Профессия этого человека вызывает у кого-то восхищение,
у кого-то страх и непонимание, у кого-то белую зависть и желание
подражать. Он - каскадёр. Тот самый, что дублирует актёров в особо
опасных захватывающих сценах, когда, например, главный герой кинокартины
переворачивается в машине или прыгает на лошади в реку с пятиметрового
обрыва. Кроме того, что Игорь Новосёлов - каскадёр, снявшийся за
пятнадцать лет более чем в шестидесяти картинах (таких, как "Что сказал
покойник", "Королева Марго", "Графиня де Монсоро", "Всё красное",
"Особенности национальной политики", "Тихий Дон" и др.), он еще и
постановщик трюков. Им, например, были поставлены трюки в фильмах
"Виват, Гардемарины" и "Гардемарины - 3".
Как-то раз товарищ
Игоря, оператор студии им. Горького, познакомил его, только что
вернувшегося со службы во Вьетнаме, с ведущим каскадёром СССР по конным
трюкам в кино Евгением Богородским, который сразу увидел в Новоселове
ярко выраженные способности к опасному ремеслу: хорошую физическую
подготовку, энергичность и способность разумно действовать в
экстремальной обстановке.
Богородский обучил Игоря трюкам с
лошадьми, объяснил, как делать подсечку (трюк, когда всадник и лошадь
падают вместе), завал (трюк, при котором лошадь заваливается на бок),
переворот кареты и т.д. "Но самое главное, что я тогда усвоил, - говорит
Игорь, - что без доверия между человеком и лошадью никакого трюка не
получится".
В процессе работы Игорь кормит коней сухарями и
морковкой с сахаром, поощряя их за успехи и устанавливая с лошадью
дружеские отношения. Это - первый секрет профессиональной кухни
каскадёра. И таких секретов у Новосёлова множество. Прежде, чем начать
работу, каскадёр подбирает коня по характеру. Чтобы лошадь делала
"завал", у неё должна быть спокойная, уравновешенная психика.
Чистокровки: Английская чистокровная, Араб - вообще не подходят для
трюков, в отличие от рысаков Будённовской, Донской, Кабардинской,
Терской, Орловской и Русской пород.
Начиная подготовку трюка
"прыжок в воду на лошади с пятиметрового обрыва", каскадёр сначала
садится на нескольких коней по очереди и заходит с ними в воду, выбирая
того, который воды не боится. "Я, - говорит Игорь, - сразу чувствую,
подходит лошадь или нет. Сяду два раза и чувствую". После чего лошадь и
каскадёр прыгают в течение 2-3 недель с метровой высоты, постепенно
повышая количество метров до высоты, необходимой для трюка. За каждое
маленькое достижение конь получает поощрение.
А чтобы научить
коня без боязни пробивать витрину, сначала дрессировщик вешает перед ним
чёрную тряпку, заставляя пробить её, затем чёрную он заменяет на белую,
белую - на прозрачный полиэтилен, которым накрывают парники. И так - до
необходимого результата.
Помимо владения различными методами
подготовки коня к трюку, каскадёр должен уметь предугадывать внезапную
перемену настроения животного во время съёмки. Случается, что конь, в
манеже и на природе работающий хорошо, впервые очутившись на съёмочной
площадке, теряется, пугается осветительных приборов, дыма пиротехники.
Зная это, Новосёлов приводит коня в студию за полчаса до работы и просит
осветителей потихоньку включать дики (осветительные приборы), - в это
время лошадь адаптируется к новой обстановке.
В том случае, когда
каскадёр работает с лошадью умело, после трюка, кажущегося со стороны
чудовищно опасным, животное чувствует себя прекрасно. У Новосёлова за
пятнадцать лет работы конь ни разу не травмировался. И у самого
Новосёлова тоже не было никаких травм, отчасти потому что рождён, видно,
под счастливой звездой, но, в основном, потому что в совершенстве
владеет приёмами профессионального каскадёра. Например, когда он делает
подсечку (падает вместе с лошадью), летит вперёд рыбкой, а возле земли
сворачивается клубочком и начинает "обкручиваться" через спину,
ухитряясь увильнуть от падающей лошади. А когда летит с высоты, перед
приземлением всегда переворачивается на спину.
Игорь Новосёлов -
человек, увлеченный своим делом, требующим смелости, собранности,
жёсткости, - в общении мягкий и немного замкнутый. Отвечая на вопрос
"Что Вас побудило стать именно каскадёром?", Игорь назвал азарт - и
желание попасть в мир кинематографа, который казался ему волшебным. Что
ж, это ему удалось, миллионы телезрителей с замиранием сердца смотрят
трюковые сцены, восхищаясь каскадёром, создающим сказочный образ
бесстрашного и всемогущего героя, которым в душе мечтает быть каждый
мальчишка.