Медицина |
||
- |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Медицина в Древней ГрецииБОЛЕЗНИДля описания любой крупной эпидемии инфекционного характера древние историки использовали термин «чума». К примеру, так именуется серьезная эпидемия, охватившая Афины в 430—426 гг. до н.э., хотя при этом точная природа данной болезни неизвестна — возможно, это была не настоящая чума, которая появляется лишь в Эллинистический период, а скорее сыпной тиф или оспа. Наряду с сыпным тифом и оспой известны другие болезни, многие — по данным раскопан костяков. В число этих болезней входят малярия, туберкулез, проказа (с Эллинистического периода) и злокачественные заболевания. Наиболее распространенными являлись малярия (kausos, «изнурительная болезнь») и туберкулез (phthisis, «изнурение»). Свидетельства распространения холеры отсутствуют. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯС древнейших времен лечение недомогайний болезней было делом религии. Целительными качествами наделялись многие божества, но с V в. до н.э. главным богом-врачевателем стал Асклепий. Асклепию и другим исцеляющим божествам были посвящены специальные святилища, в которых диагностировали различные болезни и прописывали определенное лечение. Считалось, что греческая медицина зародилась в храме Асклепия на Косе, но этот храм был построен не ранее конца IV века до н.э. Практика рациональной медицины выросла из попыток ранних философов исследовать и объяснить природные явления. Свыше 60 медицинских трактатов, авторство которых точно не установлено, образуют так называемый «Корпус Гиппократа». В этих трактатах причины и симптомы болезней излагаются рациональными терминами, без ссылок на воздействие сверхъестественных сил. Будучи изначально благотворным, философский подход к медицине тем не менее заключал в себе потенциальную опасность — столкновение между строго рациональным методом философа и эмпирическим методом врача. Одна работа в «Корпусе Гиппократа» («Природа человека») развивает теорию четырех телесных соков (кровь, черная и желтая желчь и мокрота), которые представляли собой медицинские аналоги четырех природных элементов (воздух, земля, огонь и вода). Несмотря на то что эта теория имела философское происхождение, она была объявлена эмпирически обоснованной и стала доминирующей в медицине на протяжении последующих двух тысяч лет. Возможно, для того чтобы объяснить сходство между некоторыми позднейшими практиками исцеления в святилищах и методами использовавшимися врачами-рационалистами, рассказывали, что Гиппократ изучал медицину в храме Асклепия на Косе, но это мнение, судя по всему, ошибочно. Сходство между более поздними практиками исцеления в храмах Асклепия (Асклепионах) и медициной Гиппократа, скорее всего, возникло в результате влияния рациональной медицины на храмовых жрецов. Рациональная медицина не вытеснила храмовую медицину, скорее в религиозных целительных святилищах для лечения использовалась некая смесь религии, магии и рациональной медицины. При этом, однако, религиозный запрет на вскрытие человеческих трупов сдерживал развитие рациональной медицины вплоть до эллинистического периода. С V в. до н.э. общепризнанной частью медицины стала диетология. Изначально она представляла собой разработку режима питания для людей, которые готовились к играм, но постепенно врачи начали предписывать определенные диеты для лечения некоторых недугов. Они сформулировали правила, основанные на всех факторах, оказывающих влияние на тело, и составленные таким образом, чтобы детально регулировать все аспекты жизни пациента. Со временем правила питания, подобные вышеописанным, стали рекомендовать здоровым людям для предотвращения заболеваний. Врачи осознавали, что бедняки не могут себе позволить в точности соблюдать эти правила, и поэтому предписывали диеты богачам. Это привело к тому, что богатые люди стали чрезмерно беспокоиться по поводу своего здоровья, причем многие вообще стремились воздерживаться от всякой полезной активности.
ГИНЕКОЛОГИЯВ медицинской системе Гиппократа женщины считались разновидностью людей, отличной от мужчин, причем не только по своим репродуктивным органам. Считалось, что женщины являются существами, более влажными и мягкими, нежели мужчины, и поэтому требующими иных методов лечения. Позднее — в силу недостатка понимания внутренней анатомии — их стали рассматривать как «мужчин наоборот». Одним из способов лечения гинекологических болезней было окуривание, так как считалось, что пары при этом проникают через рот в матку и устраняют проблемы. При этом у греков существовало представление о том, что матка (hystera, «нижние части») перемещается внутри тела и вызывает различные недуги, включая проблемы с дыхательным аппаратом. Менструация в медицинской системе Гиппократа считалась жизненно важной для женского здоровья. Полагали, что она начинается у девочек на четырнадцатом году жизни, предположительно — из-за увеличивающегося объема поглощаемых жидкостей, которые должны были выходить из тела для предотвращения болезней. Менструация указывала на готовность матки принять мужское семя, причем лучшим временем для зачатия — в противоположность более поздним запретам — считался заключительный период менструального цикла. Известно, что в качестве прокладок греческие женщины использовали сложенные в несколько раз отрезки ткани. Совокупление и беременность также рассматривались как вещи, необходимые для здоровья женщины. Менопауза не рассматривается ни у одного из авторов, писавших о женщинах, но при этом греки полагали, что она происходит из-за того, что с возрастом женщина высыхает. ВРАЧИПервоначально статус врача был немногим выше статуса квалифицированного ремесленника. Врачи нередко переезжали из города в город, открывая там свои приемные — «ятреоны» (iatreion). У врача могли быть ученики, связанные с ним правовым соглашением и выполнявшие функции помощников и санитаров. Для занятий врачебным делом не требовалось никакого формального обучения или квалификации. Некоторые врачи были рабами, хотя они могли быть заняты исключительно лечением других рабов. Существовали также государственные врачи, но о них известно очень немногое. Самым известным представителем рациональной греческой медицины был Гиппократ. Он жил в конце V—IV вв. до н.э., но, несмотря на его славу, о нем мало что известно. Ему приписывались многие работы по медицине («Корпус Гиппократа»), хотя у нас нет доказательств того, что они были написаны именно им. Статус врачей повысился в Эллинистический период — в основном благодаря школе врачей в Александрии, где медицинским исследованиям не препятствовали религиозные запреты и где ученики получали систематическое медицинское образование. ХИРУРГИЯОписания лечения ран встречаются уже в «Илиаде» Гомера. Подобные описания, а также находки древнейших греческих хирургических инструментов позволяют предположить, что хирургия Доклассического периода происходила от медицинских практик Египта и Месопотамии. В «Корпусе Гиппократа» имеется ряд работ по различным аспектам хирургии, которые в основном связаны с ранами, переломами и вывихами. Эти сочинения отражают высокий уровень мастерства и знания предмета и содержат детальные предписания по подготовке операционной, установке диагноза, проведению различных операций, перевязке ран и лечению переломов. Греческими врачами производились также зубоврачебные работы, включая удаление зубов и применение золотой проволоки для закрепления шатающихся зубов. Пломб греки не знали. В III в. до н.э. хирургия существенно продвинулась вперед на основе расширения анатомических знаний, которое произошло в результате проводившихся в Александрийской школе вскрытий. Для лечения разнообразных глазных заболеваний греческими врачами было разработано двадцать различных операций, что говорит о весьма значительном уровне развития офтальмологии, который не был превзойден вплоть до XVIII в. Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 442-444. Древнегреческие государства:Спарта (Лакония, Лакедемон), античное государство. Мессения - область Древней Греции, располагавшаяся в юго-западной части Пелопоннесского полуострова. . Арголида (Аргос), античное государство, существовало в кон. XII — XI в. до н. э. Афины, античное государство. Древняя Греция (справочный раздел ХРОНОСа). Греция до н.э. (хронологическая таблица). Исторические лица Греции (биографический справочник).
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |