Владимир ТЫЦКИХ. Сигнальные костры |
|
2009 г. |
Форум славянских культур |
РУССКОЕ ПОЛЕ |
|
СлавянствоАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаЧто такое ФСК?Галерея славянстваСлавянские организации и форумыСлавянеXPOHOCФОРУМ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Владимир ТЫЦКИХСигнальные кострыПутевые заметки ПОД ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ БОГОРОДИЦЫ СКОРОПОСЛУШНИЦЫ Александр Табак (генерал-лейтенант в отставке): «Какой предстает армия в публикациях последних лет? Прежде всего это бездушная машина, перемалывающая судьбы молодых людей. Это сборище самодуров в папахах, чье бескультурье очевидно и беспросветно. Это сплошные издевательства над солдатами, это безгласие, казарма, полуголодное существование и прочее. Да будем же справедливыми, ведь речь идет о нашей армии... Так ли уж она замарана, как это живописуют?». Написано в канун развала Советского Союза, но с тех пор у отдельных, весьма, увы, немалочисленных и, случается, довольно выдающихся сограждан отношение к защитникам Родины если и изменилось, то едва ли в лучшую сторону. Беседы с протоиереем Сергием и четыре года назад, когда мы познакомились, и сейчас, как снова приехали в Лучегорск, не обходят военной темы. Батюшка никого не критикует, ни с кем не спорит. Возможно, и теледебатов не слушает, а то и вообще телевизора не смотрит, не знаю. Настоятелю лучегорского храма пятьдесят лет. Родом из Лесозаводска, служил в войсках правительственной связи. «Тянули связь из Китая через Монголию в Россию. Там всё было: кабельная, «атмосфера» и кое-что ещё». Понимаю: он, конечно, знает, с чем его едят, это «кое-что ещё». У отца Сергия крепкая семья. «Три пацана. Дмитрий учится в Хабаровске, в промышленно-экономическом техникуме, будет механиком по обслуживанию машин. Валерий служил в спецназе, был в Чечне. Оставался на контракт, заслужил все возможные льготы. Вернулся – предложили в милицию. Наверное, навоевался – отказался. Саша был шофёром в Комсомольске, учебка – в Хабаровске. Пришёл старшим сержантом. После службы пошёл в органы, отучился во Владивостоке, должен вернуться сюда». Храм – новый. Высокий. Просторный. Полный света и задумчивой тишины. Большой иконостас – кажется, до неба. В храме – отдельный вход справа – в подвале без окон и дверей трапезная. Пища здоровая. Выпечка, чай с медами и вареньями на десерт. Самовар. Первый раз приехали – был кирпичный неоштукатуренный новострой без куполов. Вместо пола – прогибающиеся, играющие под ногой кладки из неструганных досок. Вокруг стен земля изрыта, ямы-котлованы. Теперь – асфальт, скамьи и беседки. Фонари под старину на столбах. Странноприимный дом – два этажа. Всё обнесено красивой оградой. Спроворено за четыре года. Как не восхититься? Батюшка похвалу в свой адрес пропускает мимо ушей. Называет имена-фамилии добрых людей, помогших сотворить эту красоту (записать отложил на потом и, как водится, забыл: простите меня, добрые люди!). – Тринадцать лет в старом храме – из щепочек построили. Мимо – сторож Николай. Спрашиваю о нём. «В епархии свечи делал, вернулся сюда, устал от чего-то там, наверное». За этим, думаю, есть что-то, что батюшка знает, а мне не положено. Как о связи, которую делали в Монголии. Николай поздно вечером вызовет настоятеля из дома. Два пригретых при церкви бомжика набрались. Один, сухой, безмолвный, целый день во дворе пилил металлические уголки. Прокрался в подвал сторожки, затаился. «Подпалит! – обеспокоился Николай. – Там же горючее: краски и всё такое, а он курит». Пьяный бомж посулился зарезать сторожа. Николай настаивает: «Батюшка, вызовите милицию, сколько их терпеть!». Отец Сергий не стал. Выдворил смутьяна за ограду, второго где-то там углядел, предупредил «последний раз» и не велел появляться на церковном подворье. – Они из дальнего села, в Красном жили, ещё где-то, отовсюду их прогнали. Тут много и до них было. Сначала тихие, борщей покушают, в себя придут, а потом – за старое. Украдут чего – продали по дешёвке, пиши пропало. Этот, по всему, уголки утянул – реализовал и готов. В церкви воруют, такие люди. Мужики без дела и Бога – народ гиблый. Нет им места, не могут заработать на хлеб и достойную жизнь, а на палёнку много ли надо? Травятся, конечно, но не все и не сразу. А есть ещё китайский спирт в полиэтиленовых плоских пакетах: контрабанда, она дешёвая. Но денежки кому-то рекой льются. Бизнес прибыльный. Сергий уходит. Какое-то время сидим на лавочке с Николаем. – Часто ли венчаются? Вот недавно старушка со старичком под венец пошли, всю жизнь прожили вместе. А насчёт исповеди – редко. При Советской власти так внушили. Многие заходят, свечку поставят… Думают: Бог, он всё простит, такое отношение. Во Владивостоке у меня рядом с домом церковка Успения Божией Матери. По православным праздникам возле неё – целый табун дорогущих машин. – И у нас бывает, – комментирует Николай. – Они же, крутые-то, в церковь ходят за отпущением, чтоб дальше без боязни делишки обделывать, а Иисуса Христа держат за главного «крышевого»… Встреча с лучегорским литературным объединением «Ласточка» уже традиционна. Сегодня здесь и заместитель главы Лучегорского городского поселения Амлет Казаросян, и наш многодавний знакомец и соратник, главный редактор газеты «Победа» Сергей Ющенко. И отец Сергий, разумеется. Встречу открывает директор межрайонной поселенческой библиотеки Галина Халип. В зале – люди творческие, любят подискутировать. Кажется, Лариса Белякова: упрёк Василине Орловой. За фразу из «Русского острова»: «В прошлом преподаватель английского языка, перенесшая операцию и почти потерявшая слух пожилая женщина представляется: «Свет-Ивановна». Она ничего не пишет, не слышит, но живо во всем участвует». Фраза якобы обидная. Заступаюсь за Василину. Что в словах Орловой неправда? Даёт ли автор какую-то сомнительную оценку своей героине? Ничего такого в помине нет. По-моему, смысл здесь положительный. Человек мог бы от всего отгородиться, а он, напротив, «во всем активно участвует». Тогда как молодые и очень здоровые люди – посмотрите, мало ли таких вокруг!? – живут отдельно от всего на свете, словно слепоглухонемые. Действительно: не дано предугадать, как слово отзовётся. А Свет-Ивановна, Светлана Ивановна Брюханова, в самом деле светлый человек. Всегда садилась поближе к «президиуму» и «читала» речи говорящих по губам. Видимо, получалось не очень: сидевшая рядом помощница дублировала на ухо. Раньше, уже потеряв слух, Светлана Ивановна выступала в народном театре на сцене бывшего Дворца культуры «Энергетик», и никто в зале не догадывался, что у неё такой серьёзный недуг – так ей подыгрывали партнёры. Сейчас Светланы Ивановны нет: уехала из Лучегорска к племяннику в Артём. Но для участников автопробега навсегда стала примером жизнестойкости и душевной твёрдости. Дни славянской письменности и культуры густо заселены людьми. О празднике в Федосьевке расскажет своим читателям Сергей Яковлевич Ющенко. Там экипаж Листрового с хлебом-солью привечали специалист администрации сельского поселения Л.Н. Глазебная и директор дома культуры Т.Н. Лученинова. В спектакле, поставленном Екатериной Кучук, участвовали местные ребятишки Люба Коломицева, Настя и Илья Глазебные. Прекрасно выступили фольклорная группа «Селяночка», солистки Алина Чирякова, Анастасия Буркова, Любовь Коноваленко. Более чем удался дебют не местной сцене Серёжи Кузнецова. Что касается Нины, то газета «Победа» отметит: «Она завоевала сердца федосьевцев ещё во время прошлогодней встречи виртуозной игрой на аккордеоне, милым девичьим обаянием и тем, как с шуткой подчеркнула директор дома культуры, «что носит нашу федосьевскую фамилию, одну из фамилий первых поселенцев села – Назаренко». С Сергеем Ющенко, батюшкой Сергием, Виктором Костиным мы из Лучегорска отправились в противоположную сторону. Необычной формы ярко-красный, как детская пожарная машинка, грузовичок отца Сергия катил впереди, показывая дорогу «Чайзеру». В Новостройке на крыльце дома культуры встретили директор Татьяна Зиновьева, художественный руководитель Людмила Бондаренко в окружении празднично одетых селян. Бондаренко в зелёном русском сарафане, в руках яблочный пирог на рушнике. В зале на первых рядах детсадовцы, за ними школьники, дальше взрослые. После концерта детворе – подарки. «Победа» засвидетельствует: «Представители Морского государственного университета раздарили значки с изображением белого парусника – символа Морской академии на Дальнем Востоке». На значках наша гордость – парусник «Надежда». Действительно, уже и по названию, хороший символ. В Игнатьевке и Нагорном обе группы съехались и работали полным составом. Здесь, в основном, молодёжь. Отыграли программу – началось неофициальное общение. Масса вопросов. Опять же – цитата из газеты: «Гости рассказали о своём университете, подарили значки и пригласили ребят, которые бредят морем, поступать в их знаменитый морской вуз, где не только готовят классных специалистов, но и имеется хорошая база для занятий в спортивных секциях и кружках». В моей записной всего и осталось – эти короткие, на ходу сделанные заметы: 1. 06. Губерово. ДК. День защиты детей. Боятся, что дом культуры закроют. Дом культуры с. Игнатьевка. Первые слова после приветствия – батюшке: «Покрестите наш клуб и библиотеку, чтобы не закрыли». Тамара Евгеньевна Бихерт, библиотекарь. Последнее выступление. Володя Листровой выдвигается в ночь на Красный Яр. С ним почти вся наша команда. Со мной остаются Николай Кабанов и Сергей Юдинцев. Все очень огорчены. Но на низко сидящем седане в далёкое таёжное село не проедешь. Искренне завидуем водителю и пассажирам автобуса-вездехода. Последнюю ночь втроём в опустевшем странноприимном доме почти не спим. Утром – на Чугуевку. По расстоянию второй после хабаровского этап маршрута. Батюшка провожает. В утренних лучах сверкает золотом купол храма иконы Божьей Матери Скоропослушница. Вспоминаю рассказ Сергия о чудотворных делах Богородицы. «Икона на Афоне. Помогает хорошо. Потому – Скоропослушница». Николай Кабанов: «Благословите». 2 июня. Время: 9-00. Спидометр: 171235. Храни, Господь, Лучегорск!
Вернуться к оглавлению "Сигнальных костров"
|
|
СЛАВЯНСТВО |
|
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия СычеваРедактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |