Народный журнал |
|
РОМАН-ГАЗЕТА |
|
АДРЕСА И ЯВКИ2014 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГ80-ЛЕТИЕ РГ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: РОМАН-ГАЗЕТА"МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Роман-газета детская № 1, 2010Галина СаксоноваМастер исторической живописи:В. И. СуриковВасилий Иванович Суриков родился 25 января 1848 года в г. Красноярске в семье небогатого казацкого офицера. В восемь лет начал учиться в приходском училище. Уже тогда Суриков проявил большие способности к рисованию, и его очень поддерживал в этом учитель рисования Николай Васильевич Гребнев. «Рисовать я с самого детства начал, — рассказывал Василий Иванович, — ещё, помню, совсем маленьким был, на стульях сафьяновых рисовал — пачкал. Главное, я красоту любил, во всём красоту. В лица с детства вглядывался, как глаза расставлены, как черты лица составляются!» После окончания училища Суриков поступил в гимназию, в 4-й класс, но едва добравшись до 7Lго класса, оставил гимназию изLза недостатка средств. Однако о бывшем гимназисте по Красноярску шла слава как о хорошем художнике, и он получал «заказы» — расписывать пасхальные яйца, за что платили по три рубля за сотню, — подрабатывал иконописанием и давал уроки рисования в губернаторском доме. 21 год прожил Суриков в Красноярске до поступления в Академию художеств, и все эти годы были беспрерывным первоначальным собиранием материала для будущей деятельности, так как в то время Сибирь была отдалённой окраиной России, ещё не связанной железной дорогой с центром страны, и во многом сохраняла старый жизненный уклад. В 1868 году Суриков совершил трудное путешествие из Сибири в Петербург, собираясь поступать в Академию художеств. Но сразу его в академию не приняли. Тогда он поступает в рисовальную школу. Здесь проявляются упорство и настойчивость художника, и он трёхлетний курс рисовальной школы проходит за три летних месяца и осенью выдерживает экзамены в академию. За четыре года Суриков одолел шестилетний курс и навсегда запомнил завет своего академического преподавателя: «Будет просто, когда попишешь раз сто». Прежде чем приступать к созданию больших полотен, Василий Иванович много работал над этюдами к ним, искал подходящих натурщиков. Он говорил, что не знает, как у него рождается замысел картины. Многое, увиденное в детстве в казачьей станице (а Суриков поэтизировал всё казачество в целом, во все времена и сроки), воплощалось потом в картинах. Так рождались «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова». Три года создавалась картина «Утро стрелецкой казни», в которой художник рассказал о времени, когда столкнулись два мира — старый, уходящий мир стрельцов, преданных царевне Софье, и новый мир — мир реформ царя Петра, молодого, умного, но горячего и жестокого. На картине изображена Красная площадь в момент расправы Петра Первого со стрельцами. Мужество и непокорность видны на лицах стрельцов. Они не боятся предстоящей казни. Связанный по рукам и ногам рыжебородый стрелец словно собирается ринуться на своих врагов. Такой человек действительно мог сказать Петру перед казнью: «Посторонись, царь, — здесь моё место!» — и царь поймёт, что дерзкий противник пропустил в этом окрике слово «пока».
Степан Разин. 1906 г. p> В В непокорности стрельцов, в их мужестве художник старался отобразить стойкость всего русского народа в борьбе за свои права. Вторая большая работа Сурикова — «Меншиков в Берёзове» (1883 г.) — посвящена судьбе соратника Петра Первого Александра Меншикова. Попавший в немилость, лишённый всех почестей и богатств, он доживал свои дни в глуши, в далёкой ссылке — в Берёзове. Туда он прибыл с сыном и двумя дочерьми, которых Суриков изобразил за чтением Библии.
Утро стрелецкой казни. 1881 г. Здесь, в Берёзове, Меншиков сам срубит себе избу, поставит церковь. Здесь похоронит любимую старшую дочь Марию, наречённую невесту императора Петра Второго, и вскоре сам умрёт. В 1881 году Суриков задумал картину «Боярыня Морозова», но закончил это замечательное полотно только в 1887 году.
Боярыня Морозова. 1887 г. (Фрагмент). Центральная фигура картины — опальная русская боярыня Морозова, сторонница патриархальных устоев, защитница старой веры. Она выступила против церковных реформ, которые насильно насаждались патриархом Никоном при царе Алексее Михайловиче. За свои взгляды боярыня Морозова была подвергнута пыткам и посажена в земляную тюрьму, где и умерла, так и не приняв новой веры. Перед ссылкой её в назидание народу провезли по улицам Москвы. Дровни с трудом пробиваются сквозь густую толпу. Морозова прощается с народом: большинство ей сочувствует, некоторые злорадствуют, другие равнодушны и просто любопытны. Высоко вскинула Морозова скованную тяжёлой цепью руку с тонкими пальцами, сложенными в двуперстие, как бы призывая народ твёрдо стоять за своё дело. Рассказывая о личной трагедии боярыни Морозовой, художник сумел рассказать о движении раскольников, в котором отразился протест народных масс против существовавшего тогда и опиравшегося на церковь социального строя.
Меншиков в Березове. 1883 г. В конце 80-х годов умирает жена художника. Суриков тяжело переживает потерю. На некоторое время он бросает занятия живописью и уезжает в родные места. Побывав в Сибири, окунувшись в гущу народной жизни, он пишет картину «Взятие снежного городка», изображающую удалую народную игру на Масленицу. После всех страданий, отчаяния, уныния, почувствовав возрождение, художник захотел отдохнуть и забыться, захотел весёлых, оживлённых, солнечных красок, как бы празднуя своё возвращение к жизни. Следующая большая картина Сурикова — «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.). В основу замысла композиции Суриков положил мысль: «Две стихии встречаются — войско татарского хана Кучума, тьма тьмы, встречается с дружиной Ермака». Показан момент наивысшего напряжения боя, когда уже ясно виден перевес на стороне казаков, а в рядах татар началось смятение. Художник так выразительно построил картину, что зритель, следя за происходящей битвой, ощущает себя участником события. В 1899 году Суриков создаёт картину «Переход Суворова через Альпы», в которой выражена патриотическая мысль о славе русского оружия, о беззаветной храбрости русского солдата и полководца. Общественный подъём начала XX века, который привёл к первой русской революции, вновь привлёк художника к основной теме его творчества — теме социальной борьбы народа. В это время художник работает над картиной «Степан Разин». Суриков был одним из величайших исторических живописцев мира. Самые крупные его работы посвящены важным событиям русской истории. Их главная тема — народные движения, главный герой — русский народ, борющийся, страдающий, торжествующий. Умер Суриков в 1916 году.
Взятие снежного городка. 1891 г.
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
Главный редактор Юрий Козлов WEB-редактор Вячеслав Румянцев
|