Турция
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Турция

XI - XVII века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Турция в XI — начале XVII в.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД НАИБОЛЬШЕГО МОГУЩЕСТВА

Культура в XIII— XVII вв

В течение всех лет существования Сельджукского султаната в литературе, архитектуре и других сферах культурной жизни ощущалось большое влияние Ирана, а также, хотя и в меньшей степени, Византии. Наибольший подъем культуры наблюдался в XIII в., что нашло свое яркое проявление в архитектуре и поэзии. Среди памятников архитектуры этой эпохи выделяется «Мечеть с тонким минаретом» («Индже минарели»), султанский дворец в Конии и др.

Художественная литература не получила большого развития. Литературным языком был персидский. Наиболее значительный след оставили поэт-мистик Джеляледдин Руми (сборник стихов «Диван» и др.), его сын, также мистик, Султан Велед [«Книга Веледа» («Велед-наме»); третья часть этого произведения, называющаяся «Книга лютни» («Ребаб-наме»), написана простонародным турецким языком того времени] и Юнус Эмре, писавший стихи уже только на языке своего народа. Это свидетельствовало о том, что со временем в литературе начали проявляться самобытные турецкие черты. Аналогичный процесс наблюдался и в архитектуре.

Два крупных государственных деятеля — Хусейн ибн Мухаммед, известный под прозвищем Ибн Биби («Сын госпожи» — имелась в виду его мать, бывшая придворным астрологом), и Кемаледдин Махмуд Аксарайлы (или Аксараи — «Аксарайский») составили хроники на персидском языке, являющиеся важнейшими источниками по истории Сельджукского султаната. Первая описывает события 1192—1280 гг., вторая — 1283—1323 гг.

В Османской империи турецкая литература переживала расцвет во второй половине XVI в. Но первый выдающийся турецкий поэт поя-

[404]

вился еще на рубеже XIII и XIV вв. Им был шейх Али Ашык-паша (1271—1332). Поэты зависели от поддержки султана и двора.

Турецкие поэты брали за образец классические произведения преимущественно персидской литературы. К лучшим поэтам во второй половине XV —начале XVI в. принадлежали Иса Неджати, Месихи, поэтесса Михри-хатун и др.

Выдающиеся памятники культуры в XV в. дала архитектура. Это были мечети, мавзолеи, дворцы и другие сооружения, строившиеся по заказу султана, членов династии или крупных сановников. Одним из выдающихся памятников архитектуры XV в. является Зеленая мечеть (Иешиль джами) в Бурсе (украшена фаянсом бирюзового цвета, отсюда и ее название).

В XVI — первой половине XVII в. в поэзии появились имена, составившие славу турецкой литературы. По содержанию стало преобладать анакреонтическое направление — воспевание радостей жизни. Выдающимся представителем этого жанра был Ильяс Ревани, воспевавший в своих стихах любовь, вино и пр.

Самым замечательным поэтом того времени был Бакы. Его настоящее имя — Молла Махмуд, но он вошел в историю турецкой литературы под псевдонимом Абд уль-Бакы («Раб всевечного»). Он оставил после себя несколько сборников лирических стихов.

Большой обличительной силой отличалась сатира Омера-эфенди Нефи, написавшего много сатирических стихов, направленных против везиров и сановников его времени. Эти стихи составили сборник «Стрелы судьбы» («Сихам-и каза»). За резкий обличительный характер сатиры Нефи его ненавидели везиры и другие сановники. Один из везиров получил согласие султана Мурада IV убить поэта. Нефи был приглашен в дом этого везира и удавлен.

Основными памятниками турецкой архитектуры XV—XVII вв. были мечети — Фатиха, Баязида, Селима I, Сулеймана Кануни и др. в Стамбуле, мечеть Селима II в Эдирне, султанские дворцы — Чинили кёшкю, Топ-капу, Фенер-бахче и др. Самым выдающимся турецким архитек-тором XVI в. был Коджа Синан. Он воздвиг десятки мечетей, дворцов и других зданий, а также инженерных сооружений. Шедевром его творчества является мечеть Сулейманийе (в честь султана Сулеймана Кануни) в Стамбуле.

Турецкие художники достигли большого совершенства в декоративном искусстве. Запрет ислама изображать людей и животных привел к расцвету орнамента и арабесков. Комбинируя в различных оригинальных сочетаниях стилизованные изображения плодов, цветов, геометрических фигур и арабские надписи, турецкие художники создали выдающиеся образцы своего мастерства (роспись дворцов, мечетей, домов везиров и пр.).

Несмотря на запрет, выдающиеся художники-миниатюристы все же рисовали портреты и различные картины на светские темы, включая и сцены из жизни простых людей. Такими миниатюрами украшены многочисленные рукописи.

Большого мастерства достигли также художники-иллюстраторы рукописей, каллиграфы, резчики по дереву, граверы по металлу, ткачи, ковровщики, изготовители художественного фаянса и др.

Наука была слабо развита в Османской империи. Некоторые достижения она имела в области географии. К первой половине XVII в. относятся сочинения двух крупных ученых: Хаджи Халифы и Эвлия Челеби. Хаджи Халифа оставил большой географический труд «Зеркало мира» («Джиханнума»), который имеет немалое историко-куль-

[405]

турное значение. Он ценен также сведениями по географии Османской империи, изложенными автором на основании собственных наблюдений. Эвлия Челеби написал «Книгу путешествия» («Сейахат-наме»), Это сочинение содержит описание многих стран и народов Европы, Азии и Африки, с которыми Эвлия Челеби ознакомился во время длительных путешествий.

История была представлена преимущественно хрониками и летописями Ибн Кемаля, Лютфи-паши, Ибрахима Печеви, Селяники и др.

[406]

Вернуться к оглавлению кн.: Турция в XI — начале XVII в.

Вернуться к меню: Турецкие государства.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС