I Романовские чтения
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ >

ссылка на XPOHOC

I Романовские чтения

2009 г.

РУССКОЕ ПОЛЕ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

I Романовские чтения

Березинская С.Н., директор муниципальной библиотеки г. Макарьева

Романовы и Макарьевский край

Имена царствующей семьи Романовых, начиная и Инокини Марфы и малолетнего Михаила, связаны с нашим Макарьево-Унжинским монастырем.

В книге «Истории города Макарьева на Унже», изданной  в 1907 в Санкт-Петербурге, автор В.В. Беляев предполагает, что Михаил Романов мог находится в Макарьевском монастыре в 1601 году. «…Княгиня Черкасская (Сицкая), с которой были сосланы на Бело-озеро дети Филарета Никитича, молодой Михаил и его маленькая сестрица, в тот же год была ввернута к себе в Юрьевецкий уезд, в собственное поместье» … «Черкасская, убежденная доводами Хвостова (строитель монатыря), взяла с собой только племянницу, а Михаила оставила в монастыре».

  Возможно, он прожил у Давида Хвостова от 5-ти до 10-ти летнего возраста в монастыре, откуда его забрала мать – Марфа Ивановна – и отправилась с ним в г. Кострому.

Тогда становится объяснимым тот факт, что в 1612 году Михаил Романов опять посещает обитель Макария преподобного со своей матерью и возносит молитвы преподобному об освобождении его отца – митрополита Филарета – из польского плена. (Макарий преподобный известен как почитаемый заступник всех пленных, так как и сам чудесным образом вместе со своими подвижниками избежал пленения при разорении Желтоводской обители).

И еще раз, уже, будучи царем, Михаил Романов посещает Макарьевский монастырь, предпочтя другим с благословения своего отца – патриарха всея Руси Филарета: он пишет сыну: «Я, отец твой и богомолец, писал, чтобы Ваше царское Величество свой обет исполнил, к преподобному чудотворцу свой царский подвиг совершил не откладывая, и  ему предивному в чудесах, преподобному Макарию честь воздал так же, яко же и прочим святым преподобным отцам». О путешествии, которое состоялось в конце сентября  - начале октября 1619 года подробно известно из переписки царя Михаила и его матери Марфы Иоанновны с патриархом Филаретом.

Из села Домнино кортеж царя, с многочисленной  свитой (кроме матери, инокини Марфы, в нем были: Федор Иоаннович Мстиславский, Иоанн Никитич Романов, князь Дмитрий Шуйский и другие), добрался до Спасской пустыни (ныне село Красногорье Макарьевского района), а далее в монастырь около 20 верст царь проделал весь путь пешком. (Впоследствии в местах отдыха шествия были установлены часовни в память о пребывании помазанника Божьего). В обители к приходу царя по его царского величества указу были  выстроены для размещения гостей Романовские палаты. В монастыре они пробыли три дня, вознося благодарственные молитвы преподобному Макарию за воцарившийся мир на русской земле, за освобождение из польского плена отца Михаила – патриарха всея Руси – Филарета, за молитвенную помощь семье Романовых во времена скитаний.

Последствия посещения обители преподобного царем были значимы:

- Макарий был назван великим чудотворцем  и имя его было канонизировано,

- Саму обитель уравняли в правах с Соловецким монастырем;

- были пожалованы богатые дары, церковные предметы, а так же земли;

- игуменье Макарьевской обители получили право и обязанность ездить в Москву два раза в год к патриарху с образом чудотворца и со святыми водами». «После посещения обители царем Михаилом Федоровичем многие знатные лица приезжали ко гробу преподобного на богомолье и частию здесь лично делали пожертвования, частию присылали из Москвы и других мест».

Среди жертвователей монастырю как сам царь и его мать великая старица инокиня Марфа, так и патриарх Филарет (крест древомасличный, а на нем резь дванодесять праздников цена 15 рублей, да сорок Рублев денег…), а так же бояре, князья И.Н.Романов, И.Б.Черкасский, И.И.Шуйский и другие.

В годы правления Макарьев Унженским монастырем святителя Митрофания Воронежского в знак особого уважения святителю боярин дворецкий и оружейничий царя Федора Алексеевича – Богдан Матвеевич Хитров пожертвовал в монастырь икону преподобного Макария, напрестольное евангелие и синодник. А так же церковные ризы, стихари, пелены и другое от самого государя Федора Алексеевича.

Позднее, в 1837 году в нашем городе останавливался цесаревич Александр Николаевич (будущий царь Александр II). Его сопровождал поэт Жуковский.

На территории относящейся в наше время к Макарьевскому району, находились владения Романовых.

Земли д. Якимово и д. Юркино были пожалованы князю Юрию Андреевичу Сицкому в 1620 году, но через 10 лет он их продал за полторы тысячи рублей Макарьевскому монастырю.

Дядя царя Михаила – Иоанн Никитич Ромакнов стал в 1620 году владельцем Макарьевских земель от города Унжи до села Ухтубуис по реке Унже (всего 40 населенных пунктов с 585 дворами и населением 3500 душ). В 1640 году часть вотчины (120 селений) отошла его сыну Никите Иоанновичу, который прожил в г. Унже пять лет. После его смерти в 1655 году земли перешли во дворцовое ведомство.

Памятные места, связанные с Романовыми так же в основном сохранились благодаря легендам. Так будто бы в нашем городе есть памятник Великой императрице Екатерине. И возведен он через 100 лет после указа Екатерины Великой о присвоении Макарьеву статуса города и утверждении герба означающего, что город сей, славен монастырем». Этим памятником является построенное в 1880 г. трехэтажное здание Духовного училища. В плане училище представляет собой букву «Е».

Сохранился дом вдовы майора Богуславской, в котором останавливался цесаревич Александр (ныне здание Музыкальной школы).

В 1913 году к 300-летию Дома Романовых построено еще одно образовательное учреждение – Романовское Реальное училище.

С именем Романовых связаны многие славные страницы истории Отечества, и нашего Костромского края. Мы же незнавшие династии Романовых на яву, не бывшие их современниками, представляя их облик по фотографиям и документам летописцев, должны осуществлять деятельность по сохранению данных документов, а так же памятников истории края периода правления Дома Романовых.

В настоящее время Макарьево – Унженский монастырь реставрируется.

В краеведческом музее города, силами сотрудников собран богатый краеведческий материал, который может стать основой для проведения экскурсии по местам, связанным с пребыванием династии Романовых в нашем городе и районе.

В МУК «Макарьевская городская библиотека» собраны и бережно хранятся книжные издания, где можно так же найти информацию о пребывании Романовых в наших местах.

I Романовские чтения. История Российской государственности и династия Романовых: актуальные проблемы изучения. Кострома. 29-30 мая 2008 года.


Далее читайте:

Кострома, центр Костромской обл. Расположена на Костромской низменности.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС