Александр Стрижев |
|
-- |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Александр Стрижев (составитель)Сергей Нилус: Тайные маршрутыЕлена КонцевичСЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ НИЛУС: КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ [1]I ДО ПОСЕЛЕНИЯ В ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ 1862-1907
Сергей Александрович Нилус родился 25-го августа 1862-го года в Москве на Патриарших прудах. Происходил он из среды крупных землевладельцев. Семья его, как и вся среда, была охвачена духом того времени, то есть материализмом и крайним либерализмом. Всё церковное презиралось. В таком направлении велось воспитание отрока Сергея. Однако в детском возрасте мальчик не мог жить холодным рассудком. Бог дал ему сердце пламенное и горячее, и всю любовь сердца своего он разделил между старушкой няней, жившей круглый год в их имении, и самим родовым гнездом, называвшимся Золоторево. Он их любил до слез — и няню, и деревню; по его выражению, «жалел» их. Но по мере того как он рос, безбожное воспитание приносило свои плоды. На уроках Закона Божия он ловчил, из единиц не выходил. Однажды явился на исповедь безобразно пьяным. В IV классе гимназии на экзаменах, чувствуя свою неподготовленность, он дал обет пойти к «Троице-Сергию» и там перекреститься «обеими руками и ногами». Но обещание было забыто, пока не случилось чудо, которое напомнило ему, что он клятвопреступник. Это произошло после окончания Университета, на Кавказе, где он в качестве судебного следователя ехал верхом по горной дороге, усеянной острыми камнями. Он вздумал погнать свою лошадь, которая оступилась и перевернулась в воздухе, сбросив седока на камни. Такое падение не могло не быть роковым. Но чудом Божиим и лошадь, и всадник уцелели и обошлись легкими ушибами. Это чудо заставило его вспомнить об обете, данном в детстве. Вскоре ему пришлось вернуться домой и заняться управлять имением. Там он был избран крестьянами в церковные старосты и по этому случаю говел Великим Постом. Здесь впервые после причащения ощутил он обновление души. Обет свой, наконец, решил исполнить... Когда приехал в Троицкую Лавру, монах сначала водил его по всем Достопримечательным местам обители и, наконец, привел его к раке Преподобного Сергия, где служился общий молебен. Сергей Александрович стал усердно молиться Богу, и, подняв глаза, взглянул на схиму Преподобного, находившуюся под стеклом. В великом душевном потрясении Нилус узрел в схиме живой лик Преподобного Сергия с устремленным на него грозным взором. По мере его горячих покаянных молитв, взор этот перестал быть грозным и вскоре исчез. Однако и на сей раз переворот, совершившийся в душе Сергея Александровича, еще не был окончательным. Грешник не мог вырваться из плена страстей. Полное обращение Нилуса совершилось позднее у ног о. Иоанна Кронштадтского, куда его направил случайный дорожный спутник о. Амвросий, казначей Лютикова монастыря, бывший келейник и сотаинник последних пяти лет праведной жизни великого угодника Божия старца Амвросия Оптинского. Дело было в феврале месяце и стоял мороз. В Кронштадт Нилус поехал сильно простуженный, лишившись голоса и весь в жару. Ехал он на извозчике по льду в осеннем пальто, ветер его пронизывал насквозь. Он рисковал жизнью, но потребность видеть о. Иоанна была непреодолима... Мы приведем подлинные слова Нилуса о том, что он испытал во время исповеди у о. Иоанна, обратившемуся к нему с вопросом: «Я не мог в ответ, — говорит Нилус, — издать ни звука — горло совсем перехватило. Безпомощный, растерянный, я только взглянул на Батюшку с отчаянием... О. Иоанн дал мне поцеловать крест, положил его на аналой, а сам двумя пальцами правой руки провел три раза за воротом рубашки, по горлу... Меня вмиг оставила лихорадка, и мой голос вернулся ко мне сразу свежее и чище обыкновенного... Трудно словами передать, что совершилось тут в моей душе!.. Более получаса, стоя на коленях, я, припав к ногам желанного утешителя, говорил ему о своих скорбях, открывал ему свою грешную душу и приносил покаяние во всем, что тяжелым камнем лежало на моем сердце... Трудно обнаружить себя перед Богом при свидетеле и преодолеть эту трудность, отказаться от своей гордости — это и есть вся суть, вся таинственная, врачующая с помощью Божественной благодати сила исповеди. Впервые я воспринял всей душой сладость этого покаяния, впервые всем сердцем почувствовал, что Бог, именно Сам Бог, устами пастыря, Им облагодатствованного, ниспослал мне Свое прощение, когда мне сказал отец Иоанн: «У Бога милости много — Бог простит». Какая несказанная радость, каким священным трепетом исполнилась душа моя при этих любвеобильных, всепрощающих словах! Не умом я понял совершившееся, а принял его всем существом своим, всем своим таинственным духовным обновлением. Та вера, которая так упорно не давалась моей душе, несмотря на видимое мое обращение у мощей Преподобного Сергия, только после этой моей сердечной исповеди у о. Иоанна, занялась во мне ярким пламенем. Я сознал себя верующим и православным»[2]. Так совершилось окончательное обращение современного Савла. Читатель прочтет на страницах настоящей книги о посещении Нилусом Дивеевской обители, и как он был принят блаженной Пашей Саровской, которая предсказала ему, что он переменит «зипун», как крестьяне называли верхнюю одежду, иначе говоря, сменит богатую одежду на бедную. Так оно и случилось: погиб у него урожай, он не смог расплатиться с долгами и должен был продать имение. Потеря любимого Золоторева причинила сердцу Сергея Александровича мучительную скорбь. Это событие явилось кризисом в его жизни, отрывом от почвы. С этого момента он постепенно отдаляется от «мiра сего» и становится взыскателем «Града небесного». Господь ведет его к этому постепенными этапами, через чередующиеся скорби и духовные утешения. Радостным событием вскоре после этого была его встреча с будущей женой. Елена Александровна Озерова, в противоположность Нилусу, с детства воспитана святой своей матерью в строгом послушании Церкви. Ее духовник — протопресвитер о. И. Янышев — запретил ей с ее 30-летнего возраста принимать участие в светской жизни. Ее жизнь была посвящена заботе о престарелом отце, и, кроме того, она посвятила себя благотворительности. Она была попечительницей одной из Патриотических школ, основанных в прошлом веке Императрицей Елизаветой Алексеевной для сирот, оставшихся после Отечественной войны, где, кроме наук, девиц учили ремеслам. Была она также попечительницей фельдшерских женских Рождественских курсов, где и произошла ее встреча с Нилусом, который бывал у начальницы этих курсов — Олимпиады Федоровны Рагозиной, имя которой встречается в первой части его книги «На берегу Божьей реки». Он ее называл Липочкой. Во время Японской войны Елена Александровна работала в Зимнем дворце в складе Императрицы Александры Феодоровны. Здесь произошло сближение ее с Императрицей, которая предложила Елене Александровне стать председательницей Красного Креста в Царском Селе и заведовать всеми Ее благотворительными учреждениями. Это происходило в 1905-1906 гг. Свадьба Нилусов могла состояться только благодаря воле Императрицы: выходя замуж, Елена Александровна по закону теряла отцовскую пенсию, на которую жили осиротевшие племянники Озеровы, а также престарелые слуги ее отца. По желанию Императрицы ей была сохранена половина пенсии, и, таким образом, никто не пострадал. Венчались они 3-го февраля 1906 года в Петербурге. Венцы держали генерал Д. А. Озеров — брат невесты, и Рафаил — старик-лакей, 40 лет служивший в семье. Оба плакали, уверенные, что Елена Александровна совершает безумие. Планы были таковы: Нилус должен был принять священство и сделаться сельским пастырем на Волыни[3]. Было уже известно название его прихода и даты его рукоположения в диакона и иерея в Казанском соборе архиепископом Антонием (Храповицким), которого Нилус посвятил в обстоятельства своего прошлого. Всё казалось радостно и хорошо, новобрачные удивительно дополняли друг друга. Например, благодаря Елене Александровне выявился художественный талант ее мужа. Она в молодости училась рисовать и владела техникой, но талантом не обладала. Он же всего-навсего учился рисовать в гимназии и то карандашом. Когда же она научила его обращаться с красками, — то тут сразу же появились на свет прекрасные этюды, которые жили и дышали. В них чувствовалась перспектива, они передавали простор полей, воздух, солнечный свет. Таким образом, будучи врожденным музыкантом, он оказался еще и художником. Что касается до Елены Александровны, она расцвела душой, стала еще добрей. Не будучи красивой, она была привлекательна и приятна, хотя опережала мужа на 7 лет. Благодаря редкому уму, духовной тонкости, высококультурному своему развитию, Елена Александровна производила исключительное впечатление и была сокровищем и твердыней во всем, что касалось христианского долга. Она никогда не спорила с мужем, зато в ней он имел твердую опору. Сам же Сергей Александрович в те годы еще не утратил признаков былой красоты, несмотря на полуседую широкую бороду. Интересный собеседник, прекрасный музыкант, сохранивший остатки когда-то хорошего голоса, благодаря своей сердечности и ласковому со всеми обращению он был очень обаятельным. Это был безхитростный, увлекающийся человек. В нем таилась действительная детская простота. Но петербургское общество посмотрело на него и на этот брак совсем иначе: создалось общее убеждение, что он авантюрист, который женился на любимице Императрицы — пожилой фрейлине и принимает священство в надежде пробраться в царские духовники для влияния в сторону реакционной политики. В петербургском свете поднялась невероятная шумиха. Но особый взрыв произвела клеветническая статья в «Новом Времени», в которой в отвратительной форме излагалась прошлая жизнь Сергея Александровича. Он был представлен в ней как самый распутный человек. На самом Деле прошлое его таково: в самом его юном возрасте в него влюбилась соседняя помещица, дальняя родственница. Муж этой дамы лежал в параличе. У нее имелось несколько человек детей. Она оказалась на 18 лет старше Нилуса. От этой связи родился сын, усыновленный и воспитанный его отцом и получивший хорошее образование. Наталия Афанасьевна — богатая помещица, ни в чем не нуждавшаяся. До сих пор она расстраивала все попытки Нилуса жениться. Она еще не была вдовой, когда Нилус порвал эту связь и, наконец, женился. Вот в этот момент и всплыла на поверхность вся эта история под видом невероятной грязи, как это представлено в статье, появившейся в «Новом Времени». Архиепископ Антоний Волынский сильно разгневался. О рукоположении более не могло быть и речи. Нилусам хотелось скрыться подальше от Петербурга, где близкие родственники и все знакомые отшатывались от них, как от людей отверженных. Закончив все дела в Петербурге, Нилусы выбрали себе отдаленным от мiра убежищем Бабаевский монастырь на берегу Волги, где кончил свои дни приснопамятный епископ Игнатий Брянчанинов. По дороге их посетила неожиданная радость, оказалось, что с ними одновременно плывет на пароходе о. Иоанн Кронштадтский. О значении о. Иоанна в жизни Нилуса мы только что говорили. Что касается до Елены Александровны, Батюшка знал ее как сестру Давида Александровича Озерова, в то время управлявшего Аничковым дворцом. Отношения между Озеровым и о. Иоанном были долголетними[4]. Брат и сестра Озеровы — дивные почитатели Батюшки. В раннем детстве они росли парой, будучи погодками. Давид отличался редким юмором и живостью характера, а сестренка его — своим всегдашним благоразумием. В детские годы их прозвали в семье «обезьянка и гувернантка». С годами дружба и духовная близость возрастали, пока в Жизни Елены Александровны не появился Нилус, ради которого ей пришлось решительно разорвать все прежние связи и отказаться от своего прошлого. Итак, супруги Нилусы были оба знакомы о. Иоанну, когда он встретил их, плывя на пароходе. Лаской и любовью он старался возместить им за те клеветы и оскорбления, которыми их подвергло петербургское общество. Он одобрял и благословлял их брак и предсказал Елене Александровне, что она никогда не раскается и не пожалеет о совершенном ею шаге. И, действительно, Нилус ценил и любил свою жену как дар, ниспосланный ему от Бога. Более тесного союза и более дружной пары нельзя себе и представить. Прожив некоторое время на «Бабайках», Нилусы встретили одного архимандрита, уроженца г. Валдая, который так расхвалил им свою родину, что убедил их туда переехать. Примечания:[1] Печатается по: Нилус С.А. На берегу Божьей реки. Sаn Fгаncisco, Са1.: Изд. Братства преподобного Германа Аляскинского чудотворца, 1969. Ч. 2. — С. 1-42. [2] Нилус С. А. Великое в малом... Изд. 3-е. Сергиев Посад, 1911. С. 28-30. [3] Императрица Александра Феодоровна прислала Нилусам в благословение икону и самовар в виде желудя с Ее инициалами. Она хотела подарить серебряный самовар, но Елена Александровна возразила, что сельскому батюшке неудобно ставить на стол серебряный самовар. Поэтому им был прислан медный, но в высшей степени художественной работы. [4] См.: Озеров Д. А. О. Иоанн Кронштадтский: Личные воспоминания // Православная Жизнь. 1964. №№ 11-12.
Здесь читайте:Нилус Сергей Александрович (1862-1929), русский мыслитель. Правые организации в России. Начало XX века. Черносотенцы в лицах (биографический указатель). Черносотенные издания:«Паук», сатирический журнал, издававшийся художником Л. Т. Злотниковым. 1911 г. «Плювиум», еженедельный право-монархический сатирико-юмористический иллюстрированный журнал, выходил в С.-Петербурге в 1906-1908 гг. «Прямой путь», журнал политический, экономический и литературный, издавался Главной Палатой Русского Народного Союза им. Михаила Архангела (РНСМА), орган РНСМА. 1909-1912 гг. «Русское Знамя», ежедневная газета, орган Союза Русского Народа.
|
|
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах: |