Сипаев восстание
       > НА ГЛАВНУЮ > ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ > >

ссылка на XPOHOC

Сипаев восстание

1857-1859 гг.

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Сипаев восстание

Индийское народное восстание 1857-1859 годов - народное восстание в Индии против колониального господства Англии. В английской литературе восстание часто называют Сипайским, так как его военным ядром были сипаи. Центром восстания была территория, расположенная между Пенджабом и Бенгалией. Восстание началось в Бенгальской армии, комплектовавшейся в этой области.

Сипаи Бенгальской армии в подавляющем большинстве состояли из двух высших индусских каст раджпутов и брахманов, меньшую часть армии составляли мусульмане. Сипаи-раджпуты являлись или представителями верхней прослойки общинного крестьянства, так называемых паттидаров, или мелкими феодальными землевладельцами; брахманы в основной массе были владельцами сравнительно небольших участков земли, по преимуществу полученных их предками от местных индусских феодалов в виде религиозного дарения или от сельской общин в качестве брахманского служебного надела. По традиции брахманские земли освобождались полностью или частично от уплаты феодальной ренты. Мусульманская часть Бенгальской армии состояла из представителей той же социальной прослойки, что и раджпуты.

После захвата Северной Индии англичанами колониальные власти резко увеличили земельный налог с паттидаров и ликвидировали налоговые привилегии брахманов. Это привело к ухудшению их положения и переходу их земель главным образом в руки торгово-ростовщических каст за долги или за недоимки по уплате земельного налога английским властям.

Недовольство английской колониальной властью, охватившее паттидарскую и мелкофеодальную прослойку населения района вербовки сипаев, проникло и в Бенгальскую армию. Оно было усилено тем, что незадолго до 1857 года англичане отняли у бенгальских сипаев ряд привилегий (например, право служить только в пределах Индии) и уменьшили жалованье. Гнет колонизаторов остро ощущали ремесленники, разорявшиеся в результате проникновения в Индию английских товаров фабричного производства. К недовольству народных масс прибавилось недовольство многих крупных феодалов, чьи княжества и поместья были отняты англичанами силой или на основе закона о "выморочных владениях", проведенного генерал-губернатором Дальхузи.

В восстании принимали участие различные классы Индии, но движущей силой являлся наиболее многочисленный класс - крестьянство, а также ремесленники. Крестьянство имело целью избавиться от налоговой и ростовщической эксплуатации и вернуть наследственные права на землю. Феодалы, игравшие большую роль в руководстве восстанием, стремились к изгнанию англичан только для того, чтобы восстановить утерянное ими монопольное право на эксплуатацию индийского народа.

Непосредственным поводом к Индийскому народному восстанию было введение в армии новых ружей, патроны для которых, по слуху, пронесшемуся в Бенгальской армии, были смазаны коровьим или свиным жиром. Сипаи отказывались брать патроны, так как прикосновение к ним оскорбляло религиозные убеждения индусов и мусульман. 10 мая 1857 года в городе Мируте (Мератх) восстали три синайских полка и ушли в Дели, где были поддержаны делийскими сипаями и местным населением. Повстанцы провозгласили восстановление династии Великих Моголов и заставили ее представителя Бахадур-шаха II подписать воззвание с призывом к войне за освобождение родины. В Дели наряду с пр-вом Бахадур-шаха II был создан административный совет (джалса) из сипаев и горожан как высший административный орган государства. В его работе (с июля) принял участие преданный делу борьбы за независимость Бахт-хан. Видя неспособность принца Мирзы Могола, поставленного Бахадур-шахом во главе делийских войск, Бахт-хан взял военное руководство в свои руки.

Весть о событиях в Дели и воззвания, разосланные делийцами, подняли против колонизаторов значительной часть населения Северной Индии. Восставшие громили правительственные учреждения, уничтожали долговые расписки, хранившиеся у ростовщиков, гнали из сел новых помещиков (заминдаров).

В ходе восстания, помимо Дели, возникло еще два пункта концентрации повстанческой армии. Одним из них был Канпур, где восставший 4 июня гарнизон провозгласил своим вождем Нана Сахиба; другим - Лакхнау - столица Ауда. В городах значительную роль в их обороне играла ремесленная беднота.

Борьба, в которую вступили индийские солдаты колониальной армии, крестьяне, ремесленники и значительная часть феодалов, приобрела общенародный характер.

Повстанческим властям, созданным в Дели, Канпуре и Лакхнау, пришлось столкнуться с огромными трудностями: нехваткой денег для выплаты жалованья войскам, недостатком военного снаряжения, продовольствия и т. п.

В Дели сипаи, видя беспомощность властей, сами облагали делийских богачей своего рода контрибуцией, силой отбирали хлеб, который те прятали в своих амбарах. Агенты англичан, укрывшиеся в городе, провоцировали и раздували беспорядки. Феодалы, примкнувшие вначале к восставшим делийцам, вскоре начали тайные переговоры с англичанами о прекращении войны. В Лакхнау пр-во, созданное из прежней придворной знати, также оказалось неспособным наладить порядок в городе. Попытки Ахмад-шаха (см. Маулави) вмешаться в действия аудских вельмож привели к удалению его из правительства и аресту.

Несколько лучше обстояли дела в Канпуре, где душой пр-ва был Азимулла-хан. Здесь были приняты меры к организации аппарата управления и обеспечения снабжения войск и населения.

Военное руководство всех трех центров восстания с самого начала стало придерживаться оборонительной тактики.

Пассивная тактика руководства Индийского народного восстания помогла колонизаторам сохранить за собой Пенджаб и Бенгалию, подавить там восстание синайских частей, быстро ликвидировать вспышки восстания в Декане и удержать в повиновении синайские армии Мадраса и Бомбея. Наконец, эта пассивность привела к переходу инициативы в воен. действиях в руки англ. командования. В Калькутту были переброшены войска из Мадраса и Бирмы, а также английские солдаты, направлявшиеся в Китай. Значительную помощь англичанам оказали выступившие на их стороне раджи Гвалиора, Индура, сикхские раджи Патиалы и Джхинда и многие др. представители феодальной знати, а также корпус гуркхов (гурков) из Непала.

В конце мая началось наступление колонизаторов вверх по Гангу. В июне были заняты Бенарес и Аллахабад. Колонизаторы жестоко расправлялись с восставшими.

15 и 16 июля англичане нанесли поражение Нана Сахибу, который отступил на территорию Ауда, а позднее ушел в Рохилкханд. За месяц до падения Канпура другие английские части подошли к Дели и приступили к осаде этого города. 19 сентября после 4-месячной осады англичане овладели городом. Бахадур-шах сдался английской армии вместе со своей семьей. Взятие Дели сопровождалось чудовищными зверствами английских войск.

С падением Дели основным центром Индийского народного восстания стал Ауд. Туда была брошена 100-тысячная английская армия. Во главе обороны аудской столицы Лакхнау встал Ахмад-шах, которого феодалы были вынуждены освободить из-под ареста. Бои под Лакхнау начались в последних числах февраля 1858 года, и только 19 марта англичане овладели городом. Как и в других городах, в Лакхнау англичане учинили грабеж и массовое избиение горожан.

После падения Лакхнау освободительная война индийского народа вступила в партизанский этап, на котором особенно развернулись военные таланты Ахмад-шаха и Тантиа Топи. Тантиа Топи встал во главе гвалиорского контингента, поднявшего бунт против своего князя. Своей военной базой он сделал город Калпи и не раз наносил англичанам серьезные удары. Вместе с джхансийской княгиней Лакшми-Бай и другими военными вождями Тантиа Топи вел искусную маневренную войну в районе Калпи, Канпура и Гвалиора.

2 августа 1858 года английский парламент принял закон о переходе управления Индией от Ост-Индской компании к короне, а 1 ноября 1858 года была опубликована Прокламация королевы Виктории, объявлявшая об этом и о прощении феодалов, участвовавших в восстании (кроме тех, кто лично был повинен в убийстве англичан), и обещавшая уважать их феодальную собственность. Феодалы сложили оружие, что облегчило завершение операций по уничтожению остатков повстанческих войск.

Большая часть военных вождей пала в боях, другие были схвачены и казнены или сосланы на вечную каторгу. В конце 1858 года Тантиа Топи (маратх по происхождению) предпринял попытку пробиться в Декан и поднять на восстание маратхов. Однако, пройдя за реку Нарбаду, он вынужден был отступить в Раджпутану, затем в Гвалиор, где был выдан предателем и 18 апреля 1859 года повешен. Гибелью Тантиа Топи завершилась трагическая эпопея Индийского народного восстания.

Основные причины поражения Индийского народного восстания: 1) военное превосходство англичан над восставшим народом; 2) противоречие целей восставших (прежде всего крестьян и феодалов); англичане, пойдя на уступки феодалам, оторвали Их от участия в восстании; 3) сохранявшаяся в результате слабости экономического развития разобщенность народов Индии, укрепляемая к тому же всей политикой колониальных властей; это помогло англичанам изолировать основной центр восстания и мобилизовать на его подавление все ресурсы Декана, Бенгалии и Пенджаба.

Несмотря на поражение, Индийское народное восстание выявило огромную силу народной ненависти к колониальным поработителям. Английские колонизаторы были вынуждены изменить свою политику. Они не только ликвидировали Ост-Индскую компанию и подчинили Индию короне, но и сделали своими союзниками индийских феодалов, проведя ряд законов, закреплявших их права помещичьей собственности на землю. В то же время им пришлось учесть огромное недовольство крестьян и издать законы об аренде, несколько ограничивавшие феодальный произвол заминдаров.

Индийское народное восстание имело большое международное значение. Наряду с Тайпинским восстанием в Китае и Бабидскими восстаниями в Иране оно явилось, по выражению К. Маркса, ответом народов Азии на закабаление их капиталистическими державами, в первую очередь Англией. К. Маркс отмечал также значение освободительной борьбы индийского народа для европейского рабочего движения.

Индийскому народному восстанию посвящена обширная литература. Еще в свое время оно приковало к себе внимание почти всего мира. Первыми, кто поднял голос в защиту повстанцев, были К. Маркс и Ф. Энгельс (Соч., 2 изд., т. 12). В своих блестящих статьях К. Маркс и Ф. Энгельс показали общенародный характер восстания и его движущие силы, дали анализ сильных и слабых сторон восстания и причин его поражения, разоблачили гнусные действия озверевших усмирителей восстания. В России с самой яркой статьей в защиту инд. народа выступил революц. демократ Н. А. Добролюбов, опубликовавший под псевдонимом Н. Турчинов статью "Взгляд на историю и совр. состояние Ост-Индии" в журнале "Современник" (1857, кн. 9), в этой статье он отмечал кар. характер восстания, вызванного всей системой колониального угнетения Индии. В Англии восстание поддержал видный чартист Э. Ч. Джонс, который писал в газете "People's Paper", что индийское восстание было не военным мятежом, а подлинно национальным восстанием (подробнее см ст. Д. Брайна в сб.: Народное восстание в Индии 1857-1859 гг., М., 1957)

Буржуазная историография, и прежде всего английская, отрицает народный характер восстания и рассматривает его как военный бунт сипаев, к которым присоединились недовольные феодалы. В качестве причины восстания выдвигается недальновидная политика частной организации Ост-Индской компании и ее генерал-губернатора Дальхуаи. Такая точка зрения проводится в самой авторитетной, богатой фактич. материалом многотомной истории Кея и Маллесона (Kaye's and Malleson's History of the Indian mutiny, v. 1-5, L., 1888-89), в трехтомной истории Форреста (G. W. Forrest, History of the Indian Mutiny reviewed and illustrated from original documents, v. 1-3, L., 1904-12) и в др. работах. Что касается индийской исторической литературы, то она не велика, в частности и потому, что колониальные власти пропускали лишь такие книги, которые не противоречили их взглядам. Они разрешили публикацию работ Сайд Ахмад-хана "Асбаб-е бхагават-и Хинд" (1858) и Канхайа Лала "Тарих-и бхагават Хинд" (1916) (обе на яз. урду), но запретили книгу В. Д. Саваркара "The Indian war of Independence 1857" (L., 1909) за её решительную антианглийскую направленность. Однако Саваркаром восстание представлено как романтическая эпопея борьбы за родину и религию небольшой кучки феодалов, организовавших заговор против англичан и поддержанных сипайскими войсками и народом, якобы видевшими в них своих "естественных" вождей. После освобождения Индии ее историки получили возможность более глубокого изучения событий 1857-1859 годов. В появившихся работах приводятся новые документы Однако лишь немногие авторы попытались раскрыть народный характер восстания (напр., Ashoka-Mehta, 1857. The great rebellion, Bombay, 1946; Rebellion, 1857. A Symposium, сб. ст. ed. by P. С. Joshi, New Delhi, 1957). Большинство авторов до сих пор продолжает следовать английской традиции в оценке Индийского народного восстания (см., напр., кн. S. N. Sen, Eighteen fifty-seven, Calcutta-Delhi, 1957).

Советские историки, исходя из оценки Индийского народного восстания, данной К. Марксом и Ф. Энгельсом, всегда рассматривали его как общенародное восстание против колониального гнета, главными движущими силами которого были крестьяне и ремесленники (гл. в кн.: И. М. Рейснер, Очерки клас. борьбы в Индии, ч. 1, М., 1932). Советские ученые показали, что в ходе Индийского народного восстания крестьяне пытались вернуть общинные права на землю, отнятые у них колонизаторами в свою пользу или в пользу заминдаров, а также силой покончить с задолженностью ростовщикам. Однако эти выступления крестьян не наложили на Индийское народное восстание печати аграрной революции, как пытались доказывать некоторые современные индийские авторы (см. ст. Сатиндры Сингхав журн. "India to-day", 1952, v. 1, No 10). Из опубликованных. в СССР работ наиболее всесторонне все аспекты Индийского народного восстания освещены в сборнике, изданном к столетнему юбилею восстания "Народное восстание в Индии 1857-1859" (М., 1957). Из других работ по истории Индийского народного восстания следует упомянуть работы: Комарова Э. Н., Экономические предпосылки индийского народного восстания 1857-1859 гг., "СВ", 1957, No 4; Москалева В., Сипайское восстание в Индии в 1857, "ИЖ", 1937, No 9; Осипова А. М., Великое восстание в Индии 1857-1859, М., 1957; его же, К вопросу о роли раджпутского крестьянства в инд. нац. восстании 1857-1859 г., "ВИ", 1957, No 6; Семеновой Н. И., Пенджаб в период Народного восстания в Индии 1857-1859 гг., в кн.: Индия. Статьи по истории, М., 1959; Библиографию работ по истории восстания, вышедших на иностр. яз. до 1957, см. в книге: Sen S. N., Eighteen fifty-seven, (Calcutta-Delhi), 1957.

А. М. Осипов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.


Далее читайте:

Всё об Индии и инусах (справочник).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС