Театинцы
       > НА ГЛАВНУЮ > РЕЛИГИИ МИРА > КАТОЛИЧЕСКИЕ ОРДЕНА И ЕРЕСИ >

ссылка на XPOHOC

Театинцы

1524 г.

РЕЛИГИИ МИРА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Театинцы

Театинцы - монашеский орден, основанный в Риме в 1524 году кардиналом Караффа (позже папа Павел IV), епископом Теате и утвержден в 1540 году. Орден театинцев служил рассадником высшего духовенства и пользовался большим уважением. Распространился главным образом в Венеции и Неаполе, где направил свою деятельность на преследование еретиков. Его члены разошлись по всей Италии, Франции, Германии, Испании, Польше, простерли свою миссионерскую деятельность на Кавказ. Целью ордена был строгий монастырский режим, жизнь в апостольской простоте, поэтому театинцы называются также апостолическим духовенством, или, так как они не имеют собственности ни заработанной, ни приобретенной через подаяние, а живут только тем, что посылает Господь — «организованным клиром божественного Промысла или совместной жизни».

Во главе ордена стоит генерал. Среди членов ордена есть и женщины. Папы Урбан VIII и Климент IX присоединили к нему конгрегации беспорочного зачатия и театинок пустынниц.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880


Торговые сношения с Востоком, развивавшиеся все сильнее со времени крестовых походов, и крупная промышленность, сделавшая поразительные успехи, чрезвычайно увеличили общественные и частные богатства. Вследствие этого с XIII века роскошь, как в одежде, так и в образе жизни, разрослась до чрезвычайности. В то же время скептицизм, родившийся от соприкосновения Запада с высокой культурой мусульманства, настолько же усиленный Возрождением, настолько и возбуждаемый узурпациями папства, привел ученые и правящие классы к утрате древней слепой веры и непоколебимой преданности церкви. К несчастью тогда еще не нашли ни нового идеала, ни возвышенной и увлекательной цели, которые могли бы заменить прежнюю религиозную наивность, и потому люди стали пытаться как-нибудь скрыть от себя и чем-нибудь заполнить образовавшуюся внутреннюю пустоту и предались чувственным удовольствиям и всякого рода излишествам. Естественно, что и духовенство, владевшее большими богатствами и ставшее, благодаря философии и гуманизму, столь же чуждым, как и миряне, всяким религиозным убеждениям, не меньше других увлекалось стремлениями своей эпохи.

Движение в смысле внутренней реформы, в которой так сильно нуждалось католичество для того, чтобы выдержать борьбу с новой религией, проявилось прежде всего среди монашеских орденов. Незначительное само по себе вначале, это движение вскоре стало важно по своим последствиям, благодаря тому лихорадочному самоотвержению, строгости и возрождению религиозного духа, которое оно вызвало вскоре во всех классах католического мира. Сигнал был подан орденом вторичной важности — комальдулами, особенно строгой ветвью бенедиктинцев. Эта суровая община быстро распространилась по Италии, Германии и Польше.

Гораздо серьезнее была реформа ордена францисканцев, совершенная в 1525 году Матвеем де Басси, который ввел для своих последователей, как внешний знак обращения к уставу основателя святого Франциска Ассизского, длинный и остроконечный капюшон, такой, в каком обыкновенно изображается святой Франциск на всех рисунках. По этому самому капюшону их стали называть капуцинами. Их рвение, поразительные обращения к вере посредством проповедей, и услуги, оказанные ими народу во время одной эпидемии, доставили им всеобщее уважение.

Португалец Иоанн Божий, умерший в 1550 году, создал своей самоотверженной преданностью и разумной и энергичной деятельностью то замечательное учреждение «Братьев милосердия», которое является одним из драгоценнейших и лучших украшений католичества. Исключительно только блеском своих скромных добродетелей, неутомимой помощью, оказываемой ими всем несчастным и страдающим, эти братья милосердия, не ставя себе прямой цели, больше укрепили католицизм, чем-то могла бы сделать целая сотня епископов и докторов богословия. Больные, которых они спасли от смерти, родители и дети, видевшие их у постели самых дорогих для них людей, невольно должны были переносить и на католицизм известную долю той глубокой благодарности, которую в широкой мере заслуживали эти братья.

Но все эти учреждения не могут идти в сравнение, в отношение содействия немедленному возрождению католицизма, с основанными в это же время орденами монашествующих клириков. Первым из этих орденов, совершенно нового рода по времени и вторым по значению, — был орден «театинцев».

Основатель его, Каэтан Тиенский, родился около 1480 года в Биченце, в семье древнего дворянского рода. Много и трудолюбиво учась в юности, он затем отправился в Рим, где немедленно был принят знаменитым папой Юлием II в число протонотариев апостолического престола. Но он не удовлетворился этой наполовину светской должностью и принял пострижение в 1516 году. Вскоре после этого, в 1519 году, он близко сошелся с некоторыми священниками и прелатами римской курии, всего в числе шестидесяти человек, которые, искренне огорчаясь неурядицами, царившими в церкви, и возникновением лютеранской ереси, образовали маленькую общину для того, чтобы совместно предаваться размышлениям и молитвам, и таким образом приготовиться к проповеди и обращению всех колеблющихся и неверующих. Они собирались в маленькой церкви святых Сильвестра и Доротеи, в Трастевере. Это благочестивое собрание, предназначавшееся для борьбы с ересью мирным оружием, называлось «Ораторией Божественной Любви». Слава его быстро разнеслась по всей Италии и вызвала во многих городах подражание.

Быстрые успехи ереси заставили Каэтана призадуматься о причинах видимого упадка церкви. Как и многие другие, он усмотрел ее в испорченности белого духовенства, т.е. того, которое по преимуществу должно было заботиться о спасении душ своей паствы и о направлении и утешении совести. Он решился исправить это зло посредством основания такого учреждения, которое бы реформировало жизнь, нравы и просвещение приходского духовенства, и возвратило бы ему апостольские добродетели древней церкви.

К счастью для его идеи, он встретился с одним прелатом, который был способен осуществить ее в совершенстве и притом в широких размерах. Это был епископ Караффа Театинский (Теано — древнее название епископства Киети, всегда находилось во владениях рода Караффов, самой известной фамилии Неаполитанского королевства, владевшей княжествами, маркизатами, графствами и баронствами; епископ Караффа Театинский — будущий римский папа Павел IV — А.А.).

Оригинальность идеи, несомненно принадлежавшей святому Каэтану, состояла в том, чтобы образовать религиозное общество, но не монахов, а священников, которые, приняв три монашеских обета — бедность, целомудрие и послушание, — совершали бы богослужения для общества и совершали таинства, как обыкновенные священники. Поэтому самому учреждению было дано название «Конгрегации клириков». Они носили черную мантию, а вместо монашеского капюшона — берет. Они были освобождены от всех обязанностей относительно формы, церемоний и религиозных обрядов, занимающих у монахов почти все их время. Живя в обществе в частных домах, они желали совместно работать на пользу морального и религиозного совершенства.

Караффа был настолько душой новой конгрегации, что по требованию самого Каэтана был избран первым старейшиной ее, а так как он носил титул епископа Театинского, то и все общество было названо «Театинцами». Им запрещалась не только какая бы то ни было личная или коллективная собственность, но и прошение милости, поступления которой, напротив, следовало ждать исключительно от добровольной благосклонности верных. Театинцы боролись против ересей, создали известное число способных и достойных епископов, давали своим самоотвержением и религиозным усердием спасительный пример, но все это имело лишь второстепенную важность. Совершенно иное и гораздо более значительное влияние получил другой орден, который позаимствовал от театинцев некоторые и наиболее характерные их свойства, — орден иезуитов.

Народами латинской расы овладела лихорадка образования новых орденов, а это указывает на пробуждение среди них, особенно в Италии, религиозного чувства и духа католицизма; но ни одно из этих учреждений XVI века не может идти в сравнение, по важности и неисчислимым результатам, с едва ли не самым молодым из них, — с монашествующими клириками Общества иезуитов.

Филиппсон. Религиозная контрреволюция в XVI веке. СПб. 1902


Далее читайте:

Ордена монашеские и ереси (католические)

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IVV-IXX-XIVXV-XIXXIX-XXI

Латинские религиозные термины (краткий фразеологический словарь).

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС