Петр Дик
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Д >

ссылка на XPOHOC

Петр Дик

2000 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Петр Дик

ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

 Учебник

РАЗДЕЛ II

ТИПЫ РЕЛИГИЙ

Как известно, историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Философский анализ начинается с выяснения смысла словосочетания «история религии». Термин «история религии» используется как минимум в двух значениях. В первом значении это процесс развертывания религии как явления в совокупности взаимодействующих во времени и пространстве типов и форм религий (конфессий). Конфессии являются частью культуры народов и как таковые переплетаются с нерелигиозными формами культуры этносов в едином этнокультурном комплексе. История религии во втором значении – теория, исследующая процесс исторического бытия религии. История религии как относительно самостоятельная теория существует в формах религиозного и светского знания, она является основанием (методология) прикладного исторического знания о формах религий (история религий, история конфессий) или о религии как фрагменте конкретной культуры, цивилизации, этноса или региона.

6. ЭТНИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ

 

Принципы классификации религии

Проблема классификации религии привлекает светских исследователей на протяжении двух последних столетий. Гегель выделял религию природы (конфессии Индии, Китая, Персии, Сирии, Египта), религию духовной индивидуальности (конфессии Иудеи, Греции, Рима) и абсолютную религию – христианство. О.Конт делил историю религии на три стадии: фетишизм, политеизм,монотеизм. Выделение монотеистических (единобожие) и политеистических (многобожие) конфессий распространено. Д.Леббок (1868) выделял семь стадий: атеизм, фетишизм, тотемизм, шаманизм, идолопоклонство, боги - сверхъестественные творцы, боги – благодетельные существа. К.Тиле (1876) делил религии на два типа: естественные (природные) и этические религии. Последние подразделяются им на национальные и всемирные (буддизм,христианство, ислам) религиозные общества. Есть классификации по этническому и географическому признакам: М.Мюллер (1878) выделял религии арийских, семитических и туранских народов.

В отечественной марксистской теории выделены два основных типа религий – религии доклассового и классового обществ. Религии классового общества делятся на национальные (национально-государственные, народностно–государственные) и мировые (буддизм, христианство, ислам).

В приведенных классификациях есть сильные стороны, в частности, признание преемственности в развитии религии. Общими недостатками являются путаница с формами и типами религии, религиозно-этических систем с верованиями отдельных народов, форм религий с элементами сознания, культа. На первый взгляд, историческая классификация (типология) религии не очень сложная задача: достаточно выделить, например, элементы структуры религии в качестве единого основания. Однако сложность и противоречивость феномена, удивительное богатство исторических форм, культурного фона их бытия, уникальность этнокультурных взаимодействий затрудняют выделение общих на все времена признаков и оснований. Ни одна из существующих типологий не является идеальной, но каждая выявляет определенные стороны и связи религиозного комплекса. В частности, отечественная марксистская классификация дает необходимую возможность – с уточнениями – рассматривать этнокультурный аспект истории религии.

 

Проблема происхождения религии

Проблема происхождения религии остается загадкой для светских исследователей, так как имеющиеся данные о древнем человеке свидетельствуют о существовании различных культурных форм освящения действительности, но не дают возможности для объективного обоснования версии возникновения религии. В теологическом и светском подходах есть концепции, в которых прослеживается исходная предвзятость позиций их авторов. Пожалуй, самые известные – концепции «прамонотеизма» (Э.Лэнг, В.Шмидт) и «дорелигиозного периода» (В.Зыбковец). Суть первой сводится к тому, что во всех существующих верованиях можно выявить отголоски древнейшей веры в единого Бога, а вторая, утверждая, что древнейший человек обходился в своей богатой практике без религии, опровергает теологический принцип религии как неотъемлемого свойства сотворенного человека.

Можно с уверенностью утверждать, что формы религиозных верований существуют свыше сорока тысяч лет. Об этом свидетельствуют захоронения и пещерная живопись первобытного человека. О древности и разнообразии религиозных форм говорят и этнографические исследования изолированных от цивилизаций племен, проведенные в XVIII – ХХ веках.

 

Архаичные формы религиозных верований

Одной из общепризнанных форм древних религиозных верований является фетишизм – придание сверхъестественных (магических) свойств каким-либо предметам действительности. Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека формой или свойствами. Если фетиш помогал, то его почитали, если нет – заменяли другим или «наказывали». Другой ранней формой религии считают тотемизм – веру в существование магических связей между группой людей и определенным видом животных (растений). Этнографы считают, что тотемизм тесно связан с хозяйственной деятельностью человека присваивающей культуры (собирательство, охота). Вид растений, животных, играющих особую роль в жизнедеятельности первобытного человека, становился тотемом, что отражалось в мифах о происхождении человека и мира. Тотемизм  мог включать и ритуальное употребление тотемных животных, растений. Есть предположение, что в рамках тотемизма возникла целая система табу (запрет), своеобразный механизм регулирования социокультурного бытия древнего человека. Распространенной формой древнейших верований была магия (колдовство) – совокупность представлений и действий, в основе которых уверенность в возможности влияния на действительность искусством использования таинственных сил. Магия и сегодня сохраняется в тех сферах деятельности человека, где он не уверен в эффективности своей обычной практики. Современные этнографы предлагают классификацию магии по различным основаниям. Например, по целям воздействия магию делят на любовную, лечебную, вредоносную, военную, хозяйственную и т.д. Профессиональные маги – шаманы, колдуны, бахсы (у казахов) – выполняли функцию духовных лидеров и занимали соответствующее место в социокультурной системе. Среди древних форм религиозных верований  называют и анимизм (душа) - веру в существование душ и духов. Согласно концепции видного исследователя анимизма антрополога Э.Тайлора, верования развивались из двух источников: осмысление психических состояний (сон, галлюцинация, болезнь) и стремление к олицетворению и одухотворению окружающей действительности.

Поведем итог. Этнологическая традиция считает современные религии развитыми формами архаичных верований. Мнение Э.Тайлора, что анимизм есть минимум религии, находит подтверждение в вероучениях всех развитых форм религии, в том числе современных. Магические ритуалы входят в основу культа современных религий, магия продолжает существовать как самостоятельное внеконфессиональная форма. Некоторые представители светской культуры видят в нормативном отношении современных религий к определенным видам животных («чистые» и «нечистые») с запретом на  употребление в пищу отголоски тотемизма. Напоминает первобытный фетишизм вера в священные реликвии, присутствующая и в мировых религиях. Эти факты позволяют сделать достаточно полно аргументированный данными этнографии (этнологии) вывод о культурном разнообразии древнейших религиозных верований и преемственности исторических форм религии.

 

Племенные культы

Разнообразные сочетания ранних и более поздних форм религиозных верований можно обнаружить в догосударственной эпохе бытия этносов. Среди существенных изменений в характере религиозных верований периода перехода от общинной к государственной организации является замена иерархии духов иерархией богов, получившей наименование политеизма (многобожие). Боги связаны с природными стихиями и социокультурными силами. Меняется религиозная деятельность; она становится регламентированной. Появляются социальный слой профессиональных служителей культа, зачастую сочетающих религиозную деятельность с иной духовной, а также постоянные святилища, становящиеся центром религиозной жизни. Таким образом, религия начинает оформляться как самостоятельная сфера жизни общества, социокультурная подсистема государственно-организованных сообществ.

С помощью сравнительно-исторического анализа рассмотрим некоторые особенности племенных культов метаэтносов, сыгравших выдающуюся роль в становлении современных культур Востока и Запада, евразийской культуры.

В Индии доарийского периода (до середины второго тысячелетия до н. э.) о религии очень мало информации. На многочисленных каменных печатях вырезаны изображения животных, чаще всего быка: можно предположить формы культа животных. Есть следы культа деревьев. Найдены человеческие фигурки: возможно, что это божества. По остаткам бассейнов предполагается, что жители практиковали обрядовое омовение, принятое и в индуизме.

В древнем Китае  ко времени господства племени шан (инь) (второе тысячелетие до н.э.) относят многочисленные находки гадальных костей с вопросами, на которые гадающий хотел получить ответ. В надписях часто упоминается имя божества (ди или шанди), к которому и были обращены вопросы. На тех же гадальных костях встречаются надписи с тотемическими названиями племен: племя лошади, племя собаки, племя овцы. Есть сведения о существовании профессиональных служителей культа: бу – гадатели, ши – собиратели данных об изменении погоды и другие. Видимо  в это время сложились культ предков, земледельческий культ, принятые позднее конфуцианством.

В Японии древнейшей религией (до н.э.), видимо, было почитание семейно-родовых и племенных духов и богов-покровителей – ками (наверху, верхний, главный). Возможно, что в образах ками сливались духи предков и стихий. Изображений ками японцы не делали, но в святилищах хранили фетиши. Сохранились следы почитания животных (лисица, обезьяна, олень), возможно, тотемического характера. Выделялись профессиональные жрецы-гадатели (ура-бэ) и заклинатели (ими-бэ).

Корея на протяжении многих веков играла роль своего рода посредника между Китаем и Японией. В первые века нашей эры оказало немалое влияние на культуру Японии. Формы культа предков в Корее сходны с китайскими. Таблички с именами предков хранились в семейном храме предков, перед табличками производились обряды и приносились жертвы. Шаманами в древних корейских верованиях могли быть мужчины (пань-су) и женщины (му-дан). Видное место занимает почитание многочисленных духов, среди которых выделяются духи гор.

Светскую культуру Европы последних столетий невозможно представить без идеологии, мифов и религий эпохи древнегреческих городов-государств. Начала религии древнегреческих племен видят в эгейской эпохе (III-II тысячелетия до н.э.). Существовал культ двойных секиры и щита (в виде восьмерки). Несомненно существование культа животных, прежде всего быка, змей, птиц. Были и антропоморфные божества, главным образом женские. По-видимому, существовал культ камней и священных деревьев, с какими-то религиозными представлениями были связаны пещеры. Особое место в греческой религии занимали великие боги Кронос, Рея и титаны. Исследователи полагают, что в мифе о свержении Кроноса его сыном Зевсом и поражении титанов отразилась смена культов. В древнегреческой религии сохранились следы тотемизма. Таковыми можно считать мифы о принятии Зевсом форм быка, лебедя или золотого дождя. Сохранились пережитки промысловых культов, в частности, обряды магии погоды (изгнание знойного ветра или вызывание дождя). Были влиятельными вредоносная и лечебная магия. Древние греки верили в многочисленных духов природы: воды, леса, гор и прочего. Пожалуй, наиболее древними по происхождению являлись погребальный культ и семейный культ очага.

Формы культа у греков были сравнительно просты. Среди них жертвоприношения (жертвами были возлияния, растения и реже животные), возложение венков на алтари, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Служители культа назначались пожизненно, но чаще избирались на определенный срок. От жреца требовалась ритуальная чистота, отсутствие физических недостатков, зачастую целомудрие. Должность жреца была почетной, но не давала никакой непосредственной власти.

Религия римлян, несмотря на ряд общих черт с греческой религией, отличалась своеобразием. Одним из древнейших и самых устойчивых элементов религии римлян был культ семейно-родовых духов-покровителей. Среди них маны, пенаты, лары. Пенаты выполняли и функцию духа домашнего очага. Явные следы тотемизма в римской религии отсутствуют: к тотемистическим относят сказания о волчице, вскормившей Ромула и Рема – легендарных близнецов-основателей Рима. Римляне верили, что тень умершего сохраняет связь с телом, что умерший поддерживает связь с живыми. Римляне старались сооружать гробницы близ дорог. К числу архаичных элементов римской религии принадлежат земледельческие и скотоводческие верования. Бог войны Марс, богиня любви и красоты Венера первоначально были богами, соответственно, весны и садоводства. Бог рубежей Терминус был, вероятно, охранителем полевых меж и границ (сравните имя бога с значением слова «термин»). В честь земледельческих божеств Сатурна, Цереры, Юпитера, Консуса и других справлялись такие сезонные праздники, как сатурналии (перед посевом), цереалии (после посева), виналии (в честь покровителя винограда Юпитера), консуалии (после жатвы) и другие.

Большинство «старых» богов римской религии, видимо, местного происхождения: Диана, Венера, Марс выросли из общинных божеств. Как правило, римские божества были олицетворением различных сторон человеческой жизнедеятельности. Каждый шаг человека находился под покровительством определенного бога без собственного имени. Например, первый крик новорожденного ребенка находился под покровительством Ватикана, есть ребенка учила богиня Едука, выпрямлял его корпус Статанус. Каждый мужчина имел своего личного духа-покровителя – гения, брачной жизни женщин, рождению детей способствовали юноны. В соответствии с представлениями о богах сух, трезв и строго формален культ: он сводился к выполнению в определенное время и в точно предписанных формах известных обрядов, жертвоприношений. Не допускалось никаких отклонений от шаблона. Система гаданий и предзнаменований, игравшая крупную роль в римской религии, также отличалась крайним формализмом. Магия широкого применения не имела. Римские жрецы были должностными лицами государства, остававшимися светскими людьми со строго определенными жреческими функциями. Так, понтифики следили за календарем, вели записи исторических событий, знали систему мер и весов. Глава коллегии понтификов вел общий надзор за религиозной практикой и имел некоторые полицейские права. Понтификами были Юлий Цезарь, Октавиан Август.

В позднем Риме сформировался – начиная с Юлия Цезаря – культ императоров, имевший ярко выраженный политический смысл.

Религия кельтов (галлов) известна ко времени столкновения с римлянами (I век до н.э.). Основная масса кельтских племен населяла территорию современных Испании, Португалии, Франции и Англии. Культовая деятельность определялась профессиональными жрецами-друидами, недаром религию кельтов часто называют друидизмом. Культ включал жертвоприношения, в том числе человеческие, многие обряды приурочены к почитанию священного дуба. Кроме друидов упоминается эвбаги – служители при жертвоприношениях и барды – певцы. Кельты верили в переселение душ, в существование загробного мира, который помещали под землей и водой. В пантеон кельтов входило множество богов, видимо, племенных покровителей. Боги связаны с природными стихиями или профессиональной деятельностью – скотоводством, земледелием, торговлей, войной. Помимо богов кельты верили в многочисленных духов, фей, эльфов, освящали деревья, источники, камни. Отголоски религии кельтов звучат в культовой практике католицизма населения Франции, Англии, Ирландии.

В религии древних германцев отмечают следы тотемизма. Почитались священные камни, деревья, источники и огонь. Наиболее живучим элементом древнегерманской религии оказалась вера в многочисленных духов природы: эльфов, троллей, гномов, а также оборотней. Широко распространены были обряды лечебной магии, сильна была вера в колдовство. По-видимому, существовал культ предков. Преобладающей формой древнегерманской религии (I век н.э.) был культ племенных богов-покровителей и  племенных святынь. В качестве святынь чаще всего почитались священные рощи. Среди общегерманских богов наиболее почитаемый Один (Водан у южногерманских племен). Бог-воитель  Один царствует в светлой Валгалле. Скандинавский Тор (южногерманский Донар) – божество грома и молнии; Бальдер – божество плодородия, весны и растительности; Локи – коварный бог огня. Со злыми силами боги и герои-люди ведут непрестанную борьбу. Из героев выделяется Сигурд. Культ состоял из жертвоприношений, в том числе человеческих, и гаданий о воле богов. Германские жрецы пользовались большим авторитетом, чем племенные вожди и военные предводители. Кроме культовых обязанностей они возглавляли племенные сходки и вершили суд. Элементы древних верований сохранились в фольклоре германских народов, в поверьях об эльфах, троллях, гномах, ундинах, в народных обрядах , особенно календарного цикла. Среди них наиболее известен святочный дед, святой Николай (санта Клаус).

О дохристианской религии славянских этносов достоверных данных мало. По мнению исследователей, в религии древних славян есть общие элементы. Наряду с ними у племен, у каждого рода были свои предметы поклонения. Умершие делились на две категории: «чистых» («родителей») и «нечистых» («мертвяков»). К последним причисляли погибших неестественной или преждевременной смертью. «Родителей» почитали, «мертвяков» остерегались и старались обезвредить. Почитание «родителей» – культ предков. Родительские субботы, известные у русских, с некоторыми отличиями распространены у белорусов, сербов, болгар. Во всех славянских языках сохранился след культа предков Чура или  Щура. Вера в домового – невидимого покровители семьи – безусловно элемент культа предков. Нечистые умершие назывались упырями (вампиры, еретники и другие), существовали обряды обезвреживания упырей. Среди общинных культов самым распространенным был земледельческий. Устойчивые пережитки обрядов аграрного культа были связаны с праздниками: святки, масленица, а также весенне-летние праздники, позднее приуроченные к христианским пасхе и троице. Обычаи и обряды сельскохозяйственного цикла сходны у земледельческих народов. Исследователи считают, что у древних славян была распространена магия: земледельческая, лечебная, любовная, вредоносная, метеорологическая.

Из древнеславянских божеств в источниках упоминаются солнечные Сварог, Даждьбог, Хорс. Покровителем скотоводства был Велес (Волос). Мокошь, видимо, богиня-покровительница женского труда, единственный женский образ славянского пантеона. Среди общеславянских божеств можно с уверенностью назвать одного Перуна («ударяющий» – эпитет бога грозы). Само слово «бог» (счастье, удача) – общеславянское. Другие общеславянские обозначения сверхъестественного: «бес», «черт» – несли понятия страшного, смертельного, мрачного. У всех славянских народов отмечены поверья о духах природы: леший (олицетворение леса), водяной (воды) и другие. Русалка, видимо, античный и раннехристианский образ, вытеснивший славянских женских водяных духов (берегини, водяницы). Общественный культ славян исполнялся профессиональными жрецами – волхвами. Сохранились другие термины для служителей культа: чародей, ведун, вещий, баяльник, кудесник и прочие. Главной формой культа, несомненно, было принесение жертв, в том числе человеческих. Очень мало известно о святилищах древних славян.

О ранних религиозных верованиях казахов сравнительно немного достоверных знаний. Больше известны доисламские культы кочевников, элементы которых сохранились и в современной народной культуре.

Вероятно, одним из самых древних был культ огня. Огню приносили жертву: молоко, кумыс, айран, масло; огонь защищал от болезней, от всех враждебных сил. Любое дело начинали с освящения огнем. Фетишизм проявился в отношении животных и продуктов животноводства. Казахи приносили животных и молочные продукты в жертву духам. Молоко использовалось как для доброго дела, так и для зла. Освящались источники, деревья, камни. Среди верований казахов значительное место занимала магия, наибольшее распространение получила лечебная магия. Культ животных включает два элемента: почитание животных (домашних и диких), птиц и других, а также почитание духов-покровителей животных (Шопан-ата, Камбар-ата, Зенги-баба). Вероятно, культ животных взаимосвязан с тотемизмом и культом антропоморфных предков. Культ предков связан с анимистическими представлениями казахов: душа умершего предка бессмертна (арвах). У казахов арвах выступает как доброе начало, как покровитель. По мнению исследователей казахских доисламских верований, поминки по умершим, проводимые мусульманами ( и большинством христиан), - опираются на древний обычай обеспечивать покойника всем необходимым для его новой жизни в облике арваха в сторого установленные сроки (7, 40, 100-ый день и в годовщину смерти). Логика почитания арваха распространяется и на захоронение: сооружение на могиле по внешнему виду напоминало юрту.

Профессионалами религиозного культа у казахов были шаманы, баксы (бахсы). Шаманизм у казахов наряду с общим имеет ряд особенностей. Власть баксы распространялась и на нерелигиозную сферу жизнедеятельности общины. Авторитет баксы складывался из умения камлать («колдовать»), владения специальной обрядовой поэзией и легенды, создаваемой вокруг его действий, личности. С верховным богом неба Тенгри мог общаться только баксы. Специальных подготовки и одежды не было, профессия наследовалась сыном или близким родственником.

Значительную роль играло гадание, сохранившееся и в современной бытовой культуре. Гадание на овечьей лопатке считалось делом профессиональным. Жаурыншы (гадальщик на лопатке) обращался к помощи духов для чтения картины, возникающей на овечьей лопатке. Самый распространенный вид гадания – гадание на кумалаке (на овечьем помете, бобах, гальке и т.п.). Кумалакшы (гадальщики на кумалаке) используют несколько способов кумалания, разгадывают результат по расположению брошенных кумалаков.

 

Этногосударственные религии

Религия, влияя на обыденную и профессиональную культуру, переплетается с жизнью государственно-организованных этносов. Формируется тип религии, который называют национальным, национально-государственным, народностно-национальным. Каждый из этих терминов имеет достоинства и недостатки. Представляется, что термин «этногосударственные религии» предпочтительнее, поскольку, во-первых, подчеркивает общность исторических форм этноса, обеспечивших своеобразие  данного типа религии, во-вторых, государственно-организованный этап бытия этносов.

Тип этногосударственных религий включает как существующие в наше время, так и исчезнувшие вместе с цивилизациями древности. Остановимся на краткой характеристике основных современных этногосударственных религий.

 

Индуизм

Индуизм – религия индусов, а по мнению некоторых исследователей система из нескольких исторических религий народов, проживающих в Индии. До 83% населения страны являются последователями индуизма. Индуизму свыше трех тысяч лет. Самый древний период индуизма – ведическая религия. Религиозные представления зафиксированы в Ведах, одном из древнейших религиозных памятников письменной культуры человечества. Веды почитаются во всех последующих формах индуизма. Для вероучения индуизма характерны учение о перерождении души в мире (сансара) в соответствии с законом воздаяния (карма). В социальной системе древней Индии каждый индивид вел себя в соответствии с нормами данной касты. Нарушение норм грозило не только прижизненным наказанием вплоть до изгнания из касты, но и последующим рождением в более низкой касте или в образе животного. Индуизм сохраняет в своей системе местные древние культы, что увеличивает его возможности воздействия на различные этнические группы Индии. Сложной культовой практикой конфессии фактически ритуализирована вся жизнь индивида и группы.

В индуизме есть образ Тримурти – космического духовного начала, имеющего три ипостаси: Вишну, Шиву, Брахму. В двух основных направлениях индуизма (шиваизм и вишнуизм) наиболее почитаемым божеством являются Шива или Вишну. Главная функция Шивы состоит в использовании накопленной энергии на разрушение и воссоздание мира. Ужасному образу Шивы соответствует образ его супруги (ипостаси) Кали, управляющей демонами, насылающими несчастья.         Бог Вишну выступает хранителем мирового порядка, является в мир в различных воплощениях (аватарах). Наиболее почитаемые аватары – царь Рама и бог Кришна. Привлекательность бога-заступника Кришны обусловила распространение кришнаизма в Индии и за ее пределами. Брахма, третья ипостась Тримурти, воспринимается первопричиной мира без заметной роли в культе индуизма.

К специфике индуизма относят пересечение религиозного и философского. Своеобразны пространственно-временные характеристики Вселенной: единица космического времени – «день Брахмы» – равен 4320 млн. астрономических лет. Центральное место философской концепции индуизма занимает доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в предшествующих рождениях (карма). Целью культа является связь с объектами, снимающая противопоставление индивидуальной души (атман) мировой (Брахман). В высокоразвитом сознании индивида противопоставление Пракрити (природы) Пуруше (духовному образу Вселенной) тоже должно исчезнуть. Согласно религиозно-философским представлениям настоящее лишь условие последующих перерождений, важно следовать детальной регламентации поведения каждого индивида и группы (касты).

В XIX –ХХ веках предпринимается попытка реформирования индуизма в контексте  переосмысления места индийской культуры в общечеловеческой и борьбы за национальную независимость. Индийские мыслители стремятся преодолеть идолопоклонство, политеизм, избавиться от кастовой системы, неравноправия женщин, утвердить здравый смысл в отношении к обычаям и традициям. Наиболее успешно проводили новое в связи с традицией Рамакришна, Парамахамса (1836-1886) и его ученик Свами Вивекананда (1863 – 1902), возглавивший неоиндуистскую организацию «Миссия Рамакришны». Отстаивая мысль об истинности и непротиворечивости  всех религий, Вивекананда утверждал приоритет индийской культуры (и индуизма) в духовно-нравственном совершенствовании человека и признавал первенство Европы в покорении внешней природы. «Миссия Рамакришны» как всемирная организация (с 1897г.) распространяет идеи неоиндуизма во многих странах мира, а индуизм в Индии продолжает играть значительную роль как господствующая по количеству последователей религия, объединяющая религиозную и этническую общности в этноконфессиональную. Во второй половине ХХ века обострилось противостояние индуистской и мусульманской общин (мусульмане составляют 11% населения страны).

 

Конфуцианство

Как и в Индии, в Китае философские, этико-философские идеи и системы переплетены с религиозными. Наиболее распространенным религиозно-этическим гибридом в китайской истории является конфуцианство. Название производно от имени основателя учения Кун-цзы или Конфуция (551-479 до н.э.). Как мыслитель, Конфуций обращался к традиции, как учитель жил в соответствии со своим учением и при дворе императора, и в изгнании. Философ выдвинул идею социальной гармонии, опирался на авторитет мыслителей и правителей древности. По его мнению, социальный хаос порождается утратой традиций. Государство призвано защищать интересы каждого индивида. Идеальная личность живет в соответствии с традицией и в гармонии с природой. Внутренний мир личности, ее нравственный облик соотносится с внешним поведением. Конфуций выделяет пять принципов: ритуал, гуманность, долг-справедливость, знание и доверие. Социальная иерархия, по мнению философа, едина для семьи и государства. В конфуцианстве почитаются культы предков и природы. В последующие столетия в религии проявляется новая тенденция: ритуал дополняется законом. Во втором веке до н.э. конфуцианству придается характер государственной идеологии. Постепенно происходит обожествление Конфуция, императора. Неоконфуцианство подверглось критике, особенно в ХХ веке. В современном Китае религия сохраняет авторитет и имеет значительное число последователей.

 

Синтоизм

Синтоизм («синто» – «путь богов») сформировался в VI-VII веках. Верховным божеством конфессии является богиня Аматэрасу, от потомков которой произошла императорская династия. Главной святыней синтоизма является храмовый комплекс Исэ дзингу. Наряду с культом Аматэрасу в древней Японии были распространены родовые божества, хранители рода, а также божества – повелители природных стихий. На религию синто оказали влияние конфуцианство и особенно буддизм. Синкретизация (слияние) буддизма и синто получила название «путь буддизма и синто». Высшей формой религиозного синкретизма явилась идея, согласно которой божества синтоизма могут рассматриваться как воплощение будд. Спасение Японии от нашествия монголов стимулировало направление дальнейшего развития синтоизма: шторм, разметавший флот противника, в религии рассматривается как результат действия сверхъестественных сил. Возрос авторитет солнечной богини Аматэрасу. В XVI веке возникает новый культ, допускающий обожествление человека при жизни за его социальную деятельность. Такими богами могли стать император, сегун. Под влиянием конфуцианства обожествляется император: он рассматривается как источник этнического.

Крушение сегуната, восстановление власти императора в XIX веке взаимосвязаны с выбором нового пути развития Японии и изменениями в религии. В 1868 году утверждается государственный статус синто, центром которого является культ императора. В религиозной идеологии освящается этноцентризм и идея распространения японских ценностей на весь мир. Поражение Японии во второй мировой войне не вызвало серьезных изменений в синтоизме как идеологии и как государственной религии.

 

Иудаизм

Иудаизм (от названия одного из еврейских племен – Иуда) возник на рубеже II-I тысячелетий до н.э. В древнейший период у скотоводов-бедуинов были развиты родовой и скотоводческий культы, элементы этих культов вошли в иудаизм этногосударственного этапа. Центральный принцип иудаизма – вера в единого Бога. Верующий поддерживает связь с Богом через молитву. Среди принципов (догматов) иудаизма богоизбранность израильского народа и его мессианское предназначение. Религиозный запрет на вступление в родство с другими народами ограничил возможности иудаизма в распространении конфессии, но, с другой стороны, стал фактором сохранения этноса несмотря на тысячелетия бытия среди многих народов мира.

Священная книга иудаизма Танах включает Тору (Учение), или Пятикнижие и другие части. В Танахе космогонические мифы сочетаются с религиозно-мифическим осмыслением истории Израиля, правовыми и моральными нормами. Святыня иудеев Ковчег Завета первоначально находился в переносном храме, а с образованием единого государства перенесен в построенный храм. Культ осуществлялся особым сословием священников.

Бурная политическая история Израиля и Иудеи сопровождалась изменениями в религии. Иудаизм знает заимствования, о чем свидетельствуют и книги Танаха. Серьезные социально-политические  потрясения в годы римского господства стали одним из факторов развития христианства в среде изгоев еврейского общества. Иудаистскую секту ессеев некоторые религиоведы считают раннехристианской общиной. В условиях диаспоры (диаспора – колонии евреев в странах мира) значительную социально-религиозную роль выполняет синагога (дом молитвы), формируются этноконфессиональные общности евреев. Во II-V веках были составлены сборники правовых норм, которые вместе с Торой образовали Талмуд (Учение). Талмуд стал основой законодательства и моральным кодексом для последователей иудаизма. Вместе с утверждением Талмуда оформились основные направления иудаизма - традиционалистское и модернистское.

В современном Израиле иудаизм финансируется государством, хотя статус официальной религии законодательно не оформлен.

 

ЛИТЕРАТУРА

Гараджа В.И. Социология религии. Учеб.пособие. М., 1996. С.107-117.

Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. СПб., 1994. Гл. III – IV.

Малерб И. Религии человечества. СПб., 1997.

Основы религиоведения: Учеб. М., 1998. Гл. VI, VII.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. Изд. 3-е М., 1976.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1990.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Изложите основные типологии религий.

Какие формы древнейших религиозных верований можете охарактеризовать?

Найдите общее и покажите специфику племенных культов.

Дайте характеристику основных этногосударственных конфессий современности.

Дик П.Ф. Основы религиоведения. Учебник. Астана-Костанай, 2000.


Далее читайте:

Петр Дик (авторская страница).

Православные монастыри (справочник).

Православные иконы (справочник).

Католические монашеские ордена (справочник).

Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник).

Православные деятели: | АВ | ВА | ДАИАКАМАНАПАСА | ФА

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IVV-IXX-XIVXV-XIXXIX-XXI

Все религиозные термины: | АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |

Дик Н.Ф. Культура и традиции мировых религий. Учебное пособие.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС