I Романовские чтения |
|
2009 г. |
РУССКОЕ ПОЛЕ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
I Романовские чтенияПоварова Н.А., студентка истор. ф-та КГУ (Кострома) Эволюция структуры русской церкви в X-XIII вв. как общественного институтаХристианская церковь представляет собой исторически сложившуюся систему с одной стороны объединяющую духовенство и мирян, с другой стороны систему органов власти и управления. Деятельность церкви во многом деятельность общественная и, естественно, ее взаимодействие на этом поле с государством и его органами. В странах средневековой Европы христианство выступило в качестве универсальной формы культуры, на основе которой базировались социальные нормы и политико-правовые концепции. Специфика древнерусского государства выразилась в том, что, Православная церковь выполняла ряд функций, традиционно относящихся к компетенции государственной власти, и являлась, таким образом, своеобразным придатком государственного аппарата. Христианство было принято Русью по решению государственной властью, которая уже прошла определённый путь развития и должна была приспосабливаться к меняющимся условиям древнерусского общества. Структура древнерусской церкви определялась направлениями её деятельности и эволюционировала по мере их развития. Таких сфер деятельности можно выделить как минимум шесть: литургическая, культурно-идеологическая, публично-правовая, социально-экономическая, политическая, как во вселенском масштабе, так и внутри страны, и внутреннее управление церковной администрацией. Наиболее целесообразно остановиться на публично-административных факторах церковной организации Руси Х-ХШ вв. Выделение домонгольского периода особого этапа в истории Русской православной церкви (РПЦ) правомерно на основании того, что за это время сложился определенный тип взаимоотношений церкви и государства, произошло размежевание сфер деятельности, что определило место церкви в жизни древнерусского общества. Монголо-татарское нашествие привело к установлению новой политической системы вассалитета на Руси. В лице хана появилась третья сила, что привело к перераспределению сфер деятельности между государством, церковью и монгольской администрацией. Сведения о начальной церковной организации в русских источниках случайны и отрывочны, а история в первые годы после крещения Руси с трудом поддается реконструкции. Однако установлено, что создание русской метрополии произошло не ранее 996 и не позднее 997-998 гг., в рамках церковной реформы князя Владимира. В связи с формированием церковной организации находится и вопрос о роли Десятинной церкви, заложенной в 989-990 гг. и по характеру представлявшей княжескую церковь, призванную служить русским христианским центром. Учреждение митрополии предполагало дальнейшее развитие церковной администрации, т.к. термин «митрополия» означал кафедру старшего города, главенствующую над епархиями. В истории устройства епархий на Руси можно выделить три этапа: 1. Конец X - первая четверть XI вв., когда были созданы епископские кафедры в таких крупнейших политических центрах как Новгород, Белгород, Чернигов, Перемышль, Туров, Полоцк, Переславль, Владимир Волынский. 2. Вторая половина XI в., когда епископское управление распространилось на всю территорию Руси. 3. XII-XIII вв., когда в связи с установлением государственно–полицентрической системы, столица каждого отдельного княжества претендовала на собственную епископию, в результате чего появились епископские кафедры в Смоленске, Рязани, Владимире Суздальском. Наличие епископии становилось демонстрацией политической независимости княжества. Новгородская епископия с XII в. даже имела титул архиепископии, признаваемый Киевским митрополитом, но не Константинопольским патриархом. Таким образом, в самом принятии новгородским владыкой титула архиепископа, можно усмотреть политическую демонстрацию, связанную с оформлением особого республиканского строя Новгородской земли. К середине XIII в. на Руси существовало 16 епархий. Церковно-административная структура сложилась не по византийским принципам организации, а согласно русской государственной структуре и явилась продуктом ее внутреннего развития. Необходимость материального обеспечения созданной административной структуры вызвала к жизни древнерусскую десятину-пожалование на содержание церкви от княжеских доходов. Учреждалась десятина от даней, собиралась централизованно, и шла на нужды соборных церквей. Кроме того, взималась судебная десятина от пошлин и штрафов. Но если одни историки склонны считать, что она также собиралась централизованно, другие уверены, что судебная десятина была пожалована в виде предоставления церкви права суда по ряду дел с правом сбора в свою пользу судебных пошлин и штрафов. Размеры десятины как правило выдерживались и составляли 10 %. Десятина отсутствовала в римском и византийском праве, современная древнерусской десятина Каролингов была частной. Сходная система централизованной десятины встречалась у славянских народов, наиболее близка к древнерусской была десятина польская, из чего можно сделать вывод, что русская десятина восходила к древней форме обеспечения служителей славянского языческого культа. Еще одну часть доходов церкви составляли торговые пошлины, оформившиеся к концу XII в. как «десятая неделя от торга». На рубеже ХП-ХШ вв. церковь ведала службой мер и весов. В начале XIII в. введена епископская подать с городов-погородье. Публично-правовая сфера деятельности древнерусской церкви охватывала три широких области. По первому кругу дел - преступления по делам против веры, церкви и норм христианской морали, а также дела, касающиеся частного семейного быта, церковному суду подлежало все христианское население страны. Другая сторона церковной юрисдикции выражалась в том, что суду епископа по всем делам подчинялось духовенство и так называемые «церковные люди». Третья сфера действия церковного суда охватывала лиц, феодально-зависимых от церкви. Некоторые исследователи связывают установление церковной юрисдикции с необходимостью финансового обеспечения церкви. В этом свете церковная юрисдикция появилась в результате директивы гражданской власти, зафиксированной в уставе князя Владимира «О десятинах и судах церковных». Ряд историков считает, что церковь подчинила своей юрисдикции те дела, которые находились не в публично-правовой сфере, а в ведение семьи или общины. На это указывает, в частности, перечень преступлений - разводы и «преступления против христианской морали», составляющие, по сути, быт большой семьи, в одной из ранних редакций устава Владимира о судах. В более позднюю редакцию устава XIII в. вошли преступления против веры и церкви, волхование, чародеяние, переход в другую религию, святотатство и т.д. Но восстание волхвов 1071 г. как общественно опасное явление подавляла власть светская. Церковному суду на деле подлежали те дела против веры, которые общественной направленности не несли (волхвование в виде применения опыта народной медицины). Со временем, произошло дальнейшее размежевание сфер юрисдикции государства и церкви. Церковному суду предоставлялась сфера семейно-брачных отношений. Сфера общественной жизни регулировалась гражданским кодексом - «Русской правдой». Тем не менее, многочисленные списки церковных уставов запрещали светским чиновникам вступаться в церковные дела, под угрозой материальной ответственности и даже проклятия, видимо светская власть зачастую переступала границы сфер компетенции. Со временем, по мере расширения церковной юрисдикции в практику вошли смешанные суды и рассмотрение некоторых дел в двухступенчатом порядке. Церковные уставы Владимира и Ярослава о судах основаны на древнерусской системе права, где в качестве наказания применялись штрафные санкции. Византийские пенитенциалы предусматривали в качестве религиозного наказания епитимию, а в качестве гражданского - наказания, связанные с членовредительством и казнью. Эксперимент по применению византийской системы наказания проводился при князе Владимире в рамках церковной реформы 996-997 гг. по инициативе греческого духовенства, но успеха не имел, так как отмена судебных штрафов подрывала финансовые основы государства. Культовая практика первоначально осуществлялось священниками-греками. Со временем началась работа по подготовке собственных кадров. В церковном управлении для текущей деятельности в отсутствии церковных чиновников привлекались княжеские люди. По мере развития церковной организации епископии обросли собственным штатом. Возглавлял его владычный наместник, владычный тиун заведовал хозяйственной деятельностью, владычный мытник - сбором доходов от службы мер и весов, десятинник -собиравший долю от судебных пошлин. Из этого следует, что управление также строилось по образцу светской государственной структуры. В церковную организацию входили также соборный клирос, монастыри, архимандритии. Соборный клирос представлял соборную организацию белого духовенства городов. В сферу их деятельности входила организация ежедневного богослужения, руководство священниками всех городских церквей или если в городе было несколько соборов, групп церквей, клирос имел значение коллективного органа управления церквями. Наиболее ранние упоминания о нем относятся к собору Св. Софии в Киеве в конце XI в., позднейшие в Новгороде, Смоленске, Владимире Волынском, Ростове. Источники связывают учреждение клироса не с епископской, а с княжеской инициативой. Создание монастырей восходит к первой половине XI в. В княжение Ярослава Мудрого были заложены монастыри св. Георгия и св. Ирины, ставшие местом религиозных отправлений княжеского дома. В течении XII-XIII вв., в Киеве действовали монастыри не только правящей, но и других княжеских линий. Архимандритии были городскими организациями черного духовенства. Внутриполитическая деятельность церковных иерархов на Руси X-XIII вв. выражалась, с одной стороны в посредничестве между князьями во время улаживания конфликтов, а с другой, в участии в широком соборе, если обсуждались вопросы престолонаследия в обход существующих традиций. По мере усиления роли церковной организации как землевладельца, увеличивались противоречия церковной и светской властей, но они ещё не приобрели систематического характера. Анализ структуры древнерусской церкви на протяжении Х-Х1П вв. показывает, что, хотя, административно она была подчинена Константинополю, но развивалась как национальная - ее территория совпадала с границами национального государства, система церковного управления, церковная юрисдикция развивались в соответствии с древнерусской государственной структурой. Хотя греки-митрополиты и стремились направлять деятельность Русской церкви в соответствии с византийскими внешнеполитическими интересами, церковная организация и ее тесное взаимодействие с гражданской властью препятствовали реализации подобных идей. Церковь находилась под гораздо более сильным влиянием княжеской власти. Так, епископские кафедры замещались на практике согласно воле и материальным возможностям князей, от митрополита требовалось только согласие. Хрестоматийным стал случай, когда в 1185 году ростовский князь Всеволод поставил епископа Луку на кафедру вопреки воле митрополита. Таким образом, РПЦ зарождалась и оформлялась в условиях тесного взаимодействия с гражданской властью. I Романовские чтения. «Романовский сборник». Кострома. 29-30 мая 2008 года.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |