Народный журнал |
|
РОМАН-ГАЗЕТА |
|
АДРЕСА И ЯВКИ2014 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГ80-ЛЕТИЕ РГ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: РОМАН-ГАЗЕТА"МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Роман-газета детская № 4, 2011Валентина КоростелёваНепростой сказочник
И. Крамской. М. Е. Салтыков-Щедрин. 1879 г. Как известно, сказки бывают разные: народные, что сложили сами люди в незапамятные времена, и литературные, принадлежащие перу писателя. Они могут быть волшебными («Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла), романтическими (повесть-сказка «Алые паруса» Александра Грина), а ещё сатирическими. В сатирических сказках преуспел классик русской литературы Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Но сначала — о том, откуда родом Михаил Евграфович. Родился он в дворянской помещичьей семье 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Быть бы ему благополучным дворянином, жить-поживать да добра наживать, — ан нет, уже в детстве Михаил хорошо разглядел большую разницу между теми, кто постоянно работал, и теми, кто пользовался плодами труда крепостных людей. Обострённое чувство справедливости не принимало такое положение дел, и с возрастом он всё больше убеждался в своей правоте. А когда за отличную учёбу в Московском дворянском институте был переведён в знаменитый, пушкинский, Царскосельский лицей, среди его увлечений на первом месте оказалась литература. Конечно же, большую роль сыграло знакомство его с Виссарионом Григорьевичем Белинским, замечательным литературным критиком и мыслителем, чей авторитет был на высоте, в том числе среди студентов. Это были сороковые годы ХIХ века, когда в России набирало силу демократическое движение, очень прогрессивное по тем временам и не менее опасное с точки зрения самодержавной власти. Вот почему первые же повести Салтыкова-Щедрина — «Противоречие» и «Запутанное дело» — вызвали серьёзное недовольство, и вскоре он был отправлен на службу в далёкую по тем временам провинциальную Вятку (ныне это город Киров). Вот уж где было раздолье для его наблюдательности, особенно в сфере чиновничьей жизни, что и выявилось в его «Губернских очерках», не очень-то приятных для тех, кто по старинке, по-крепостному правил в небольших городах и весях. Надо сказать, что Михаил Евграфович выражал своё недовольство, а то и возмущение царящим порядком вещей не только на бумаге. Он по-своему энергично противостоял махровому бюрократизму, отстаивал интересы крестьян и ремесленников, страдавших не только от взяточничества, но и от грубости, а порой и глупости чиновничьей власти. Естественно, в очередной раз оказавшись «белой вороной», писатель не по своей воле менял место службы и жительства. К примеру, в Туле он пишет сатирический очерк «Губернатор с фаршированной головой», в котором легко проглядывался портрет Шидловского, главы губернии. И оттуда Салтыкову-Щедрину вскоре пришлось уехать. Кроме хорошо известных сатирических сказок перу писателя принадлежит не менее известная «История одного города», в которой нашли отражение картины губернской провинциальной жизни, коих писатель насмотрелся вволю и вывел на суд читателя, обострив их мощными сатирическими красками. И посудите, кто только не владел городом Глуповом в XVIII веке! Например, Василиск Семёнович Бородавкин, который сочинял устав о «неcтеснении градоначальников законами». Первый и единственный параграф этого устава гласил так: «Ежели чувствуешь, что закон полагает тебе препятствие, то, сняв оный со стола, положи под себя. И тогда всё сие, сделавшись невидимым, много тебя в действии облегчит». Такой едкой сатиры на властителей губернского уровня в нашей литературе ещё не было, и не случайно писатель в короткое время стал популярным и любимым среди тех, кто всерьёз задумывался над судьбой России и тем плачевным положением, в котором оказался её народ-труженик. Терпение высоких петербургских особ в конце концов иссякло, и в 1868 году Салтыков-Щедрин императором Александром II был решительно уволен в отставку как «чиновник, проникнутый идеями, не согласными с видами государственной пользы». Нет худа без добра, и Михаил Евграфович полностью отдаётся литературе, в том числе своим знаменитым сказкам, в которых наравне присутствуют и фантастика, и реальность — всё на той же сатирической основе. И в них главные герои — простой работник и его притеснители. Причём писатель не скрывает своего уважительного, тёплого отношения к народу, который предстаёт то в образах зверей и птиц, то простого мужика, которому свойственны кроме силы и доброта, и ум, и находчивость. А вот сказка «Пропала совесть» — о том, как однажды потерялась совесть, и все, кто находил её, убедившись, что совесть не делает человека богаче и удачливее, старались тут же избавиться от неё. Ведь совестливый человек не будет обманывать, красть, врать, подставлять подножки другим, наговаривать на них всякий вздор. Я думаю, что в наше время большинство людей, в том числе детей, не стремятся избавиться от этого ценного человеческого качества и попасть в один ряд с бессовестными героями сказки Салтыкова-Щедрина. Словом, есть над чем посмеяться, а на досуге и подумать. Ведь не зря же Михаил Евграфович, терпя многие превратности жизни, писал свои знаменитые повести и сказки, чтобы встретиться с нами в XXI веке.
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
Главный редактор Юрий Козлов WEB-редактор Вячеслав Румянцев
|