Владимир ТЫЦКИХ
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > СЛАВЯНСТВО >


Владимир ТЫЦКИХ

2010 г.

Форум славянских культур

РУССКОЕ ПОЛЕ


Славянство
Славянство
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Славянские организации и форумы
Славяне

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Владимир ТЫЦКИХ

Засеки

III. ВСПОМНИМ И ОБРЯЩЕМ

СВИДЕТЕЛИ БУДУЩЕГО

…Текли столетья,
Как песок сквозь пальцы,
Как сквозь ведро дырявое – вода…

Дмитрий Кедрин. Может быть, наиболее сакральный поэт раннесоветской эпохи. Бесстрашно напоминающий о прошлом и значит – прозревающий будущее.

Он утешал, укреплял души людей, живущих простой и трудной (просто трудной) жизнью, и честно предупреждал о расплате вождей, которые мнили себя вечными, всесильными и всегда правыми. С 1945-го года остаётся тайной, за что и кем он убит – зарезан ножом в подмосковной электричке…

Эти строки – из его поэмы «Пирамида»:

«Я,
Древний царь,
Воздвигши камни эти,
Сказал:
Покрыть словами их бока,
Чтоб тьмы людей,
Живущие на свете,
Хвалили труд мой
Долгие века!»

Вчерашний мир

Раздвинули скитальцы,

Упали царства,

Встали города.

Текли столетья,

Как песок сквозь пальцы,

Как сквозь ведро дырявое – вода…

Поникли сфинксы каменными лбами.

Кружат орлы. В пустыне зной и тишь.

А время

Надпись выгрызло зубами,

Как ломтик сыра

Выгрызает мышь…

За несколько лет, как мы начали проводить Дни славянской письменности и культуры,  сложилась почти традиция – в Нововладимировке, что в Спасском районе, после первой на маршруте творческой встречи в сельском  клубе, в наступающей темноте вечера разжигался на зелёной поляне большой костёр, не гаснущий чуть не до самого утра. Отчего-то у этого костра непременно вспоминались «Зодчие» Дмитрия Кедрина, и я читал поэму подошедшим на огонь автопробежникам и гостям из местных жителей, крепко с нами породнившихся.

Дорогая Москва и тут навела необходимый порядок. Согласно очередному, конечно же, всё более гуманному и мудрому, а главное – рациональному закону, полюбившийся нам клуб в Нововладимировке выпал из структуры районного управления культуры. Теперь мы не можем останавливаться в нём. Это, наверное, и хорошо, потому что, став поселенческим, клуб как-то сразу одичал и начал быстро разрушаться, на что нельзя смотреть без слёз и сердечной боли.

Беда всероссийская, страшная, но всё-таки можно одуматься и отремонтировать разрушаемые ныне очаги культуры, можно, при соответствующем желании, и новые построить. Хуже, гораздо хуже, если уничтожается историческая память народа и по живому рвётся культурная традиция, как раз и делающая народ народом. Здесь надо отбросить болтовню о плюрализме, толерантности, веротерпимости и прочих замечательных вещах, надо забыть обо всех политесах и всяческой дипломатичности и честно, прямо назвать вещи своими именами. Уничтожение исторической памяти и традиционной народной культуры есть не что иное, как геноцид народа. Ибо народ без традиций, без исторической памяти – даже не население и не пресловутый электорат. Это – биомасса. Не важно, сколько в ней будет шибко образованных, умеющих мало-мальски считать и писать или совсем безграмотных – они уже не народ, а только унифицированный функциональный набор шевелящихся, едящих и галдящих двуногих, презренная, но, кажется, вполне управляемая толпа биологических придатков к цивилизационным технологиям.

В огне величайшей войны, в час, когда Родина оказалась у края гибели, а народ наш – перед лицом смерти, непробиваемый Сталин позволил вернуть патриаршество и заговорить почти лишённой голоса русской православной церкви. И не только вспомнил о классово чуждых князьях и графах, но и учредил ордена и медали Суворова и Кутузова, Ушакова и Нахимова, Богдана Хмельницкого и Александра Невского. Нет смысла судить-рядить, как сильно не хотел этого сатрап Сталин, сколь вынужденным шагом явилось для него и страны возвращение попранных святынь и забытых героев ненавистной «тюрьмы народов» – низвергнутой монархической России. Факт – это было сделано, это было своевременно, это было спасительно.

Нам пока не слишком затруднительно во время праздника Кирилла и Мефодия говорить о выдающейся истории родной страны, о её мучениках и героях, обо всём недавнем и давнем, чем мы обязаны дорожить. Ещё не вовсе ушли поколения, воспитанные и образованные отечеством, шагнувшим из лаптей в космос, ещё в сёлах и городах нас встречают люди, поразившие мир и ратными подвигами, и героизмом созидания.

Везде, где мы были однажды и куда приезжали несколько лет подряд, узнавали мы земляков, уже ушедших и ещё живых, которые стали творцами и хранителями истории и памяти нашего народа. Всё лучшее, всё поистине бесценное, что есть в них, конечно, обращено в завтрашний день и во многом определяет, каким он будет, грядущий день Родины.

Поэтому я зову их свидетелями будущего.

Их, может быть, не слишком много, но они, слава Богу, есть. И не только в Приморье, не только на Дальнем Востоке. В России, в каждом её уголке. В десятках, сотнях больших, всем известных, и маленьких, никому не ведомых странах. Своим дыханием они согрели ледяное пространство Арктики, своими голосами они разбудили антарктическое безмолвие. Их ногами протоптаны тропы по кряжам и урочищам Тянь-Шаня, Урала, Сихотэ-Алиня…

Они были всегда, во все времена. Их помнят озеро Чудское и поле Куликово, река Березина и матушка Волга… О них сурово молчат камни Кремля и тревожно звонят колокола Валаама… Их вспоминают заснеженные альпийские перевалы и огнедышащие пески Асуана… Их имена произносят Магнитка, Орёл с Курском, Братск с Усть-Илимском, Плесецк с Байконуром… Их обелиски стоят на афганском Саланге и в немецком Трептов-парке… К их памятникам несёт цветы Колыма… Их никогда не забудет Уссури…

Они живут в наших сердцах. Они сопровождают нас по жизни. Смотрят нам вслед, шагают рядом с нами, ждут нас везде, где мы были и где ещё только собираемся побывать.

Они твёрдо знают – пока мы помним о них, пока мы продолжаем их, мы остаёмся народом, и у нашей России есть будущее.

Доживём до него, доживём до них, до нашей России – дальше уже будем жить вечно.

 

< Назад

Вернуться к оглавлению

Вперёд >

 

 

СЛАВЯНСТВО



Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС