Николай Дик, Петр Дик |
|
2010 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Дик, Петр ДикХрестоматия по культурологииЧАСТЬ II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫГлава 1. МИФОЛОГИЯПервобытная мифология Важнейшей темой мифологии является сотворение мира. Человеку трудно согласиться с мыслью о вечности Вселенной, потому что по своему опыту он знает, что все в природе имеет начало и конец. Поэтому большинство народов верит, что и сама Вселенная существовала не всегда, но появилась внезапно в какой-то момент. Часто ее сотворение изображают как изготовление какой-либо вещи, поэтому и Бог-творец предстает в этих мифах как гончар, кузнец ткач. Иногда начало вселенной описывается как ее извлечение из какого-то темного и тесного места, при этом она часто имеет форму яйца. Так, в карельских мифах описывается, как утка снесла яйцо и положила его на холм посреди океана, яйцо скатывается и разбивается, причем из нижней его половины образуется земля, из верхней - небо, из желтка солнце, из белка луна. В мифах ханты и манси в сотворении мира также участвует утка или гагара: трижды ныряет на дно мирового океана и приносит оттуда в клюве ил, из которого и создается земля. Сюжет о том, что земля была поднята со дна океана или сгустилась из его вод, как масло из молока, распространен у очень многих народов. В нем отразилось представление о море и вообще, о воде как о первичном хаосе, неустроенном и неоформленном, из которого возникает стройное создание нашей вселенной. Таким образом, наши предки проницательно нашли главное свойство вселенной ее дивную упорядоченность и соразмерность, которой не перестают удивляться и современные физики и астрономы. Поэтому главное содержание сотворения мира во многих мифах это разделение стихий, их вычленение из первичного хаоса. Так появились небо, земля и море, свет и тьма, день и ночь. По древнеегипетскому мифу, бог земли Геб и богиня неба Нут, брат и сестра, а также супруги, поссорились из-за того, что Нут ежедневно поедала своих детей небесные светила и затем вновь рождала их. Тогда их отец бог солнца Шу разъединил супругов, подняв Нут над землей. В древнеегипетских изображениях они часто представляются в виде лежащего мужчины и изогнувшейся над ним женщины. «О, великая, ставшая небом, так обращаются к Нут «Тексты пирамид», древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах гробниц фараонов. Наполняешь ты всякое место своей красотою. Земля вся лежит пред тобой. Ты охватила ее, окружила ты и землю, и все вещи своими руками». У других народов, впрочем, женщиной, лежащей внизу, чаще изображается земля, а мужчиной над ней небо, посылающее к ней плодотворящее тепло и влагу (дождь), от которых она, подобно женщине, зачинает плод. Таким образом, союз неба и земли воспринимается как священный брак, первичное соитие, порождающее вселенную. Таковы, например, древнегреческие Уран и Гея, первая супружеская пара, породившая горы, море, нимф и титанов. В древнешумерском мифе небо и земля сотворены богом Мардуком из рассеченного надвое тела чудовища Тиамат воплощения первозданного хаоса. Этот миф особенно ясно выражает представление, что сотворение мира сопровождалось военным подвигом и жертвоприношением. Так, в древнескандинавском мифе мир создан из тела великана Имира, родившегося из таявшего инея. Он был убит богами-асами, причем его плоть стала землей, кровь морем, кости скалами, череп небом, а волосы лесом. Для первобытной мифологии вообще характерно представление вселенной в виде человеческого существа, устанавливающее особые интимные отношения между каждым человеком и мирозданием (микрокосмом и макрокосмом как назывались они в древности). Оттого именно каждое деяние человека отражается на благополучии всей вселенной. (Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. М., 1995)
Месопотамия
Разговор господина с рабом И сказал господин рабу: - Повинуйся мне, раб! - И раб отвечал: - Повинуюсь! - Запряги поскорей колесницу, чтоб мне ехать к царю во дворец! - приказал господин, и раб поклонился ему: - Поезжай поскорей! Там ты сможешь снискать особую милость! Но покачал головой господин: - Раб, не спеши! Не хочу я ехать к царю! И откликнулся раб: - Да, зачем тебе ехать! Может царь поручить опасный поход, и будешь ты в тяжком походе страдать днем и ночью... * * * И сказал господин рабу: - Повинуйся мне, раб! И раб отвечал: - Повинуюсь! - Задумал я, раб, жениться. Наследниками пора обзавестись! сообщил господин, и раб поддержал: - Что ж, хорошее дело! Тот, кто имеет детей, может быть спокоен о том, что когда помрет, найдется человек, приносящий жертву! - Нет, раб! Вздор я говорю, с какой стати мне жениться? засомневался господин. - А и верно! - поддержал господина раб. Жениться это что голову в петлю сунуть. Да и дети то родятся бог весть какие кривые да хромые! Не женись, мой господин дом свой в целости сохранишь, ей-богу! (Всемирная галерея: Древний Восток. СПб.,1994)
Древняя Индия
Гимн о сотворении мира Не было не-сущего и не было сущего тогда, (Ригведа. X. // Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993) Индийский идеал красоты Законченный индийский идеал телосложения, отраженный в скульптуре... Тело зрелой, чувственной, пышно сложенной женщины становится эталоном индийской скульптуры. «Широкие, массивные, тяжелые бедра, которые поддерживают пояс, глубокий пупок, лишенное волос лоно, округлые, твердые груди, расположенные вплотную друг к другу, и шея, пересеченная тремя складками, вот что приносит блаженство и радость». Так написано в «Брихатсамхите» об идеале женщины. Этот идеал сохраняется вплоть до второй половины одиннадцатого тысячелетия... Этот идеал распространяется даже на формы мужского тела, которое изображается не как мускулистая фигура героя, а по своим мягким, пухлым формам, скорее, напоминает женское тело. (Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. М., 1978)
Древняя Греция Рождение Зевса Знал он от Геи-Земли и от звёздного Неба-Урана, (Гесиод // Хрестоматия по античной философии. М., 1965) Новое поколение богов Зевс вступил в брак с Герой, и от этого брака родились Геба, Эйлития, Арес. Сходился он и со многими смертными женщинами и богинями. От Фемиды, дочери Урана, родились у Зевса дочери Оры Зйрена, Эвномия и Дика, затем Мойры Клото, Лахесис и Атропос. От Дионы родилась Афродита; от Эвриномы, дочери Океана, Хариты: Аглая, Эваросина и Талия; от Стикс Персефона; от Мнемосины Музы: первая Каллиопа, затем Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Урания, Талия, Полимния... (Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1993) Пять веков человечества Некоторые отрицают, что Прометей создал людей или что люди выросли из зубов дракона. Они говорят, что земля родила людей как лучшие из ее плодов именно в Аттике и что первым человеком был Алалкоменей, который вырос у Копаидского озера в Беотии еще до того, как появилась луна. Он давал советы Зевсу, когда тот ссорился с Герой, и воспитывал Афину, когда та была еще совсем девочкой. Эти люди звались Золотым поколением и поклонялись Крону. Жили они без забот и трудов, питаясь желудями, дикими фруктами и медом, который капал прямо с деревьев, пили овечье и козье молоко, никогда не старели, танцевали и много смеялись. Смерть для них была не более страшна, чем сон. Из них уже никого не осталось, но их духи еще существуют: они стали благостными демонами, дарителями удачи и защитниками справедливости. Затем были люди Серебряного века, которые питались хлебом, тоже имеющим божественное происхождение. Эти люди во всем подчинялись своим матерям и не смели ослушаться их, хотя и жили до ста лет. Они были сварливы и невежественны и никогда не приносили жертвы богам, но хороши уже тем, что не воевали друг с другом. Зевс уничтожил их всех. Затем пришли люди Медного века, ни в чем не схожие с прежними; все они были вооружены медным оружием. Ели мясо и хлеб, любили воевать, были грубы и жестоки. Черная смерть взяла их всех. Четвертыми людьми были тоже люди меди, но от своих предшественников они отличались благородством и добротой, поскольку являлись детьми богов и смертных матерей. Они покрыли себя славой при осаде Фив, во время путешествия аргонавтов и во время Троянской войны. Стали они героями, и "острова населяют Блаженных". Пятыми стали нынешние железные люди, недостойные потомки четвертого поколения. Они ожесточились, стали несправедливыми, злобными, нечестивыми к родителям и лживыми. (Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992) Далее читайте:Николай Дик (авторская страница).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |