ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ:
|
Роман-газета детская № 4, 2011
Н. В. Гоголь
Светлое Воскресенье
Фрагмент
В русском человеке есть особенное участие к празд- нику Светлого
Воскресенья. Он это чувствует жи- вей, если ему случится быть в чужой земле.
Видя, как повсюду в других странах день этот почти не от- личен от других
дней, — те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное
выраже- нье на лицах, — он чувствует грусть и обращается невольно к
России. Ему кажется, что там как-то лучше празднуется этот день, и сам
человек радост- ней и лучше, нежели в другие дни, и самая жизнь какая-то
другая, а не вседневная. Ему вдруг пред- ставятся — эта торжественная
полночь, этот повсе- местный колокольный звон, который как всю землю
сливает в один гул, это восклицанье «Христос Вос- крес!», которое заменяет в
этот день все другие при- ветствия, этот поцелуй, который только раздаётся у
нас, — и он готов почти воскликнуть: «Только в од- ной России празднуется
этот день так, как ему сле- дует праздноваться!» (...)
Отчего же одному
русскому ещё кажется, что праздник этот празднуется, как следует, и праздну-
ется так в одной его земле? Мечта ли это? Но зачем же эта мечта не приходит
ни к кому другому, кроме русского? Что значит в самом деле, что самый праз-
дник исчез, а видимые признаки его так ясно носят- ся по лицу земли нашей:
раздаются слова: «Христос Воскрес!» — и поцелуй, и всякий раз так же тор-
жественно выступает святая полночь, и гулы все- звонных колоколов гулят и
гудут по всей земле, точно как бы будят нас? Где носятся так очевидно
призраки, там недаром носятся; где будят, там раз- будят. Не умирают те
обычаи, которым определено быть вечными. Умирают в букве, но оживают в ду-
хе. Померкают временно, умирают в пустых и вы- ветрившихся толпах, но
воскресают с новой силой в избранных, затем, чтобы в сильнейшем свете от
них разлиться по всему миру. Не умрёт из нашей старины ни зерно того, что
есть в ней истинно рус- ского и что освящено Самим Христом. Разнесётся
звонкими струнами поэтов, развозвестится благо- ухающими устами святителей,
вспыхнет померк- нувшее — и праздник Светлого Воскресенья вос-
празднуется, как следует, прежде у нас, чем у дру- гих народов! На чём же
основываясь, на каких данных, заключённых в сердцах наших, опираясь, можем
сказать это? Лучше ли мы других народов? Ближе ли жизнью ко Христу, чем они?
Никого мы не лучше, а жизнь ещё неустроенней и беспорядоч- ней всех их.
«Хуже мы всех прочих» — вот что мы должны всегда говорить о себе. Но есть в
нашей природе то, что нам пророчит это. Уже самое неуст-
ройство наше нам это пророчит. Мы ещё растопленный металл, не
отлившийся в свою национальную форму; ещё нам воз- можно выбросить,
оттолкнуть от себя нам неприличное и внести в себя всё, что уже
невозможно другим народам, получившим форму и закалившимся в ней. Что
есть мно- го в коренной природе нашей, нами поза- бытой, близкого
закону Христа, — доказа- тельство тому уже то, что без меча пришёл к
нам Христос, и приготовленная земля сердец наших призывала сама собой Его
слово, что есть уже начала братства Хрис- това в самой нашей славянской
природе... Есть, наконец, у нас отвага, никому не сродная, и если
предстанет нам всем какое- нибудь дело, решительно невозможное ни для
какого другого народа, хотя бы даже, например, сбросить с себя вдруг и
разом все недостатки наши, всё позорящее высокую природу человека, то
с болью собственного тела, не пожалев самих себя, как в двенад-
цатом году, не пожалев имуществ, жгли домы свои и земные достатки, так
рванётся у нас всё сбрасывать с себя позорящее и пятнающее нас, ни одна
душа не отстанет от другой, и в такие минуты всякие ссоры, ненависти,
вражды — всё бывает позабыто, брат повиснет на груди у брата, и вся Рос-
сия — один человек. Вот на чём основыва- ясь можно сказать, что праздник
Воскресе- нья Христова воспразднуется прежде у нас, чем у других. И твёрдо
говорит мне это ду- ша моя; и это не мысль, выдуманная в го- лове. Такие
мысли не выдумываются. Вну- шеньем Божьим порождаются они разом в сердцах
многих людей, друг друга не ви- давших, живущих на разных концах зем- ли,
и в одно время, как бы из одних уст, изглашаются. Знаю я твёрдо, что не один
человек в России, хотя я его и не знаю, твёрдо верит тому и говорит: «У нас
пре- жде, чем во всякой другой земле, воспраз- днуется Светлое Вокресенье
Христово!»
|