Игорь Рассоха |
|
2004 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Игорь РассохаНароды, опередившие свое время,и общества, выпавшие из историиИсторические стадиальные флуктуации в развитии общества
Колоннами построился один из опередивших, а затем
выпавших... Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЕ СТАДИАЛЬНЫЕ ФЛУКТУАЦИИ1.3. «РАННЕКАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ» ОБЩЕСТВА В частности, яркие примеры положительных стадиальных флуктуаций имели место в обществах-центрах европейского мира-экономики. Например, почему историки всех школ, даже те, кто видит в “Великой Английской революции” XVII века лишь бессмысленную смуту, вызванную несчастным совпадением исторических случайностей, все дружно считают Англию первой половины XIX в. уже практически современной страной, относящейся к Новому порядку (буржуазному обществу, индустриальному обществу, капиталистической формации и т. д.)? Ответ кажется очевидным: потому что там как раз происходил промышленный переворот. Однако целый ряд современных авторов, в частности Ф. Бродель, наглядно показали, что промышленный переворот был ничем иным, как следствием превращения Англии в современную по целому ряду параметров страну. Именно в ХVIII веке “Англия перестала быть слаборазвитой страной в современном смысле этого слова: она увеличила свое производство, повысила жизненный уровень, свое благосостояние, усовершенствовала орудия своей экономической жизни... На протяжении XVII столетия Старый порядок был подорван, ниспровергнут: нарушалась традиционная структура сельского хозяйства и земельной собственности или же завершалось ее разрушение” [7, с. 606, 605]. Но в то же время Ф. Бродель отмечает, что “начатки английской промышленной революции были поддержаны ростом, принадлежавшим еще Старому порядку... До 1815 г. или, вернее, до 1850 г. (а иные сказали бы — до 1870 г.) не было постоянного роста”. А был очередной вековой цикл экономического подъема системы традиционных обществ (иначе говоря, цивилизационной ойкумены), продолжавшийся в 1720 — 1817 гг., когда стремительно росло население земного шара и, соответственно, национальный доход, но рост населения обгонял рост национального дохода, умножая нищету и социальные антагонизмы, что принципиально отлично от типа экономического роста, присущего индустриальным обществам [7, с. 609]. Т. е. на общем фоне Старого порядка (феодализма) в Англии ранее промышленного переворота сформировались черты социально-политического и экономического устройства (иначе говоря, образ жизни), присущие, как правило, уже индустриальным обществам. Таких основных черт можно указать несколько: 1) Решительное преобладание экономических стимулов к труду и, соответственно, свободного труда как вольнонаемных работников в сельском хозяйстве и ремесле, так и свободных крестьян и ремесленников. 2) Исключительно важное значение городов и городской жизни, очень значительный процент городского населения. 3) Принципиальное, сущностное отличие городской экономики страны от обычных городов Старого Порядка. Дело здесь даже не в проценте городского населения (он при высокой норме эксплуатации крестьян и сугубо при Старом Порядке может достигать 20 % и даже более) и не в абсолютных размерах городов (хоть до миллиона жителей) — дело совсем в другом. Города Старого порядка были прежде всего центрами паразитического потребления земельной ренты, и все ремесло и торговля в них были направлены на обслуживание этого паразитического потребления, т. е. имели сугубо вторичный характер. “Нередко благополучие византийского города связывается с положением и значением Византии на путях международной торговли, ролью ее производства для приходившей в упадок Западной Римской империи. Эти факторы, бесспорно, имели значение, но, вероятно, не столь крупное и решающее, какое им придавали раньше (а отчасти и теперь). Как было подсчитано, в общем балансе доходов на долю ремесла и торговли приходилось вряд ли более 5 %, а на доходы от аграрных занятий, сферы аграрного производства, — соответственно 95 %. Таким образом, состояние ремесла и торговли не столь уж решительным образом определяло судьбу города, судьбу его благополучия... Историки арабского города в немалой степени объясняют благополучие городов Халифата тем, что город в нем продолжал оставаться центром эксплуатации деревни, аграрной периферии, тем, что в нем концентрировалась основные массы “рентополучателей”, соответственно обеспечивающих сохранение экономического значения города” [74, с. 141-142]. В то же время в индустриальную эпоху города — это прежде всего центры производства, т. е. промышленные и торгово-финансовые центры по преимуществу. Но то же относилось и к городам Англии, прежде всего к Лондону в XVIII веке, когда он стал главным торгово-распределительным центром для всего мира. 4) В сельском хозяйстве произошла революция, заключающаяся в переходе к “high farming” — “высокому сельскому хозяйству”. Суть ее заключалась вовсе не во внедрении какой-то новой техники, а прежде всего в передовой, эффективной агротехнике и направленности в основном на производство именно товарной продукции, причем не зерна и прочих “средств против голодной смерти”, а специализированных культур, разведение которых дает наибольший эффект (так, в Англии это было прежде всего кормовые культуры для высокоэффективного животноводства). Причем, если при Старом порядке крестьянин сам съедает то, что произвел, а излишки (в натуральной или денежной форме) отдает рентополучателю и лишь частично использует на покупку ремесленных изделий и прочий “обмен в собственных интересах”, то при “высоком сельском хозяйстве” сельский производитель продает практически всю свою продукцию, а уж на вырученные деньги покупает продукты питания и все остальное. 5) В обществе более или менее утвердился режим правого государства, с уважением достоинства, свободы и собственности каждого свободного человека, находящегося под защитой законов (в Англии — Hаbeas Corpus Act и др.). 6) В государственном устройстве присутствуют демократические начала, аппарат власти контролируется обществом (по крайней мере, его привилегированной, зажиточной частью, в том числе горожанами), а также действуют принципы гласного обсуждения и принятия решений, достаточно широкой свободы слова, собраний и союзов, в том числе и для непривилегированых (что вытекает из п. 5). 7) Идеология и в целом духовная жизнь общества имеет уже во многом современный характер, бурно развивается наука, искусство, философия, широко распространяются идеи о равенстве всех людей, главное же — утверждается рационалистическая ментальность, стремление подвергнуть действительность суду Разума. Иначе говоря, развивается идеология Просвещения (в Англии — Т. Гоббс, И. Ньютон, Д. Локк, Д. Юм, А. Смит и др.). Но эти современные черты были еще в XVIII — начале XIX вв. присущи в той или иной степени не только Англии, но и другим передовым странам Европы, в частности, Франции (а также США). Ф.Бродель справедливо указывает: “Индустриализация была эндемична для всего континента Европы. Сколь бы блистательной и решающей ни была ее роль, Англия не одна несла ответственность и была изобретательницей промышленной революции... Не вызывает сомнения, что Европа (по причине еще более, возможно, социальных и экономических структур, чем технического прогресса) одна оказалась в состоянии довести до благополучного завершения машинную революцию, следуя за Англией” [7, с. 573, 551]. В еще большей мере современные черты (характерные для Англии XVIII в.) были присущи уже Нидерландам XVII в., с Амстердамом, тогдашней столицей “мира-экономики”. Это, кстати, отразилось и в духовной жизни, где сверкали имена Рембрандта, Гюйгенса, Спинозы, Гуго Гроция, Левенгука и др. А еще раньше все эти черты проявлялись в городах Северной Италии — Флоренции, Венеции, Милане, Генуе и ряде других. “В Италии в начале XV в. наметилась образцовая революция — рождение территориальных государств, еще небольших по размеру, но уже современных: какой-то момент на повестке дня стояло даже единство Италии... В действительности именно в Ломбардии (того времени) начиналось то высокое сельское хозяйство, которое позднее познают Нидерланды и еще позднее — Англия, с известными нам последствиями... К XV веку Венеция, принимая во внимание спектр форм ее активности, качество ее технических приемов, ее раннее развитие (все то, что разъясняла “Энциклопедия” Дидро, существовало в Венеции двумя столетиями раньше), была, вероятно, первым промышленным центром Европы... Флоренция, будучи богата землей, с XIV и XV вв. будет ввозить для себя зерно с Сицилии, а ближайшие холмы покроет виноградниками и оливковыми рощами... С конца XIII в. Флоренция, ремесленная деятельность которой до того времени была посвящена крашению суровых сукон с севера Европы, перешла к шерстяному производству, и ее промышленное развитие было быстрым и эффективным... Уже в XIV в. как раз Флоренция максимально развила промышленность и неоспоримым образом вступила в так называемую мануфактурную стадию (а также испытала первую в мировой истории попытку собственно “пролетарской” революции — восстание чомпи), именно здесь были изобретены чек и холдинг, а также двойная бухгалтерия (важнейший признак развитого капитализма, по М. Веберу)” [7, с. 567, 133, 104, 125]. И именно в Северной Италии, особенно во Флоренции, был зажжен светлый пламень Возрождения, заложившего основы современной европейской культуры. Итак, общества, по важнейшим типологическим параметрам сходные с современным индустриальным, существовали в Европе еще до промышленного переворота. Это Англия XVIII века (а также США, в какой-то мере Франция и ряд других стран Европы), Нидерланды XVII в., ряд городов-государств Северной Италии XV—XVI вв. (Венеция, Милан, Генуя), а Флоренция — даже в XIV в. н. э.
Рассоха И.Н. Народы, опередившие свое время, и общества, выпавшие из
истории Исторические стадиальные флуктуации в развитии общества.
Харьков. 1994-2004. Здесь читайте:Игорь Рассоха (авторская страница). Философы, любители мудрости (биографический указатель). Чанышев А.Н., Бертран Рассел Предфилософия Эллады.Милетская Школа. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен.Русская национальная философия в трудах ее создателей (сборник произведений).
|
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|