Первые государства в Китае |
|
- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Первые государства в КитаеГлавы из книги: История древнего мира. Ранняя древность. М., 1989. Примечания к лекции 20. Первые государства в Китае.1. В лекции использованы материалы В. В. Малявина и другие, имевшиеся в распоряжении редакционной коллегии. 2. В сино-тибетскую языковую семью в настоящее время входят помимо китайского (ханьского) со многими, частично взаимно непонятными диалектами также вьетнамский и языки тибето-бирманской ветви, включающие кроме тибетского и бирманского также каренский в Бирме и Таиланде и ряд мелких языков в Ассаме (Индия), Бирме и Юго-Западном Китае; к той же семье могут быть отнесены тайские языки: тайский, или сиамский, в Таиланде, шанский в Бирме и ряд других. По гипотезе С. А. Старостина и С. Л. Николаева, сино-тибетские языки (и кетский на Енисее) входят в другой языковой порядок, нежели языки ностратические (куда входят индоевропейские, финно-угорские, алтайские, картвельские, афразийские и т. п.). Однако деление языков на порядки не соответствует (как можно было подумать) делению человечества на первичные большие расы. Так, монголы, принадлежащие к монгольской расе, и хауса в Нигерии, принадлежащие к негроидной расе, относятся по языку к ностратическому порядку, а северокавказцы, которых в расовом отношении считают европеоидами, к ностратическому языковому порядку не относятся. Прародину первых носителей языков сино-тибетской языковой семьи следует искать на востоке Азиатского континента (Юго-Восточная Азия была долго заселена племенами, близкими к веддам Индии, негритосам Филиппин, меланезийцам Тихого океана).— Примеч. ред. 3. Не смешивать с современными шанцами, живущими в Бирме. 4. Несмотря на древность здесь земледелия и горнорудного дела, классовое общество и государство возникло в Юго-Восточной Азии значительно позже.— Примеч. ред. 5. Самый ранний период культуры Яншао — «Баньпо I» — датируется около 4000 г. до н. э. Культуру Яншао ряд ученых связывает с иротокитайскими племенами. 6. Дата раннего Луншаня – конец III в., может быть, начало II тысячелетия до н. э. 7. Ученым неизвестно, как произносились письменные знаки па гадательных костях и шанской бронзе. Поэтому все приведенные ниже звучания являются условными, представляя собой современные чтения тех иероглифов, с которыми исследователи отождествляют соответствующие иньские знаки. 8. Радиокарбонный анализ слоя, где были обнаружены гадательпые кости с надписями, дал дату: 1115 ±90, т. е. XII в. до н. э. 9. Радиокарбонная датировка одной из них: 1085 ± 100 г. до п. э. 10. Однако и китайской письменности можно было, например, к знаку «сердце», обозначающему различные понятия, связанные с чувствами, прибавить «ребусный» знак «восходящего солнца», который может читаться ба[к] — «белый», и тем самым придать составному знаку «сердце + белый» значение па, что значит «бояться». 11. Согласно традиционной китайской историографии, «династия Инь» правила в Китае во II тысячелетии до н. э.; традиционные ее даты — 1766—1122 гг. до н. э.— не противоречат археологическим данным; вообще же следует отметить, что точная датировка событий древней истории Китая начинается лишь с 841 г. до п. э. 12. Особое развитие у шапиев получил культ гор и рек: имена горных и речных богов на гадательных костях исчисляются многими десятками. 13. Ср. «прибежавших в общину» (т. е. беглецов из соседних общин), из которых в значительной мере вербовался персонал храмовых хозяйств раннединастического Шумера (по текстам из Шуруппака).— Примеч. ред. 14. Рока Хуанхэ в те времена протекала недалеко от г. Аньяна. 15. Существуют разные мнения по поводу шанского способа «спаренной вспашки» (оу-гэн). Некоторые полагают, что он означал такую обработку полей, при которой один из работающих сажальным колом делал в земле углубление, а второй помещал в него зерно и засыпал землей, что символизировало магический акт оплодотворения и было частью обряда пахоты и сева как священнодействия. 16. Это, видимо, также свидетельство архаизма шанской религии. Для ранних общинных религий многих народов мира характерно, что верховное божество является так называемым покоящимся богом (deus otiosus), почти не принимающим участия в управлении миропорядком,— Примеч. ред. 17. Как показали исследования, в Юго-Восточной Азии располагается «оловянный пояс», тянувшийся через Южный Китай, Бирму, Таиланд и Малайю. Первая бронза в этом районе, как уже упоминалось, датируется (с возможной ошибкой в несколько столетий) около 3000 г. до н. э. 18. Первоначально и Хоу-цзи выступает как женское божество — «Мать-Просо». 19. При последующей чжоуской историзации мифологического наследия образ Гуня был переосмыслен: в «Шу цзин» Гунь представлен отрицательным персонажем, изгнанным из пределов обитаемого мира обожествленным предком Шунем, вошедшим в пантеон богов Чжоу. 20. Раздел написан В. В. Малявиным. 21. Ср. аналогичное противопоставление вавилонских культов с их «предзнаменованиями» (что не исключало, впрочем, идеи личностного бога) и палестинской пророческой религии.— Примеч. ред. 22. Понятие Чжун го было впоследствии переосмыслено как «Срединное (в Поднебесной вселенной) царство» — в единственном числе, которое стало противопоставляться всему остальному миру как миру «варваров». 23. Это царство следует отличать от другого царства Вэй, обозначаемого иным иероглифом при том же чтении, образовавшегося после распада царства Цзинь в V в. до н. э. в Шаньси. 24. Термин Тянь мин переводится по-разному, в том числе: «Небесное, повеление», «Воля Неба», «Приказ Неба» и т. п. 25. В дальнейшем права общинного триединого совета перешли в руки одного старейшины, за которым по традиции сохранилось название саньлао. Вернуться к оглавлению кн.: Первые государства в Китае. Вернуться к меню: Всё о Китае и китайцах.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |