молодёжной "службы" вызревала и в самой Великобритании - причём уже давно. Решая задачу "гражданского" воспитания, учёные и педагоги видели, что работу школ и молодёжных организаций необходимо подкрепить "обучением делу демократии за пределами классной комнаты": в ходе общественно-полезной работы, осуществляемой, допустим, в школьных лагерях и особенно в создаваемых - по типу университетских - постоянных школьных миссиях либо сеттльментах(29).

Размышления над тем, как привлечь молодёжь к какого-либо рода общественно-полезной деятельности, сопровождались очень часто поиском способа организации "совместного служения молодых представителей различных классов общества (курсив мой. - С. Ф.)"(30). В этом не было ничего удивительного: в стране, вплоть до 1927 г. непрерывно сотрясаемой острейшими классовыми конфликтами, проблема их ослабления стояла очень остро. Отсюда разного рода проекты ликвидации классового противостояния типа того, что был предложен Обществом индустриального благосостояния(31).

Озабоченное "развитием хороших отношений в промышленности", это объединение стало организовывать, начиная с 1922 г., ежегодные летние молодёжные лагери с намеренно смешанным социальным составом - в надежде убедить молодых людей в отсутствии непримиримых классовых противоречий. Инициативу поддержал сам король Георг VI, увидевший в ней средство, способное "соединить в искренней дружбе учащихся паблик скулз и рабочих парней индустриальных центров"(32).

В августе 1933 г. в 12-й по счёту лагерь герцога Йоркского(33) в Саутвоулде были приглашены, например, 200 учащихся паблик скулз и 200 рабочих возраста 17 - 19 лет с предприятий 100 различных фирм. Всех юношей распределили в группы по 80 человек, а группы поделили на 4 секции, в каждой из которых оказалось по 10 учащихся престижных частных школ и по 10 рабочих. Чтобы стереть всякие признаки благородного происхождения одних и принадлежность к рабочему классу других, организаторы лагеря запретили даже употребление фамилий, заменив их цифрами и буквами, обозначавшими ту или иную секцию. (Будто бы о социальном происхождении человека не говорят его язык, манеры, руки!) Буржуазная пресса, превозносившая лагери герцога Йоркского, писала: "При закрытии лагеря энтузиазм бил ключом, ибо за короткий недельный отрезок времени юноши обнаружили: лишённые видимых примет класса, все они оказались просто славными малыми с общим для всех естественным желанием понять друг друга"(34), и т. п.

Под влиянием этого и других вариантов работы с молодёжью родились проекты привлечения к "национальной службе" с помощью лагерей либо всех юношей призывного возраста, либо всей молодёжи вообще. Особенно активно эта идея обсуждалась в последний предвоенный год - под влиянием роста озабоченности проблемой повышения обороноспособности государства.

Одни сторонники введения молодёжной "службы" акцентировали внимание на её сугубо утилитарном значении: молодые люди выполнят какой-то объём нужных работ, а лагери, построенные для них, можно будет использовать: в мирное время в качестве недорогих центров отдыха отпускников, школьников, в случае же войны - как пристанище для беженцев. Другие обращали внимание в основном на огромное социализирующее/ воспитательное значение "службы".

Священник Дж. Бэдли, считавший необходимым, чтобы вся молодёжь по достижении возраста 18 лет проходила в полувоенных лагерях 6-месячный срок "национальной службы", призывал, например, "не упустить благоприятную возможность для использования национальной подготовки молодых людей обоего пола в качестве не только временной меры, но и неотъемлемой части всей системы образования/воспитания".

По убеждению Бэдли, с помощью молодёжных лагерей можно было решить сразу 4 важных, с его точки зрения, задачи: улучшить физическое состояние нации; выполнить работы, "имеющие как долговременную ценность для общества, так и значимость в период бедствия"; "расширить круг интересов индивидуума путём знакомства его со смыслом гражданства и налагаемыми тем обязанностями"; наконец, "помочь устранить классовые барьеры и создать посредством совместной работы и жизни основу для национальной солидарности, вытесняющей близорукое преследование классового интереса (курсив мой. - С. Ф.)"(35).

Акцентируя внимание на гармонизирующем значении предлагаемой им меры, Бэдли писал: "Одной из главных целей подготовки в лагерях должно быть обеспечение почвы для демократической самоорганизации и совместных усилий, а также для преодоления классовых барьеров. Шесть месяцев дружбы, когда игнорируются различия дохода, статуса или образования и каждый может принять участие в дискуссиях и разнообразной общественной деятельности, определяемой лишь его собственными способностями и характером, станет практическим шагом в направлении претворения в жизнь идеала бесклассового общества равных возможностей". Обсуждая в лагерях национальные и международные проблемы, указывал также Бэдли, молодёжь неизбежно выяснит наличие разных взглядов, что окажется особенно полезным для "выработки здравого смысла и оценки всего с точки зрения фактов и аргументов" - в противовес действиям и выбору под "воздействием пропагандистских приёмов". Иными словами, прохождение "национальной службы" в лагерях со всех точек зрения будет способствовать "укреплению базы демократии"(36).

Сходные идеи выдвигали члены Объединённой ассоциации директоров школ, чьё внимание накануне войны привлекла деятельность Корпуса военной подготовки, ведущаяся в паблик скулз и университетах. Созданная ассоциацией специальная комиссия для изучения работы Корпуса пришла к выводу: та способна сыграть свою роль в пробуждении чувства общенационального единства. Поэтому-то ассоциация выступила за то, чтобы через Корпус проходили все юноши возраста 17-19 лет - представители "всех классов" общества. Молодёжи предстояло жить и работать совместно в лагерях в течение нескольких (!) лет(37).

Всеобщая (в основном 6 - 12 месячная) "обязательная подготовка" молодёжи даже после начала войны продолжала рассматриваться, как правило, в качестве не временной, а постоянной меры, означающей после окончания военных действий "подготовку особого типа (базирующуюся, вероятно, преимущественно на физических упражнениях) с целью предоставить молодёжи возможность ... компенсировать некоторые упущенные на старте жизни возможности для становления в качестве полезных граждан"(38). Ряд ЛЭК начнёт также выступать за создание в стране единой Федерации молодёжи и за переход к принципу обязательного членства каждого юноши и каждой девушки в какой-либо молодёжной организации.

Предпринимая после начала войны чрезвычайные меры по усилению социального контроля над молодым поколением, правительство в октябре 1939 г. приняло решение возложить на министерство просвещения ответственность за обеспечение "благосостояния", нужд и интересов молодёжи возраста 14 - 20 лет из числа закончившей школу и приступившей к самостоятельной трудовой жизни. Министерство же, в свою очередь, для выполнения этой задачи учредило 27 ноября 1939 г. новую государственную структуру - Молодёжную службу (Youth Service)(39).

В соответствии с оформившейся после войны официальной концепцией задачей Молодёжной службы (ЮС) провозглашалось: "Обеспечить молодым людям во время их досуга разнообразные возможности, дополнительные к тем, что создаёт семья, система формального образования и работа - возможности, которые помогли бы молодым людям раскрыть и развить ресурсы своего тела, ума и духа, способствуя таким образом лучшей подготовке молодёжи к жизни в качестве зрелых, творческих и ответственных членов свободного сообщества (курсив мой. - С. Ф.)"(40).

В момент создания Молодёжной службы её функции трактовались несколько шире. В правительственном циркуляре от 27 июня 1940 г. общая задача ЮС формулировалась как обеспечение нормальных отношений молодых людей друг с другом, а также хорошего состояния их здоровья(41). Молодым людям, говорилось в циркуляре, следует создать условия для "счастливой и здоровой социальной жизни" в общении со своими сверстниками и, по возможности, в процессе выполнения какого-либо общего проекта. Причём поскольку "социальную и физическую подготовку молодёжи" ЮС должна была осуществлять как через молодёжные организации, так и через школы, на неё как бы возлагалась функция координации усилий всех занятых работой с молодым поколением. В другом циркуляре - "Формирование характера" - Совет образования ясно заявлял, что Молодёжная служба призвана не просто обеспечивать досуг молодёжи, но и учить её "самоуправлению" и "гражданству", иными словами быть средством непрерывного образования (continued education) в самом широком смысле этого слова(42). Тем не менее с самого начала основной заботой ЮС действительно стала организация досуга молодых людей, а также организация самой молодёжи.

В ноябре 1939 г. министерство образования попросило местные органы просвещения как можно быстрее установить контакт с добровольными молодёжными организациями и создать молодёжные комитеты, следящие за тем, чтобы все 14 - 20-летние получили возможность "для полного развития своего тела, разума и духа"(43). За 3,5 последовавших года молодёжные комитеты были образованы во всех графствах и городах Британии с населением свыше 100 тыс. человек(44). Власти некоторых графств создали также районные молодёжные комитеты, а в Уэльсе образовали региональный комитет.

Наряду с прочим эти комитеты должны были субсидировать те объединения молодёжи возраста 14-20 лет, которые, на их взгляд, нуждались в материальной поддержке государства.

Прямую финансовую поддержку молодёжные организации станут получать, конечно, лишь после окончания войны. В условиях военного времени становление Молодёжной службы проходило без привлечения органами просвещения дополнительных средств - за счёт мобилизации внутренних ресурсов. Так, на базе школ стали основываться молодёжные клубы и центры. (На одном из молодёжных митингов 1943 г. будет выдвинуто предложение в качестве своего рода мемориала мира открыть после войны молодёжный центр в каждом городе страны(45)). В городах в целях работы с молодёжью начали использовать помещения эвакуированных школ. Практиковалась сдача школьных помещений в аренду добровольным организациям за умеренную плату. Кроме того, после того, как Совет образования принял решение проверить необходимость изъятия военными властями помещений школ, молодёжным клубам стали возвращаться реквизированные у них помещения(46).

Найти площади, необходимые для молодёжных клубов и организаций, оказалось в условиях войны, как ни странно, не самым сложным делом. Гораздо труднее было решить проблему кадров, поскольку многие потенциальные и реальные молодёжные лидеры(47) оказались призваны в армию. Стремясь как можно быстрее найти им замену, правительство осенью 1939 г. объявило, что работающие в Молодёжной службе несут "жизненно необходимую национальную службу". Это подтвердил и король, обратившийся к общественности с соответствующим воззванием. Под влиянием последнего во временно созданные бюро ЮС явились тысячи добровольцев, 700 из которых сразу же были направлены на работу в молодёжную среду(48). Совет образования рассматривал также предложение об укреплении молодёжных организаций кадрами директоров школ, имевших бронь с 25-летнего возраста, но оказалось, что те не имеют необходимой для работы такого типа подготовки. Пришлось обратиться к молодёжным лидерам, находящимся в армейских рядах, с призывом вернуться к своей прежней, довоенной работе. В феврале 1940 г. министр просвещения публично объявил деятельность в ЮС "действительно важной военной работой", а пресса стала именовать её "гражданской обороной чудесной формы"(49).

В самый разгар работы по созданию Молодёжной службы, в 1941 г., английское правительство пошло на беспрецедентный в истории страны шаг. Циркуляром № 1577 "Молодёжная регистрация" всем 16-летним юношам и девушкам было предписано пройти обязательную регистрацию для выяснения того, насколько они вовлечены в "одобряемую" досуговую деятельность, каковой считались: очная учёба, посещение вечерних учебных заведений и членство в признанных молодёжных организациях(50).

Молодёжь обязывали зарегистрироваться у ЛЭК, а те, в свою очередь, должны были организовать панельное интервьюирование каждого молодого человека с тем, чтобы сделать всё необходимое для трудоустройства и обучения 16 - 18-летних, а также для обеспечения их "принадлежности к какой-либо молодёжной организации". Проведение опросов возлагалось на работников ЮС, которые, выяснив, кто из молодых людей "неорганизован," обязаны были обеспечить их вступление в подходящее молодёжное объединение.

С весны 1942 г. развернулась регистрация молодёжи. Но хотя она, по некоторым данным(51), кое-где проводилась даже ещё в 1944 г., в этой части правительственная политика встретила сильную оппозицию, поскольку общественность усмотрела в ней полное копирование опыта нацистской Германии. До требования обязательного вступления молодёжи в какую-либо организацию дело в Британии не дошло. Верх одержали те, кто считал, что "молодёжь не может быть вся организованной"(52). Тем не менее, предпринятые в связи с созданием ЮС шаги повысили уровень организации молодого поколения.

Общая картина изменения положения дел в этой области с 1910-х годов выглядела следующим образом.

По данным одного из опросов, в 1913 г. в Бирмингеме в буржуазные молодёжные организации и клубы входило 15,3 % детей и подростков возраста 10 - 18 лет, а в Манчестере в 1917 г. - 32,9%(53). (К сожалению, данные о возрастной группе, переданной на попечение ЮС, для этих лет отсутствуют).

Ситуацию кануна новой мировой войны отразило специальное общенациональное исследование, предпринятое в 1936 г. доктором А. Е. Морганом по заказу Юбилейного фонда короля Георга для прояснения того, какое воздействие оказывают на 14-18-летних сфера образования и экономическая система. Оказалось, что примерно 15% англичан данного возраста продолжало очную учёбу, 20% училось по вечерам, а 19% было связано с различного рода организациями - или, если использовать возникшее позже понятие, "одобряемой" властями деятельностью было охвачено 54% 14-18-летних(54).

В разных районах страны картина выглядела, конечно, по-разному. Так, в Оксфорде, по итогам социологического обследования 1938-1939 гг., в какие-либо организации входило 36% молодых людей возраста 14-20 лет(55), а в графстве Ноттингем накануне войны молодёжные организации объединяли лишь 10-15% 14-18-летних.

В Ноттингемшире, таким образом, показатели были ниже общенациональных. Но затем они в этом графстве заметно повысились, судя по тому, что в 1944/45 г. "одобряемая" властями деятельность охватывала здесь 59% юношей и 41% девушек возраста 14-20 лет. Что касается ситуации с организацией молодёжи, то в 1940/41 г., по данным ЛЭК Ноттингема, в главном городе графства членами каких-либо организаций являлось около трети горожан возраста 14-18 лет, в августе 1942 г. - уже 48%, а в августе 1944 г. - 61%. (Одних только государственных молодёжных клубов в Ноттингеме насчитывалось 200, т. е. в 4 раза больше, чем до войны)(56).

Немецкий социолог Хельмут Шельски в работе 1957 г. "Скептическое поколение" выделит три исторических поколения XX в.: романтическое, организованное и скептическое. Первое из них, по определению учёного, искало и выражало себя в идеалистической философии, в дружеских интимных кружках, в трансцендентальных идеях разума и добра, а второе пыталось добиться осуществления идеалов, сознательно объединяясь для борьбы за свои права в различные политические организации.

Выросшее на почве германской действительности, обобщение в такой его форме вряд ли применимо к Великобритании, но одна тенденция, подмеченная Шельски, отчётливо проявилась и в этой стране. Несмотря на то, что значительная часть молодых англичан по-прежнему не имела никаких связей с образовательными и "развлекательными" структурами, в 1910 -1930-х годах произошёл ощутимый прогресс в деле организации молодёжи. И британское государство (что довольно неожиданно для родины классического либерализма) сыграло в этом немалую роль.


(1) Р. Зидер. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII - XX вв.). Пер. с нем. М., 1997. С. 209.

(2) Brew J. M. In the Service of Youth: a practical manual of work among adolescents. L., 1943. P.26. Такого рода настроения получат распространение и с началом второй мировой войны - в силу того, что над каждым молодым человеком и даже подростком - в случае затягивания военных действий - нависала угроза быть отправленным на фронт.

(3) Добровольными в Англии называются те из буржуазных молодёжных организаций, что не яв-ляются формально связаны ни с одним социальным институтом страны.

(4) В 1919 г. комитет будет передан в ведение Министерства просвещения.

(5) Brew A. M. Youth and Youth Groups. 2d. ed. L., 1968. P. 89.

(6) Ibid. P. 21.

(7) Gillis J. R. Youth and History. Tradition and Change in European Age Relations. 1770 - Present. N.Y. - L., 1974. P. 159.

(8) Educating for Democracy. Ed. by J. I. Cohen and R. Travers. L., 1939. P. 340, 342.

(9) Поэтому-то авторы этих слов психологи Коуэн и Трэверс вслед за М. Трэшером выражали уверенность в том, что "неизведанные прежде силы группового воздействия станут в будущем мощными средствами перевоспитания" (Educating for Democracy... P. 354).

(10) В своё время по поводу профсоюзов известный американский социолог Ч. Мерриэм заметил: "Группа труда ... чаще всего ставит под вопрос святость власти. Несмотря на это она может стать в кризисное время главным оплотом политической власти в борьбе как против анархизма, так и против коммунизма" (Merriam Ch. E. The making of citizens. A comparative study of methods of civic training. Chicago, 1931. P. 30). Можно говорить об усвоении этого вывода в Великобритании.

(11) Livingston R. On Education. Cambridge - N. Y., 1945. P. 152.

(12) В соответствии с распространённой трактовкой эти авторы отождествляли идеологию с ложным сознанием, с "тоталитарным мировоззрением". "Под идеологией, - писали они, - мы подра-зумеваем такие интерпретации ситуаций, которые являются не следствием конкретного опыта, а видом искажённого знания - знания, служащего для того, чтобы тщательно скрывать реальную ситуацию, и воздействующего на индивидуум в принудительном порядке" (Educating for Democracy... P. 355).

(13) Educating for Democracy ... P. 338.

(14) К. Манхейм. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 457, 453.

(15) Brew J. M. Op. cit. P. 263 - 264.

(16) К. Манхейм. Указ. соч. С. 457.

(17) Говоря о подобном движении в Германии периода перед первой мировой войной, К.Мангейм употреблял по отношению к нему определение "стихийное" (К. Манхейм. Указ. соч. С. 443). Но применительно к Британии 30-х годов лучше было бы сказать, что впервые в истории страны заявило о себе организованное молодёжное движение.

(18) Youth in Britain today. A Survey in six parts: a programme for advance. "For Peace and Social Justice". Issued by the British Youth Peace Assembly. L., 1937. P. 55.

(19) Hopkins H. The new look. A social history of the forties and fifties in Bratain. L., 1963. P.438.

(20) Britain. An Official handbook. L., 1992. P. 169. В 1936 г. этот фонд направил на помощь общена-циональным молодёжным организациям 275 тыс. ф. ст. и ещё 27 тыс. фунтов ассигновал различ-ным молодёжным лагерям, помогая, по выражению прессы тех дней, "заполнить прорехи в ряду мероприятий, направленных на благосостояние молодёжи" (The Times Educational Supplement (TES), 10. 06. 1939. P. 230, 231).

(21) Молодёжным центром с 1939 г. станут называть крупный молодёжный клуб, работающий на базе школы и имеющий платных работников (Brew J. M. Op. cit. P. 55).

(22) New Era, June 1941. P. 137.

(23) Правда в число клубов окажется включено и несколько подразделений Бригады мальчиков, взятых на баланс ЛЭК (Barnes L. J. Youth Service in an English County. Report prepared by King George's Jubilee Trust. L., 1945. P. 30).

(24) В 1948 г. в СКНВЮО будет входить 22 молодёжных союза, в 1969 г. - 25 (Youth in Britain today. International Youth Conference, London, 1948. L., 1948. P. 9; Britain. An Official handbook. L., 1969. P. 164).

(25) Journal of Contemporary History. 1970, Vol. 5. No. 1. P. 44.

(26) TES. 21. 01. 1939. P. 27.

(27) "Ротари интернэшнл" - основанный в 1905 г. в США международный клуб предпринимателей и представителей лиц свободных профессий, каждая из профессий в котором представлена един-ственным членом.

(28) TES. 7. 01. 1939. P. 3

(29) Сторонники последних, отдавая им предпочтение перед временными лагерями, обращали внимание на то, что любовь к "истине, свободе и услужению ... нельзя приобрести путём эпизо-дического участия в какого-либо рода деятельности, специально организуемой для этой цели" (New Era, May 1939. P. 136).

(30) TES, 19. 08. 1939. P. 337.

(31) Этой же цели - ослаблению классовых различий - способствовало введение становившейся всё популярнее с 20-х годов школьной формы. По поводу данного новшества один школьный дирек-тор писал в 1928 г.: "Униформа поможет мальчикам забыть о различиях в социальном положе-нии, находясь в отношениях дружеского равноправия" (Gillis J. R. Op. cit. P. 170).

(32) TES, 1. 07. 1939. P. 265.

(33) Лагеря, просуществовавшие вплоть до 1939 г., назывались так по имени президента Общества индустриального благосостояния герцога Йоркского.

(34) TES, 22. 07. 1939. P. 241.

(35) New Statesman, 11. 3. 1939. P. 360.

(36) New Statesman, 11. 3. 1939. P.361.

(37) TES, 7. 01. 1939. P.3.

(38) The Parliamentary Debates. House of Lords. Vol. 126. Col. 87.

(39) Circular to LEAs for Higher Education. Circular 1486. Board of Education. 27. 11. 1939 // The Youth Service after the war. A Report of the Youth Advisory Council appointed by the President of the Board of Education in 1942. L., HMSO. 1943. P. 25.

(40) Hogan J. M. The Future of the Youth Service. University of Leeds. 1965. P. 7.

(41) The Youth Service in England and Wales. P. 8.

(42) Ibid. P. 9.

(43) Brew M. Op. cit., p.25.

(44) Ibid.,p.16.

(45) The Parliamentary Debates. House of Lords. Vol. 128. Сol. 1074 . В 1957/58 г. в стране будет 1222 молодёжных центра (The Youth Service in England and Wales. Ministry of Education. report of the Committee Appointed by the Minister of Education in November 1958. L., 1960. P. 119).

(46) В Лондоне уже к февралю 1940 г. 220 школьных зданий из примерно 600 были возвращены военными, но школьное оборудование частично пострадало (The Parliamentary Debates. House of Lords. Vol. 115. Col. 480.

(47) С 1939 г. в обращение вошёл термин "молодёжный организатор", связанный с ЮС, а также понятие "молодёжный лидер". Если последний работал в непосредственном контакте с молодё-жью и часто выдвигался из её среды, то первый действовал как бы извне, организуя молодых людей.

(48) The Parliamentary Debates. House of Lords. Vol. 114. Col. 1251; Vol. 115. Col. 508.

(49) The Parliamentary Debates. House of Lords. Vol. 115. Col. 508; Brew M. Op. cit. P. 33.

(50) За этим циркуляром последовали аналогичные директивы 1942 г.: № 1585 " Регистрация де-вушек" и № 1600 "Регистрация молодых людей в возрасте 16 лет". Некоторые авторы пишут даже о принятии соответствующего закона (Barnes L. J. Op.cit. P. 30).Точно так же, согласно разным данным, регистрации подлежали "16-летние", молодёжь "в возрасте 16 - 18 лет", а то и вообще все "лица старше 16 лет".

(51) Barnes L. J. Op. cit. P. 30.

(52) "Вся молодёжь не может быть организована", писал М. Бру, хотя молодёжный организатор "может и должен организовывать всех, используя весь находящийся в его распоряжении меха-низм" (Brew M. Op. cit. P. 34). Выступая против "поголовной" организации, одни, в основном представители академических кругов, говорили: "Мы почти ничего не знаем, насколько необхо-дим для оказания нужного воздействия на того или иного человека опыт его пребывания в клу-бе". Другие же обращали внимание на то, что слишком многие подростки "трудятся по много часов либо тратят слишком много времени на выполнение домашних обязанностей, чтобы по-зволить себе вступить в какую-либо организацию - хотя при интервьюировании все вынуждены были обещать это" (Barnes L. J. Op.cit. P. 40, 39).

(53) Working Class Culture. Studies in history and theory. Ed. by J. Clarke, C. Critcher and R. Johnson. L., 1975. P. 116. В основе этой заметной разницы в цифрах, скорее всего, лежат простые различия, существующие между двумя городами, хотя нельзя исключать и возможности определённого рос-та организованности английской молодёжи в 1913-1917 гг.

(54) New Era, June 1941. P. 132.

(55) Gillis J. R. Op. cit. P. 159.

(56) Barnes L. J. Op.cit. P. 30.

"Исторический ежегодник", год, страница 123-135.

© Омский государственный университет, 1999

Перепечатыва6ется с сайта:

http://www.omsu.omskreg.ru/histbook/articles/y1998/a123/article.shtml


Здесь читайте: 

Исторические лица Англии

Англия до XIX века (отдельно по векам см. Карта сайта)

Англия в XIX веке

Англия в XX веке

Методика преподавания истории Англии

 

 

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС