Домен hrono.ru   работает при поддержке фирмы sema.ru

С.В. БЕЛОВ

ТВОРЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В 155 ЛЕТ

XPOHOС
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Русское поле:

СЛОВО
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
МОЛОКО - русский литературный журнал
РУССКАЯ ЖИЗНЬ - литературный журнал
ПОДЪЕМ - литературный журнал
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова
С.В. Белов, доктор исторических наук

Творческая жизнь в 155 лет

doctoev01.jpg (5947 bytes)

В1999 году я приступил в Российской национальной библиотеке к работе над составлением грандиозного библиографического указателя «Ф.М. Достоевский за 155 лет. Библиография произведений Ф.М. Достоевского и литература о нем на русском языке во всем мире с 1846 по 2001 гг.». Общий объем моей работы — 150 печатных листов, три тома. Срок окончания — 2004 год.

Библиографирование Достоевского началось в самом начале двадцатого века и продолжалось весь двадцатый век. Речь идет прежде всего о появлении в 1906 году в Петербурге большого труда жены писателя Анны Григорьевны Достоевской «Библиографический указатель сочинений и произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности Ф.М. Достоевского, собранных в Музее памяти

Ф.М. Достоевского в Московском Историческом музее. 1846—1903», который известный достоевсковед Л.П. Гроссман совершенно справедливо назвал «уникумом русской литературной библиографии» (Достоевская А.Г. Воспоминания. М.: Л., 1925. С. 12).

Указатель А.Г. Достоевской содержит 4232 номера, из них почти половина относится к печатным источникам, остальные — иконография, вещи писателя и другие экспонаты Музея памяти Ф.М. Достоевского в Московском Историческим музее имени императора Александра III.

Нам уже приходилось отмечать фундаментальное значение «Библиографического указателя…» А.Г. Достоевской, которая совершила подвиг во славу Достоевского и которая продолжала свою библиографическую работу до самой смерти, т. е. до 1918 года (см.: Белов С.В. Жена писателя. Последняя любовь Ф.М. Достоевского. М., 1986).

Однако огромный труд А.Г. Достоевской имеет и свои недостатки, которые объясняются тем, что она включила в свой указатель лишь литературу, которая была собрана в Музее памяти Ф.М. Достоевского в Московском Историческом музее. Таким образом, из поля зрения А.Г. Достоевской исчез большой поток литературы о Достоевском, в основном провинциальные источники.

Приведем некоторые примеры. Не попали в указатель А.Г. Достоевской отклики провинциальной печати, впрочем, как и столичной, на гастроли П.Н. Орленева в ролях Раскольникова по роману «Преступление и наказание» и Дмитрия Карамазова по роману «Братья Карамазовы»: И.В. Театр и музыка (Братья Карамазовы» в Ярославле). — Северный край, Ярославль, 1901, 4 апреля; Театр «Аквариум» (Москва. «Братья Карамазовы»). — Русское слово, 1901, 30 июля; Вл. Театр и музыка («Братья Карамазовы» в Николаеве). — Южанин, Николаев, 1901, 27 ноября; Театр и музыка («Братья Карамазовы» в Николаеве). — Одесские новости, 1901, 28 ноября; Сиг (Гольдельман С.И.). Гастроли П.Н. Орленева («Преступление и наказание», драма в 8-ми картинах, соч. Я. Дельера по роману Достоевского. Керчь). — Южный курьер, Керчь, 1901, 2 декабря; Сиг (Гольдельман С.И). Гастроли П.Н. Орленева (Керчь. «Братья Карамазовы»). — Там же, 1901, 8 декабря.

В 1900 году А.Г. Достоевская не зафиксировала, например, спектакли «Преступление и наказание» и «Идиот» в театре города Уральска и отклики на них в местной печати: А.А. Городской театр. Характеристика сил нашей труппы («Идиот» в театре г. Уральска). — Уралец, Уральск, 1900, 19 октября; А.А. Город-ской театр. Характеристика сил нашей труппы («Идиот» в театре г. Уральска). — Там же, 1900, 26 октября; Местная хроника («Преступление и наказание» в театре г. Уральска). — Там же, 1900, 30 ноября.

Второй недостаток замечательного в целом труда А.Г. Достоевской — это слабое раскрытие псевдонимов авторов. Например, в «Северной пчеле» в 1846 году появилась рецензия на «Бедных люди» за подписью Я.Я.Я. (30 января). А.Г. Достоевская не раскрывает, что это критик Л.В. Брант. В той же «Северной пчеле» 9 марта 1846 года появилась статья о «Бедных людях» за подписью Ф.Б. «Журнальная всякая всячина». А.Г. Достоевская не раскрывает, что Ф.Б. — это Ф. Булгарин. В Московском литературном и ученом сборнике за 1847 год появилась статья о «Петербургском сборнике», где были напечатаны «Бедные люди», за подписью Г-н Имрек. А.Г. Достоевская не сообщает, что это псевдоним К.С. Аксакова. В других случаях А.Г. Достоевская не указывает авторов даже широко известных статей, например, не указывает, что автором знаменитой статьи о «Бедных людях» и «Двойнике» в первом номере «Отечественных записок» в 1847 году «Нечто о русской литературе в 1846 году» был В.Н. Майков.

Наконец, последнее, существенное замечание, имеющее важное значение для моего указателя «Ф.М. Достоевский за 155 лет», касается построения «Библиографического указателя сочинений и произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности Ф.М. Достоевского, собранных в Музее памяти Ф.М. Достоевского в Московском Историческом музее. 1846—1903». А.Г. Достоевская располагала материалы не по авторам, а по заглавиям журналов, газет, сборников, что, на мой взгляд, значительно затрудняет пользование ее библиографическим указателем. Особенно затруднительно составлять по такому принципу библиографические указатели в современную эпоху, когда неизмеримо выросло количество литературы о Достоевском и часто бывает затруднительно найти грань между журналами, газетами и сборниками.

Продолжением библиографического труда А.Г.Достоевской явился указатель сотрудника Публичной библиотеки в Петербурге Н.А. Соколова «Материалы для библиографии Ф.М. Достоевского 1903—1923 гг.», напечатанный во втором сборнике «Ф.М. Достоев-ский. Статьи и материалы», под редакцией А.С. Долинина, в 1924 году. Отдавая должное труду Н.А. Соколова, отметим, что ему присущи те же недостатки, что и библиографическому указателю А.Г. Достоевской.

Прежде всего, большой пласт материалов, в основном провинциальной печати, не попал в «Материалы для библиографии Ф.М. Достоевского 1903—1923 гг.» Н.А. Соколова. Например, практически не вошла в работу Н.А. Соколова вся полемика вокруг постановки «Братьев Карамазовых» и «Бесов» в Московском Художественном театре в 1910 и 1913 годах, в том числе полемика М. Горького с Московским Художественным театром по поводу постановки «Бесов». Приведем лишь несколько примеров. Не попали в указатель Н.А. Соколова статьи П. Волжского «Московские силуэты» в «Таганрогском вестнике», 1910, 13 дек. (о «Братьях Карамазовых» в МХТ), «Театр и музыка» в «Одесских ведомостях», 1910, 5 нояб. (Л.М. Леонидов в роли Дмитрия Карамазова), «Братья Карамазовы» в Московском Художественном театре в «Приазовском крае», Ростов-на-Дону, 1910, 1 нояб.; С. Глаголя (Голоушева С.С.) «Обрывки «Бесов» на сцене Художественного театра» в Утре Юга, Ростов-на-Дону, 1912, 10 нояб.; Н. Геккера «Привет М. Горькому» в «Одесских новостях», 1913, 1 нояб.; Л. Войтоловского «Летучие наброски. Под флером либерализма» в «Киевской мысли», 1913, 23 нояб. и т. д.

Вероятно, такой недобор объяснялся тем, что в Публичной библиотеке Н.А. Соколов просматривал лишь наиболее известные и популярные издания, а в Институт книговедения, материалами которого он пользовался, попадало далеко не все.

Второй недостаток работы Н.А. Соколова — это слабое раскрытие или просто нераскрытие псевдонимов авторов статей. Например, не раскрывается, что Глаголь С. — это Голоушев С.С., что Дионео — это Шкловский И.В., что Solus — это Арабажин К.И., что Баян — это Ежов Н.М., что Яблоновский С. — это Потресов С.В., что Анчар — это Боцяновский В.Ф. и т. д.

Наконец, третий недостаток работы Н.А. Соколова «Материалы для библиографии Ф.М. Достоевского 1903—1923 гг.» — расположение материала в указателе. Н.А. Соколов идет вслед за А.Г. Достоевской, располагая отдельно журналы и газеты — по годам, а внутри по заглавиям журналов и газет, и отдельно — книги и сборники, а внутри по годам и по авторам и заглавиям. На мой взгляд, это неверный подход к расположению материала, так как материал должен прежде всего располагаться по авторам тех или иных работ о Достоевском.

В 1964 году автор этих строк, как бы продолжая работы А.Г. Достоевской и Н.А. Соколова, составил работу «Библиография произведений Ф.М. Достоевского и литературы о нем. 1917—1962 гг.» и отправил ее для публикации в издательство «Книга». Однако издательство «Книга» направило мою рукопись для рецензирования в Музей-квартиру Ф.М. Достоевского в Москве и в результате ко мне добавилось еще три автора — сотрудники Музея-квартиры Ф.М. Достоевского в Москве, и моя рукопись в несколько дополненном и видоизмененном виде под четырьмя авторами появилась в издательстве «Книга» в 1968 году под заглавием «Ф.М. Достоевский. Библиография произведений Ф.М. Достоевского и литературы о нем. 1917—1965 гг.».

Однако такое расширение авторского коллектива привело к тому, что в изданной в 1968 году книге совершенно исчезли многие важные книги и статьи: например, выпала единственная книга о Достоевском академика М.П. Алексеева «Ранний друг Достоев-ского» (Одесса, 1921), выпали две статьи И.Н. Кубикова в 1918 году в «Вестнике культуры и политики»: «Нечаевщина в русской революции» (№ 5), «Смердяковы в русской революции» (№ 8), не попали статьи о спектакле «Село Степанчиково и его обитатели» с октября 1917 года в журналах и газетах «Артист и зритель», «Новости сезона», «Театральная газета», «Театр и искусство», о спектакле «Преступление и наказание» в Театре народного просвещения в Москве в 1918 году в газетах «Новый вечерний час», «Вечерние огни», «Петроградская правда», «Обозрение театров»; не вошла книга М. Храпченко «Лев Толстой как художник» (М., 1963), где есть большая глава «Предшественники и современники», и т. д. и т. п. Но самое печальное, что из моей рукописи изъяли всю русскую эмигрантскую литературу о Достоевском, которая именно в 1920—1950 годы достигла наивысшего подъема в деле изучения жизни и творчества Достоевского и которую я собирал с огромным трудом и риском в годы застоя.

Отмечу также слабое раскрытие псевдонимов в книге 1968 года: Л.И. — это Ильинский Л.К., Л.Н. — это Лернер Н.О., Б.М. — это Модзалевский Б.Л., Др.С. — это не Дурылин С.Н., а Дрейден С.Д., Эрэс — это Суслович Р.Р. и т. д. и т. п.

Непонятно также, почему вдруг один какой-то сборник статей о Достоевском в книге 1968 года расписывается отдельно по каждому автору, а не раскрывается в одной записи сразу все содержание сборника. Например, сборник «Ф.М. Достоевский. Статьи и материалы», сборник 2-й, под редакцией А.С. Долинина (Л., «Мысль», 1924), расписывается не сразу в одном месте, под одной записью, а дается каждый раз отдельно, под записью авторов: С. Аскольдова, Л. Гроссмана, А. Долинина (три раза, у него три статьи),

З.С. Ковригиной, В.Л. Комаровича, С. Любимова, сообщение Г. Прохорова и Е. Покровской, В. Сидорова, М.Н. Стоюниной, Б. Энгельгардта. Вот так и получилось, что вместо одной записи идут 12 записей. Это весьма осложняет пользование указателем 1968 года.

Естественно, что в издании 1968 года появился совершенно ненужный раздел «Музей-квартира Ф.М. Достоевского», и совсем непонятно, почему в этом издании вдруг появился специальный раздел «В.И. Ленин о Ф.М. Достоевском». Сентиментально-слащавая статейка В.Д. Бонч-Бруевича «В.И. Ленин о книгах и писателях» («Литературная газета», 1955, 21 апр.) является абсолютной ложью, так как у нас есть точное указание, что вождь большевиков не только не принимал на дух Достоевского, но и вообще читал только «Записки из Мертвого дома» и «Преступление и наказание». Н. Валентинов приводит слова В.В. Воровского в своих воспоминаниях «Встречи с Лениным»: «Для чтения всех сборников «Знания» он [Ленин. — С.Б.], видите ли, нашел время, а вот Достоевского сознательно игнорировал. «На эту дрянь у меня нет свободного времени». Прочитав «Записки из Мертвого дома» и «Преступление и наказание», он «Бесы» и «Братьев Карамазовых» читать не пожелал. «Содержание сих обоих пахучих произведений, — заявил он, — мне неизвестно, для меня этого предостаточно». «Братьев Карамазовых» начал было читать и бросил: от сцен в монастыре стошнило. Что же касается «Бесов» — это явная реакционная гадость, подобная «Панургову стаду» Крестовского, терять на нее время у меня абсолютно никакой охоты нет. Перелистал книгу и швырнул в сторону. Такая литература мне не нужна, — что она мне может дать?» (Валентинов Н. Встречи с Лениным. Benson, 1958. С. 85).

В издании 1968 года «Ф.М. Достоевский. Биография произведений Ф.М. Достоевского и литература о нем. 1917—1965», в отличие от работ А.Г. Достоевской и Н.А. Соколова, работы правильно располагаются внутри каждого года по алфавиту имен и заглавий, однако и такое расположение, на мой взгляд, явно недостаточно для создания современной библиографии.

После выхода книги 1968 года я продолжил работу по библиографированию Достоевского, выпустив целый ряд библиографических работ: Белов С.В. Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. Библиогр. указатель//Проблемы жанра в истории русской литературы. — Л., 1969. С. 274—316; Белов С.В. Библиография произведений Достоевского и литературы о нем. 1970—1971//Достоевский. Материалы и исследования. Т. 1. — Л., 1974. С. 305—338; Белов С.В. Достоевский и театр. 1846—1977. Библиогр. указатель. — Л., 1980; Белов С.В. Материалы для библиографии русской зарубежной литературы о Достоевском (1920—1971)// Достоевский. Материалы и исследования.

Т. 10. — СПб., 1992. С. 255—282; Белов С.В. Материалы для библиографии русской зарубежной литературы о Достоевском (1920—1992)// Русские эмигранты о Достоевском. — СПб., 1994. С. 393—428.

При составлении единого библиографического указателя произведений Достоевского и литературы о нем на русском языке во всем мире за 155 лет, с 1846 по 2001 годы, я буду придерживаться того плана расположения материала, который был у меня в рукописи 1964 года: произведения Ф.М. Достоевского, публикация текстов, письма, Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников, литература о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского, Ф.М. Достоевский и искусство (отдельно здесь выделяются «Ф.М. Достоевский и театр», «Ф.М. Достоевский и кино»), литература о Ф.М. Достоевском за рубежом на русском языке, авторефераты диссертаций, справочно-библиографическая литература. И завершают работу приложения: список условных сокращений, указатель периодических изданий, указатель произведений Ф.М. Достоевского, хронологическо-географический указатель, тематический указатель, указатель имен.

Принципиальный вопрос — расположение материала в моем будущем указателе. Я пришел к выводу, что статьи авторов в журналах и газетах надо располагать не по алфавиту авторов, а по мере выхода этих статей из печати, — именно так легче всего проследить полемику по поводу тех или иных публикаций. Такое расположение материала я впервые применил в своей книге «Ф.М. Достоевский и театр. 1846—1977. Библиогр. указатель» — Л., 1980, что вызвало отклик театроведа Б. Любимова: «Прекрасно составленный указатель» («Лит. обозрение», 1985, № 8. С. 86).

Предполагаемый выход моей работы, которая в 1999—2001 годы осуществлялась при поддержке РГНФ (номер проекта 99-04-00008а), 2005 год.

Санкт-Петербург

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList

Русское поле

© ЖУРНАЛ "СЛОВО", 2002

WEB-редактор Вячеслав Румянцев