SEMA.RU > XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > ПОДВИГ  >
 

Михаил КРУПИН

 

© "ПОДВИГ", 2004

ХРОНОС
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Русское поле:

ПОДВИГ
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ 
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

ОГНЕЙ ТАК МНОГО "ЗОЛОТЫХ"

(Евгений КАМИНСКИЙ "Раба огня", "Подвиг" № 5, 2003)

Есть одна легенда о монахе-отшельнике, изгнавшем даже помысел о женщине из души своей и плоти. Монах уже решил, что прелесть женская для спасения души его более не опасна. Но тут явился ему ангел, вывел отшельника за руку из землянки, затем - из леса, привел на деревенский сеновал и возложил рядом с румяной цветущей солдаткой. Тут монах и понял, что наказан за гордыню - все его многолетние усилия смирить плоть рассыпались прахом. "Вот, - сказал ему ангел, - как видишь, есть на земле огонь - не можешь тронуть которого и не обжечься. Иди прежней святою дорогой, но не мни себя всесильным и неуязвимым".

Правда, прежнею дорогой монах пойти теперь не сразу смог.

Огонь - вот ключевое слово и в мистическом, вернее - мистико-психологическом, романе Евгения Каминского.

Думается, мы мало поймем в романе, если подойдем к нему с портняжной меркой "венского шарлатана". (Иначе ни один из уважаемых русских писателей не именовал Фрейда). К счастью, дешевыми "сублимациями" героям романа не помочь. Но если сексуальность - одна из стихий земных - тоже Огонь, то она и впрямь определяет в мире многое.

Что есть безумие? Душевная болезнь, психологическое отклонение от нормы? Мы до сих пор почти не знаем. Олигофрен, в редкие часы проблесков сознания подрабатывающий натурщиком, исполнен огня преисподней. Но этот огонь может быть перелит в другой сосуд - тогда убогому легчает ненадолго. Найти же подходящий сосуд ой как трудно (олигофрену особенно), но вполне возможно.

Огонь - вырываясь из ада - овладевает грешниками еще до их смерти. Что ж, по здравому размышлению, в этом нет ничего удивительного. Ведь мы приближаемся к концу света, а не удаляемся от него.

И, естественно, результат эстафеты огня, передаваемого от живого "сосуда" к "сосуду" - криминальный беспредел, эстафета убийств… По крайней мере, в романе Каминского.

Нельзя не отметить, что - хоть и запросто можно было бы увлечь читателя одной лишь мистикой, демонологией, да и просто чертовщиной, автор не злоупотребляет подобной атрибутикой, а добросовестно выстраивает детективную интригу по всем правилам криминального жанра.

В начале детектива мы вовсю сочувствуем несчастной Лолите, оказавшейся главным и, по всей видимости, лучшим сосудом для порочного огня. Ближе к концу жалость уже уступает место законной брезгливости, наподобие той, что большинство людей испытывает к ядовитым змеям. Действительно, в Лолите не остается уже ничего человеческого.

Зато физик и художник-самоучка Калядин, пройдя по всем кругам ада, с честью выдерживает испытание. Талант, как частица Божия в нем, "возвращает с пути окольного". Отмучавшись "огнем", Калядин сохраняет человека в себе, доброту к людям. Даже готовясь к гибели в чужой стране, он - собравшись с последними силами - спасает немецкого младенца. А ведь Калядин в тот момент пребывал в состоянии наркотической ломки. Кто-то скажет, что приравнивать его поступок к подвигу советского солдата, памятник которому с ребенком на руках воздвигнут в том же Берлине, - кощунство. Но русский человек всегда русский человек, какие бы напасти не обрушивало на него мировое зло. Основа его неизменна: любовь, сострадание, вера в добро.

Калядин вовремя заходит в церковь, и православный священник наставляет заблудшее чадо, учит различать добро и зло, истинную любовь и темную страсть, через которую коварные насельники преисподней торят себе тропинки к сердцу человека.

Право, достоинства произведения, как детектива, очевидны. Мне же захотелось только обратить внимание читателя на то, что сексуальные сцены не являются у Каминского лишь модной нынче "клубничкой", но раскрывают метафизическую подоплеку этой моды. Развлекая, заставляют рефлексировать, задумываться о путях своей таинственной природы, различать светлое, здоровое, и дьявольское, темное начала жизни на Земле.

Об авторе лучше всего говорят его произведения. Но, думаю, само воздействие романа на читателя приобретет особую экспрессию, если мы сообщим, что Евгений Юрьевич Каминский - не какой-нибудь ведьмак-надомник, а серьезный ученый, геофизик. Уже много лет заведует лабораторией морской геоэкологии в Питере. Литература давно стала второй профессией Евгения Каминского. Он - постоянный автор журнала "Звезда", член Союза писателей России. Выпустил уже восемь книг прозы и шесть стихотворных сборников.

Наиболее известные массовому читателю вещи Е. Каминского опубликованы им под псевдонимами: Евгений Крестовский - романы "Империя крыс", "Холодное сердце", и Евгений Покровский - "Образ зверя" и "Тот, кто стоит за спиной".

 

 

 

 

© "ПОДВИГ", 2004

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев