Народный журнал |
|
РОМАН-ГАЗЕТА |
|
АДРЕСА И ЯВКИ2014 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГ80-ЛЕТИЕ РГ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: РОМАН-ГАЗЕТА"МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Роман-газета детская № 4, 2012Великий портретист:Владимир БОРОВИКОВСКИЙ
И. Бугаевский-Благодарный. Владимир Лукич Боровиковский родился в Миргороде 24 июля 1757 года в семье казака Луки Боровика. Отец и два брата, Василий и Иван, были иконописцами, работавшими в окрестных храмах. Под руководством отца учился иконописи. Пройдя воинскую службу, занимался церковной живописью.
Владимир БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825). В 1787 году он исполнил две аллегорические картины для украшения одного из «путевых дворцов» Екатерины II, возводившихся на пути её следования в Крым. На эти картины обратила особенное внимание императрица. На одной из картин была изображена Екатерина II, объясняющая свой Наказ греческим мудрецам, на другой Петр I — пахарь и Екатерина II — сеятельница. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию художеств. В 1788 году Боровиковский переезжает в Петербург, но его путь в Академию художеств был закрыт по возрасту. Некоторое время он живёт в доме Н. А. Львова, знакомит ся с его друзьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым и другими интеллектуалами своего времени. С 1792 года берёт уроки у австрийского живописца И. Б. Лампи, работавшего при дворе Екатерины II.
Портрет князя А. Б. Куракина. 1801–1802 гг. Предполагается, что он пользовался советами прославленного портретиста Д. Г. Левицкого, который впоследствии стал его учителем. От своего учителя Боровиковский перенял блестящую технику, лёгкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому. В 1795 году Боровиковскому присвоено звание академика, а в 1802 году — советника Академии художеств. В ранний петербургский период Боровиковский пишет миниатюрные портреты, написанные маслом. Он преуспел и в парадном портрете, немало его произведений в этом жанре почиталось за образцы.
Портрет М. И. Лопухиной. 1797 г. В числе его работ — великолепный портрет Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, портреты Державина, митрополита Михаила, князя Лопухина-Трощинского и огромный портрет Фет-Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Два экземпляра этого портрета находятся в картинной галерее Эрмитажа, а другой — в Академии художеств.
Портрет Е. Н. Арсеньевой. 1790-х гг. Со второй половины 1790-х годов в картинах Боровиковского появляются черты сентиментализма. В противовес официальному сословному портрету, он разрабатывает тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности.
Портрет генерал-майора Ф. А. Боровского. 1799 г. К примеру, портрет О. К. Филипповой, жены друга Боровиковского — архитектора, участвовавшего в постройке Казанского собора. Она изображена в белом утреннем туалете на фоне сада, с бледной розой в руке. Образ молодой женщины лишён всякого оттенка жеманства, кокетливости. Миндалевидный разрез глаз, рисунок ноздрей, родинка над верхней губой — всё придаёт неизъяснимую прелесть лицу, в выражении которого — почти детская нежность и мечтательная задумчивость.
Портрет Гавриила Романовича Державина. 1795 г. Наиболее ярко талант художника раскрылся в серии женских портретов: О. К. Филипповой, Е. Н. Арсеньевой, Е. А. Нарышкиной, В. А. Шидловской и др. Они не столь эффектны, как мужские, небольшие по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство. Написанный Боровиковским в 1797 году портрет М. И. Лопухиной принадлежит к числу этапных произведений в развитии русской портретной живописи. Портрет Лопухиной отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Главная идея — слияние человека с природой. Боровиковский воспроизводит в портрете типичные особенности национального русского пейзажа — белые стволы берёз, васильки и ромашки, золотые колосья ржи. Национальный дух подчёркнут и в образе Лопухиной, которому придано выражение нежной чувствительности.
Портрет сестёр Анны Гавриловны и Варвары Гавриловны Гагариных. 1802 г. Боровиковский занимался и религиозной живописью, в период с 1804 по 1811 год участвовал в росписи Казанского собора в Петербурге («Благовещение», «Константин и Елена», «Великомученица Екатерина», «Антоний и Феодосий»). Боровиковский сохранял своё блестящее мастерство и зоркость глаза на протяжении долгого времени, но в 1810-х годах его активность ослабла. На смену прежним вкусам пришли новые, а имя Боровиковского отошло в сторону, уступая место молодым талантам.
Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой. 1803 г. Он был одинок в старости, отказывался отвечать на письма. Он увлёкся мистицизмом, но и здесь не нашёл того, что искал. В конце жизни Боровиковский больше не писал портретов, а занимался лишь религиозной живописью. Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Петербурге. В последние годы жизни Боровиковский активно работал как педагог, устроив у себя дома частную школу. Он воспитал двух учеников, одним из которых был Алексей Венецианов, перенявший от своего наставника поэтическое восприятие мира.
Портрет Е. А. Нарышкиной. 1799 г. Умер Боровиковский 6 апреля 1825 года в Петербурге. Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой. 1803 г. Портрет Е. А. Нарышкиной. 1799 г.
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
Главный редактор Юрий Козлов WEB-редактор Вячеслав Румянцев
|