Неаполь: работники и прислуга |
||
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Неаполь: работники и прислуга
Томас Джонс. Дома в Неаполе. Бумага, масло. Неаполь, картинная галерея. РаботникиТакой город, как Неаполь, с необычайным числом и весьма значительной плотностью населения, нуждался в большой массе работников для исполнения больших и малых повседневных дел. В то же время там нельзя было разместить современных промышленных мануфактур, требовавших большого пространства (см. гл. IV, раздел «Промышленность»). Социальная структура города оставалась архаичной, связанной с меркантильно-феодальным обществом при господстве традиционных властных классов (дворянства и духовенства), при наличии ремесленных корпораций, без рабочего класса и капиталистической буржуазии. Корпорации искусств и ремесел делились на две категории: продовольственные корпорации (в них входили зеленщики, колбасники, конюхи, мельники, мыловары, мясники, свечники, рыбные торговцы, трактирщики, фруктовщики) и корпорации механических искусств, связанных с производством и продажей ремесленных и промышленных товаров. К ним принадлежали башмачники, галантерейщики, гробовщики, канатчики, каретники, карточные фабриканты, книгопродавцы, кожевники, кузнецы, маляры, могильщики, плетельщики стульев, портные, сапожники-седельники, скорняки, слесаря, стекольщики, столяры, сторожа, ткачи, цирюльники, шкатулочники, ювелиры. Лавки ремесленников находились в определенных кварталах по роду их деятельности. Кожевники и скорняки располагались в квартале Кармине, кузнецы, медники и ювелиры — в квартале Пендино, красильщики жили в квартале Черрильо (все три рядом с портом). Литейные мастерские устроились по соседству с королевским дворцом. В западной части города — Санта-Лючии, Кьятамоне, Кьяйе — обретались труженики моря: те, кто жил рыбной ловлей и малым каботажем. Женщины, жившие в этих кварталах, были по большей части прачками. В квартале Монтеоливето работали сапожники и рабочие, занятые постройкой и починкой экипажей. У Капуанских ворот были мельницы, а у Ноланских — мастерские по производству фаянса (позднее этот род деятельности пытались сосредоточить на Каподимонте).
ПрислугаСамым наглядным следствием экономической стагнации Неаполя было формирование особого социального класса, занятого исключительно службой у «грандов» (в том числе в их домах): пажей, камердинеров, горничных, поваров, кучеров, секретарей, лакеев, конюхов и т.п. Один из крупнейших итальянских поэтов тех лет Джузеппе Парини (1729—1799) в поэме «День», вышедшей в свет в 1763 году, поразительно показал бессмысленность работы такого рода. Парини был миланцем, но в этом городе аристократы отводили своим слугам ту же участь, что и в Неаполе. В поэме есть эпизод, как « verginecuccia» —хозяйская болонка — укусила слугу, а тот пнул ее ногой. Почтенного и преданного труженика не просто немедленно уволили после многих лет беспорочной службы: он стал «опасным лицом»; ни одна другая знатная семья не принимала его, и ему с семьей пришлось жить без крыши над головой. Неаполь буквально кишел множеством домашней прислуги. Эти люди получали очень маленькое жалованье, но были необходимы, чтобы обозначить социальный статус. Когда видный юрист Шарль Маргерит Жан-Баттист Мерсье Дюпати (1746—1788), генеральный адвокат, а затем председатель судебной палаты в Бордо, совершал поездку по итальянским государствам, изучая проходившие там судебные реформы, и особенности уголовного процесса, он был поражен, то и дело натыкаясь в Неаполе на этих людей. «Пятнадцать тысяч человек здесь только тем и заняты, что бегают перед каретой, а еще пятнадцать тысяч — тем, что бегают за каретой», — писал он в «Письмах об Италии в 1785 году». Сальца Л. Неаполь. От барокко к Просвещению / Лука Сальца. – М.: Вече, 2017, с. 84-87.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |