Английская революция |
|
XVII в. |
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Английская революция середины XVII в.ПолитикаПосле смерти Елизаветы I (1603) корона перешла к королю Шотландии Якову VI Стюарту, который стал править в Англии и в Ирландии под именем Якова I. Англия, Шотландия и Ирландия существенно отличались друг от друга — экономически, социально, культурно и конфессионально. Англия была экономически наиболее развита, обладала централизованной системой управления, все ее население говорило по-английски и исповедовало преимущественно протестантизм. Шотландия была менее централизованной. Жители ее высокогорных районов говорили по-гэльски и в значительной части сохраняли верность католицизму. Там существовала клановая система. Королевская администрации в Эдинбурге было трудно контролировать кланы. Жители экономически и культурно более развитой равнинной Шотландии говорили на сходном с английским диалекте, исповедовали кальвинизм и с опаской относились к «диким» горцам. Самой сложной и неоднородной страной была Ирландия. Ее население состояло из трех культурно и этнически различавшихся общностей. Самой большой этнической общностью были кельты или «старые ирландцы», говорившие по-гэльски и жившие кланами (здесь они назывались «септы»). Обмен между «старыми ирландцами» носил очень часто еще не денежный, а натуральный характер. Другой значительной группой населения были так называемые старые англичане, потомки нормандских завоевателей, начавших еще в XII в. колонизацию Пейла (Восточной Ирландии), а затем утвердившихся и в других регионах. Главным городом Пейла, где размещалась английская администрация, был Дублин. В Пейле применялась английская трехпольная система ведения аграрного хозяйства. Земля принадлежала лордам маноров, сдававшим ее крестьянам в держание. В XVI — начале XVII в. Лондон активно способствовал переселению в Ирландию англичан и шотландцев, исповедовавших протестантизм. Им выделялись «плантации» — территории, отторгнутые у ирландцев. Протестантские анклавы призваны были также служить опорой центральной власти на острове. Так сформировалась третья группа населения — «новые англичане». В политической сфере главным результатом правления Тюдоров было усиление королевской власти. Центром управления стал созданный в 1540 Тайный совет, куда входили руководители важнейших ведомств во главе с канцлером, государственным секретарем и министры королевского двора и где вырабатывались самые значимые внутри- и внешнеполитические решения. Чтобы усилить свое влияние на судопроизводство и ввести религиозное единообразие, корона создала чрезвычайные суды — Звездную палату и Высокую комиссию. Однако самым авторитетным органом власти в Англии был парламент. Не испросив у него согласия, король не имел права облагать подданных налогами. Из-за инфляции доходы короны из других источников сократились на 40 %, поэтому парламентские субсидии имели большое значение для казны. В предреволюционной Англии отношения Стюартов с палатами часто не складывались. Среди главных внутриполитических проблем, доставшихся Стюартам, была незавершенная Реформация. Хотя догматика англиканства вобрала в себя идеи Кальвина, церковь сохранила епископат, иерархическое устройство и принятые в католицизме пышные облачения священников, что вызывало критику сторонников более радикального протестантизма — пуритан, настаивавших на продолжении Реформации и углублении церковных преобразований. Идеалом для одной части пуритан (пресвитериан) были общины раннего христианства и кальвинистские церкви Женевы и Шотландии, что исключало наличие епископов, иерархию духовных должностей и подчинение Церкви королевской власти. По мнению пресвитериан, на уровне приходов истинную веру должны были поддерживать собрания (консистории) духовных пасторов (пресвитеров) и светских старейшин, а на уровне епархий Церковью должны руководить ассамблеи или синоды избранных священников и старейшин. В Англии с 1580-х существовали и еще более радикальные протестанты — индепенденты, отвергавшие любой официально установленный религиозный порядок и выступавшие против вмешательства светской власти в духовные дела. Стюарты старались не докучать могущественным шотландским магнатам. Шотландия имела свой парламент и особую правовую систему, в основе которой лежали нормы римского права. В Шотландии были очень сильны позиции пресвитерианской Церкви. Протестантизм там победил по инициативе светских лиц, учредивших пресвитерианскую Церковь — Кирку. В результате пресвитерианские консистории играли во многом определяющую роль в религиозной и социальной жизни равнинной Шотландии. Епископат формально сохранялся, но был отстранен от решения церковных вопросов. Управление Церковью осуществляла Генеральная ассамблея выборных представителей консисторий, среди которых много было светских лиц. Ирландией английские короли владели по праву завоевания. После того как в Англии началась Реформация, а ирландские кельты и «старые англичане» сохранили верность католицизму, английская корона, сталкиваясь с сопротивлением и восстаниями католиков, стала усиливать военное присутствие на острове. Стюарты законодательно упразднили клановую систему в Ирландии, лишив вождей судебной власти. Все жители объявлялись свободными подданными короля. Ирландские крестьяне должны были платить своим лордам только фиксированные ренты и повинности. На Ирландию распространялось действие английского права и создавались аналогичные метрополии институты. В 1607 корона конфисковала земли в шести графствах на северо-западе острова и приступила к их ускоренной колонизации. «Новые англичане» быстро богатели и стремились доминировать в системе управления, вызывая зависть со стороны «старых англичан» и ненависть ирландцев.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |