Мальтийский орден
       > НА ГЛАВНУЮ > РЕЛИГИИ МИРА > КАТОЛИЧЕСКИЕ ОРДЕНА И ЕРЕСИ >

ссылка на XPOHOC

Мальтийский орден

1776 г.

РЕЛИГИИ МИРА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Мальтийский орден

Мальтийский орден. Явился как бы аванпостом христианских держав против Оттоманской империи, достигшей в то время апогея своего могущества.

Высшего расцвета слава Мальтийского ордена достигла в правление великого магистра Ла-Валетта (1557—1568), при котором Мальте пришлось выдержать страшную осаду турок.

В XVIII веке на Мальте господствует мирная политика: великие магистры основывают школы, академию наук, университет.

В 1776 году великий магистр принц Роган (1775—1797) созывает в последний раз высшее законодательное учреждение ордена — генеральный капитул, которым был издан в 1779 году кодекс законов Мальтийского ордена («Codice del sacro militare ordine Gierosolimitano»).

12 июня 1798 года Мальта, без боя, сдалась французам. В 1800 году она была занята англичанами.

В 1834 году капитул ордена переносится в Рим. Во второй половине XIX века орден обращается в обширную духовно-благотворительную корпорацию. Во многих местах Европы, а также в Бейруте, он имеет больницы, в Иерусалиме — странноприимный дом, для богомольцев.

Законодательная власть и выбор главы ордена принадлежала генеральному капитулу. Исполнительными органами являлись великий магистр и состоящий при нем совет (consiglio ordinato), финансами ведала особая камера. Со времени смерти императора Павла, глава Мальтийского ордена назначает ся папой и получает менее почетный титул лейтенанта (поручика) великого магистра. Папской буллой от 28 марта 1871 года дарован лейтенанту барону Санта-Кроче прежний титул великого магистра мальтийских рыцарей.

Герб ордена — серебряный осьмиконечный крест на красном поле, с герцогскою короною, из которой исходил венок роз, окружавший щит, внизу небольшой иоаннитский крест и девиз — PRO FIDE.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

Большая советская энциклопедия. М. 1930, 1970 Советская историческая энциклопедия. М, 1970


В середине XI века — по разным источникам в 1048 или 1070 году — Мауро (один из купцов итальянского приморского города-республики Амальфи, располагавшегося немного южнее Неаполя и в то время принадлежавшего Византии), торговавший с малоазиатскими портовыми городами, получил от египетского калифа Боменсора, владетеля Палестины, разрешение на открытие в Иерусалиме, недалеко от места Гроба Господня, госпиталя — странноприимного дома для паломников к Святым Местам (gospitalis — гость), посвященного патриарху Александрийскому святому Иоанну Элеймону, жившему в VII веке. Древний хронист Гийом Тирский писал, что «греческое имя святого Иоанна латиняне переиначили на Иоанн Лемонье («Милостивый»); от него будто бы и пошло название иоаннитов. Впоследствии покровителем иоаннитов стал святой Иоанн Иерусалимский».

Вскоре совместно с бенедиктинскими монахами здесь было создано небольшое братство, ухаживающее за больными и ранеными паломниками, приезжавшими из Европы поклониться Гробу Господню, а сам госпиталь превратился в большой монастырь с больницами, церковью святой Марии Латинской и часовней святой Марии Магдалины.

Первым ректором странноприимного дома был избран Жерар де Тори, введший в обиход для членов будущего ордена черную длинную одежду с нашитым на ней восьмиконечным крестом, которая была утверждена римским папой Гонорием II. Жерар де Торн выстроил церковь во имя святого Иоанна Крестителя и новый большой госпиталь. Первых братьев-монахов стали называть госпитальерами — гостеприимцами святого Иоанна Иерусалимского, или иоаннитами.

При посещении иоаннитского странноприимного дома первый иерусалимский король герцог Годфруа Бульонский подарил для содержания госпиталя деревню Сальсола, расположенную вблизи Иерусалима. Четверо рыцарей-крестоносцев из свиты короля — Раймонд де Пюи, Дюдон де Компс, Конон де Монтегю, Гастус — добровольно остались у Жерара де Торна, приняв монашеские обеты бенедиктинцев.

В 1099 году братство иоаннитов было преобразовано в орден, первым начальником которого стал Жерар де Торн. 15 февраля 1113 года римский папа Пасхалий 11 официально признал Орден Госпитальеров — «Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского». В 1118 году Жерар де Торн умер, на его место был избран герой штурма Иерусалима Раймонд де Пюи, из дворянского рода Дофинеи. Сначала члены ордена ухаживали за больными и ранеными, а с первой половины XII века начали участвовать в войнах с мусульманскими государствами — Ливаном, Сирией, Палестиной и охранять паломников, прибывавших в Палестину двумя путями — по суше через Малую Азию и Византию или по Средиземному морю. Братство стало принимать в свои члены рыцарей, обязывая их защищать паломников в пути. В 1136 году граф Раймунд Триполийский поручил иоаннитским рыцарям оборону крепости Бетгемлин, прикрывавшей подступы к портовому городу Аскалон на юге Палестины. Рыцари успешно выдержали испытание, и граф передал иоаннитам еще несколько своих крепостей.

Уже через несколько лет в ордене иоаннитов было около полутысячи членов, которые успешно обороняли только в Леванте более пятидесяти крепостей, в которых, как правило, всегда строили вторую линию укреплений.

Во многих приморских городах Востока, Византии и Западной Европы иоанниты открыли странноприимные дома-госпитали. Иоаннитские крепости располагались почти на всех дорогах паломников, в Акре, Сайде, Тортозе, Антиохии — от Эдессы до Синая. Главными крепостями Ордена были Крак де Шевалье и Маргат.

Крепость Крак де Шевалье, находившася на склоне ливанских гор, в 1144 году была передана иоаннитам графом Раймундом II Триполийским и имела построенные рыцарями мощные двойные стены с высокими башнями и рвом, пробитым в скалах. Внутреннее пространство крепости площадью около трех гектаров имело жилые здания, казармы, палату великого магистра, амбары для зерна, мельницу, пекарню, маслобойню, конюшни. В крепость был проложен акведук, по которому постоянно поступала питьевая вода, достаточная для двухтысячного гарнизона. Маргат с 1110 по 1271 годы выдержал двенадцать осад, и только в 1271 году был взят войсками мамелюкского султана Египта Бейбарса.

Крепость Маргат, переданная госпитальерам графом Раймундом III Триполийским в 1186 году, располагалась к югу от Антиохии, в 35 километрах от моря, и была построена из скального базальта с двойными стенами и большими башнями, внутри находилось большое подземное водохранилище, запасы крепости позволяли тысячному гарнизону выдержать пятилетнюю осаду.

Паломники из Европы обеспечивались лечением, жильем и едой, судами и охраной для путешествия к Святым Местам, иоанниты хоронили умерших и помогали освобождать крестоносцев из мусульманского плена. Одной из главных задач иоаннитов была также оборона государств крестоносцев, образованных на Востоке.

В 1120 году римский папа Калист II утвердил «Правила Ордена иоаннитов», составленные первым магистром ордена Раймондом де Пюи. В герб, печать и знамя — штандарт ордена, было включено изображение белого восьмиконечного креста на красном поле, символизировавшее целомудрие членов Ордена и восемь добродетелей, ожидавших праведников в раю. На знамени ордена, утвержденном в II 30 году римским папой Иннокентием II, был вышит белый восьмиконечный крест на красном фоне. На орденской печати был изображен лежащий больной с крестом в изголовье и со свечой в ногах. Черная суконная одежда иоаннитов была сделана по примеру одежды Иоанна Крестителя, сделанной из верблюжьей шерсти, узкие рукава которой символизировали отречение от светской жизни, а полотняный белый восьмиконечный крест на груди символизировал их целомудрие. Четыре направления креста говорили о главных христианских добродетелях — благоразумии, справедливости, силе духа и воздержании, а восемь концов означали восемь благ, которые были обещаны Христом всем праведникам в раю в Нагорной проповеди.

А.Андреев. История Мальтийского ордена. М. 2001


Далее читайте:

Ордена монашеские и ереси (католические)

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IVV-IXX-XIVXV-XIXXIX-XXI

Латинские религиозные термины (краткий фразеологический словарь).

Крестоносцев государства.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС