Положение женщины в империи Цин |
||
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Положение женщины в империи ЦинДоминирующая при Цин идеология — неоконфуцианство, разработанное в эпоху Сун, дополненное в последующие эпохи, — ставила женщину в строго подчиненное мужчине положение. После брака женщина порывала со своей семьей (поскольку входила в семейство мужа), не могла, за исключением весьма редких случаев, требовать развода (между тем как муж мог прогнать жену даже за чрезмерную болтливость — см. гл. V, раздел «Обряды по разным случаям»); в больших семьях они жили в затворе в своих покоях и не могли выходить из них по своему произволению; иногда (в китайских семьях) женщины становились жертвами обычая бинтования ног (см. ниже, раздел «Одежда и украшения») и т. д. Эта система глубочайшего неравноправия выражалась в формуле «трех покорностей и четырех достоинств» (саньцун сыдэ). Три покорности утверждали, что женщина всю жизнь остается в подчинении: отцу до брака, мужу в браке, старшему сыну во вдовстве. Вместе с тем они должны были являть достоинство в четырех областях: в поведении, в разговоре, во внешности и в работе. Но эти общие принципы не всегда строго соблюдались, в зависимости от возраста и положения женщины в семейном клане; в разных семьях они соблюдались по-разному: иные (разделение мужчин и женщин) очень строго, другие менее. В старости женщины могли обретать большую власть в семействе, как, например, бабушка Цзя из «Сна в красном тереме». В целом чем выше было социальное положение семейства, тем строже оно должно было соблюдать правила и неоконфуцианский этикет; таким образом, знатные женщины пользовались гораздо меньшей свободой передвижения, чем женщины из народа. Хотя брак заключался не по любви и юноши с девушками обычно не выбирали супругов (см. гл. V, раздел «Обряды по разным случаям»), некоторые пары обретали супружеское счастье, о чем свидетельствует автобиографический рассказ Шэнь Фу (1763—1825), где он повествует о своей любимой супруге Юнь как о равной себе: «Вкусы и привычки Юнь были так подобны моим, что иногда хватало одного взгляда, движения бровей или руки, чтобы она угадала мою мысль и мои желания. Однажды я ей сказал: "Как жаль, что ты женщина и не можешь свободно выходить из дома. Будь ты мужчиной, мы бы вместе путешествовали, посещали знаменитые места и памятники, ездили бы по свету, куда хотим! Как это было бы дивно!" — "Но это и так возможно, — ответила Юнь. — Когда мы состаримся, то, пожалуй, не поднимемся на Пять гор, но сможем гулять вокруг, съездить в Хуцю и Линъянь, спуститься по реке до Западного озера или подняться до Пиншаня". — "Но в такие годы нам будет уже не так способно ездить", — ответил я. — "Что же, — возразила Юнь, — что мы не сможем сделать в этой жизни — сделаем в другой". — "Тогда, — заметил я, — полагаю, что в следующем воплощении я буду твоей женой, а ты моим мужем". — "Только нам, чтобы вполне насладиться этим, нужно будет сохранить память о нынешней жизни", — сказала на это Юнь» (Шэнь Фу. «Шесть записок о быстротекущей жизни»). Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 253-255.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |