Конференции в Москве и Владикавказе |
|
ВОЗВРАЩЕНИЕ ГАЙТО ГАЗДАНОВ |
|
На первую страницуСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИКАРТА САЙТА |
"Гайто Газданов в контексте русской и европейской культуры"4-5 декабря 1998 года в Москве в Фонде "Русское зарубежье" прошла конференция, посвященная 95-летию со дня рождению Гайто (Георгия Ивановича) Газданова (1903-1998), а 8 декабря прошла конференция во Владикавказе, посвященная этому же событию. Знаком признания писателя на родине в качестве классика считается издание полного собрания сочинений, что было осуществлено еще в 1996 году издательством "Согласие". В настоящее время творчеству Газданова посвящено около сотни статей и три монографии, вышедшие в Мюнхене, Владикавказе и Петербурге. О творчестве Газданова писали крупнейшие критики Зарубежья - Адамович, Вейдле, Ходасевич, Струве. Родоначальником газдановедения является американский литературовед Ласло Диенеш - автор книги "Русская литература в изгнании: жизнь и творчество Гайто Газданова". Газданов считается крупнейшим писателем Русского Зарубежья, первым в ряду писателей "незамеченного поколения" - тех, кто оказался в эмиграции в юности и сформировался как писатель уже вдали от родины. Газданов родился в Петербурге, учился в Полтаве и Харькове, откуда в пятнадцать лет (из седьмого класса гимназии) в 1919 году ушел на фронт добровольцем. Закончить гимназию ему удалось в городе Шумене (Болгария). Писатель продолжил свое образование в Сорбонне и всю жизнь прожил в Париже, работая шофером ночного такси, в конце жизни - ведущим радиостанции "Свобода". В 1998 году в Москве было создано "Общество друзей Гайто Газданова", которое иницировало проведение конференции и вечера в ЦДЛ, посвященных памяти писателя. Организатором конференции выступила Мария Васильева, сотрудник фонда "Русское зарубежье". За два дня работы конференции было заслушано 15 докладов и ряд сообщений, проведен круглый стол по теме "Актуальность творчества Газданова". Конференцию в Москве открыл доклад Татьяны Красавченко, в котором прослеживалась связь между мировоззрением социального утопизма, характерным для русского масонства, и сюжетами поздних романов Газданова. В докладе Сергея Федякина "Лица Парижа в творчестве Газданова" была сделана попытка разделить творчество писателя на "ночное" и "дневное", вычленив соответствующие концепты мироощущения, показано сближение Газданова как "сновидца" с Ремизовым. В докладе Андрея Мартынова "Гайто Газданов и Альбер Камю" проводилась мысль о том, что Газданов включил в свой дискурс как философские категории, так и особенности стиля Альбера Камю. Дмитрий Сапрыкин посвятил свой доклад религиозным истокам писательства. На примере рассказа Газданова "Панихида" было продемонстрировано наличие в творчестве писателя (который в жизни весьма сдержанно относился к православию) мощного религиозного пласта и глубоко христианского мировидения. Дмитрий Сапрыкин напомнил о символическом совпадении: день открытия конференции совпал с одним из основных христианских праздников - Введением во храм Пресвятой Богородицы. Михаил Шульман, автор недавно вышедшей книге о Набокове, в ярком выступлении "Набоков и Газданов" построил ряд сравнительных характеристик творческих установок писателей, которые "конкурировали" за пальму первенства в глазах критиков русского зарубежья. Этот доклад вызвал оживленную дискуссию: Татьяна Красавченко положения Шульмана признала сомнительными. Большой интерес участников конференции вызвал доклад Лады Сыроватко из Калининграда "Speculum Speculorum. Принцип зеркала в романе "Призрак Александра Вольфа"". Лада Сыроватко - автор комментария и ряда статей в Собрании сочинений Газданова. Она сообщила о ряде зеркальных параллелей в романе между двумя главными героями, роли повторов и "отражений отражения" в композиции. По мнению Сыроватко, в романе описан "поединок "за живое единство", в которое вступают герои с первых строк повествования. Участники конференции вспомнили об анализе романа "Призрак Александра Вольфа", который провела Ольга Орлова, обнаружившая в архиве писателя три варианта окончания романа. По мере работы над романом образ Александра Вольфа приобретал под пером писателя все более инфернальные черты: из "альтер эго" повествователя он превратился в его антипода. Мария Васильева выступила с докладом "Мир гоголевской "Шинели" у Газданова. Рассказ Гайто Газданова "Бистро"". Она продемонстрировала, что рассказ "Бистро" Газданова содержит ряд параллелей с гоголевской "Шинелью". Мария Васильева обнаружила рассказ "Бистро" в архиве писателя, хранящемся в Гарварде. Этот небольшой рассказ имеет несколько версий - к нему писатель обращался не раз на протяжении своей жизни. Юрий Степанов выступил с докладом "В перламутровом свете парижского утра. Об атмосфере газдановского мира". Он показал неслучайный характер маршрутов, которыми двигаются герои Газданова по ночному Парижу, вскрыл отношение автора к представлению о случайном. Юрий Нечипоренко в докладе "Мистерия Газданова" продемонстрировал, что новационность прозы Газданова заключается в соединении глубокой архаики (которая присуща поэтике его сюжетов, опирающихся на пиршество и путешествие) с ощущением свободы импровизации, которое ставит читателя на один уровень с писателем: обоим одинаково неведомо продолжение. Газданов устраивает своеобразный литературный перфоманс, соучастником которого становится читатель - и возникает то редкое ощущение сопричастности, собеседование, которое Осип Мандельштам связывал с литературой будущего. Леонид Костюков поведал о "вкусовых шифрах", которые использует Газданов в рассказе "Письма Иванова", о возможности двойственного прочтения этого рассказа. Мария Шабурова в сообщении о мотивах смерти в творчестве Газданова коснулась важнейшей для писателя темы: большинство его рассказов и романов повествует о смертях, можно провести здесь даже определенную классификацию. Михаил Новиков выступил с сообщением "Криминальный герой у Гайто Газданова". Интерес писателя к маргиналам связан с тем, что по роду своей работы он был свидетелем жизни парижского дна и соприкасался с своеобразными героями этой жизни. Но особенность прозы Газданова состоит в том, что он сохранял дистанцию между образом повествователя и криминальными героями, так, что жизнь преображается в его романах - они не несут отпечатка той "свинцовой мерзости бытия", которыми переполнены романы современных авторов. Анна Фрумкина ввела представление о "поэтической прозе" - в докладе "Газданов и Чехов" она продемонстрировала близость повествовательной манеры Газданова тому типу прозы, который явлен в повести "Степь" Чехова. Основа поэтической прозы - импровизация, которая позволяет автору почувствовать и выразить тончайшие нюансы переживаний. Алексей Зверев в докладе "Ночные дороги" в контексте европейской и американской литературы 30-х годов" связал роман Газданова книгами Луи Фердинанда Селина "Путешествие на край ночи" и Генри Миллера "Тропик рака", которые были написаны почти одновременно в Париже. Эти три романа представляют своеобразный триптих, общим для них является отказ от принципов "высокой литературы". Кинорежисер Евгений Цимбал рассказал о планах сценического воплощения романа "Призрак Александра Вольфа". На заседании Круглого стола прошла оживленная дискуссия, в которой участвовали Игорь Кузнецов (автор статьи "Подлинная реальность Гайто Газданова и Мирче Элиаде"), Алексей Мокроусов, Александр Закуренко и Владимир Березин. Уникальность творчества Газданова, по мнению Александра Закуренко, обусловлена тем что он воссоздал "мифологичное сознание". Это представление совпадает с идеями Мирче Элиаде о "крипторелигиозном сознании" современных людей и представлениями о "реабилитации архаики", развиваемыми в работах ряда авторов. Было высказано также соображение, что литературный эстаблишмент 80-х годов не выдержал "испытания Газдановым": ни один из его романов не был опубликован в "толстых журналах". "Новый мир" и "Знамя" отвергли "Вечер у Клер" - роман, который считается одной из вершин творчества писателя: его в свое время приветствовал и пытался опубликовать в России Максим Горький. Лишь в 90-х годах "Юность" и "Дружба народов" отдали свои страницы прозе Газданова. Международная конференция во Владикавказе проходила под эгидой Правительства Республики Северная Осетия, при участии Президента Республики Александра Дзасохова. Конференция прошла в Северо- Осетинском университете при большом стечении публики. Она была организована Институтом Цивилизации и Институтом Гуманитарных и Социальных Исследований Государственного Научного Центра РСО- Алания. В Конференции участвовало двенадцать докладчиков. Была заслушана аудиозапись выступления Гайто Газданова о Жан-Поле Сартре на радиостанции "Свобода". Газданов резко критиковал Сартра за поддержку бесчинствующих студентов в 1968 году, сравнивал его с Геростратом. Часть докладчиков была приглашена из Москвы - Алексей Зверев и кинорежиссер Евгений Цимбал в общих чертах повторили свои доклады на конференции в Москве. В докладе Татьяны Красавченко "Экзистенциальный и утопический векторы художественного сознания Газданова" была показана возможность интерпретации творчества писателя с точки зрения мировоззрения масонства и философии экзистенциализма. Юрий Нечипоренко в сообщении "Праздничность Газданова" рассмотрел архетипические черты прозы Газданова, сближающие ее с волшебными сказками и иницицационными практиками, которые родились из древних праздников. Мария Шабурова рассмотрела прозу Газданова как продолжение традиций русской литературы (Гоголь, Бунин) и реализации в русской литературе новаций европейского романа ХХ века, связанного с именами Марселя Пруста и Вирджинии Вульф. Владимир Березин рассмотрел творчество Газданова и Поплавского как примеры двух подходов: работы "по регламенту" и "по вдохновению", соответственно. Березин высказал также точку зрения, что романы Газданова дают пример прозы, которая может быть настолько популярной, чтобы конкурировать с "массовой литературой" за читателя. Книги Газданова позволяют представить, чем может быть заполнена брешь, зияющая нынче между "высокой" и "низкой" литературными традициями. Сергей Кабалоти из Петербурга ограничился общими словами о поэтике Газданова. В конференции участвовало пять докладчиков из Владикавказа. Доклад Риммы Фидаровой "Человек в философско-этической системе Гайто Газданова" демонстрировал ценностные установки писателя: ему интересен индивидуальный, конкретный человек. Человек рассматривается писателем не как "тупик жизни", не как "дезертир жизни", а как "ценностная вершина бытия". Нугзар Цховребов рассмотрел связь прозы Марселя Пруста и Гайто Газданова, Залина Марданова нашла параллели в творчестве Газданова и Гофмана. Интерес вызвали доклады Алана Черчесова ""Призрак Александра Вольфа": метаморфоза как импульс творческого сознания" и Фатимы Хадоновой "Газданов и современная культура Осетии". Черчесов показал, что метаморфоза, превращение является методом построения художественного мира Газданова. Писатель заимствует повествовательные структуры из волшебной сказки, использует классические сюжетные архетипы. Для Газданова характерна "самоимпровизация", взрывающая фабулу изнутри кажущейся алогичностью и провоцирующая разговоры о бессюжетности его произведений. Хадонова рассказала о влиянии Газданова на решение актуальных для осетинской интеллигенции вопросов самоидентификации. На конференции прошло обсуждение задач современного газдановедения, были освещена работа "Общества друзей Гайто Газданова", которое ставит своей целью создание общественного сознания в области литературы: дефицит вкуса, который продемонстрировал литературный эстаблишмент, может быть преодолен не на пути формирования самозванных академий, а посредством создания круга общения, в котором будет изжито искусственное, политическое разделение литераторов на "почвеников" и "либералов". Творчество Газданова представляется явлением такого рода, в котором успешно соединяются традиции русской классической литературы с новациями, возникшими в результате творческого освоения опыта западной литературы ХХ века. Своеобразным отчетом о двух конференциях стал вечер 12 декабря в ЦДЛ, посвященный творчеству Газданова. Здесь, кроме указанных выше докладчиков, выступила Марина Бессонова. Она охарактеризовала образ автора, который встает из романов Газданова. По мнению Бессоновой, это христинанин, отдающий дань увлечению экзистенциализмом и буддизмом. Стоицизм и этический императив в творчестве писателя, по мнению Бессоновой, неправомерно связывать с масонством. Речь может идти о более общих и более основательных истоках его творчества. |
ВСЕ ПРОЕКТЫ:Русская жизньXPOHOCФЛОРЕНСКИЙНАУКАРОССИЯМГУСЛОВОГЕОСИНХРОНИЯПАМПАСЫМОЛОКОГАЗДАНОВПЛАТОНОВ |
|
|
СТАТЬИ |
Председатель Общества друзей Гайто Газданова -Юрий Дмитриевич Нечипоренкоредактор Вячеслав Румянцев 01.07.2002 |