Каролингское возрождение
       > НА ГЛАВНУЮ > СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ > СТАТЬИ 2016 ГОДА >

ссылка на XPOHOC

Каролингское возрождение

2016 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Каролингское возрождение

Термин "Возрождение" в эпоху, на которую приходился феномен, понимался буквально. Представители течения в Италии XIV-XVI веков в прямом смысле пытались возродить культуру Античности. Если не целиком, то хотя бы в тех ее проявлениях, которые возможны в новых условиях. Распространялись античные римские и греческие литературные произведения, писались новые, в которых хотели добиться их уровня и духа. Собирались библиотеки, коллекции артефактов прошлого. Художники старались сравниться с древними мастерами и превзойти их. Вообще, Античность представлялась как день, который был практически вчера, только случайно отделенный затянувшейся на 1000 лет ночью.

Само название, однако, не имело тогда всеобщего распространения. Как часто бывает, схема и термин появляются много позже самого явления. Современное значение слова "Возрождение" было введено в обиход французским историком Жюлем Мишле в XIX веке. Тогда же, в XIX веке, началось злоупотребление понравившимся словом. Им стали называть совершенно разные исторические процессы, подразумевая что-то субъективно свое, отличное и от собственно Возрождения, и от того, чем на самом деле являлось именуемое явление.

Примерно так историку Жан-Жаку Амперу в 1830-х годах пришло в голову назвать "Возрождением" развитие событий в сфере культуры на землях владений Каролингов в VIII-IX веках. Впрочем, всеобщее употребление названия началось только в 1920-х годах.

Каролингское возрождение приходится на правление ряда выдающихся представителей династии: Карла Великого, Людовика Благочестивого и, в меньшей мере, Карла Лысого. После сложных и достаточно скудных в плане развития культуры VI-VII веков, политического и экономического распада, к концу VIII века ситуация в Западной Европе стабилизировалась. После увядания Античности и смутных веков, последовавших за нею, новая эпоха наконец нашла свое равновесие и искала как выразить себя в культуре.

Превосходство многих культурных достижений Классической Античности было очевидно и несомненно вплоть до Нового Времени. Уж тем более это было понятно в Раннее Средневековье. Да и Античность тогда была прошлым только отчасти: были живы и использовались в повседневном обиходе множество строений, технологий, идей еще не совсем и прошлого. Поэтому поиск себя выразился не в преодолении прошлого, а в его посильном продолжении.

Возрождение принимало разные формы. Распространить знание латинского языка в весьма узком кругу клириков и светских образованных людей было не так трудно. В других областях античное, в частности, римское наследие было только источником вдохновения для дел по меркам нашего времени весьма скромных и компилятивных.

Так, в 802 году, по приказу Карл Великого было записано обычное право всех народов, находящихся под его властью. Или появилась единая система записи музыки. А для службы в церкви Галлии были заимствованы элементы итальянских обрядов (амвросианского и староримского).

Если судить по письменным источникам, в ту эпоху велось активное строительство. До настоящего времени дошло мало, но то немногое, что все-таки дошло, в совокупности с информацией, дошедшей в текстах, позволяет заключить, что действительно имело место возобновление некоторых античных технологий и форм.

Выделяется искусство книжной миниатюры. Утрехтская псалтырь, Евангелие Годескалька или Аахенское евангелие среди лучших произведений всех Средних Веков. В смысле своего значения для мировой культуры и как источники сведений о эпохе они стоят в одном ряду с таким известнейшим памятником, как Великолепный часослов герцога Беррийского.

С книгой связано и создание каролингского минускула, типа письма с чёткими, свободно поставленными буквами латиницы, удобными для чтения даже при небольшом размере букв. Был он создан в скриптории одного из аббатств Галлии. Затем его использование распространилось по всей Западной Европе. Где около 200 лет каролингский минускул широко применялся в церковном и светском обиходе.

Среди важнейших достижений стоит упомянуть организацию образования. Всеобщая грамотность не считалась обязательной, но полагалась полезной и уж точно нужной для людей определенных слоев общества. В дело были привлечены не только видные деятели с территории империи, но и из-за ее пределов. Самым выдающимся из которых был вероятно Алкуин, ставший одним из ближайших советников Карла Великого в реформах образования и богослужения. Автор множество произведений в прозе и стихах. Среди которых: "О кукушке", "О предстоятелях и святых Йоркской Церкви", "Искусство грамматики", "Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком".

Каролингское возрождение вызывает ныне прямо притовоположные мнения. Кому-то оно кажется слабым своими не слишком многочисленными успехами и в этом смысле недостойным особенного внимания. Другие же обращают внимание на то, что оно создало или систематизировало многие из основ, которые дали жизнь множеству достижений последующих столетий.

 

 

ХРОНОС - ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС