Брак в средневековой Японии |
||
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Брак в средневековой Японии
С японской миниатюры. Между формами брака и уровнем социально-экономического и духовного развития общества существует определенная причинно-следственная связь. Так, в древнейшие времена на первобытнообщинном уровне развития существовала система больших брачных классов, между одними из которых браки запрещались, а с другими разрешались. На ранних фазах классового общества еще существовала парная семья, а затем установилась моногамная – с гарантией наследования накопленного имущества именно своему сыну, а не соседскому. Ниже вы познакомитесь с особенностями заключения брака, его расторжения и альтернатив браку в Японии в средние века и в начале нового времени. БракВнутри военного сословия брак приобрел большое политическое значение с конца XII столетия и не утратил его в период Воюющих Государств. В течение этого времени брак использовался самураями для создания семейных объединений и стратегических политических союзов. В конечном счете воины из высшего сословия начали выбирать жен из более отдаленных мест, чем когда-либо прежде, чтобы укреплять семейные связи. Интересно, что жена самурая должна была защищать дом в отсутствие своего супруга и в знак этого ей даже дарили на свадьбе кинжал. В качестве пропагандируемой правительством философии неоконфуцианство оказало заметное воздействие на брачную практику воинского сословия, проявляющуюся в патрилокальных традициях (ёмэйрикон) того времени. Согласно ёмэйрикон, женщина переходила в дом своего мужа и новая семейная пара проживала в непосредственной близости от родителей мужа. Такое положение отражало конфуцианскую обязанность женщины по отношению к супругу. В период Эдо принцип ёмэйрикон стал проявляться более заметным образом, и хотя он традиционно практиковался в среде самураев, традицию эту в конечном счете переняли представители других сословий. В целом сельские браки были намного менее официальными, чем браки верхов общества. Вследствие этого они отличались более вольными нравами, проявлявшимися в обычае ёбай, «вечернего посещения», т. е. ночного любовного свидания. Ёбай совершали как женатые, так и не женатые пары; обыкновенно такие свидания практиковались в рамках мукойрикон, т. е. брака, в котором жена оставалась жить со своими родителями. Эту практику часто приукрашивали, особенно в народных традициях, однако постепенно она превратилась в безнравственное поведение, подвергавшееся моральному осуждению. Впрочем, в период Эдо брачные обычаи самураев начало заимствовать и простонародье. В то же время в браке происходили и другие изменения, например юино, или обмен подарками, и миай, официальная встреча брачных партнеров и их семейств. Браки в период Эдо строго регулировались и должны были регистрироваться правительственными чиновниками.
РазводБрак в период Эдо не предусматривал эгалитарных взаимоотношений между мужем и женой. И если женщины не имели права на развод, мужчины пользовались в этом отношении существенной свободой. Кроме того, женщину могли казнить за супружескую неверность, хотя мужчины считали вправе иметь любовниц. Затевая развод, сам муж единолично решал, имеются ли у него соответствующие основания для этого. Его решение не определялось какими-либо правилами и не подлежало административному пересмотру. И если в сословии самураев был принят сложный процесс развода, не принадлежавшие к нему мужчины должны были всего лишь передать своей жене письмо в «три с половиной строчки» с уведомлением о разводе, которое не подлежало обжалованию. Поскольку жена не имела никаких законных прав на развод с мужем, один из немногих вариантов для нее заключался в том, чтобы уйти в буддийский женский монастырь, если она была несчастлива в браке или оскорблена. Храмы, которые предоставляли женщинам убежище, назывались какэкомидэра («храмы, куда бегут за убежищем»). В случае необходимости главы этих убежищ могли помочь женщинам получить законный развод. Какжомидэрабыли обычным явлением с XIII до XIX в. Двумя самыми известными и единственными официально разрешенными «храмами развода» (энкиридэра) в период Эдо являлись Мантокудзи (в провинции Кодзукэ, север Хонсю) и Токэйдзи (в Камакура). Наконец, хотя мужчины и сохраняли преимущественное право на развод, бракоразводный процесс в целом регулировался совместными усилиями семейств обеих сторон, что добавляло известное равенство в этот процесс. Альтернативы бракуДля японских женщин существовали некоторые альтернативы семейной жизни. Некоторые исключительные и более одаренные женщины, следуя призванию, могли зарабатывать на жизнь определенным делом. Однако самая распространенная альтернатива браку состояла в том, чтобы уйти в религиозную жизнь или в женский монастырь. Даже при том, что религиозное отрицание брака внешне противоречит традиционному конфуцианскому идеалу периода Эдо, требовавшему от женщины вести домашнее хозяйство, подобные альтернативы, по крайней мере, иногда уважались властями. Отказавшиеся от брака особы вносили свой вклад в хозяйство семьи, поддерживая своих родителей. Цитируется по изд.: Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 444-445.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |