Турция |
|
XI - XVII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Турция в XI — начале XVII в.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. ОСМАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XIV—XV ВВ.Крестьянское восстание в начале XV в.Нашествие Тимура и междоусобицы сыновей Баязида I резко ухудшили положение крестьян в Западной Анатолии и в областях, близких к столице. Бедствовавшие крестьяне стали внимательно прислушиваться к пропаганде дервишей (суфиев), проклинавших султана и окружавших его феодалов как отступников от первоначального ислама, который рассматривался дервишами как истинный. Большой популярностью среди крестьян пользовались шейх Бедреддин и его ученики. Бедреддин порицал имущественное неравенство, признавал, что все люди равны независимо от их религиозной принадлежности, призывал к аскетическому образу жизни и сам жил, как аскет. Его ближайший ученик — крестьянин Бёрклюдже Мустафа (Бёрклюдже — прозвище, означающее «носитель маленького колпака») проповедовал идеи потребительского коммунизма, сбщность имущества (земель, скота, домов, одежды, продуктов питания). Шейх Бедреддин пророчествовал, что скоро явится мессия — Махди и восстановит справедливость на земле. Взгляды шейха противоречили догмам господствовавшего в Турции суннизма, они были шиитскими по своей сущности. Шиизм был популярен среди широких народных масс Турции, в том числе и среди кочевников. Бедреддин выжидал момент, когда, по его мнению, можно будет поднять массы на восстание. Весной 1416 г. он решился призвать народ к восстанию и направил Бёрклюдже Мустафу на его родину — в Измирский район, а другого своего ученика, Торлака Кемаля (торлак — дервиш),— в район г. Манисы. Центром восстания Бёрклюдже Мустафы стал Чесменский полуостров. Ему удалось собрать под свои знамена, по различным данным, от 2 тыс. до 10 тыс. воинов. На призыв Торлака Кемаля в районе Манисы откликнулись от 2 тыс. до 7 тыс. воинов. В то время это были значительные отряды. [388] После упорных боев с султанскими войсками оба восстания были подавлены. Султан Мехмед I жестоко расправился с восставшими и членами их семей. В самом начале восстания Бедреддин бежал из Изника. куда был сослан Мехмедом I еще в 1413 г. за тс, что в качестве кадиаскера служил Мусе, в Валахию, а оттуда он перебрался в Дели-Орман — местность на северо-востоке Болгарии. Здесь Бедреддин собрал тысячи приверженцев и двинулся с ними в долину Загры, расположенную недалеко от Адрианополя. Бедреддин объявил себя Махди; он поставил целью захват власти. Но ко времени его выступления оба восстания, поднятые его учениками, были уже подавлены. В упорных сражениях с султанскими войсками Бедреддин потерпел поражение, был схвачен, судим духовным судом и повешен (18 декабря 1416 г.). [389] Вернуться к оглавлению кн.: Турция в XI — начале XVII в. Вернуться к меню: Турецкие государства.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |