> XPOHOC > СТАТЬ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ >  ДОЛГОЕ ПРОЩАНИЕ С ЛЫСЕНКОВЩИНОЙ  >
ссылка на XPOHOC

Василий Леонов

 

ДОЛГОЕ ПРОЩАНИЕ С ЛЫСЕНКОВЩИНОЙ

XPOHOC
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕРМИНЫ
КАРТА САЙТА

Статистика в опале

После августовской сессии ВАСХНИЛ 1948г. гонению подверглась не только генетика, но и непосредственно статистика. Нападки на статистику, как один из основных инструментов генетики, сразу же дали ожидаемый результат.

Биологи и медики тех лет поняли, что использовать статистику опасно, т.к. могут причислить к менделистам-морганистам и обвинить в преклонении перед иностранщиной и космополитизме. И это была вполне реальная опасность, т.к. как за использование статистики в биомедицинских диссертациях стали даже отказывать в присуждении ученых степеней.

Один из таких примеров мы можем найти в статье секретаря Фрунзенского райкома ВКП(б) г. Москвы Е.Фурцевой (Будущего министра культуры СССР - В.Л.) "Партийное руководство научными учреждениями", опубликованной в газете "Правда" от 3 августа 1949г. "Ученый совет 1 Московского медицинского института утвердил, например, две диссертации - одну на соискание ученой степени кандидата наук (Г.Л.Лемперта), другую - на степень доктора медицинских наук (Г.П.Сальниковой). Авторы некритически использовали данные лживой, тенденциозной буржуазной статистики и пришли к чудовищно извращенным, лженаучным выводам. Однако коммунисты - члены ученого совета 1 Московского медицинского института - прошли мимо лженаучных утверждений "диссертантов" и голосовали за присвоение им ученых степеней.И правильно решила Высшая аттестационная комиссия Министерства высшего образования СССР, отказав Сальниковой и Лемперту в присвоении ученых степеней" [18].

Напомним нашим читателям, что долгие годы Лысенко был заместителем председателя ВАК СССР. Листая основные биологические и медицинские журналы тех лет, мы не найдем там никакого применения статистики для анализа результатов наблюдений: биология и медицина продолжали оставаться описательными науками.

В октябре 1948г. в Ташкенте состоялось 2-е Всесоюзное совещание по математической статистике и теории вероятностей. "Участники совещания решительно осудили выступление акад. В.С.Немчинова, который на августовской сессии ВАСХНИЛ при помощи статистики пытался "обосновать" реакционные вейсманистские теории и по существу выступал с позиций махизма, навязывающего ей роль арбитра, стоящего над другими науками"[24]. Однако, в точных науках власть не смогла добиться такого раскола как в биологии. И после дежурных фраз о "стремлении освободить теорию от всяких следов идеализма"[24], далее звучали достаточно разумные и дельные предложения. Даже те, кто ругал академика В.С.Немчинова за его выступление на сессии ВАСХНИЛ, говорили о необходимости применения статистики в биологии и о важности усиления преподавания статистики. Показательны в этом отношении доклады М.И.Эльдельнанта "Математические методы в агробиологии"[25] и "О преподавании математической статистики и теории вероятностей"[26]. Ниже приведены выдержки из этих докладов.

"В биологии математические методы лишь сравнительно недавно начали приобретать заметное развитие, но все же они приняты здесь значительно меньше, чем, к примеру, в физике или в инженерном деле. Обычно причиной считают большую сложность биологических закономерностей; до известной степени это верно. Лишь тогда, когда мы приходим к соизмеримым явлениям, наступает черед математики. Именно поэтому, т.е. благодаря неправильной трактовке роли математических методов, в биологии нередки случаи, когда математизирование биологической работы лишь дискредитирует идею применения математики в биологии. Так обстояло дело, например, в генетике, так обстояло дело и в ряде других случаев. Результатом явилось то, что за последнее время многие биологи заметно охладели к математике. Правда, немногие решаются полностью отрицать значение и пользу математических методов в биологических исследованиях, но к таким методам существует боязливое, подозрительное отношение. Это отношение к математике усилилось за последнее время после выступления Немчинова на августовской сессии Академии с/х наук им. Ленина. Немчинов был единственным из всех выступавших, кто полностью и целиком взял под свою защиту формальную генетику. Немчинов сказал: "У меня, как у статистика, генетика (которую он назвал золотым фондом мировой науки. М.Э.) прекрасно укладывается в голове. Отсюда некоторые делают вывод о том, что математическая статистика и морганизм это, как бы , одно и то же. Но ведь это не верно, и в статистической теории нет ничего, что взятое само по себе, могло бы служить защитой морганизма"[25].

Из выступлений участников этого совещания становится ясно, что неблагополучное состояние с применением статистики было характерно в целом для большинства прикладных науках. Более того, оказывается этот факт отмечался и ранее, на первом всесоюзном совещании, проходившем в ноябре 1940г. На этом совещании было принято решение о расширении преподавания математической статистики и элементов обработки наблюдений в вузах страны [26]. "Сейчас, когда прошло восемь лет со дня первого совещания, следует посмотреть, какие из наших тогдашних решений и в какой степени оказались выполненными. Первое, что здесь следует отметить, это совершенно очевидный факт, что условия военного времени не могли не помешать осуществлению в полной мере всех этих решений. Больше того, и ту работу, которая уже велась в ряде случаев, пришлось прекратить.
... Однако многое еще нужно сделать, да и то, что осуществлено, - осуществлено подчас лишь формально. Так, например, в биологии математические методы вообще и, особенно, методы математической статистики, в большом числе случаев не только полезны, но даже необходимы. Однако курсы математики и математической статистики, которые раньше значились в программах сельскохозяйственных вузов и биологических факультетов, теперь здесь не входят в план обучения. Это было сделано при переходе к трехгодичному обучению (в военный период - В.Л.) и так осталось доныне, после того, как был вновь восстановлен пятилетний срок обучения.
Двадцати-сорокачасовые курсы статистики, которые вводятся, например, у селекционеров, - это пустая формальность, особенно, если учесть, что слушатели никогда не изучали высшую математику, и, как правило, успели забыть элементарную. Впрочем, в громадном большинстве случаев по тем же соображениям такой же пустой формальностью является и изучение математической статистики аспирантами этих специальностей. Аспиранты-биологи и агрономы настолько непривычны к математике, что даже теорию средних, не говоря уж о более сложных вещах, невозможно изложить им удовлетворительным образом.
Необходимость введения курса математики и математической статистики, пусть даже не для сельскохозяйственных вузов, которые в основном готовят практических работников, но хотя бы на биофаках университетов, где готовятся будущие исследователи, совершенно очевидна. Речь должна идти о действительном овладении известным минимумом математических знаний и об умении правильно их использовать при изучении биологических проблем. Речь должна идти поэтому не менее, чем о 200 учебных часах, которые, примерно поровну должны делиться между курсами высшей математики и математической статистики. ... Мы полагаем, что курс математической статистики обязателен если не для всех, то, по крайней мере, для большинства вузов"[26].

Итак, в военный период срок обучения с пяти лет был сокращен до трех, в результате чего часть курсов была из учебных планов снята. В их числе оказались и математика со статистикой. Приказом министра высшего образования С.В.Кафтанова от 28 февраля 1949г. в технических вузах были введен курс "Математическая статистика в технике"[27] в объеме 50 часов.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]

1998 - 2003.© Василий Леонов


Литература:

Сойфер В. Горький плод // Огонек. 1988. № 1, 2.

Здесь читайте:

Лысенко Трофим Денисович (биографии)

 

 

СТАТЬИ


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

редактор Вячеслав Румянцев