I Романовские чтения
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ >

ссылка на XPOHOC

I Романовские чтения

2009 г.

РУССКОЕ ПОЛЕ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

I Романовские чтения

Кабатов С.А., к.и.н. (Кострома)

Захаб Святых ворот Ипатьевского монастыря

В июне-сентябре 2003 года в северной части архиерейского садика Ипатьевского монастыря (Рис. 1) проводились земельные работы по благоустройству территории. В ходе земляных работ при снятии механизированным способом верхнего слоя земли напротив церкви Хрисанфа и Дарьи выступили остатки непонятной каменной конструкции. Для определения природы постройки был заложен раскоп, точно по ее внешнему контуру площадью 240 кв. м., ориентированный по линии восточной стенки монастыря (юго-юго-восток – северо-северо-запад) (Рис. 2). В ходе работ были обнаружены остатки каменной постройки, предположительно захаба Святых ворот.

Захаб – наружное дополнительное укрепление в форме коленчатого коридора перед въездом в ворота башни.

До наших дней сохранился лишь один из захабов XVII в. Он расположен перед западными воротами Нового города Ипатьевского монастыря и примыкает к западному фасаду т.н. Зеленой башни (Рис. 3).[1]

Как известно, основание Ипатьевского монастыря предание связывает с именем крещеного татарского мурзы Чета – легендарного родоначальника бояр Годуновых, на вклады которых со второй половины ХVI в. начинается каменное строительство монастырского комплекса. В 1586-90-х годах, после пожара (1581 г.), уничтожившего старые деревянные укрепления, на средства Б.Ф. и Д.И. Годуновых были сооружены каменные стены с четырьмя угловыми башнями тремя воротами (с востока, юга и запада).[2] Святые ворота, которые нас интересуют (Рис. 1), находились с восточной стороны. О времени построения каменной ограды монастыря сообщает летопись на каменной плите, первоначально вставленной в Святые ворота, а позднее вмонтированной в северную стену Троицкого собора: «Лета 7094 (1586) повелением благоверного и боголюбивого и великого князя Федора Ивановича всея Руси самодержца, и его благочестивыя и христолюбивыя царицы великия княгини Ирины, в третье лето государства его начаты бысть делати сии святые ворота и оградка камена около сея превеликия Лавры Святыя пребезначальныя Троица Ипацкого монастыря, тизанием и верою боярина Дмитрия Ивановича Годунова, да боярина и конюшево Бориса Федоровича Годунова, на память от рода в рода по душах своих и по своих родителех в вечный поминок». Сразу после строительства Святых и расположенных рядом с ними Водяных ворот, местонахождение которых доподлинно не известно в 90-х годах ХVI в. над ними были возведены шатровые храмы Федора Стратилата и Ирины, в честь небесным покровителям царствующей в это время четы – Федора Ивановича и Ирины Годуновой (оба храма были освящены в 1600 г.).[3] Первоначальная высота стен была на два метра ниже современной и достигала 6,5-7 метров. Стены вначале имели толщину полтора метра, а позднее, в XVII веке, они были доведены до трех метров. Стены выложены из двух рядов каменной кладки, промежуток между которыми заполнен «забутовкой» - засыпан камнями и щебнем и залит раствором.[4]

Именно с этим периодом строительства связан выявленный нами в 2003 г. фундамент захаба (Рис. 4), который отнесен нами к самому раннему периоду строительства, то есть к первому строительному горизонту. Обнаруженные остатки фундамента переживают как минимум три строительных периода.

К первому (раннему) горизонту относится непосредственно само строительство  захаба, фундамент которого показан на рисунке (Рис. 5). Это прямоугольная в плане конструкция, ориентированная по линии юго-юго-восток – северо-северо-запад. Размер достоверно можно определить только по восточной-северо-восточной  стенки (1812 см.), длину юго-юго-восточной и северо-северо-западной стенок  определить не представляется возможным, поскольку эти стенки в западной части разрушены поздними строительными работами. Ширина конструкции была не менее 840 см. Толщина стен по всему периметру в среднем составляет от 120 см. до 192 см. Они сложены из красного кирпича без клейм (32х16х9 см.). В стенах прослеживаются смотровые отверстия (бойницы-?) (кв. И/К-4/5) и бойницы (кв. З-6, Ж-6, Д-6). Основанием фундамента выступает 4-5 рядов камней-валунов (Рис. 6) средним размером 100х60 см.

С северо-северо-западной стороны захаба четко прослеживается вход (Рис. 4). Ширина входа не превышает 380 см. Вход в захаб закрывался, по всей вероятности, не особо мощными деревянными воротами (в описании И.Ф. Мичуриным формы захаба Святых ворот, о котором речь пойдет ниже, указываются железные ворота; тем не менее, пазы под дверную коробку для навешивания ворот, на наш взгляд не достаточно мощные для металлических дверей). В пользу этого свидетельствует их размер (20х20 см.) с обеих сторон внутренней стенки входа под вертикальные столбики, к которым и крепились ставни ворот (форма крепления ставней и ширина прохода указывает на наличие двустворчатых ворот).

Сразу от входа внутри захаба почти до половины конструкции (до линии Е) прослеживается каменная дорожка (Рис. 4). Последняя выложена валунами различных размеров и имеет четкую направленность к конструкции в форме двух арок (В/Е – 1/3) (Рис. 5). Полностью сохранилась только южная арка (Рис. 7), северная фактически полностью разрушена поздними строительными работами (Рис. 8). Если следовать логическому построению элементов конструкции и их соотносимости в плане, можно предположить, что обе эти арки есть не что иное, как элемент следующей конструкции, к которой примыкал сам захаб, то есть вход в Святые ворота. Однако уровень каменной дорожки при стыковке с арками и внутренний уровень потолка южной арки имеет разницу не более 135 см. Возможно, мы имеем дело с усадкой фундамента арки. Интересно, на наш взгляд изображение на гравюре Ипатьевского монастыря в 1613 г., где вход в Святые ворота указан в форме двух арок (Рис. 9). Однако, здесь необходимо учитывать вольную стилизованную технику выполнения рисунка. На рисунке не указаны Водяные ворота, захабы Святых и Водяных ворот и проч. элементы, которые в этот период уже существуют на данном участке

Некоторое представление о том, какой вид имела восточная часть Ипатьевского монастыря первого строительного периода, дает рисунок в «Книге об избрании на царство Михаила Федоровича» (1672 год), изображающий события 1613 г. (Рис. 10), когда к скрывающимся от поляков будущему царю Михаилу Федоровичу и его матери пришло посольство от земского собора, чтобы он «… умилился над остатком много расхищенного от разпленения сыроядцев православного христианства Российского царства, не призирал бы народного слезного рыдания и, по избрании всех чинов людей, пожелал бы ехать на свой царский престол в Москву и своим благородием подал бы избаву от всех находящих бед и скорбей».[5] Лицевые миниатюры для книги выполнены иконописцами Оружейной палаты Московского Кремля, в их число входил и костромич Сергей Васильевич Рожков. Миниатюра представляет сцену встречи Великого московского Посольства 14 марта 1613 г. Михаилом Федоровичем Романовым и его матерью инокиней Марфой и изображена на фоне восточной стены захаба этих ворот. Церковь, посвященная священномученикам Феодору Стратилату и Ирине, изображена на рисунке в окружении целого ряда сооружений (Рис. 10). К востоку от нее расположен интересующий нас захаб Святых ворот, представлявший собой прямоугольное в плане сооружение с односкатной тесовой кровлей. К северному торцу захаба Святых ворот пристроено крытое крыльцо, через которое осуществлялся вход вовнутрь. На рисунке дверной проем развернут на восток. От северного торца захаба Святых ворот на север, параллельно восточному пряслу крепостной стены между Святыми воротами и Пороховой башней шла невысокая каменная ограда, которая оканчивалось небольшим каменным сооружением с плоской кровлей, высота которого не превышала высоту ограды.[6]

Интересен, на наш взгляд, еще один момент. В юго-юго-восточной стенке захаба (кв. И/К – 3) наблюдается кладка более позднего времени (Рис. 5), свидетельствующая о том, что в этот период здесь был какой-то выход, проход. Но это никак не вяжется с тем общеизвестным фактом, что захаб имеет только один вход снаружи. Объяснить это можно только одним, это вход в захаб Водяных ворот, показанных на миниатюре (Рис. 10), расположенный южнее. К сожалению, сетка раскопа не позволила захватить большую территорию к югу, где предположительно и сейчас находятся остатки малого захаба.

К 1690-м гг. шатровые завершения надвратных церквей Ирины и Федора Стратилата заменены ярусными, типа «восьмерик на четверике», характерными для нарышкинского барокко. В это же время надвратные храмы переосвящаются во имя апостолов  Петра и Павла.[7]

Второй строительный период мы соотносим со временем 1742-1744 гг., когда по проекту архитектора И. Ф. Мичурина были отремонтированы почти все монастырские постройки. Вероятно в этот период для защиты от половодья, несколько раз наносившего существенный урон монастырю, вдоль берега был устроен деревянный «обруб» с «тарасами» (деревянными стенками, заполненными землей), а за ним тын из вертикально поставленных бревен.[8]

Опись Ипатьевского монастыря 1742 года, составленная архитектором Мичуриным, сопровождается промерами, которые дают документальные материалы для реконструкции этого участка. Так, по данной описи к югу от Святых ворот под прямым углом отходила каменная зубчатая стена, которая начиналась, как бы продолжая восточную-северо-восточную стенку захаба Святых ворот, и тянулась вдоль восточной стены монастыря (параллельно ей) до Пороховой башни, где и обрывалась. Эта стена была обнаружена нами к северу от захаба Святых ворот во время снятия грейдером верхнего слоя балласта. Стенка эта не откапывалась, но ее контуры читались четко. Перед Святыми воротами, по сведению Мичурина, коридор перегораживался железными створными воротами, а за ними – опускными деревянными решетчатыми. Перед Святыми воротами было боевое помещение для обстрела нападавших с тыла – Захаб, который представлял собой невысокое одноэтажное, прямоугольное в плане каменное сооружение, покрытое односкатной тесовой кровлей.[9]

В данных «Писцовой книги» 1628 года фиксируется несоответствие о двойных воротах под церквами и тем, что изображено на миниатюре «Прибытие посольства к царю Михаилу Романову…», - там одна арка. Единственным объясненим этому, на наш взгляд,  может являться то, что художник С. В. Рожков, писавший миниатюру в Москве, мог ошибиться, тем более что все другие источники указывают на двойные ворота.

В период бытования второго строительного горизонта идет ремонт самого захаба, как минимум нижней части конструкции. В этот период закладываются смотровые окна и бойницы в стенах, а также устанавливаются с внутренней стороны подпорки к стенам (кв. И – 5 (юго-восточный угол), Е/Ж – 5 и Г – 5 (по восточной стенке)) (Рис. 5). Кроме того, к аркам (к которым тянется каменная дорожка) с двух сторон, с севера и юга, впритык были поставлены две конструкции прямоугольные в плане высотой не более 106 см. (вероятно тоже подпорки). В южной стенке (кв. И/К – 3) наблюдается кладка этого же времени. Это предположительно замурованный вход в захаб Водяных ворот, о котором говорилось выше, либо перекладка разрушенного участка стены.

Исчезновение в этот период таких фортификационных элементов захаба, как смотровые окна и бойницы, свидетельствует о некоем изменении функциональной нагрузки конструкции. Это можно объяснить стабилизацией внешней и внутренней ситуации в крае и отсутствием каких-либо военных действий.

Третий и последний строительный период в истории конструкции захаба начинается со второй половины ХVIII в. Это время, когда захаб и сами Святые ворота утрачивают первостепенную роль в монастырском комплексе и исчезают вовсе.

В 1745 – 1750 годах при епископе Сильвестре произведена перестройка комплекса зданий с восточной стороны, между настоятельскими покоями и Святыми воротами. Надстроен третий, деревянный этаж с открытой галереей, выходящей в сторону реки Костромы, здание объединили с настоятельским домом, и оно получило название Архиерейского корпуса. В 60-е годы XVIII века, при епископе Дамаскине, построено южное крыло Архиерейского дома в два этажа, справа от Святых ворот.[10] К приезду в Кострому Екатерины II в 1766 году главный подъезд был устроен с северной стороны, так как в старые ворота въезд был «труден и неспособен».[11] В 1834 г. Кострому посетил Николай I, и по его распоряжению вернуть монастырским постройкам «древний вид», К.А. Тон начинает работу. В 1836 г. центральная часть Архиерейского корпуса с портиком и остатками Святых ворот была разобрана, и на их месте по проекту губернского архитектора Ф.И. Уткина закладываются новые Святые ворота с надвратной крестовой церковью. В 1841 г. при возведении сводов нового храма его стены обрушились, после чего сделаны новые фундаменты, на которых в 1852-1863 гг. по проекту К.А. Тона и губернского архитектора Н.П. Григорьева была возведена новая надвратная церковь Хрисанфа и Дарьи в память о победе Александра I над Наполеоном.[12]

С этим строительным горизонтом соотносится мощное перекрытие внутри захаба, строительным мусором и глиняной заливкой, а также засыпка остатков фундамента захаба при сооружении архиерейского садика до современного уровня дневной поверхности.

Уже после «исчезновения» остатков фундамента захаба Святых ворот на этом месте проводятся земляные работы (Рис. 5). В ходе этих работ были потревожены (кв. Д – 5/6) и частично разобраны (кв. Г – 1/2, Б – 1/2) элементы конструкции и частично разрушена внутренняя булыжная дорожка захаба. Западная часть фундаментного основания конструкции была уничтожена при строительстве церкви Хрисанфа и Дарьи.

*                        *          *

Обнаруженные в ходе исследования на территории Архиерейского сада фундаменты принадлежат именно захабу Святых ворот. Конструкция изначально преследовала фортификационные оборонительные цели. Основная функция захаба сводилась к обороне самих ворот от неприятеля на некотором расстоянии. Конструкция была построена таким образом, что неприятель при подступе к воротам монастыря (в данном случае Святым) обстреливался не только со стен монастыря, но и из захаба через смотровые окна и бойницы. Удачным было решение устроить вход в захаб не прямо к Святым воротам, как бы в продолжение выхода, а с северной стороны, под углом к воротам. Для того, чтобы усилить обстрел нападающих на вход в захаб, была построена невысокая стенка. Последняя тянулась от захаба параллельно монастырской стене до Пороховой башни, где оканчивалась, образуя подобие коридора, по которому осаждающие обязаны были пройти до входа в захаб. При таком построении неприятель, прежде чем добраться до ворот в монастырь, штурмует ворота захаба, непосредственно стоя под обстрелом со стен монастыря.

 Данное исследование имеет большое научное и мемориальное значение. Оно воссоздает реальную историческую картину ансамбля Ипатьевского монастыря на определенном участке и позволяет проследить динамику изменений. Сами изменения позволили определить причины тех или иных реконструкций. Результаты исследования позволяют наглядно представить себе путь, который проделал Михаил Федорович Романов и его мать инокиня Марфа, выходя навстречу Великому Московскому посольству 14 марта 1613 г., путь, которым торжественная процессия вошла в Ипатьевский монастырь. Изучение найденных фундаментов позволяет определить, насколько точен был автор лицевой миниатюры из «Книги об избрании на царство...», который через 60 лет после описанных в ней событий изобразил сцену встречи Михаилом Федоровичем Посольства у Святых ворот обители.

 

Литература и источники

1. Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь. –М., 1982.

2. Диев М. Историческое описание Костромского Ипатского монастыря. –М., 1858.

3. Кабатов С. А., Лебедев А. А. Захаб Святых ворот Ипатьевского монастыря (по итогам археологических исследований). Российская провинция в динамике исторического развития: взгляд из ХХI века. ХI межрегиональная научная конференция / Новейшие археологические исследования в Российской провинции. Работы молодых исследователей провинции как социокультурного феномена. –Кострома, 2004 в. Часть II. С. 25-34.

4. Кудряшов Е. В. Архитектурные памятники Ипатьевского монастыря XVI-XVII вв. // Краеведческие записки. Выпуск 1. –Ярославль, 1973.

5. Куколевская О. С., Трехсвятская Т. П., Чугунов Е. А. Ипатьевский монастырь. –М., 2003.

6. Островский П. Ф. Историко-статистическое описание костромского первоклассного кафедрального Ипатьевского монастыря. –Кострома, 1870.

7. Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 1. Ч. 3. –Кострома, 1998.

Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский монастырь: исторический очерк. –М., 2003.

[1] Куколевская, Трехсвятская, Чугунов, 2003. С. 94.

[2] Памятники архитектуры…, 1998. С. 5.

[3] Памятники архитектуры…, 1998. С. 5.

[4] Брюсова, 1982. С. 20.

[5] Памятники архитектуры…, 1998. С. 6.

[6] Кудряшов Е. В.,1973. С. 65-66; Диев, 1858. С 67-68.

[7] Памятники архитектуры…, 1998. С. 6-7.

[8] Памятники архитектуры… 1998. С. 7.

[9] Брюсова, 1982. С. 24-25.

[10] Брюсова, 1982. С. 70.

[11] Брюсова, 1982. С. 70.

[12] Памятники архитектуры…, 1998. С. 7-8; Островский, 1870. С. 274-280

 

Рис. 1. Схематический план Ипатьевского монастыря.

Рис. 2. Ситуационный план расположения участка исследования.

Рис. 3. Конструкция захаба Зеленой башни Нового города. Ипатьевский монастырь.

Рис. 4. Фото фундаемнта захаба Святых ворот.

Рис. 6. Фото булыжной "подушки" фундамента захаба.

Рис. 8. Фото арочной конструкции захаба (вход в Святые ворота).

Рис. 9. Вид Ипатьевского монастыря в 1613 году. С рисунка начала XX века.

Рис. 10. Встреча Великого Московского Посольства Михаилом Федоровичем Романовым
у Святых ворот Ипатьевского монастыря 14 марта 1613 года. Копия XIX века из рукописной
"Книги об избрании на царство на высочайший престол великого российского царя
Великого Государя и Великого Князя Михаила Федоровича всея великия России Самодержца. 1672/1673 гг.

 

I Романовские чтения. История Российской государственности и династия Романовых: актуальные проблемы изучения. Кострома. 29-30 мая 2008 года.

Далее читайте:

Кострома, центр Костромской обл. Расположена на Костромской низменности.

Ипатьевский Костромской Свято-Троицкий мужской монастырь.

 

Часто в Москве только археологи доподленно знаю, что и где в прежние годы в городе было: где Страстной монастырь располагался, где бронзовый Пушкин стоял. Почему? Да потому что они раскапывали фундаменты, на которых все устраченные сооружения стояли. Самих зданий и памятников там нет, а камни основания всё на том же месте. Сегодня в столице так же основательно строят. Фундаменты под ключ в Москве можно заказать, а сначала все об условиях их сосздания узнать на сайте.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС