Тламемеке |
||
- |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Средства передвижения у ацтековДо появления европейцев у индейцев не было ни колесного транспорта, ни тягловых животных. Хотя на побережье Мексиканского залива находили игрушки с колёсами, колёсных средств передвижения не существовало, вероятно, ввиду отсутствия достаточно крупных одомашненных животных, способных служить тягловой силой. Чаще всего при доставке товаров в другие города использовали труд тламемеке, носильщиков. ТламемекеНосильщики переносили товары на спине в сплетённых из тростника коробах, называемых петплакалли, которые устанавливали на несущих конструкциях (какаштли) и поддерживали с помощью налобной обвязки. Чтобы защитить груз от внешних воздействий, петлакалли покрывали шкурами животных. Хотя в кодексах доколумбова периода встречаются изображения тламемеке, с доиспанских времён о них сохранилось мало сведений. Наиболее полная информация содержится в сообщениях конкистадоров. Происхождение тламемеке неизвестно. Перед Конкистой они составляли отдельную, скорее всего наследственную профессиональную группу, обучаемую, как и почтпека (см. ниже), для пожизненного занятия тяжёлым физическим трудом. В большинстве ацтекских кодексов указывается, что уже с пятилетнего возраста детей начинали учить носить тяжести с помощью налобной обвязки, перевязи с ремешком, закреплённом на лбу и помогающим нести лежащий на спине груз. По словам Бердан, тламемеке, хоть и являлись гражданами, ничем не отличались от других стоявших на низших ступенях социальной лестницы работников, занятых преимущественно в передаваемых по наследству профессиях. Тламемеке занимались вроде бы почётным трудом. Например, брак называли большой несущей конструкцией, великой ношей. Таким образом переноска грузов считалась честным занятием. Однако она имела и негативные коннотации. Полагали, что налобная обвязка, как и иные обременения и нежелательные вещи, была получена от божества Сиуакоатль. Тем, кто рождался в 13-дневный период (тресена), начинавшийся с «1. Оселотль», судьба уготовила рабство, палку-копалку или налобную обвязку. Ацтеки становились тламеме, не только получив эту профессию по наследству. Одни становились тламемеке, отбывая в силу политической необходимости трудовую повинность. Другие брались за это занятие под давлением нужды, особенно в городах, где огромные массы народа не имели собственных земельных наделов. Среди теночтитланских тламемеке были представители разных этнических групп. Следовательно, для тламеме было трудно подняться на более высокую ступень социальной лестницы из-за отсутствия практически осуществимых альтернатив; большинство профессий в ацтекском обществе передавалось по наследству. Переход в другое сословие или иную профессию без отца, про-кладывающего путь, представлялось в общем-то делом немыслимым. Стать же тламеме было гораздо легче, поскольку, во-первых, те, кто пытался это сделать, стояли на низших ступенях социальной лестницы и, во-вторых, потребность в носильщиках постоянно увеличивалась; существование дорожной системы облегчало тламеме переноску груза, доставку товаров. Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 438-439.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |