М.Ф. Пахомкина
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ П >

ссылка на XPOHOC

М.Ф. Пахомкина

2005 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

М.Ф. Пахомкина

ФИЛОСОФИЯ

Задачи, упражнения, тесты, творческие задания

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Философия: основные этапы и направления ее развития

Тема. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

IGDA
ФРАНСУА ДЕ ЛАРОШФУКО

I. Интеллектуальная разминка

1. Центральными темами философских размышлений Нового времени были ________.

2. Наука, оказавшая заметное влияние на философию Нового времени.

3. Философское учение, исходящее из того, что мир существует объективно, то есть независимо и вне человеческого сознания.

4. Родоначальник новоевропейского материализма и опытной науки.

5. У истоков европейского рационализма стоял ________.

6. Раздел философии, изучающий познание.

7. Целью познания Ф. Бэкон и Р. Декарт считали _______.

8. Философское направление, сторонники которого утверждали, что «нет ничего в разуме, чего бы прежде не было в опыте».

9. Ничего в мире не происходит по воле случая, все необходимо предопределено. Такая мировоззренческая установка есть ______.

10. Исходным пунктом, отправным началом для новых поисков в процессе познания Р. Декарт признавал _______.

11. Основной труд Т. Гоббса, где он рассматривает государство как «политическое тело», созданное людьми.

12. Формула: «Бог или субстанция, или природа»демонстрирует позицию _______.

13. Она принадлежит голландскому мыслителю _______.

14. Мировоззренческая установка, вытесняющая Бога из повседневной жизни природы и человека и оставляющая ему лишь роль перводвигателя.

15. Дуализм есть философское учение, считающее основой мира _______.

16. Философ Нового времени, создавший концепцию множественности субстанций.

17. Движение мысли от общего к частному или вывод по правилам логики.

18. Умозаключение, идущее от фактов  к некоторому обобщению.

19. Кто из философов Нового времени уподобил сознание «чистой доске»?

20. Патриархом Просвещения и автором первого в мире философского словаря был ______.

21. Основной причиной всех зол и бедствий на Земле просветители называли _______.

22. Социально-философская концепция, согласно которой функционирование и развитие общества обусловливаются местоположением  страны, ее климатическими условиями.

23. Сторонником этой концепции в Новое время был _______.

24. Какую линию в европейской философии разрабатывал Д. Беркли?

25. Дайте философскую оценку позиции: «Идеи правят миром».

 

II. Задачи, упражнения, комментарии

1.      К. А. Гельвеций сравнивал процесс познания с судом, где пять органов чувств это пять свидетелей, которые только и могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражая, заявили, что Гельвеций забыл судью.

·        Что имели в виду оппоненты Гельвеция под судьей?

·        Как можно охарактеризовать гносеологическую позицию философа?

·        В чем ее ограниченность?

·        Что собой, по-вашему, представляет процесс познания в полном объеме?

 

2.      В философии Нового времени в рамках теории познания шел спор между рационализмом и эмпиризмом.

·        Какими факторами социального развития он был обусловлен?

·        Какова сущность, специфика, позитивные достижения эмпиризма?

·        Каковы его недостатки?

·        Рационализм: его ориентации и значение для развития научного знания, ограниченности.

 

3.      «Человек – машина», - утверждал в одноименном произведении Ламетри. «Человек – не машина», возражал ему Дидро.

·        Какие мировоззренческие установки относительно человека здесь заданы?

·        Что общего между машиной и человеком? Что их отличает?

·        Правильно ли высшей ценностью человека считать его интеллект, разум?

·        Ответ аргументируйте.

 

4.      Французский философ Ларошфуко писал: «Миром правят судьба и прихоть».

Другой француз Ш. Монтескье утверждал: «Не Полтава погубила шведского короля Карла XII, он все равно бы погиб, если не в этом, то в другом месте. Случайности фортуны можно легко исправить, но нельзя отразить событий, постоянно порождаемых природой вещей».

·        Сравните эти два подхода к истории и человеческим поступкам, выявите их специфику.

·        Как называется позиция Ларошфуко? Что имеет в виду Монтескье, говоря о «случайностях фортуны»?

·        Что такое «природа вещей»? Как она влияет на ход событий?

·        Что же, по-вашему «правит миром»?

 

5.      Прокомментируйте слова Вольтера, который, говоря о смысле человеческой жизни, призывал каждого «возделывать свой сад», считая, что это спасает человека от «трех зол: скуки, порока и нужды».

 

III. Заполните таблицы

1 Анализ философских систем Нового времени

Философская система Сущность Представители Значение

    1. Монизм

    2. Дуализм

    3. Плюрализм

     

 

2. Методы познания, выделенные Ф. Бэконом

Метод Суть Гносеологическая
позиция
Преиму-
щества
Недос-
татки

    1. «Путь муравья»

    2. «Путь паука»

    3. «Путь пчелы»

       

 

3. Субстанциональный анализ философских систем Нового времени

Философская
система
Субстанция Основные
характеристики
Представители

    1. Механистический
 материализм

    2. Пантеизм

    3. Объективный
 идеализм

    4. Субъективный
 идеализм

     

 

IV. Тематика творческих заданий

1. Гений. Кто он? «Широта ума, сила воображения и активность души -  вот что такое гений» (Д. Дидро).

2. «Природу человека лучше всего обнаружить в уединении, ибо он сбрасывает с себя показное; в порыве страсти, ибо тогда забывает он свои правила, а также в новых обстоятельствах, ибо здесь покидает его сила привычки» (Ф. Бэкон).

3. «В каждом человеке природа исходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первые и истребляет вторые» (Ф. Бэкон).

4. Стыд как отличительная особенность человека и состояние его души. «Стыд, - пишет Р. Декарт, - есть вид печали, основанной на любви к самому себе, происходящей из страха перед порицанием».

5. «Язык есть паутина, в которой слабые умы запутываются, а умные – легко прорываются». (Т. Гоббс)

 

V. Тесты

1. Философы Нового времени, по преимуществу, размышляли над проблемами ...

А) Онтологическими;

Б) Гносеологическими;

В) Аксиологическими;

Г) Антропологическими.

 

2. Учение об «идолах» (призраках), которые «осаждают умы людей», создал …

А) Д. Локк;

Б) Ф. Бэкон;

В) Б. Спиноза;

Г) Г. Лейбниц.

 

3. Проблема научного метода является главной в философии …

А) Древней Греции;

Б) Средневековья;

В) Нового времени;

Г) Возрождения.

 

4. Субстанцией в философии Г. Лейбница выступает ….

А) Материя;

Б) Монада;

В) Ощущение;

Г) Тело.

 

5. Субстанция-монада Лейбница от демокритовской  субстанции-атома отличается …

А) Формой;

Б) Величиной;

В) Гибкостью;

Г) Наделенностью душой.

 

6. «Свобода есть познанная необходимость - позиция, принадлежащая…

А) Спинозе;

Б) Августину;

В) Лейбницу;

Г) Беркли.

 

7. У истоков философско-политического учения об «общественном договоре» стоял…

А) Локк;

Б) Гоббс;

В) Декарт;

Г) Спиноза.

 

8. Найдите соответствие:

Автор                                              Его произведение

А) Декарт;                                       1) «Опыт о человеческом разуме»;

Б) Локк;                                           2) «Новая Атлантида»;

В) Бэкон;                                         3) «Правило для руководства ума»;

Г) Спиноза.                                     4) «Этика».

 

9. Высказывание: «Существовать – значит быть воспринимаемым» выражает суть …

А) Материализма;

Б) Объективного идеализма;

В) Субъективного идеализма;

Г) Мистицизма.

 

10. Д. Локку принадлежит афоризм:

А) «Человек человеку  - Бог»;

Б) «Человек человеку - волк»;

В) «Человек человеку - друг»;

Г) «Человек человеку - брат».

 

Дополнительная литература

1. Антология мировой философии: В 4 т. – М., 1972.

2. Вальяно М. В. Основы философской культуры / М. В. Вальяно.– М., 1999.

3. Ильин В. В. Философия Нового времени / В. В. Ильин. – СПб., 1993.

4. Идеи и наш мир: великие концепции прошлого и настоящего. – М., 1998.

5. Кузнецов В. Н., Грязнов А. А., Мееровский Б. К. Западноевропейская философия XVIII века / В. Н. Кузнецов, А. А. Грязнов, Б. К. Мееровский. – М., 1986.

6. Момджан Х. Н. Французское Просвещение XVIII века / Х. Н. Момждан. – М. 1991,

7. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. – М. 1991.

8. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века / И. С. Нарский. – М., 1974.

9. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков / В. В. Соколов. – М., 1999.

10. Шашкевич П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П. Д. Шашкевич – М., 1976.

11. Хесле В. Гении философии Нового времени / В. Хесле. – М., 1992.

Вернуться к оглавлению


Далее читайте:

А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.

Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие / Э.О. Леонтьева. —
Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. тех. ун-та, 2003.

Русская национальная философия (философский проект). 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС