Валентин СЕДОВ
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > СЛАВЯНСТВО >


Валентин СЕДОВ

--

Форум славянских культур

РУССКОЕ ПОЛЕ


Славянство
Славянство
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Славянские организации и форумы
Славяне

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Валентин СЕДОВ

От истоков Вистулы

Известия из Рима и Византии

В первых веках нашей эры Европа членилась на два мира. Ее южные области, примыкающие к Средиземному морю и достигающие на севере Дуная, составляли территорию Римской империи с высокоразвитыми ремеслами, культурой и искусством. Северные и восточные земли Европы образовывали варварский мир, с языческим миропониманием, бытом и нравами, не знавший государственности, городской жизни и письменности. Римляне выделяли в нем Германию и Сарматию. Германия ограничивалась с запада Рейном, с юга Дунаем. Границей между Германией и Сарматией была Висла. Сарматия простиралась через области Северного Причерноморья до Нижней Волги. Более северные регионы, в том числе лесные пространства Восточно-Европейской равнины, были римлянам неизвестны.

К началу I тысячелетия н. э. относятся первые известия о славянах в античных источниках. Римскими авторами они именовались венедами или венетами. О том, что под этим этнонимом действительно скрывались славяне, свидетельствует Иордан - автор "Гетики", написанной в середине VI века. Он сообщает, что венеты - "многочисленное племя", проживавшее "...от истоков Вистулы (античное название Вислы. - В. С.) на огромных пространствах... Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются славянами и антами".

Венедами в раннем средневековье называли славян их западные соседи германцы, что зафиксировано множеством письменных источников. Германское название сохранилось за славянами до недавних пор - так именуются славяне-лужичане. Венедами называют славян и прибалтийские финны (эстонское wеnе, финское venelainen, карельское vеnеа - русские, Vеnа - Русь). Предполагали, что это название славян было заимствовано от германцев. Однако это не так. Новейшие археологические изыскания показывают, что славяне вступили в контакты с прибалтийскими финнами независимо от германцев в середине I тысячелетия н. э., когда поселились на их землях в бассейнах Ильменя и Псковского озера. А пришли они из областей, прилегающих к Висле, которые, согласно Иордану, принадлежали славянам-венедам.

О венедах впервые упомянуто в труде Гая Плиния Старшего (23/24 - 79 годы н. э.) "Естественная история", содержащем географическое описание Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. Варварская часть Европы описана там весьма туманно. Сообщается, что Энингия "...населена вплоть до реки Висулы (очевидно, Вислы) сарматами, венедами, скирами, хиррами". Скиры - германское племя, до III века проживавшее где-то севернее Карпат, хирры - неизвестное, предположительно сарматское племя. Из этой информации следует, что венеды в I веке н. э. обитали где-то неподалеку от Вислы, по соседству с сарматами и скирами.

 Интересные данные о венедах содержатся в сочинении Публия Корнелия Тацита "Германия", написанном в 98 году. Характеризуя пограничье Свевии (Германии) он затрудняется сказать, кому ближе венеды - германцам или сарматам. Они многое усвоили из нравов сарматов, пишет римский историк, "ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и предвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне". Областью венедов, по Тациту, была территория между Германией и сарматами, западными пределами которых в это время было Среднее Поднепровье. Певкины - это ветвь бастарнов, заселявших области севернее Карпатских гор.

    Более конкретны сведения Клавдия Птолемея, содержащиеся в его труде "Географическое руководство" (третья четверть II века). Там сообщается, что венеды - один из крупнейших этносов Европейской Сарматии и территория их проживания связана с Вислой. Ближайшими соседи их - гитоны, омброны, галинды и судины. Гитоны, как полагают исследователи, это готы, обитавшие в это время в нижнем течении Вислы. Омброны - ветвь уже знакомых нам бастарнов. Галинды и судины - западно-балтские племена, хорошо известные по раннесредневековым источникам и жившие в районе Мазурских озер и Среднем Понеманье.

К III веку восходит географическая карта мира, называемая Певтингеровой, на которой венеды обозначены в двух местах. "Венеды-сарматы" там расположены южнее Балтийского моря и северо-западнее бастарнов. Просто "венеды" помещены рядом с гетами и даками, то есть между нижним Дунаем и Днестром, что, скорее всего, говорит о расселении части славян на юг.

Этим и ограничивается информация античных авторов о ранних славянах. Обширнее сведения в письменных источниках VI-VIII веков. Правда, целостного описания славянского мира мы не встречаем и здесь. Наиболее интересные данные о географии славян приводятся у известного нам Иордана, который использовал информацию не дошедших до нас произведений Аблабия и Кассиодора конца V - начала VI века. Иордан сообщает, что "у левого... склона [Карпат], спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов". Они "ныне известны под тремя именами: венетов, антов и славенов" (в подлиннике "склавенов", но установлено, что "к" здесь явно вставное) и приводит географические координаты последних: "Славены живут от города Новиетуна (по мнению исследователя труда Иордана Е. Ч. Скржинской, Невиодун на берегу Савы) и озера, именуемого Мурсианским (Балатон), до Данастра (Днестра), а на север - до Висклы; болота и леса заменяют им города. Анты же... распространяются от Данастра до Данапра (Днепра)..."

Немало информации о славенах и антах содержатся в сочинениях византийских историков. Но она касается лишь той части славянского населения, которая устремилась к Дунаю и продвигалась на юг, осваивая земли Балканского полуострова, и не затрагивает славянский мир основных территорий.

 

Добыча археологов и догадки лингвистов

Свидетельства письменных источников ограниченны - они не дают возможности проникнуть глубоко в начальные этапы славянской истории, отразить жизнь, быт и культуру, воссоздать картину становления славянского этноса, случившегося задолго до наступления нашей эры. Здесь неоценимую роль играют данные археологии и лингвистики. Другие науки в силу объективных причин при изучении ранней истории славян имеют лишь вспомогательное значение (например, антропология бессильна в связи с тем, что в славянском мире господствовал обряд трупосожжения).

Язык - один из наиболее надежных и показательных признаков всякого этноса, однако лингвистике недостает пространственной, хронологической и конкретно-исторической определенности. Средствами языкознания может быть восстановлена схема этногенеза славян, но не конкретная их история: это уже область археологии.

Археологи отталкиваются от раннесредневековых культур, славянская принадлежность которых достаточно надежно определяется историческими и иными материалами. Далее исследователь кабинетными изысканиями продвигается в глубь столетий сначала к тем древностям, которые обнаруживают генетические связи с раннесредневековыми, а от них - еще на ступень ниже и так далее. Ретроспективный метод ценен тем, что он позволяет учитывать все нюансы сложнейших взаимоотношений в древности. В европейской истории нет каких-то "чистых" этносов, они складывались в условиях постоянных взаимоотношений с соседями и нередкого территориального смешения двух или нескольких племенных групп. Современная археология в состоянии разобраться в всех этих коллизиях. Непременным условием при этом является всесторонний и целостный анализ, а не выборочный, сосредоточенный на истории только одного этноса.

    Славянские языки принадлежат к индоевропейской языковой семье, куда входят также германские, балтские, италийские, кельтские, греческий, армянский, индоиранские, албанский, а также распространенные в древности фракийские, иллирийские, венетский, анатолийские и тохарские языки. Славянские, как и другие языки Средней Европы, оформились в самостоятельные сравнительно поздно. Еще во II тысячелетии до н. э. в центре Европы существовала этноязыковая общность, которую образовывали племена индоевропейцев. Немецкий лингвист Г. Краэ предложил именовать эту общность древнеевропейской. Из нее позднее вышли кельты, италики, иллирийцы, германцы, балты и славяне. Древние европейцы выработали общую терминологию в области сельского хозяйства, религии и общественных отношений. Следами их пребывания на континенте являются названия рек и озер, распространенные на огромной территории - от юга Скандинавии на севере до Италии на юге и от Британских остров на западе до западных районов Восточно-Европейской равнины на востоке. Согласно Краэ, старейшим местом обитания древних европейцев были области севернее Альп.

 

Кем были древние европейцы?

Исследователи древностей бронзового века давно обратили внимание на крупное культурно-историческое образование, существовавшее в Срединной Европе в 1500-1200 годах до н. э. Это была культура курганных могил, племена которой населяли пространства от Рейна до Тисы. В XIII веке до н. э. она трансформировалась в среднеевропейскую культурно-историческую общность. Составлявшие ее племена оставили после себя сравнительно высокую материальную и духовную культуру. Поселения в основном были неукрепленными, самые крупные из них располагались на площади около 50 га. Жилищами служили наземные постройки столбовой конструкции. Нередко они промазывались глиной, а внутри расписывались геометрическими узорами белой и красной краской.

Основой экономики древних европейцев было земледелие. Пашни обрабатывались плугом, а в качестве тягловой силы использовали лошадей или волов. Выращивались полба, ячмень, овес, рожь, горох, чечевица, лен, мак и репа. Активно развивалось бронзовое литье. Из кузнецов, медников, металлургов и рудокопов формировались отдельные общины, обслуживавшие земледельцев.

У древних европейцев господствовал обряд трупосожжения. Умерших сжигали на погребальных кострах и хоронили их прах в глиняных урнах на так называемых полях погребений (эту общность ученые обычно именуют культурой полей погребальных урн).

Культурно-историческая общность полей погребальных урн существовала до начала железного века (VIII-VII века до н. э.). Распространение железа вызвало переворот в развитии техники и культуры. В отличие от медных и оловянных железные руды распространены в природе весьма широко. Железо в Европе добывалось почти всюду из бурых железняков - болотных, луговых и озерных. Пахотные орудия с железными наконечниками и железные топоры позволили заметно увеличить площади обрабатываемых земель и значительно повысить производительность труда в сельском хозяйстве. В ремесленном деле появились неизвестные прежде орудия труда, расширился ассортимент бытовых предметов. Повысился уровень деревообрабатывающего и строительного дела, заметные сдвиги произошли и в оружейном деле. Древние европейцы по сравнению со своими соседями оказались более готовыми к переходу от бронзы к железу. Жизнь и экономика их активно развивались, что привело к демографическому всплеску. Избыток населения стал одной из основных причин миграции древних еврпейцев в различных направлениях.

 

Археологическими исследованиями древнейших могильников определено, что у древнеславянских этнических образований - от Именьковской культуры Среднего Поволжья на Востоке до мест расселения лужицких славян на Западе - господствовал обряд кремации умерших. То есть ритуал этот чрезвычайно древний и распространенный. Вероятно, нынешние индусы получили его от завоевавших Индостан в глубокой древности арийских народов, пришедших туда с берегов Волги, Дона и Днепра. Но и в наше время, в двадцать первом столетии, кремация также широко применяется. Родственники умершего сегодня сами принимают решение о способе захоронения. И оба распространённых на территории всего гигантского континента Евразия способа являются в равной мере традиционными.

 

Становление славян

Древнеславянская этноязыковая группа сформировалась в северо-восточной части среднеевропейской общности на основе лужицкой культуры. Около 550 года из области Польского Поморья на эти земли начинается миграция племен поморской культуры. При этом местное население не покидало мест своего обитания. Поначалу могильники носителей лужицких и поморских древностей сосуществовали на одной территории, но очень скоро начался активный процесс смешивания пришлого населения с аборигенами, чему способствовали одинаковые уклады жизни и этническая близость. Возникают общие поселения и могильники, в которых преобладали лужицкие традиции. Постепенно все большее распространение получает обычай накрывать остатки трупосожжений крупным колоколовидным сосудом - клешем (от польского klosz). В зоне смешения поморской и лужицкой культур складывается новое образование - культура подклешевых погребений. Имеются все основания отождествлять эту культуру с ранними славянами.

Таким образом, славяне как отдельный этнос сформировались около середины I тысячелетия до н. э. в условиях взаимодействия части древнеевропейского населения Висло-Одерского бассейна, представленного лужицкой культурой, с расселившимися на той же территории балтскими племенами поморской культуры.

Среди населения лужицкой культуры были носители протославянских диалектов, которые в середине I тысячелетия н. э. развились в раннеславянские. Однако материалы, которыми располагает современная наука, не дают возможности выделить в составе племен этой культуры протославян, как, впрочем, не удается определить в древнеевропейском массиве протоиталиков или протогерманцев.

Областью культуры подклешевых погребений первоначально были бассейны среднего и верхнего течения Вислы и Варты, но очень скоро ее носители расселяются до среднего течения Одера на западе, до Волыни и Припятского Полесья на востоке.

Поселения были неукрепленными. Жилищами служили наземные прямоугольные строения со стенами столбовой конструкции. Очаги выкладывались из камней около одной из стен домов. Полы были земляными, перекрытия двускатными. Могильники грунтовые, господствовал обряд кремации умерших.

Основой экономики были земледелие и скотоводство. Археологами зафиксированы следы плужной обработки почвы, но железных пахотных орудий не найдено (очевидно, они были деревянными). Возделывались просо, пшеница, ячмень, горох, бобы и лен. Занимались также рыбной ловлей, охотой и собиранием лесных плодов.

Культура подклешевых погребений соответствует начальному этапу развития общеславянского языка (по периодизации Ф. П. Филина). В это время язык славян только что начал самостоятельную жизнь, постепенно вырабатывалась собственная языковая структура и лексика.

Территория этой культуры подклешевых по географической характеристике соответствует той местности, которая восстанавливается по данным лексики, - лесной, равнинный регион с наличием озер и болот, в стороне от морей, горных хребтов и степей.

Данные сравнительно-исторического языкознания также подтверждают нахождение ранних славян в области культуры подклешевых погребений. Лингвистика свидетельствует, что наиболее тесные контакты у славян были с западными балтами. Археологические данные также подтверждают это. На втором месте по значимости были контакты славян с германцами - населением ясторфской культуры. Очевидно, к этому времени относится исследованное языковедами В. Кипарским и В. В. Мартыновым славяно-германское лексическое взаимопроникновение древнейшей поры. На юго-востоке территория культуры подклешевых погребений подступала к скифскому (ираноязычному) археологическому ареалу.

Формирование этноса и рождение этнонима часто не совпадают по времени. О. Н. Трубачев в этой связи заметил, что появлению этнонима обычно "предшествовал длительный период относительно узкого этнического кругозора, когда народ, племя в сущности себя никак не называют, прибегая к нарицательной самоидентификации "мы", "свои", "наши", "люди" (вообще)". "Своих" объединяла в первую очередь взаимопонятность речи, откуда правильная и едва ли не самая старая этимология славян - от слыть, слову/слыву в значении "слышаться, быть понятным". Как рано получил распространение этноним "славяне", сказать невозможно.

Древним названием славян, как уже говорилось, были венеды. Этот этноним восходит к древнеевропейской общности и был, по-видимому, широко распространен в ее среде. Он фиксируется в разных местностях расселения древнеевропейцев - венеты в Северной Адриатике, о которых говорилось выше, венеты, покоренные Цезарем во время походов 58-51 гг. до н. э. в Галлию и др. Очень вероятно, что венедами именовалась и часть племен лужицкой культуры. Если это так, то этот этноним мог быть перенесен соседями-германцами на формирующийся славянский этнос.

 

Славяне и кельты

Следующий период славянской истории связан с их контактами с кельтами. Кельты внесли исключительный вклад в европейскую металлургию и металлообработку. Эти отрасли латинской культуры стали основой развития всей последующей металлургии Западной Европы. Раскопками изучены крупные производственные комплексы кельтов с множеством сыродутных горнов. Высок был уровень и кузнечного ремесла. Кельтские мастера владели технологией науглероживания, закаливания, сварки железа и стали, а кузнечный инструментарий насчитывал более 70 видов. Кельтский мир знал плужные лемехи, бороны, косы, топоры, тесла, скобели, пилы, молотки, напильники, рашпили, сверла, ножницы и др. Кельтам Европа обязана также дверными замками и ключами. Высокоразвитым было и кельтское гончарное производство. Гончарный круг появился и распространился у кельтов в V-IV веках до н. э., и вскоре в изготовлении глиняной посуды они достигли технического совершенства. Образовались крупные специализированные поселки гончаров, изделия которых распространялись по обширной территории. Высокому качеству керамики способствовали совершенные гончарные горны с тепловыми каналами и колосниками. Кельтские ремесленники достигли больших успехов также в бронзолитейном и ювелирном деле и в деревообработке.

 Около 400 года до н. э. начинается мощная экспансия кельтов. Из рейнских и верхнедунайских земель они мощными потоками устремились на восток. Уже к середине IV века кельты освоили Среднее Подунавье, а в следующем столетии вторгаются на Балканы. В перовой половине III века до н. э. кельты осели в Нижнем Подунавье. В процессе расселения они легко смешивались с местным населением, но всюду побеждала латенская культура кельтов.

  В начале III века до н. э. группа кельтов пересекла Судеты и поселилась в Силезии. В следующем столетии новые группы кельтов, преодолев Карпаты, осели на Одере и в верхнем течении Вислы, придя в соприкосновение с населением культуры подклешевых погребений. Начался период активного кельто-славянского взаимодействия, оставившего заметный след в истории, культуре и языке славян.

  Наиболее мощное кельтское воздействие пришлось на II век до н. э., в результате чего культура подклешевых погребений трансформируется в пшеворскую.

 Часть глиняной посуды пшеворской культуры наследует местные традиции, а своеобразный облик ей придает посуда, откровенно подражающая кельтской. Под кельтским влиянием в пшеворской среде распространяются латенские фибулы, орудия труда ремесленников, новые типы вооружения и предметы быта. Кузнечное дело продолжало и развивало традиции металлообработки кельтов. Кельтское влияние проявляется не только в материальной, но и в духовной культуре. В частности, его следы проявляются в языческих культовых постройках.

В это время, по всей вероятности, наметилось первое диалектное разграничение внутри славянского мира. Обусловлено это было тем, что проживавшие в бассейнах верхней Вислы и Одера кельты в пшеворское время подверглось ассимиляции и влилось в славянский этнос. Славяне же более северных областях Висло-Одерского региона развивались вне воздействия кельтов. В археологии первое членение славян проявляется в керамическом материале римского времени - в южной части территории пшеворской культуры получила широкое распространение серая ("сивая", по терминологии польских археологов) керамика с специфическими формами сосудов, которая отсутствует в более северных местностях, где кельты не жили. Со временем культурные различия между этими регионами углубились.

 

Славяне в римское время

Наибольшего расцвета пшеворская культура (I век до н. э. - начало V века н. э.) достигла в римское время. В начале нашей эры Римская империя путем завоеваний продвинула свои границы с варварским миром до Дуная и Адриатике. Римская цивилизация оказывала мощное воздействие на соседние племена, на пограничных территориях образовались провинциальноримские культуры с крупными ремесленными центрами (кузнечные, гончарные, ювелирные), изделия которых распространялись на широких территориях со сравнительно высокоразвитым пашенным земледелием. К таким провинциальноримским культурам принадлежат пшеворская и черняховская культуры.

Территории их не были замкнутыми и, как правило, не имели естественных рубежей. В их пределы неоднократно более или менее крупными группами вторгались различные племена из других земель. Их привлекали богатства и ценности, создаваемые провинциальноримской цивилизацией. В результате население и пшеворской, и черняховской культур было многоэтничным.

Помимо славян там проживали различные германские племена. Это проявляется и в деталях погребальной обрядности, и в домостроительстве, и в лепной керамике. Античные авторы кроме венедов упоминают племена вандалиев, гариев, гельвеконов, манимов и других. На основе данных археологии можно утверждать, что в бассейнах Вислы и Варты доминировало славянское население, а западнее в ряде местностей было немало и германцев.

Пшеворская культура соответствует среднему этапу эволюции праславянского языка, который, согласно изысканиям Ф. П. Филина, характеризуется серьезными фонетическими и грамматическими изменениями. Это было результатом внутрирегионального взаимодействия славян с германцами. Именно в это время славянский язык пополнился значительным числом германизмов (князь, печеный хлеб, хлев, холм, разбой, купля, долг, блюдо, меч, шлем и др.).

В конце I тысячелетия до н. э. и в начале нашей эры пшеворское население освоило Волынь и Верхнее Поднепровье и более или менее крупными группами продвигается на восток вплоть до левобережных районов Среднего Поднепровья. Лесостепные земли междуречья Днестра и Днепра занимали сарматы и остатки позднескифского населения. Под воздействием переселенцев-земледельцев местное ираноязычное население постепенно изменило свой хозяйственный уклад. Кочевники переходили на оседлый образ жизни и начинали заниматься земледелием. Проживание на одной территории вело к смешению этносов и ассимиляционным процессам. Сложился славяно-иранский культурный и этнический симбиоз, результатом которого стало новообразование, известное по источникам VI-VII веков как анты.

 Анты появились на территории черняховской культуры, занимавшей обширную территорию от Нижнего Дуная до Северского Донца. Здесь проживали сарматы, поздние скифы, фракийцы, гото-гепиды и славяне. Археологи выделяют в черняховской культуре Подольско-Днепровский регион (наиболее плодородные лесостепные земли от Днестра до Днепра), который по деталям домостроения, лепной керамике и особенностям погребальной обрядности связывается с антами. Здесь преобладали полуземляночные жилища, которые в раннем средневековья становятся одним из отличительных признаков анто-славянской культуры. В условиях славяно-иранского симбиоза сложился антский диалект, востанавливаемый по данным фонетики, грамматики и лексики. Сам этноним анты иранского происхождения (antas - край, конец, то есть анты - окраинные жители).

 В связи с черняховской культурой нельзя не упомянуть о готах. Готы-германцы в начале нашей эры проживали в нижнем течении Вислы (вельбарская культура). В второй половине II века н. э. они расселяются в Мазовии, Подляшье и на Волыни, где смешались с местным пшеворским населением. В то же время готы появляются в междуречье нижнего Дуная и Днестра. Это - земли вестготов, в письменных документах IV-VI веков - Готия. В середине III века часть их обосновалась на нижнем Днепре и на побережье Черного моря близ Днепро-Бугского лимана (остготы).

В IV веке где-то в пределах черняховской культуры сложилось военно-политическое образование готов, во главе которого стоял Германарих. Историк готов Иордан пишет о подчинении готам значительных областей Восточной Европы, что стало для ряда исследователей основанием отождествлять территорию черняховской культуры с державой Германариха. Однако Иордан явно преувеличивает роль готов в истории Восточной Европы, а историки - современники событий IV века - не знают государства, охватывавшего значительные пространства. Черняховская культура отражает не государственное, а провинциальноримское культурное образование. Согласно Иордану, венеды Северного Причерноморья все же были покорены Германарихом. После разгрома гуннами готской державы анты создали свое военно-политическое образование. В конце IV - начале V века король готов Винитарий, как сообщает Иордан, двинулся с войском против антов и в первом сражении потерпел поражение. Однако затем он победил антов и казнил их короля Боза с сыновьями и 70 знатными людьми. Сейчас трудно представить, каков был характер антского образования, но стоит полагать, что зародилось оно раньше, в противовес военно-политическому образованию готов. Об этом свидетельствует лексика антского диалекта (держава, дружина, данник и т. д.), восстанавливаемая по болгарскому, сербскому, хорватскому, македонскому и древнерусскому языкам, сформировавшимся на антской основе.

 Некоторые исследователи, отмечая, что славяне не были известны античным авторам под своим именем, полагают, что римская цивилизация не затронула славян, которые будто бы проживали в это время в лесных землях Верхнего Поднепровья. Только в V веке, когда германцы покинули Северное Причерноморье и Висло-Одерский регион, славяне из Верхнего Поднепровья широкими массами двинулись на юг и на запад, быстро достигнув Эльбы, Дуная и Пелопоннеса.

К настоящему времени наукой собрано немало фактов, достаточно определенно свидетельствующих о том, что славяне были с знакомы с римским миром и освоили ряд элементов его цивилизации. Так, не подлежит сомнению, что наименование календарных циклов (коляда, русалии и др.) было воспринято славянами от римлян еще в общеславянский период. Исследователями подмечено, что славянские раннесредневековые сосуды изготавливались в точном соответствии с римскими мерами жидких и сыпучих мер. Название денежной единицы цята несомненно унаследовано от римского мира.

 В этом отношении существенны изыскания Ф. Малингудиса, которые со всей определенностью показывают, что славяне, расселившиеся в VI-VII веке в Греции, были знакомы с развитым земледелием и высокой культурой. Уровень их социальных отношений, культуры и особенно сельскохозяйственной деятельности, засвидетельствованный материалами языкознания и топонимики, дает все основания говорить о том, славяне были достаточно глубоко знакомы с провинциальноримской цивилизацией, а не вышли из лесов Верхнего Поднепровья, где доминировали примитивные формы земледелия. Знакомство славян с римской культурой проявляется также в строительном деле, обработке металлов и дерева, в ткачестве, рыболовстве и пчеловодстве.

Примечания

*Автор - член-корреспондент РАН.

 

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС