Народный журнал
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАН-ГАЗЕТА >


Народный журнал

РОМАН-ГАЗЕТА

РОМАН-ГАЗЕТА


АДРЕСА И ЯВКИ
2014 ГОД
ИСТОРИЯ РГ
АРХИВ РГ
ДЕТСКАЯ РГ
МАГАЗИН РГ
80-ЛЕТИЕ РГ

 


ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ:

РОМАН-ГАЗЕТА
"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Роман-газета детская № 11, 2009

Владимир Волков

Рассказы

Художник Б. Косульников

ДЕДУШКИН ПАРОВОЗ

Когда я гулял с дедушкой, мы обязательно шли на нашу станцию. Его там все знали. Потому что мой дедушка был железнодорожником. Сорок лет он проработал машинистом. Дедушку останавливали, спрашивали о здоровье, а машинисты тепловозов махали рукой и давали короткие гудки. Дедушка хмурился и грозил им пальцем. Но это он так, а на самом деле был очень доволен. Он расправлял плечи, подкручивал усы…

Погуляв по станции, мы шли к складам. Там, в тупике, стоял дедушкин паровоз. Мы его обязательно навещали. На этом паровозе дедушка воевал. Ведь кроме пехоты, авиации, флота были ещё и железнодорожные войска.

А на День Победы дедушка надевал свой пиджак с орденами и медалями, и мы к паровозу шли с цветами. Ведь дедушка считал его своим фронтовым другом. Мы поднимались в будку. Дедушка садился на место машиниста, а я — на место помощника. И начинались воспоминания о войне. Мне особенно запомнился его рассказ о том, как он спас целый эшелон наших раненых.

Вот как об этом рассказывал дедушка.

«…Однажды вызвал меня командир и говорит: «К станции Дивная прорвались немцы. А там — наш санитарный эшелон. У него повреждён паровоз. Надо во что бы то ни стало вывезти раненых. Приказ понятен?»

Чего ж тут непонятного! Если замешкаемся — все раненые будут перебиты… На всех парах подлетаем к мосту: станция-то, на которой застрял наш эшелон, на другой стороне реки. А нам навстречу бегут бойцы, машут руками. Останавливаемся. Подбегает молоденький лейтенант. «Назад, — кричит, — мост взрываем!» «Как, — говорю, — взрываете? У меня приказ вывезти раненых с того берега». «А у меня, — кричит лейтенант, — приказ взорвать мост! Немцы вот-вот будут здесь!» «Успею!» — крикнул ему — и ходу! Надо во что бы то не стало успеть подцепить санитарный эшелон и перегнать его к своим. Вдруг мой помощник кричит: «Смотри, танки!» Когда мы влетели на станцию, она уже обстреливалась — танки били с ходу. Только бы не повредили полотно! Тогда мы ничем не сможем помочь и сами окажемся в ловушке. Но, слава Богу, успели! Эшелон подцепили, тихонечко дёрнули — и задом обратно. Вдруг вижу — над нами немецкий бомбардировщик делает разворот. Тут уж скорость не поможет. Тут манёвр нужен: разогнался — тормози, остановился — полный вперёд. А как резко тормозить, когда там раненые? Только дух перевели — опять танки! Идут к мосту. И снова кто быстрей — кто раньше окажется у моста. Тот лейтенант не выдержал, вскочил, пилоткой машет: быстрей, быстрей… И только мы прошли мост, взорвали его. Так что мы оба выполнили приказы: и я, и он».

 

НЕОЖИДАННОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ДАВНЕГО РАЗГОВОРА

Я сидел на лавочке и грелся на закатном солнышке. Мимо меня прошёл высокий худой старик. Я глянул на него и… замер: мне почудилось, что этот старик — из моего далёкого детства. Именно так важно вышагивал дед одного моего одноклассника, так он смотрел перед собой, слегка откинув
назад голову.

В нашем классе почти у всех не было отцов — не вернулись с фронта. И почему-то редко у кого был и дед. У Сергея Никишина был. И не просто дед, а дед-профессор. И не каких-то кислых щей, как говорилось в моём детстве, а самый что ни есть настоящий — с бородкой, в очках и в шляпе.

Я видел его обычно издали. Вот он сидит в нашем скверике и читает газету, вот неторопливо идёт по своим профессорским делам к остановке трамвая, и все встречные почему-то отходят в сторону, уступая ему дорогу.

Однажды я забежал к Серёжке. Дома его не оказалось. Ну, я и спросил у профессора, открывшего мне дверь, где, мол, Сережка.

— А какая у вас, молодой человек, в нём надобность?

— Да я так… Мы в футбол собрались играть.

— Должен вас огорчить — Сергей придёт не ранее шести часов. Он во Дворце пионеров, на секции шахматистов.

 — Шахматистов?

Я знал, что Серёжка ходит в кружок авиамоделистов, а вот насчёт шахмат он ничего не рассказывал.

— Как же это он успевает всё! И на одни пятёрки учится! — решил я польстить деду — мол, какой у него примерный внук.

Дед мои слова воспринял, видимо, как искренние. Довольный, он широким жестом пригласил меня в квартиру.

— А знаете почему? — Дед поднял указательный палец и наставительно своим профессорским голосом изрёк: — Потому, что мой внук умеет организовывать себя во времени и пространстве.

— Где, где?

Видимо, моя физиономия отражала мучительную мыслительную работу, и профессор улыбнулся.

— Да вы садитесь…

Но я продолжал стоять: старый человек стоит, а я плюхнусь на диван. Тогда насчёт этого было строго. Попробуй не уступи место в трамвае или в троллейбусе. Тут же половина пассажиров начнёт тебя воспитывать: «А ещё пионер, наверное…»

— Садитесь, садитесь. — Дед нажал мне на плечо. — О чём это мы? Ах да, о времени и пространстве… Тут, доложу я вам, ничего сложного нет. Скажем, на который час у вас назначена футбольная встреча?

— Ну, как соберёмся…

— А почему бы капитану вашей команды заранее не договориться с другим капитаном о часе встречи? А если вы играете систематически, можно составить график матчей. Насколько мне известно, чемпионат страны проводится по календарю, в котором указаны месяц, день и час. И все матчи проходят строго в соответствии с ним, а не когда игрокам заблагорассудится собраться. Вот это и есть организация во времени. А что касается пространства, то тут тоже ничего сложного нет. В календаре матчей указывается и место их проведения — Москва или, скажем, Киев. Не так ли, молодой человек?

— Точно! — Я даже подпрыгнул на диване: профессор, оказывается, и в футболе «шурупит»!

— Ну, раз понятна суть системы, теперь дело за малым — применяйте её в своей жизни. Планируйте заранее, — профессор опять поднял указательный палец, — где и во сколько вы должны быть и что нужно делать. Если дел немного, можно планировать в уме, а если много — составьте расписание.

— А-а-а, — протянул я разочарованно. Оказывается, всё дело в расписании. Подумаешь! Это мы ещё в первом классе проходили.

Видимо, профессор уловил моё разочарование и сухо заметил:

— Тут, мой юный друг, не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, умение организовать себя в означенных категориях, то бишь во времени и пространстве, — не самоцель…

И в этот момент зазвонил телефон.

— Извините, приходите ко мне завтра в это же время, — сказал профессор, снимая трубку. — Мы продолжим беседу.

Но я не пришёл. Наверное, были дела поважнее…

И тут я услышал то же самое «извините», сказанное рядом, причём тем же памятным голосом:

— Извините, не помешаю?

Передо мной стоял человек, о котором я только что вспоминал, — дед моего одноклассника! И я опять был поражён: только что вспоминал этого старика, и вот он — через полвека! — стоит передо мной.

Старик сел с края скамейки. Достал сигареты, зажигалку. Поймав мой внимательный взгляд и, видимо, истолковав его по-своему, спросил:

— Вы не будете возражать, если я закурю?

И тут по тому, как он глянул на меня, какой щемяще знакомой синью обдал меня, я понял, вернее, меня пронзила догадка — со мной на скамейке сидел Серёга Никишин, мой одноклассник, мой дорогой друг-приятель, внук того профессора! Ведь именно у деда с внуком случается такое поразительное сходство. И находясь всё ещё в плену воспоминаний, совершенно неожиданно для самого себя в ответ на его вежливый вопрос я «выдал» одно выражение, которое вдруг вспомнилось мне из моего детства:

— А по ха не хо?

Тут пришёл черёд замереть старику — в одной руке сигарета, в другой зажигалка. И вдруг изумлённый выкрик:

— Волков? Ты?

Мы вскочили. Наверное, прохожим было занятно наблюдать, как два весьма пожилых человека хлопали друг друга по плечам, издавали какие-то нечленораздельные звуки… Наконец мы успокоились.

— Ты знаешь, — восклицал я, — увидев тебя, я обомлел — передо мной вышагивал твой дед! Такое сходство — и прежде всего в походке! И я, сидя тут на лавочке, вспоминал твоего деда и один памятный для меня разговор с ним… о том, как важно уметь организовывать себя во времени и пространстве.

— Ну надо же! — Никишин рассмеялся. — Это была любимая тема деда. Он об этом твердил постоянно. «Умение организовать себя во времени и пространстве, — вдруг наставительно, подражая деду, заговорил Сергей, — это самый надёжный способ достижения поставленной цели»… Впрочем, чаще он говорил не об абстрактной цели, а об интересной работе. Ты сначала, втолковывал он мне, пойми, какая работа для тебя самая интересная на свете. И когда поймёшь, иди к ней как к своей главной цели, преодолевая все трудности на своём пути. И тут тебе поможет, — Сергей опять поднял указательный палец, — твоё умение организовать себя во времени и пространстве. И ты знаешь, я благодаря этим поучениям добился своего…

— Пошёл по дедовским стопам? Стал физиком?

— Нет, что ты! Я ещё в школе мечтал о другом — мне хотелось посмотреть мир, другие страны, других людей. Но тогда, в те времена, ведь это можно было сделать только став дипломатом.

— Так ты по линии МИДа работаешь?

— К вашим услугам — чрезвычайный и полномочный посол… — поднявшись, отвесил мне Сергей поклон. И, улыбнувшись, добавил: — Сейчас — на пенсии. Но мечту свою осуществил — и мир посмотрел, и свою страну, как надеюсь, достойно представлял… Впрочем, что я всё о себе. Ты как? На пенсии? Где работал?

Мне похвастаться было нечем. Был и тем, и другим… Сменил не одну работу. И я поспешил перевести разговор на другую тему. Но когда мы расстались — Сергей оказался моим соседом по району, — я шёл и печально думал: «Эх, напрасно я тогда не сходил к деду. И не услышал главного — для чего, собственно, и нужно уметь организовывать себя во времени и пространстве».

 

СТАРИННОЕ ЗЕРКАЛО

Плакать Настя уходила на чердак. Садилась на пачку пожелтевших газет, закрывала лицо руками, и только плечики вздрагивали… Причина была всегда одна и та же — мальчики не обращали на неё внимания. Ну никакого внимания!

Вот и в этот раз Парамонов даже не глянул. «Неужели во мне ничего нет?» — думала девочка. И тут ей на глаза попалось старинное, с резными завитушками, зеркало, вынесенное сюда, на чердак, по причине ветхости. Настя подошла к нему и стала протирать своим мокрым носовым платком. «Ой!» — отпрянула Настя от зеркала: в глубине его она увидела старушку, сидящую в чёрном кресле с высокой спинкой.

— Вот теперь и на моём лице твои слёзы, — услышала Настя. — Да ты не бойся, внученька. Садись поближе. Нам есть о чём поговорить… Я назвала тебя внученькой, но это не совсем так. На самом деле ты моя праправнучка. Ведь я родилась ещё в девятнадцатом веке.

Настя оторопело, не веря своим глазам и ушам, смотрела на старушку.

— Так это вы… — наконец пришла она в себя. — Мама мне о вас рассказывала. У нас есть старый альбом, а в нём — ваша фотография. Вы там в шляпе с цветком, а рядом — военный.

— В шляпке, милая, — поправила старушка. — А «военный» — мой супруг, Егор Платонович, твой, стало быть, прапрадедушка. Он из потомственных служивых. Весь его род с незапамятных времён верно служил Отечеству. Егор Платонович геройски погиб в пятнадцатом на германском фронте… Так что тебе есть кем гордиться. И ходить с высоко поднятой головой. А не плакать на чердаке.

Старушка вдруг поднялась с кресла и ушла вглубь зеркала. Повернулась и стала медленно приближаться к Насте. Девочка была поражена — к ней шла не старушка, а стройная женщина с высоко поднятой головой.

— А теперь попробуй ты. Встаём, встаём! — Старушка хлопнула в ладоши.

Настя неуверенно поднялась.

— Да, Господь не обделил нас ростом. Ты пошла в нашу породу.

— Из-за этого… из-за этого роста меня, между прочим, дразнят дылдой, — неожиданно выпалила Настя.

— Боже мой, какая глупость! Только, должна заметить, высокие женщины обязаны строго следить за своей осанкой. А ты сутулишься… Так, плечики развернули, вздохнули поглубже…

И Настя пошла. Пошла так, как никогда раньше не ходила.

Поражённая той внезапной переменой, которая произошла в ней, пока она шла бабушкиной походкой, Настя села.

— А теперь признайся, моя ненаглядная, — ты кому-то завидуешь. И фигурой, мол, я не вышла, и глаза не те, и волосы… А это самое напрасное занятие. У каждого человека есть свои достоинства. Вот у тебя… О росте мы уже говорили. Это, разумеется, твой несомненный плюс! У тебя очаровательная улыбка. И нос! Совершенно безукоризненной формы!

— Правда? — прошептала Настя, густо покраснев, и осторожно, как чужой, потрогала свой нос.

— Но, золотце моё, можно остаться, как говорится, с носом, даже с таким, как у греческих богинь, если ты не умеешь… подавать себя.

— Подавать себя? — удивлённо переспросила Настя. — Как это?

— О, прелесть моя, это целая наука, вернее — искусство. Тут буквально всё имеет значение, любая мелочь… Как ходить — я тебе уже показала. Но и просто сидеть тоже надо уметь! Тем более, разговаривать с людьми, вести интересную для других беседу… У тебя есть мальчик, который тебе нравится?

— Но он не обращает на меня никакого внимания.

— А ты заговори с ним о том, что его интересует. И уверяю тебя, моя прелесть, он не отойдёт от тебя, пока не расскажет всё, что хорошо знает или умеет делать. Но тут, разумеется, требуется немалое терпение. Вытерпишь? — улыбнулась старушка.

— Вытерплю, — тоже улыбнулась Настя.

— Ну вот и славно! Слёзы, я гляжу, у тебя давно высохли. Да, поди, я уже наскучила тебе своими поучениями. Так что до новой встречи! Нам с тобой о многом ещё надо поговорить…

И старушка вместе с креслом стала быстро удаляться вглубь зеркала. Вот она превратилась в яркую точку. Сверкнула и исчезла.

Настя медленно спустилась с чердака. Умылась. В волнении вышла из дома. Она никак не могла понять — то ли она на самом деле только что разговаривала со своей прапрабабушкой, то ли ей всё это приснилось.

Во дворе возился со своим постоянно ломающимся велосипедом Вовка Парамонов. «А что, если я сейчас попробую… подать себя?» И Настя прошла мимо Вовки так, как только что научила её бабушка, — расправив плечи и высоко подняв голову.

— Ты это чего? — услышала она.

Настя оглянулась. Её разобрал смех — такое изумлённое было у Вовки лицо, — но она сдержалась. И лишь зайдя за угол ближайшего дома, прыснула в ладони.

Отсмеявшись, Настя снова сделала серьёзное выражение лица: она вспомнила последний совет бабушки — об умении разговаривать — и медленно, всё той же, бабушкиной походкой вернулась к Вовке.

— Володя, я давно хотела спросить — что это ломается в твоём велосипеде?

Парамонов, как бы не узнавая, смотрел на соседку, силясь понять, что с ней произошло, — она была явно какая-то не такая. Что это с ней? Ходит как-то по-чудному. Володей назвала. Его никто так никогда не называл. Вовка или Парамон — вот к чему он привык. И велосипедом никто не интересовался.

— Ты понимаешь… — начал он неуверенно, но уже через минуту разошёлся и с жаром стал втолковывать Насте что-то насчёт педалей, передаточной цепи и какой-то шестерёнки.

...На следующий день, только придя из школы, Настя услышала под окном сигналы велосипедного звонка.

— Настя, починил! Выходи! Хочешь — покатаю! — кричал Парамонов.

 

ЖУЛЬКА

Все в деревне принимали её за щенка: уж очень она была маленькая. Наверное, так отразилось на ней трудное детство. У неё ведь никогда не было своего дома. Еда — что сама найдёт на помойке. К тому же она всего боялась — всегда неожиданного петушиного крика, выгнувшихся дугой
шипящих кошек, мычащих коров, блеющих овец. И людей, которые кричали ей одно и то же: «Пошла прочь!» Но больше всего она боялась деревенских собак. Те почему-то невзлюбили Жульку и отовсюду гнали её.

От собак она спасалась в подвале одного заброшенного дома, куда она пролезала через дырку. Ни одна собака не могла пролезть в эту дырку. Они потом ещё долго, по очереди, подбегали к этой дырке и злобно лаяли.

Ну разве при такой жизни вырастешь!

Однажды, когда Жулька со всех ног неслась к своему спасительному подвалу, одна собака всё
же ухватила её за лапу.

Она потом долго зализывала рану. На лапу было больно наступить. Но голод не тётка. И Жулька вылезла на улицу.

Прячась в высокой траве, она направилась к другому, хорошо знакомому ей дому. Вдруг хозяин его приехал и тогда, может быть, вынесет что-нибудь поесть. Такое случалось раньше.

Жульке повезло — хозяин был дома. Это был одинокий старик, который жил в городе, а сюда,
в деревню, приезжал лишь на время. Как он говорил — подышать свежим воздухом и попить родниковой водицы.

— А, Жулька! Ну проходи! Чего в дверях встала? Да ты, никак, раненая? Что у тебя с лапой? Давай-ка посмотрим…

Старик раньше работал врачом. Но при нём и сейчас всегда была аптечка с разными лекарствами. И деревенские жители часто приходили к нему за помощью. Он решил, что и Жулька пришла к нему, чтобы он полечил её лапу.

Этого человека, единственного в деревне, Жулька не боялась. Старик взял её на руки и положил на лавку у окна.

— Не волнуйся, — успокаивал её старик. — Кость цела, а это главное. А рану мы сейчас обработаем, только малость тебе придётся потерпеть. — И он из аптечки достал вату, бинт и пузырёк с зелёнкой.

Жулька потом с удивлением смотрела на свою забинтованную лапу, от которой пахло чем-то резким, незнакомым. Она даже хотела зубами сорвать повязку. Но старик строго прикрикнул на неё.

— Больная, попрошу без фокусов! Перевязка — завтра, в это же время. Вам ясно?

Жулька, конечно, ничего не поняла. Но лапу оставила в покое и отползла в угол. Боль вскоре утихла, и Жулька задремала. Проснулась она от волнующего вкусного запаха — перед ней стояла миска с супом.

— Куриный бульончик любого больного поставит на ноги, — говорил старик. — А ещё у нас с тобой есть котлеты…

Эта неделя, что провела Жулька в доме у старика, была самой счастливой в её жизни. Особенно ей нравилось сидеть на подоконнике и смотреть на улицу. Когда пробегала какая-нибудь собака, Жулька подавала голос — специально, чтобы обратить на себя внимание: видите, в каком доме я живу...

Но наступил день, когда старику надо было уезжать в город.

— Ты уж прости меня, что не могу взять тебя с собой, — сказал он на прощанье. И закрыл дверь на замок.

Жулька опять осталась одна.

Собаки с ещё большей злобой стали гоняться за ней. Видно, они не могли простить ей, с каким важным видом она смотрела на них из окна дома старика.

И Жулька решила уйти из этой деревни. Она долго бежала по луговой тропинке и думала: неужели на такой большой земле нет уголка, где не надо никого бояться, где живут люди, такие же добрые, как этот старик-врач?

 

ТОГДА, ПОСЛЕ ВОЙНЫ…

У моего соседа по парте отец работал гардеробщиком в Третьяковской галерее. У него не было руки — таким вернулся с войны. Но он ловко справлялся с одеждой. У него даже получалось быстрее, чем у его коллег-старушек. Мы раздевались всегда у него. Николай Иванович с каждым здоровался, называя по имени. Это нам особенно нравилось.

Тогда, после войны, в Третьяковку мы ходили чуть ли не каждый месяц: она была недалеко от школы. Водила нас туда наш классный руководитель, учительница по литературе.

Но однажды я отправился в галерею один. Дело в том, что после коллективного посещения у меня в памяти осталась одна картина. Почему-то хотелось увидеть её ещё раз. И разглядеть получше.

Выслушав меня, Николай Иванович удивился:

— Как же ты найдёшь эту картину, если не знаешь ни художника, ни как она называется? Это ты до вечера будешь бродить… Ты знаешь, сколько у нас картин!

Тут мимо проходил какой-то старичок, аккуратный такой, в чёрном костюме, при галстуке.

— Пётр Алексеевич, — обратился к нему Николай Иванович, — вы нам не поможете? К нам вот мой знакомый пожаловал. Одна наша картина ему очень понравилась. А где висит — не знает. Толкует про какую-то девчонку в белой рубашке, которая со стола берёт яблоко, и большую рыжую собаку…

Старичок удивлённо посмотрел на меня:

— Вы специально пришли, чтобы увидеть эту картину? Я вас правильно понял, молодой человек?

Я кивнул.

— И чем же она вас так привлекла, позвольте полюбопытствовать?

Я густо покраснел, не зная, что ответить. Старичок улыбнулся.

— По всей видимости, вы имеете в виду работу Константина Маковского. Называется она — «В мастерской художника». Только должен вам заметить — на картине изображена не девочка, а мальчик, сын художника… Своё любопытство вы сможете удовлетворить в зале номер пятнадцать. Всего доброго! — И, раскланявшись с нами, старичок поспешил по своим делам.

— Во человек! — с восхищением протянул Николай Иванович. — Все картины в голове держит. И о каждом художнике может целую лекцию прочитать!

Николай Иванович попросил свою соседку по гардеробу присмотреть за его отсеком и пошёл
меня проводить.

— И чем она тебе так приглянулась? Подумаешь — мастерская художника! — говорил он на ходу. — Ты вон посмотри — «Три богатыря». Вот это картина! Есть на кого посмотреть! Или вот — море! Смотрительница говорит, что в этом зале всегда прохладно. Как будто на берегу сидишь и
ветерком тебя обдувает!

Но я, не обращая внимания ни на богатырей, ни на море, спешил к той картине.

И вот я сижу перед ней. Теперь картину разглядываю не спеша.

Прямо передо мной — собака. Она лежит на ковре. Дремлет на солнышке. На стуле, действительно, мальчик в белой рубашке. Рубашка — длинная. Из-за неё я и принял его за девочку. На столе — ваза с фруктами. Какое-то древнее оружие прислонено к столу…

Вдруг кто-то остановился рядом. Это был тот же старичок в тёмном костюме.

— Но всё-таки, молодой человек, не потрудитесь ли вы мне объяснить — чем вас так привлекло сие полотно?

Но я только краснел и отводил глаза в сторону.

Мне, сидящему на бархатной скамеечке среди картин с позолоченными рамами, было стыдно. И за то, что я ничего толкового не мог сказать, и за свою выцветшую рубашку, и за обтрёпанные штаны, а главное — за ботинки, до того разбитые футболом, в который мы гоняли целыми днями, что я невольно поджал ноги, пытаясь спрятать их под скамейкой.

Старичок сел рядом со мной. И неожиданно обнял меня. Ну, не обнял, а просто положил руку мне на плечо.

— Я, кажется, понял, чем вас затронул этот художник, — медленно и тихо заговорил старичок. — Что вы видите вокруг себя? Что вы видите у себя дома? Ничего, кроме затёртой клеёнки на столе да блёклой, побитой посуды на кухонной полке… А здесь! — Старичок живо встал, подошёл к картине. — Какое пиршество красок! Как сверкает это блюдо, как благородно светится старинный серебряный кубок! А эти золотисто-зелёные тона, а пурпурная драпировка! А этот счастливый мальчик, заглянувший утром в мастерскую своего любимого папы! Картина излучает свет, радость жизни. В ней есть всё то, чего нам всем так не хватает сейчас, после этой страшной войны. И вы, мой юный друг, это поняли, вернее, почувствовали. А ведь именно в этом искусство подлинного художника. В передаче своего чувства зрителю. Но, кажется, я увлёкся. Извините — не буду вам мешать… Хотя, признаюсь, беседовать с вами мне было чрезвычайно интересно.

…С того памятного для меня визита в Третьяковскую галерею прошло более полувека. Но и сейчас, придя сюда, я первым делом спешу к ней — к моей любимой картине. Сажусь на бархатную скамеечку — и замираю…

 

 


 

 

 

ХРОНОС-ПРОЕКТЫ



Главный редактор Юрий Козлов
Редактор-составитель Екатерина Рощина
Зав. производством Елена Шевцова
Компьютерная вёрстка и цветоделение Александр Муравенко
Художественное редактирование и макет Татьяна Погудина
Корректор Людмила Пономаренко
Финансовая группа Людмила Дьячкова
Зав.распространением Ирина Бродянская
Юрисконсульт Виктор Кудинов
Журнал выходит 2 раза в месяц
Подписные индексы в каталоге агентства «Роспечать»: 72766 - на полгода, 71899 - на год; для библиотек 20450 — на полгода 20451 — на год
Для подписчиков РФ осуществляется подиска по ценам предыдущего полугодия в «Каталоге изданий по льготной подписке» агентства «Роспечать».
Учредитель: ЗАО «Роман-газета» Адрес редакции: 107078, Москва, ул. Новая Басманная, 19.
Тел.редакции 8(499)261-84-61
Факс (8-499) 261-49-29
Распространение (8-499) 261-95-87
e-mail: rg@netman.ru; roman-gazeta-1927@yandex.ru Основан в 1995 г.
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации № 013684 от 27 июня 1995 г.
В розницу цена свободная

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

РОМАН-ГАЗЕТА