I Романовские чтения
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ >

ссылка на XPOHOC

I Романовские чтения

2009 г.

РУССКОЕ ПОЛЕ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

I Романовские чтения

Четверухин Г.Н., к.и.н. (Кострома)

Миротворческая деятельность принца П.Г. Ольденбургского

в правление императора Александра II

(1870 – начало 1880-х гг.)

Принцы Ольденбургские стали играть заметную роль в истории России со времени правления императора Петра III. Занимая высшие должности при дворе, в гражданском управлении и армии, в XIX в. представители рода состоялись на ниве попечительства и благотворительности в области образования, культуры и здравоохранения1. С именем принца Петра Георгиевича Ольденбургского (1812–1881) связана и история становления и развития миротворчества в России. Эта сторона жизни П.Г. Ольденбургского является до настоящего момента наименее освещенной исследователями. Ряд дореволюционных авторов основной акцент делали на заслугах принца в области попечения учебных и медицинских заведений2. Официальные биографии П.Г. Ольденбургского давали более полную картину его миротворческой деятельности. В работах Ю.Р. Шрейера, И.Г. Щегловитова, А. Папкова приводятся не лишенные идеализации характеристики П.Г. Ольденбургского как «горячего сторонника миролюбия»3, «гуманные побуждения и напряженные усилия которого, на пользу общего благоденствия и международного мира, стяжали ему почетную известность не только в России, но и за границей»4. В советской историографии имя П.Г. Ольденбургского вовсе не упоминалось в контексте развития российского миротворчества второй половины XIX в.5 Внимание к личности принца вновь возникает у исследователей в начале 1990-х гг. на фоне растущего интереса к истории российского движения за мир конца XIX – начала XX вв.6 Содержательно данные работы не выходят за рамки дореволюционных исследований. Между тем, важно очертить те исторические условия, в которых развивалась миротворческая деятельность П.Г. Ольденбургского. Требует уточнения вопрос о роли принца в деле создания «Русского общества международного права». Инициативу в этом вопросе, в этой первой попытке организационного оформления российского миротворчества, авторы приведенных работ единодушно отдают П.Г. Ольденбургскому. Это несколько не соотносится между миротворческими взглядами самого принца и теми целями, которые были прописаны в уставе общества. В литературе также не прослеживается судьба самого общества, отношение его членов к участию в нем.

Истоки миротворческих взглядов П.Г. Ольденбургского, по–видимому, кроются в его военной службе. Телесные наказания, применяемые в русской армии того времени, по словам государственного секретаря А.А. Половцева, произвели на принца такое впечатление, что в 1834 г. он подал в отставку и перешел на гражданскую службу7. Напряженная международная обстановка 1870-х гг. способствовала развитию миротворческих настроений П.Г. Ольденбургского. В декабре 1871 г., уже после окончания франко–прусской войны, он обратился к президенту Франции Л. Тьеру с эмоциональным посланием. Этот документ дает нам представление о миротворческих взглядах принца. Вся миротворческая аргументация сводилась, преимущественно, к социально-политическим доводам. «Все нации вооружены с ног до головы, армии поглощают значительные части бюджетов, тюрьмы переполнены, преступления и проституция усиливаются, пролетариат пребывает в невежестве и нищете, благодаря недостатку начального образования и угрожают обществу совершенным переворотом...»8 – отмечается в послании. Указание взаимосвязь размера военного бюджета и внутриполитической ситуации прослеживается по тексту всего послания. В итоге автор подходить к идее о необходимости уничтожения войны. «Необходимо предупредить новые катастрофы, чтобы не идти на встречу будущего, исполненного бедствия. Необходим выбор между раем и адом»9 – эмоционально пишет П.Г. Ольденбургский. Предвидя, что его идеи могут назвать «утопией», «химерой», принц намечает и практическую программу: созвать международный конгресс, «чтобы обсудить вопрос о всеобщем разоружении и о численности армии…»10.

Указания на опасность развития революционных настроений как следствие развития системы вооруженного мира содержались и в другом послании П.Г. Ольденбургского – меморандуме уполномоченным на Берлинском конгрессе 1878 г. Данный документ в значительной степени дословно повторяет письмо Л. Тьеру. Одновременно меморандум дает нам представление об эволюции миротворчества П.Г. Ольденбургского. Если раньше наблюдалось смешение религиозной и социально–политической аргументации, то теперь на первый план в качестве факторов мира выходит революционное движение. «Неужели суждено нам стать жертвой дикой ассоциации, именуемой интернационалкою, и которая путем преступлений, пытается поколебать основы общества, ниспровергнуть престолы, правительства и уничтожить религию?»11 – задается вопросом П.Г. Ольденбургский. Часть вины в развитии такой ситуации возлагается и на внешнюю политику европейских государств. По мнению П.Г. Ольденбургского, существующая система вооруженного мира должна быть реформирована, «каждое правительство должно располагать почтенной военной силой, сообразно со своим положением политическим, географическим и с преданиями своей истории…»12.

Таким образом, нарастание революционных настроений в последние годы правления императора Александра II, по–видимому, настолько сильно оказало влияние на миротворческие идеи П.Г. Ольденбургского, что полностью заслонило все прочие факторы мира.

На этом фоне в России делается первая попытка организационного оформления миротворцев – в 1880 г. в Санкт–Петербурге основывается «Русское общество международного права».

«Общество международного права – сообщал журнал «Вестник права», – открылось в субботу, 31 мая во дворце его императорского высочества принца Петра Георгиевича Ольденбургского… присутствовали председатель комитета министров, граф Валуев, тайные советники Победоносцев, Гирс и Титов, барон Жомини и другие сановники»»13. При открытии общества барон А.Г. Жомини обозначил причины создания такой организации: «существуют разные общества, в которых высокоуважаемые лица, сведущие в науке международного права… обсуждают вопросы, возникающие между правительствами и слишком часто приводящие к войнам»14. Здесь А.Г. Жомини имел в виду создание в 1873 г. Института международного права в Генте, призванного содействовать изучению международного права учеными разных стран и его кодификации. Инициаторами и членами этого объединения выступали, в том числе и российские специалисты в области международного права15. Россия, имевшая к тому времени богатый опыт участия в международных конференциях, не могла оставаться в стороне. В этой связи А.Г. Жомини отмечал, что «признано за лучшее, чтоб каждая нация принесла свой камень для сооружения здания мира»16.

Совокупность этих обстоятельств стала причиной появления проекта общества, авторами которого Ю.Р. Шрейер называет председателя Брюссельской конференции 1874 г., барона А.Г. Жомини и профессора международного права Ф.Ф. Мартенса. Их инициатива была одобрена высшим руководством страны только тогда, когда во главе будущего объединения российских миротворцев был поставлен П.Г. Ольденбургский. В состав соучредителей общества также вошли председатель Комитета Министров, граф П. А. Валуев, обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, государственный контролер Д. М. Сольский17. Секретарем общества стал Ф.Ф. Мартенс. Планировалось издавать протоколы заседаний общества, журнал, организовывать публичные лекции и присуждать премии за сочинения, преследующие цели общества18.

Международно-правовую направленность работы общества отражали и его уставные цели: «1) содействовать развитию международного права; 2) содействовать распространению правильных воззрений на международные отношения; 3) покровительствовать всем попыткам кодификации принципов международного права; 4) содействовать установлению и укреплению дружелюбных международных отношений и миролюбивых воззрений»19. Первые три цели шли в русле работы Института международного права и отражали ту линию, которую хотели проводить А.Г. Жомини и Ф.Ф. Мартенс. Миротворческие взгляды П.Г. Ольденбургского по сути дела проступали только в последнем пункте. Главную цель создания общества принц определил следующим образом: «о водворении и о пропаганде доводов и принципов людей права»20.

Компромисс, на который были вынуждены пойти инициаторы проекта общества ради его реализации, в то же время предопределил малую эффективность его работы. П. А. Валуев записал в дневнике впечатления от открытия общества: «довольно странная, в сущности, церемония потому, что кроме принца-председателя общество представлялось, кажется, одним бароном Жомини»21. В октябре 1880 г. он поспешил «избавиться от звания соучредителя в его [П. Г. Ольденбургского – Г.Ч.] Обществе международного права»22.

Известно, что на одном из заседаний общества с докладом о выдаче преступников выступал специалист по международному праву П.Л. Ваксель. Его доклад был опубликован во втором номере «Бюллетеня» – повременного издания общества23.

В мае 1881 г. П. Г. Ольденбургский умирает. Прекращает свое существование и «Русское общество международного права». Об этом факте косвенно свидетельствует отсутствие представителей общества в числе делегаций благотворительных организаций, армейских полков и учебных заведений, где принц был учредителем, на его похоронах24. Основанное в период крайнего обострения внутриполитической ситуации в стране при самом активном участии верховной власти, первое объединение российских миротворцев было искусственным объединением. 

Несмотря на скромные практические результаты, миротворческая деятельность П.Г. Ольденбургского не была предана забвению. Она оказалась востребована идейными наследниками принца в начале XX в. в качестве подтверждения долговременного характера существования в России сторонников идеи мира между народами25. Деятели европейского движения за мир конца XIX – начала XX вв. также не обошли вниманием личность П.Г. Ольденбургского. Его мирные инициативы были представлены как часть процесса развития европейского и североамериканского движения за мир в 1860–начале 1880-х гг., а создание «Русского общества международного права» – как практический результат желания принца избавить народы от тягостей вооруженного мира и уничтожить войну26.

 

Примечания

[1] Ольденбургские // Русский биографический словарь: в 25 т. / Изд. имп. Рус. историч. о-ва. – Спб., 1905. – Т.«Обезьянинов – Очкин». – С.246–247.

2 Ольденбургский // Большая энциклопедия: Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания: в 22 т. / Под ред. С.Н. Южакова и П.Н. Милюкова. – Спб., 1904. – Т. 14. – С. 395; Гласко Б. Ольденбургский, принц Петр Георгиевич // Русский биографический словарь: в 25 т. / Изд. имп. Рус. историч. о-ва. – Спб., 1905. – Т. «Обезьянинов – Очкин». – С. 251–257; Ольденбургский, принц Петр Георгиевич // Энциклопедический словарь Рус. библиогр. ин-та Гранат: 11-е изд. – М., б. г. – Т. 30. – Стб. 590; Ольденбургские // Новый энциклопедический словарь / Изд. дело бывшее Брокгауз-Ефрон. – Пг.,1916. – Т.29. – Стб. 466–468;

3 Щегловитов И.Г. Принц Петр Георгиевич Ольденбургский как государственный и общественный деятель // Журнал Министерства юстиции. – 1913. – № 1(II). – С. 112.

4 Шрейер Ю.Р. Пятидесятилетний юбилей его императорского высочества принца П.Г. Ольденбургского. – Спб., 1881. – С. 66; Ср.: Папков А. Жизнь и труды принца Петра Георгиевича Ольденбургского. – Спб., 1885. – С. 135.

5 Грабарь В.Э. Материалы к истории литературы международного права в России. – М., 1958. – С. 377–378.

6 Илюхина Р.М., Сдвижков Д.А. Российский пацифизм и западное миротворчество в начале XX в. // Долгий путь российского пацифизма. Идеал международного и внутреннего мира в религиозно–философской и общественно–политической мысли России / отв. ред. Т.А. Павлова. – М., 1997. – С.180–181; Анненкова Э.А., Голиков Ю.П. Принцы Ольденбургские в Петербурге. – СПб., 2004. – С.220–221.

7 См.: Гласко Б. Указ. соч. – С. 252–253.

8 См.: Шрейер Ю.Р. Пятидесятилетний юбилей его императорского высочества принца П.Г. Ольденбургского. – Спб., 1881. – С. 61.

9 Там же. – С.61.

10 См.: Там же. – С.62–63

11 Там же. – С. 65.

12 Там же. – С. 66.

13 Известия // Вестник права. – 1880. – Кн. 5. – №9–10. – С. 99.

14 Там же. – С. 100.

15 Грабарь В.Э. Указ. соч. – С. 376.

16 Известия // Вестник права. – 1880. – Кн. 5. – №9–10. – С. 100.

17 Шрейер Ю. Р. Указ. соч. – С. 66.

18 Папков А. Указ. соч. – С. 134.

19 Известия // Вестник права. – 1880. – Кн. 5. – № 9–10. – С. 101.

20 Шрейер Ю. Р. Указ. соч. – С. 67.

21 Граф П. А. Валуев. Дневник. 1877-1884 / ред. и прим. В. Я. Яковлева-Богучарского и П. Е. Щеголева. – Пг., 1919. – С. 100.

22 Там же. – С. 123.

23 См.: Ваксель Платон Львович // Русский биографический словарь / сост. П. Калинников, И. Корнеева: в 20 т. – М., 1999. – Т. 4. – С.14.

24 См.: Анненкова Э. А., Голиков Ю. П. Указ. соч. – С. 223–224.

25 См.: Долгоруков П. Д. Культура и прогресс. К истории возникновения общества мира в Москве // Общество мира в Москве. 1909-1910. – М., 1911. – Вып. 1. – С. 5.

26 Fried A. Handbuch der Friedensbewegung. Auflage 2, ganzlich, umgearbeit. und erweiterte: in 2 teil – Berlin und Leipzig, 1913. - T. 2. – S.89-90.

I Романовские чтения. История Российской государственности и династия Романовых: актуальные проблемы изучения. Кострома. 29-30 мая 2008 года.


Далее читайте:

Кострома, центр Костромской обл. Расположена на Костромской низменности.

Ольденбургский Петр Георгиевич (1812-1881), главноуправляющий IV Отделением Собственной Его Величества Канцелярии.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС