ХРОНОС:
Родственные проекты:
|
Заколдованная
Рассказы
АНГЕЛ ПРОЛЕТЕЛ
Да что ж это такое, что со мной происходит, я совсем потерял голову, не помню
какое сегодня число, день недели, все валится из рук — неужели наступила весна?
В доме какое-то сумасшествие: теплый ветер распахивает форточку, полощет
занавески, срывает абажур, все вещи в некоем незамкнутом пространстве —
сместились и витают и раскачиваются, словно куклы на нитках, и стол, и тахта, и
шкаф отодвинулись и маячат где-то в отдаленье, как бы ушли в прошлое, вместе со
всей предыдущей жизнью. Похоже, это весна.
Я выхожу на улицу, а там и вовсе водоворот, веселое безумство: на мокром
тротуаре осколки упавших домов и перевернутых машин, все искажается, кружится и
слепит, отражая яркое солнце. На каждом углу продают фиалки и мимозу, цветы в
киосках и кафе, в витринах магазинов и троллейбусах — от их запаха нет спасения.
Еще капает с крыш и время от времени сыплет прозрачный дождь, но без сомненья —
это весна. Слишком много неопровержимых признаков.
На улице прямо-таки всеобщее братство — незнакомые люди улыбаются друг другу,
первые смельчаки разгуливают без пальто, приветствуя каждого встречного —
смотрите, первый весенний солнечный день! В сквере детский гомон сливается с
гомоном птиц, один мальчишка тащит скворечник, другой не выдержал и выкатил
велосипед, девчонка-подросток вальсирует меж деревьев. Все немного сошли с ума,
не иначе. Что творится с женщинами! У них посветлели глаза и походки стали
легкими, в улыбках — ожидание, надежда. Кто бы подумал, что в городе так много
красивых женщин, и куда они прятались до сих пор? Да и мужчины изменились: с них
точно смыло всегдашнюю угрюмость, на их лицах тоже улыбки, смутные улыбки людей,
уставших от долгой зимы. Улыбаются даже те, кто обычно редко улыбается: дворник
и постовой, водитель автобуса и продавщица овощного ларька; улыбаются абсолютно
все, будто истосковались по свободе и вот, наконец, ее обрели. Среди прохожих я
вижу нашу почтальоншу, мужчину из соседнего подъезда, с которым мы постоянно
стреляем сигареты друг у друга, сокурсницу по институту, знакомого художника,
сослуживца по работе, школьного товарища, который по слухам стал крупным
начальником, даже соседку с прежнего местожительства — и как очутилась в нашем
районе? Я и не знал, что у меня так много знакомых; с одними здороваюсь издали,
с другими обмениваюсь рукопожатием,
— Теперь все худшее позади, теперь-то все будет хорошо, — говорим мы друг другу.
— И забудем, простим обиды, ведь наступила весна.
Я вхожу в телефонную будку, обзваниваю друзей, голоса у них праздничные, они
подтверждают — сегодня, вот так внезапно наступила весна. Мы договариваемся о
встрече на вечер; и не виделись всего-ничего, а кажется, прошла целая вечность.
По пути на работу захожу в кафе и, ожидая у стойки кофе, заговариваю с
симпатичной барменшей, — у нее открытая грудь, зеленые глаза; я еще только
налаживаю контакт, а она уже верещит:
— ...Такой небритый, мог бы и побриться по случаю весны... И неухоженный.
Наверное, нет жены. А у меня нет мужа. Наш дом ломают и если у меня будет муж, я
получу большую квартиру. Давай поженимся... ненадолго.
— Поженимся? Ненадолго?
— Ну-да. Весна-то скоро пройдет и дом сломают.
— Нет уж, сударыня. Пожалуйста, меня не соблазняйте. Весна в этом вопросе ни при
чем. И дом тоже. Я, понимаете ли, к женитьбе отношусь крайне серьезно, не то,
что некоторые... Ваши достоинства, сударыня, очевидны, и легкий роман —
пожалуйста. Очень легкий. А жениться...
— Знаете что! Вы просто трус или совершенно непрактичный.
— Скорее первое. А может и второе, не знаю. Но поверьте, в душе я человек
положительный. Я не против женитьбы, но мне нужна идеальная жена. И потом, есть
такая вещь, как любовь, вы слышали?
— С вами все ясно, вы просто зануда. И на вас не действует весна, — она ставит
чашку на стойку и исчезает в глубине бара.
Ну вот, еще и не разобрались, что к чему, а она уже меня бросает. Я беру кофе и
направляюсь к столу, у окна. Не действует весна! Еще как действует! Но именно
весной нельзя быть такой практичной. В другое время года еще куда ни шло, но
сейчас никак нельзя; сейчас время чувств, а не дел. Мне даже на работу не
хочется идти. Впрочем, о чем это я?! Барменша, дом, квартира, работа...
Очевидно, во всем виновата весна.
Я сажусь у окна; за стеклом, точно в гигантском аквариуме плывут прохожие,
машины; на противоположной стороне улицы стайка девушек парикмахерш, стоят на
ступенях салона, разглядывают прохожих, щурятся от солнца, смеются. Надо же,
заметили меня, машут руками, как бы подогревая мой романтический настрой. Но
пора на работу, никуда не деться от этой работы. Как-нибудь в другой раз,
сударыни. Куда спешить? Весна-то только началась.
Вестибюль метро как запруда в половодье — все пестрит от плащей и разноцветных
зонтов и, по-прежнему, всюду множество цветов. На эскалаторе все вежливые,
предупредительные, и опять — сплошные улыбки.
Мне и ехать-то всего три остановки по прямой, без всяких пересадок; и надо же!
На следующей станции в вагон впорхнуло чудо — светловолосое юное существо с
нотной папкой и веткой мимозы — прозрачный розовый плащ просвечивает тонкую
фигуру, как соломинку в стакане коктейля; на лице капли дождя и самая прекрасная
улыбка из всех, которые я увидел за утро. И создает же природа такое! Надо
подойти, сказать что-нибудь замечательное: “Вас Бог послал. Я знал, что сегодня
вас встречу, ведь сегодня наступила весна и значит, если чего-то очень хочешь,
это случится”. Или нет, другое: “Знаете, мне очень одиноко, только вы можете
меня спасти”. Нет, и это не годится. Может, просто: “Давайте познакомимся, ведь
наступила весна”.
Да, что я в самом деле! Вот так всегда. С барменшами, парикмахершами знакомлюсь
запросто, а как только встречаю потрясающую женщину, теряюсь и не нахожу слов. А
сейчас стою как обмороженный — она не потрясающая, она — ангел, случайно
спустившийся на землю, такое судьба посылает раз в жизни… Вот повернулась в мою
сторону, чуть дрогнула улыбка, исчезла совсем, она продолжает улыбаться одними
глазами. Господи, как хороша! Ее лицо снова озаряет лучезарная улыбка, на этот
раз она пред-назначается только мне, это яснее ясного. Болван! Я не двигаюсь с
места.
Моя станция, но я и не думаю выходить — черт с ней, с работой. Какая работа,
когда решается судьба! Конечно, она с радостной готовностью откликнется на любые
мои слова — нас уже связывает невидимая нить. Конечно, мы будем встречаться и
это будет чистая и пылкая любовь, без всяких размолвок и огорчений —
каждодневное всевозрастающее счастье, одна круглогодичная весна. И, разумеется,
мы поженимся. Это будет совершенно непрактичный брак. Ну что я имею?! Комнату в
коммуналке и работу — так себе, обычный оклад рядового инженера, а она,
наверняка, студентка консерватории или учитель в музыкальной школе, но у нас
огромное будущее, ведь мне нет и тридцати, а ей всего-то двадцать, не больше...
Как замечательно вместе завтракать, разбегаться по делам, ненадолго
расставаться, чтобы вскоре встретиться вновь, за ужином пересказывать друг другу
новости на работе, в учебе, сходить в кино, навестить общих друзей; а в выходные
дни отправиться в гости к родственникам, совершить вылазку на природу,
запланировать летний отпуск, вслух что-нибудь почитать, послушать музыку,
заняться домашними делами, а перед сном, обнявшись, смотреть телевизор, то есть
жить теми мелкими отдельностями, которые все вместе называются семейным
счастьем.
Но что это?! Она выходит и спешит к эскалатору. Что за станция, ничего не
соображаю. Расталкивая пассажиров, устремляюсь за ней, сердце колотится — готово
выпрыгнуть из грудной клетки, такого со мной еще не было, но и девушку-ангела я
встретил впервые, потому и боюсь ее потерять. Розовый плащ, точно язычок
пламени, мелькает в толпе, поднимается по эскалатору. Обернется или нет? Нельзя
же так жестоко обрывать уже различимую нить. Может быть чувствует, что я где-то
рядом — обычно женщины это чувствуют; но почему так спешит? Быть может посчитала
меня нерешительным дуралеем? Собственно, таков я и есть — законченный дурак,
полный кретин. Ее улыбка была открытым посланием — призывом, а я, идиот, упустил
момент, и потом упустил уйму времени, станций пять, уж точно. Но еще не поздно.
Вот и вестибюль, я держусь в двух-трех метрах — ничтожное расстояние до счастья,
но хоть убей, не могу его преодолеть.
Мы выходим на улицу почти одновременно; нас встречают ослепительные ручьи,
оглушающий шум, многоголосье. Она быстро идет по тротуару, размахивая папкой;
замечаю торопливый полуоборот, но вряд ли он адресован мне, скорее — просто
беглый взгляд на свое отраженье в витрине. Она сворачивает за угол и мне надо во
что бы то ни стало ее догнать — это последний шанс, но ноги не слушаются и сами
собой замедляют шаг; еле доплелся до угла — она удаляется, вот-вот исчезнет,
чтобы больше в моей жизни не появиться никогда.
Леонид Сергеев. Заколдованная. Повести и рассказы. М., 2005.
|