Здравоохранение и медицина |
||||||||||||||||||||||||||||||||
- |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||||
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Здравоохранение и медицина империи ЦинКитайская медицина — одно из проявлений характерного для Китая «мыслительного инструментария»: космологии соответствий. В основе этой системы мысли лежат «пять действий», или «пять стихий» (усин): Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля. Стихии влияют на космос и на человеческие дела. Макрокосм, то есть природа, окружающий нас мир, находится в соответствии с миром людей, человеческим телом, человеческими занятиями и особенно с политическими делами. Со временем были составлены большие таблицы соответствий типа: стихии огня соответствует время года лето, страна света юг, красный цвет и т.д. Параллельно с этим постепенно выработалась идея, что элементы этих таблиц динамически взаимодействуют друг с другом. Соответствия китайской космологической системы
Каждый элемент взаимодействует с другими в той же колонке. Это принцип отголоска или эха. Марсель Гране нашел чрезвычайно удачную формулу для описания этого явления: «Убежденность в том, что Всё и каждая из составляющих его целостностей имеют циклическую природу и поочередно разрешаются в друг друга, настолько доминирует в мысли, что над представлением о следовании всегда преобладает представление о взаимозависимости» *. На этих принципах и основана китайская медицина: чтобы исцелить тело и душу (которые при таком целостном взгляде на человека неразделимы), она пользуется соответствиями между лекарственными веществами (в форме растворов, порошков, пилюль и др.) и органами или вызывает отголосок, стимулируя его иголками (иглоукалывание). К примеру, больную селезенку следует лечить сладким лекарством, потому что этот орган соответствует этому вкусу. От головной боли лечат, укалывая не больное место, а некую точку на ноге.
В основе этой древней медицины лежат травники, общие сборники рецептов, например «Большой трактат о медицинских предметах» (Бэньцао ганму) минского ученого Ли Шичжэна (1518—1593), дополненный в Цинскую эпоху, и специальные трак-таты, например о пульсе, который был очень важен для диагностики (см. врезку). Ставя диагноз, смотрели также на язык, цвет лица; большое значение придавалось показаниям больного. В китайской медицине существует много разных школ; для эпохи Цин характерен некоторый упадок иглоукалывания при подъеме медикаментозного лечения. Император Даогуан (правил в 1820—1850) даже запретил иглоукалывание в императорском дворце. Миссионеров, прибывших в Китай при Цинах, поразило одно явление: прививание оспы детям, которое появилось, вероятно, в XVI в. Делалось это так: брали у больного оспенные струпья, толкли их в порошок и вдували ребенку в нос. Процедура — одна из форм вакцинации — была несколько рискованной, но позволяла бороться с эпидемиями. Китайская медицина придавала большое значение профилактике заболеваний, в том числе благодаря питанию: оно считалось в этом отношении ключевым элементом. Вследствие основных положений теории соответствий, пища влияет на тело, и телесные недостатки — не только те, что обозначаются терминами современной медицины, но и то, что считали болезнью китайцы, например недостаток мужского начала (як) и переизбыток женского (инь) — могут быть исправлены питанием. Таким образом, современное понятие «пищи-лекарства» китайской медицине знакомо уже много веков. Диагноз по пульсу «Вот о чем говорит пульс вашей благородной дамы. На левой руке, на палец выше запястья, пульс бешеный, биения частые. Еще четырьмя пальцами выше, в срединном проходе, пульс глубоко затаился. На правой руке, на палец выше запястья, пульс еле прощупывается, биения слабые... В срединном проходе пульс вялый и биениям недостает жизненной силы потому, что над силой земли, возбуждающей селезенку, возобладала сила древесная, возбуждающая печень. От того, что сердце лишается своих соков и нагревается, неизбежно происходят расстройство месячных и бессонница. От того, что кровь обеднена медленным течением печеночных соков, неизбежно происходят боли и опухоли в позвоночнике, задержки месячных и порывы жара из сердца... Изучив пульс, я нашел у вашей благородной дамы сердечные порывы и крайнюю возбудимость от природы, а также чрезвычайную впечатлительность. Но люди, наделенные такими качествами, непременно будут слишком часто огорчаться, а от слишком частых огорчений происходят слишком сильные страхи. Причина этой болезни — горести и тревоги, уязвляющие селезенку, и преобладание древесной жизненной силы, вырабатываемой печенью» (Цао Сюэ-цинь. «Сон в красном тереме», гл. 10). Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 261-265. Примечания * Классический труд Марселя Гране «Китайская мысль» издавался многократно. Посленее русское издание: М., 2008.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
ХРОНОС - ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |