Металлообработка |
||
- |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Технология металлообработки у древних грековПревращение руды в металл предполагает осуществление целого ряда процессов, включая плавку в древесном угле на открытом огне или в горне. Плавка обычно производилась как можно ближе к рудникам, за исключением тех мест, где древесный уголь был недоступен. Плавка железной руды требовала применения более сложных методов — в частности с использованием сферических и шахтных горнов. Серебро получалось из свинца при помощи так называемого купелирования. Жидкий металл разливали по формам для получения слитков, которые транспортировались в ремесленные центры для изготовления различных изделий. В бронзовом веке особые слитки меди в виде бычьей шкуры активно продавались по всему Центральному и Восточному Средиземноморью и на Крите. Некоторые металлы на продажу шли с Кипра, но большинство — из других мест, возможно из Анатолии. ЗОЛОТО Золото—единственный металл, встречающийся в природе в годном к употреблению виде в достаточных количествах. В Древней Греции его добывали путем дробления горных пород и промывки получившейся пыли в проточной воде для отделения частиц золота от посторонних включений — точно так же, как и при намывании золота в реках. Золото, как правило, добывается в виде сплава с серебром или медью. Если серебро в сплаве присутствовало в большой пропорции, такой сплав назывался электрумом. Золото можно было извлечь путем нагревания рассматриваемого сплава в сочетании со свинцом в тигле из пористой глины. Ток воздуха через верхнюю часть тигля окислял свинец и посторонние включения, которые оседали на стенках тигля, оставляя в осадке золото или электрум. Этот и другие процессы, отделяющие золото от серебра, назывались купелированием. Большинство изделий изготовлялось из листового золота, которое получалось путем проковки золотого слитка на наковальне. Другие методы включали использование филиграни — тонкой золотой проволоки для изготовления предметов декоративно-прикладного типа, таких как цепочки и серьги. Иногда золотые изделия отливались в формах. Гранулирование предполагало использование шариков золота (или серебра), которые впаивались в ювелирное изделие. В первую очередь, из золота изготавливали именно ювелирные изделия — ожерелья, кольца, перстни с печатками, браслеты, серьги, подвески и булавки. Золото использовалось при изготовлении посмертных масок, венков, сосудов, футляров для печатей и монет, а также для позолоты в виде золотых листьев. В сочетании со слоновой костью и серебром золото (хризоэлефантин) использовалось при сооружении культовых статуй. Золотые украшения довольно широко использовались уже в эпоху бронзы в Микенах, а с конца IV в. до н.э., в Эллинистический период, получили еще более широкое распространение в связи с началом разработки фракийских рудников. Золотые украшения самой различной формы стали в ту пору особенно популярными и по сути дела общепринятыми среди богатых людей. СЕРЕБРО Серебро получали в основном из галенита, который для этого дробили, промывали и просеивали. Затем галенит обжигался, чтобы убрать серные частицы, и плавился, чтобы получить смесь свинца и серебра. Серебро, так же как и золото, можно было очищать при помощи купелирования. Способы работы с серебром не сильно отличались от современных. Нужную форму серебру могли придавать при помощи ковки, а затем убирать все следы полировкой. Украшения на серебре наносились посредством чеканки, гравировки, золочения и инкрустации чернью. Серебро использовалось для изготовления ювелирных украшений, венков, различных сосудов. Вполне возможно, что свои серебряные аналоги имели практически все предметы, изготовлявшиеся из золота. Серебро также использовалось для изготовления монет и некоторых роскошных предметов столовой утвари. Так же как и в случае с изделиями из золота, очень мало крупных изделий из серебра сохранилось до нашего времени, поскольку их всегда стремились переплавить. БРОНЗА Медь получали путем плавления медесодержащих руд, таких как малахит, в простом горне. Медь и олово чаще всего использовали вместе для получения бронзы. Олово всегда было сравнительно редким металлом, залегающим в особых рудных пластах касситерита. Его также получали путем плавки руды в простом горне. Бронзу использовали для изготовления самых различных предметов, включая столовую утварь, монеты, оружие, статуэтки, треножники, котлы и ювелирные изделия. Иногда бронзу обрабатывали в остывшем состоянии, но чаще отливали по формам с добавлением свинца, улучшавшего текучесть. Цельные предметы отливались в каменных формах, а сосуды открытого типа изготавливались путем отливки в каменных формах или путем ковки и формовки листовой бронзы. Из кусков бронзы или меди вырезались древнейшие вотивные приношения. Некоторые ранние культовые статуи изготавливались из бронзовых пластин, закрепленных или набитых на деревянную основу. Цельные бронзовые предметы могли также изготавливаться особым способом литья в технике «утраченного воска» (cine perdue). При этом восковую модель покрывали глиной и обжигали, таким образом выплавляя воск, а затем расплавленную бронзу заливали в полученную полую форму через отверстие. После застывания глину отбивали. Позже, особенно начиная с VI века до н.э., греки стали изготавливать более крупные полые предметы посредством отливки со стержнями (полое литье), которая очень напоминала способ литья в технике «утраченного воска». Один из подобных методов состоял в изготовлении грубой заготовки из глины, которой с помощью воска придавались законченные формы, а затем все это снова покрывалось глиной. После этого в получившуюся форму вставлялись бронзовые штыри, так что после выплавления воска глиняная основа оставалась на месте. Расплавленная бронза заливалась в освободившееся после удаления воска пространство. Внешняя глиняная форма потом удалялась, иногда даже цельными кусками, чтобы в дальнейшем использовать их как образцы для форм. Внутренняя глиняная основа оставлялась на месте или удалялась через отверстие, которое потом запаивалось бронзой. Очень большие объекты могли отливаться по частям в различных формах, установленных в ямах. Потом эти части спаивали или склепывали воедино. ЭМАЛИРОВАНИЕ Эмаль представляет собой стеклообразный материал, сплавленный с металлическим основанием (в основном — золотом или электрумом, реже — с серебром) в целях его украшения различными яркими цветами. Части верхнего слоя металла вырезались или сразу отливались так, чтобы в нужных местах сохранить полости, которые заполняли толченым стеклом и нагревали до тех пор, пока оно не сплавлялось с металлом, образовывая эмаль. СВИНЕЦ Свинец главным образом получали как побочный продукт при добыче серебра. Из свинца изготавливалось немало различных предметов — якоря, обшивка судов, крепежные строительные материалы, статуэтки, дешевые ювелирные изделия и грузила. ЖЕЛЕЗО Железо получали путем плавления железной руды в горне. В отличие от других металлов, использовавшихся греками, железо полностью не плавилось даже при максимально доступной для их горнов температуре. В результате подобного плавления получалась жесткая и упругая металлическая масса, которую нужно было несколько раз проковывать (снова нагревать и в раскаленном состоянии отбивать молотом), чтобы превратить в кусок настоящего металла. Для обработки железа греческие кузнецы использовали целый ряд различных инструментов. Наковальни представляли собой прямоугольные блоки железа. Большинство формовочных и отделочных работ производилось молотами различных форм и размеров, отверстия проделывались пробойниками. Кузнечное ремесло было распространено повсеместно, а греческие кузнецы производили множество предметов, прежде всего — различных инструментов, приспособлений и оружия. Так, в произведениях древних авторов упоминаются кузнецы, специализировавшиеся на изготовлении копий, мечей, ножей и гвоздей. Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 205-207.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |